Обобщение педагогического опыта «Традиционные методы и инновационные формы обучения, развития, воспитания личности средствами хореографического искусства»

Петрова Оксана Владиленовна

 

МОУ «Гимназия “Дмитров”»

 

 

 

 

 Обобщение педагогического опыта

«Традиционные методы и инновационные формы обучения, развития, воспитания личности средствами хореографического искусства»

 

 

 

 

 

 

Петрова Оксана Владиленовна

                                                                   педагог дополнительного образования

 

 

 

 

г. Дмитров, 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание опыта

I. Информация об опыте.

1. Условия возникновения, становления опыта.

2. Актуальность опыта.

3. Ведущая педагогическая идея опыта.

4. Длительность работы над опытом.

5. Диапазон опыта.

6. Теоретическая база опыта.

II. Технология опыта.

1. Цели и задачи развития гармоничной личности учащегося.

2. Методы и формы развития творческих навыков, описание особенностей

технологии их применения.

3. Применение игры на уроках хореографии

4. Технология реквизитного украшения танца

5. Технология здоровьесбережения

III. Результативность опыта.

 

 

 

 

 

 

 

I. Информация об опыте

1. Условия возникновения, становления опыта

 Дополнительное образование в современных условиях в последнее время

стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов

развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные

приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем.

Однако нельзя не признавать при этом также возрастающие запросы общества

требующих новых инновационных формы и методов подхода к обучению.

Современный социальный заказ требует от школы создать условия для более

осознанного и качественного самоопределения обучающихся, адаптировать

систему образования к рынку труда и запросам на образовательные услуги.

 Современная школа повернулась сегодня к личности ребенка и, помня о

его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-

психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная

стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и

самоорганизации жизни, достойной человека.

 Преподаватель, как организатор образовательного процесса, вводит его в

мир современной культуры, помогает каждому ребенку постигать и проживать

жизнь, достойную человека, раскрывая перед ребенком ее культурное

содержание традиций и восходя с ним вместе каждодневно на уровень

современной культуры. С этой точки зрения воспитание можно было бы

определить как перевод социальной ситуации развития ребенка в

педагогическую, высвечивающую для ребенка социальное значение явлений

мира и личностный смысл тех же явлений.

Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр

хореографического искусства предоставляет свои возможности познания

окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

 

 Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно

называют преподаванием, а деятельность ученика – учением. Термин

преподавание следует считать условным, поскольку учитель не только

преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся.

Учение танцу не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит

освоение обобщённого традиционного опыта, накопленного человечеством в

виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при

помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми

навыками.

 Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с

учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс в

соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он

систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое

обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он отталкивается от

традиционных методов и форм обучения хореографии, но изыскивает

наиболее рациональные инновационные пути развития своих учеников.

Обучение происходит в постоянном общении учащихся с учителем со

сверстниками, что оказывает большое влияние на характеры протекания

творческой деятельности. На базе этого создаются многообразные отношения,

которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние на учение

благодаря обмену и научной информацией, поддержке и взаимопомощи в

поиске, общественной оценки результатов учебного труда.

 2. Актуальность опыта

 Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и

сложными положениями тела наиболее интересны для подростков. Тут

возникает вопрос: как сделать так, чтобы современный танец стал

привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец

может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и

хореографической изобретательностью. Изобретательность отнюдь не

означает уменье "наворачивать" эффекты, поражать детей и зрителей какими-

то танцевальными трюками и сложностями. Хореографическая

изобретательность в моем понимании состоит в таланте сочинения танца, со

своей "изюминкой" и сюжетом. Например, одна только школа может

подсказать хореографу множество идей: это взаимоотношения девочек и

мальчиков, школьные праздники, спорт, юмор и многое другое.

 В процессе работы из всего многообразия практического материала,

предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического

искусства, можно выделить движения классического, народного, современного

и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие

личности и доступные для освоения детям, не обладающих

хореографическими способностями.

3. Ведущая педагогическая идея опыта

 Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное

начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную

лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает

определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта

красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек

глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в

жизни.

 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы

активизировать на уроках хореографии творческие проявления учащихся,

усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора.

 Творческие проявления детей на занятиях должны иметь

целенаправленный, активный и эмоциональный характер. Для этого

необходим некоторый анализ индивидуальных способностей учащихся и

разработка методов постепенного внедрения творческих заданий на уроках.

 Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни

мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский

отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в

юном возрасте.

