Внеклассное мероприятие "Именины Домового"

Березовская Лариса Анатольевна

Внеклассное мероприятие "Именины Домового"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imeniny_domovogo.docx201.84 КБ
Microsoft Office document icon rozhdestvenskiy_angel.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  «Ровеньский центр развития и социализации ребенка Российского детского фонда»

C:\Users\Лариса\Desktop\белгород\Домовичок.jpg

Внеклассное мероприятие

«Именины Домового»

Педагог дополнительного  образования

Березовская Лариса Анатольевна

Оборудование: пучки сухой травы, шарики, поздравление на доску, кроссворд, музыка, задания Домового, телеграммы, выставка, подарки, камин, атрибуты народного быта.

Ход занятия

I. Сообщение темы и целей

1. Стихотворение Т. Шарыгиной.

Домовой

От раскаленной крыши

На чердаке теплынь,

И терпким зноем дышит

Ромашка и полынь.

Как хорошо здесь летом!

Просох чердачный хлам.

Сквозь щели тени света

Трепещут по углам.

Когда ты слышишь скрипы,

Шаги над головой,

Шуршанье, кашель хриплый,

Знай - это Домовой.

Он в доме самый старый,

За все несет ответ.

Ворчит на всех домашних

И дом хранит от бед.

Он в полдень отдыхает

На жарком чердаке

А сам напоминает

Сучок на потолке.

2. Слово педагога:

- Русские традиции и обычаи мы должны знать и соблюдать. Сегодня мы поговорим об одном из героев русских традиционных праздников. Вспомним о добром духе дома - о Домовом. Ведь 10 февраля у домового именины.

II. Вступительный рассказ:

- Давным-давно, уж и не упомнишь когда, жили себе люди, детей растили, хлеб сеяли, за домашними животными ухаживали. И вот стали они замечать: в одном хозяйстве все в порядке, дети крепыши, за какое дело хозяева ни возьмутся - все спорится, будто помогает кто.

По народному поверью, домовой - это добрый дух дома, хранитель в ночи хлебного духа в печи. Домовой поглядывает: справно ли хозяйка дом обхаживает, мужу подлаживает, деток поднимает, обряды старины соблюдает?

Когда наши предки оставляли старый дом, то просили: «Батюшка Домовой, кланяемся тебе низехонько, собрали мы свое житье-бытье на новое место. Так и тебя просим, пойдем с нами».

Мало кто видел домового, а вот слышали многие: под печкой кто-то возится, в подполе шуршит, в коридоре топочет. Любит дедушка уют и тепло, вот и ютится где-нибудь в уголке, за печкой, в темном чулане прячется, дремлет там до вечера. А как все в доме уснут, старый хозяин выйдет, весь дом обойдет, где заметит непорядок - поправит.

Чтобы задобрить дедушку, хорошие хозяйки ставят для него кашу. Ровно в полночь приходит он ужинать. Любит он и хлебушек. Отрежет хозяйка краюшку, посолит:

- Прими гостинчик да будь к нам поласковее, хозяин запечный. Кто с домовым дружит - горя не знает. Новый дом без своего домового - пустой, необжитой. Хоть и не в избу - в высотный дом въезжают, а все же на всякий случай впереди новоселов в новую квартиру впускают кошку. Она всю нечисть за собой уводит. Обычай такой до сих пор сохранился.

Ну, а как же переманить на новое место дедушку домового? Открывают двери настежь и говорят: «Милости просим дедушка, к нам на новое жилье!». Или «Дом - домовой, пойдем со мной, веди и домовуху госпожу, как умею награжу».

А как выглядит домовой?

1. Домовой - хозяин запечный.

Шустрый дедушка, не углядишь, а все же кое-кто успел подсмотреть: роста он маленького, с пенек, на человека похож, только весь шерстью оброс. Борода длинная, седая, в белую рубаху одет, а обут в лапти или в валенки. Хорошим хозяевам приносит пользу, а плохих наказывает. Он - тайный хозяин дома, хранитель домашнего очага. Бережлив и расчетлив, не любит лишних расходов. Если жилье домовому по душе, то он верно и преданно служит семье. Завоевать симпатию домового не трудно - хорошо веди домашнее хозяйство, содержи дом в уюте и тепле.

(Ребята показывают свои рисунки «Как я представляю домового»)

- У Домового есть дальняя родня. Во дворе живет дворовой, в баньке - банник, в овине - овинник. Есть у него и жена кикимора.

2. Кикимора.

Живет в избах, в печках. С виду тоненькая, не толще соломинки, маленькая, серенькая, головка с наперсточек. При этом у нее зоркие глазки. Не отличается добротой. По ночам Кикимора вылезает из печи и балуется: путает пряжу, расплетает вязание, пугает топотом, стуком и хохочет. Людей не очень любит и способна вовсе из дома выгнать.

(Демонстрация рисунков детей).

3. Дворовой.

Живет в каждом дворе. Похож на домового. Следит за порядком во дворе. Отвечает за животных и хозяйство. Дружит с козлом и собакой и насылает болезни на тех животных, которых невзлюбил. Если дворовому понравился хозяин, то ему будет во всем везти.

(Демонстрация рисунков детей).

4. Овинник.

Селится в дальнем углу овина (сарая, где сушили снопы). Овинник похож на огромного черного лохматого кота, глаза у него горят как раскаленные угли. Он следит за укладкой снопов и за их просушкой. Его стараются задобрить, кладут в овин пироги.

(Демонстрация рисунков детей).

5. Банник.

Живет в бане. Обычно невидим, ночью шуршит среди веников. Те, кому, довелось с ним повстречаться, описывают его как маленького, худенького, беззубого старика. Чтобы его задобрить, в бане оставляют кусок ржаного хлеба, посыпанного солью, немного воды в кадушках, маленький кусочек мыла и веник.

Дедушка-домовой, хозяин запечный - самый добрый, любит чистоту и порядок.

IV. Приходит домовенок.

- Здравствуйте, узнали кто я?

- Правильно. Только я еще молод. И поэтому называют меня домовенком. Пришел я к вам в гости. Хочу дать советы, как вести хозяйство.

1. Набери в эмалированную кастрюлю 273 г чистой воды, закрой кастрюлю крышкой. Произнеси ровно 2703 раза без остановки колдовское слово «каырву», и вода в кастрюле закипит.

2. Если в тарелку с нелюбимой овсяной кашей добавить 1,5 кг молотого красного перца, уже никто не заставит тебя эту кашу есть.

3. Если у селедки появился неприятный запах, следует с полчасика подержать ее в бензине. Потом и выбросить не жалко.

! Это даже я знаю. Так ему и надо, двоечнику.

Разгадывание кроссворда.

 (Кроссворд вывешивается на доске).

1. Нечистая сила из «Сказки о попе и работнике его Балде». (Бес)

2. Какой предмет мебели является особо почитаемым в избе? (Стол)

3. Обувь надевает не на ту ногу, правого уха не имеет. Кто это? (Леший)

4. Что являлось символом достатка, изобилия и благополучия в доме? (Хлеб)

5. Какое животное считалось воплощением слабости, робости? (Заяц)

6. Что в доме должно было являться непреодолимым препятствием для нечистой силы? (Порог)

7. Злодей - долгожитель. (Кощей)

8. Был у домового брат, отвечающий за животных и хозяйство. Кто это? (Дворовой)

9. Иногда женой домового называют домовиху, а иногда... Кого? (Кикимору).

 Итоги занятия.

Прочитайте начало предложений и продолжите их:

Меня удивило...

Мне запомнилось...

Заключительное слово:

Мы желаем всем, чтобы в вашем доме было счастье, достаток и благополучие. Не забывайте угождать и ублажать своего домового. А чтобы не забывали, дарим нашим гостям маленького домовенка, которого дети сделали своими руками!

Всего хорошего!



Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  «Ровеньский центр развития и социализации ребенка имени Российского детского фонда»

Мастер класс для девочек.

Тема «Рождественский подарок».

Педагог дополнительного  образования

Березовская Лариса Анатольевна

Цели занятия: 

Образовательные:

  • знакомство с одним из основных христианских праздников – Рождество Христово;
  • начальные сведения об одном из двунадесятых праздников Русской православной церкви
  • знакомство с рождественскими песнями разных народов мира

Воспитательные:

  • духовно-нравственное воспитание детей через формирование эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, доброжелательности
  • способствовать становлению чувства патриотизма и толерантности через формирование навыка понимания и сопереживания чувствам других людей

Коррекционно - развивающие:

  • способствовать формированию творческого мышления, развитию внимания и памяти через изготовление текстильной куклы

Методическое обеспечение: презентация к занятию; фрагменты рождественских песнопений; Техническое обеспечение: компьютер

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация учащихся.

Приветствие.

 II. Актуализация знаний детей по теме.

Выявление знаний, накопленных сведений о наименовании, дате, сути праздника

III. Основной этап.

Слайд 1.

Титульный лист.  

Слайд 2.

Две тысячи лет прошло с тех пор, как родился Спаситель мира Иисус Христос. Произошло это величайшее чудо на святой земле Палестины, в маленьком городке Вифлееме.

Слайд 3.

До 1917 г. Праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России. В ночь на 25 декабря по старому стилю (7 января по новому стилю) по всей стране в малых и больших церквах совершалось торжественное богослужение.

Слайд 4.

Россияне ещё накануне праздника украшали в домах любимую с детства рождественскую ёлку. Лесная красавица пришла в Россию из западных стран относительно недавно – при Петре 1. Вечнозелёные ели и другие растения (можжевельник, лавр, омела) были символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

Слайд 5.

Для того, чтобы рассказать историю праздника,  обратимся к евангельскому повествованию. В тот период в стране Иудее правил царь Ирод. И страна, и царь находились под властью Римской империи. Император Август повелел провести перепись в Иудейской земле. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Родители Девы Марии и старца Иосифа, в доме которого она жила, происходили из Вифлеема. И когда Марии пришло время родить, они отправились в Вифлеем.

Слайд 6.

Мест ни в домах, ни на постоялых дворах не было. Они остановились за городом, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду. Это место называлось «вертеп».

Слайд 7.

Ночью у Девы Марии родился Младенец – Сын Божий, Спаситель мира. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота.

Слайд 8.

Об этих событиях рассказывает и стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда».

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе        

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями тёплая дымка плыла…

Он спал, весь сияющий в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Слайд 9.

Тем временем в Иерусалим прибыли из далёкой восточной страны волхвы, или мудрецы, - учёные люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звёзд. Они увидели, как на небе возникла новая необычная звезда.

Во владеньях инея и снега

Расцвели хрустальные сады.

К нам в окошко с праздничного неба

Льётся свет Рождественской звезды.

Увидев её, волхвы поняли, что ожидаемый Спаситель мира родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь и поклониться ему.

Слайд 10.

Ирод, прослышав о появлении необычной звезды и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, поэтому он принял решение убить младенца.

Волхвы вновь увидели ту самую новую звезду, которая явилась им на востоке, на сей раз она, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Волхвы вошли в пещеру и поклонились Иисусу до земли. Они принесли ему дары.

Слайд 11.

А рядом, неведомая перед тем…

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то, и три звездочёта

Спешили на зов небывалых огней.

…Вдруг кто-то в потёмках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Слайд 12.

Все эти события более чем двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства и далёкого прошлого, и современности.

Все песни о «рождественском чуде» полны радости и удивительно напевны, ни в одной из них нет ликования. Они воспевают душевный покой и приобщают к великой тайне.

Ф. Груберг «Тихая ночь»

Слайд 13.

Придя на Русь, христианство не нарушило её национальной самобытности, а, наоборот, обогатило культуру народа и его быт. Так, например, крестьяне праздновали Рождество весьма своеобразно, исходя из своих знаний о рождении Иисуса Христа.

В сочельник (день накануне праздника) до самого вечера, точнее до появления на небе первой звезды (в воспоминание о вифлеемской) никто ничего не ел и не садился за стол.

Слайд 14.

На широком небосклоне,

В звёздном ярком хороводе

Светит дивная звезда.

Всюду луч она заронит,

Где людское горе стонет,-

В сёла, рощи, города.

Луч доходит до светлицы

И крестьянки, и царицы,

И до птичьего гнезда.

Он вскользнёт и в дом богатый,

И не минет бедной хаты

Луч волшебный никогда…

Всюду ярче радость блещет,

Где тот звёздный луч   трепещет

И не страшна там беда,

Где засветится звезда.

И. Гриневская 

Слайд 15.

В обычае было с самого утра 25 декабря (7 января) славить Христа на улицах и площадях. Обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравлениями, песнями, со звездою или вертепом назывался колядованием или славлением.

Слайд 16.

Вертеп представлял собой ящик, сделанный в виде пещеры. Внутри него помещались деревянные фигурки и были зажжены свечи. Славильщики двигали фигурки и разыгрывали сцены рождения Христа.

Слайд 17.

Звезду делали из бумаги величиной более полуметра, раскрашивали красками и освещали изнутри свечами, отчего рисунок и лучи звезды становились прозрачными.

Слайд 18.

При этом совершались песнопения о рождении Младенца Иисуса, а в заключение добавлялись от себя различные песни или колядки.

Звучит колядка…

IV. Практическая работа.

Изготовление тряпичной куклы «Белоснежный Ангел»

IV. Обобщение

- С каким праздником мы сегодня познакомились? --- …

- Это народный или церковный праздник? --- …

- Чему посвящен праздник? --- …

- В каком городе родился Иисус? --- …

- Что зажглось на небе? --- …

- Что характерно для рождественских песнопений? --- …

- Как называется обряд хождения по домам в Рождество с поздравлениями, песнями, со звездою или вертепом? --- …

VI. Итог