 В современном понимании для обучения хореографии характерны

следующие признаки:

• цель (общая, как освоение навыков хореографии), задачи;

• совместная деятельность учителя и учащихся;

• преподавание основ и методики классического и народного танцев;

• тренировка, то есть самостоятельная работа учащихся;

• организация учебного и творческого процесса;

• соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

• одновременное осуществление эстетического и нравственного

воспитания, физического развития детей, формирование чувства

коллективизма.

 Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к

учению, их стремлению к творческому познанию, способностью осознанно и

самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Ученик не только объект

обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Для создания условий раскрытия и

развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой

мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого

результата используются различные методы работы.

 Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и

инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим

коллективом.

 Традиционные технологии образования основной единицей учебного

процесса имели урок (индивидуальное занятие, репетицию), который в

основном носит репродуктивно-практический характер и решает множество

целей и задач всего образовательного процесса и прежде всего освоение

учебного (концертного) репертуара. Чаще всего в традиционном обучении

репертуар является целью обучения и качество его исполнения определяет

качество образования учащихся. В образовательном процессе используются

как традиционные, так и современные педагогические технологии.

Современные технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего

на содержание образования посредством репертуара. При таком подходе

репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы,

методы и технологии обучения и воспитания. Цели, задачи, содержание

обучения определяется в образовательных программах по предметам,

предусматривающих и общие требования к уровню, сложности, объему

учебного репертуара в каждом конкретном классе. Особенностью

современного образования является и ориентация на проведение диагностики

результативности обучения, воспитания, развития учащихся и качества

образовательного процесса.

 К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и

рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание

танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития

хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.

 Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты:

современные педагогические технологии развития лидерских способностей;

педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития

межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического

искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого

поколения; методы создания художественной среды средствами танца.

4. Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет пять лет. Я заметила, что на уроках хореографии дети лучше запоминают теоретическую и практическую

часть, если они выполняли какое-либо творческое задание на изучаемую тему.

 Совместная деятельность педагога и учащегося очень важная часть

общения, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность

педагога в воспитании творческой личности с учетом индивидуальности

каждого. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере

хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое

творчество обладает определенными неиспользованными резервами в

повышении эффективности системы художественного воспитания молодого

поколения. Мой педагогический опыт представляет

собой применение комплексного способа разучивания танцевальных

комбинаций на основе приема известного каждому практикующему педагогу

«от простого к сложному» для развития танцевальных способностей

воспитанников.

Данный способ включает в себя:

- визуальный контакт (наглядная подача материала самим педагогом, также

при современных технологиях возможно знакомство с новыми

танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр, как

отдельных видео уроков, так и выступления образцовых хореографических

коллективов);

- теоретический аспект (объяснение правил и методик выполнения движений

и элементов азбуки хореографии с учетом возрастных и физических

особенностей детей, степени их подготовленности к выполнению задания);

- практика (разучивание и проработка элементов танцевальной связки в

комбинации, закрепление разученного путем многократного повторения,

тренировка мышечной памяти);

- здоровое лидерство (предполагает на практических занятиях (уроках или

репетициях) оценить достоинства и недостатки в сравнении,

проанализировать работу каждого ученика и обратить его внимание на

недоработку либо похвалить тех которые достигли в обучении хороших

результатов и на которых необходимо равняться всем; также дается установка

на домашнее задание).

5. Диапазон опыта

 Диапазон данного опыта представляет собой аудиторную систему занятий

по предметам хореографии с учащимися школы искусств, репетиционные

занятия на сцене большого зала школы, внеурочные (домашние) задания, а

также внеклассную работу (посещение с детьми школьных мероприятий,

концертов, выставок, подготовка учеников к зональным, областным,

всероссийским и международным конкурсам различного уровня).

6. Теоретическая база опыта

 При обобщении своего педагогического опыта я опиралась на работы

следующих авторов:

1. Ариарский, М.А. Общекультурное развитие личности в системе

непрерывного профессионального образования. Казань: Данис, 2007.

2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.

3. Астахов, А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986.

4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. Москва, 1995.

5. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе

эстетического и нравственного воспитания: учеб.-метод, пособие для

клубных работников. Москва, 1986.

6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия,

2002.

7. Галич, Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения:

дис. канд. психол. наук. - Казань, 1999.

8. Боякова Е. В. Играем в музыку //Музыкальный руководитель. – 2009. - №4. –

С.21-23.

9. Буренина А. И.., Родина М. И. Кукляндия: Учеб.-метод. Пособие по

театрализованной деятельности. – СПб: Музыкальная палитра, 2008.

10. Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей

дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: Учеб.-

метод.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002

11. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.

12. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

13. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.

В этих работах приводятся конкретные примеры формирования и

развития творческих способностей учащихся.

 II. Технология опыта

1. Цели и задачи развития гармоничной личности учащегося

 Главные цели и задачи моей педагогической деятельности направлены

на развития целостного представления у детей о хореографическом виде

искусства, а также на приобретение ими начальных (опорных) знаний, умений

и навыков.

 В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение

каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Учащийся

должен знать, что исполнение тех или иных движений не просто "прихоть"

учителя, а целенаправленное выполнение задач учебно-тренировочной работы.

Нужно объяснять им, что в искусстве танца нет "потолка", что каждое

танцевальное движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться

до бесконечности. Но, как бы, ни важно было техническое совершенство

танца - это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя

превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует

помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить

художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией,

учащийся не просто выучит определенное количество движений и танцев, но

на каждом занятии будет познавать своеобразный, выразительный язык

хореографического искусства, получит представление о танце, где тесно

переплетаются музыка и пластика.

 Развитие личности ребенка  идет не только на уровне учебных занятий, но и активно на

досуговых внеклассных и внешкольных мероприятиях. В своей работе

стараюсь, чтобы применяемые мною формы, методы педагогической работы

соответствовали интересам и потребностям молодого поколения.

2. Методы и формы развития творческих навыков учащихся

 Эта технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии

включает в себя две известные традиционные формы обучения

индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить

разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная методика

работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью

индивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная

работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих

индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей;

группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять

из участников какого-либо танца или этюда);

• коллективная форма (такая форма применяется для проведения

сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например,

задействовано несколько возрастных групп);

• индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными

детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших

пройденный материал, отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического

коллектива в достижении высокого творческого результата.

3. Применение игры на уроках хореографии

 Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей

деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в

форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет о том, чтобы сделать игру

органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики или танца не должна

являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает

на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.

Применение игровых форм деятельности на уроках хореографии

помогает детям без принуждения овладевать двигательными навыками,

учиться понимать и передавать тончайшие импульсы настроения и эмоций,

развивать навыки сотрудничества, активного творческого взаимодействия с

другими детьми и с взрослыми на основе познавательных интересов. Игровая

ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка

на музыкальную деятельность. Разнообразные игры позволяют повысить

эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей,

сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным. Радость

творчества, активное взаимодействие с преподавателем в процессе игровой

деятельности уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и

навыков на позицию творческой активности, инициативы и

самостоятельности. В рамках игры, возможно, решить практически все

образовательные задачи и именно органичное сочетание систематического

обучения и творческого, игрового начала даёт возможность комплексно

подойти к развитию личности ребёнка.

Хочется отметить, что игра является ведущим видом деятельности в

детстве. С самого раннего возраста она сопровождала ребёнка в древности и не

в коей мере не утратила своего значения для воспитания, развития и

взросления детей в наше время.

Игра выполняет все важнейшие функции детства:

• коммуникативную,

• креативную,

• воспитательную,

• образовательную,

• познавательную,

• рекреационную,

• гиденистическую (удовольствия).

Настоящая игра для ребёнка – это необъятный опыт успешности и поражения,

социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий

и их последствий, которые бывают самыми неожиданными. Именно в игре

развиваются качества, которые становятся основой успешного обучения –

самосознание, воля и произвольность, целеустремлённость, способность

планирования и последовательности действий. Игра – оптимальное психолого-

педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие

ребёнка.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы

действий, игровой замысел, игровой материал, правила. Особенность игр,

проводимых на занятиях хореографии – музыкальное сопровождение

(вокальное, инструментальное). Б.М.Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама

по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с

другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение

музыки развивается до широчайших пределов». Музыка оказывает

эмоциональное воздействие на детей, вызывает радостные эмоции,

содействует подъёму настроения. Она облегчает выполнение движений,

которые становятся более чёткими и энергичными, либо плавными и

выразительными, в зависимости от её характера. Музыка организует, помогает

двигаться согласованно, а также способствует музыкальному развитию. Дети

начинают чувствовать форму произведения, учатся ощущать сильную долю

такта, высоту звучания, динамику, темп. действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия,

сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических

рисунков мелодии. Согласованность текста с музыкой, движением

способствует детскому перевоплощению, проявлению большей

самостоятельности при выборе способов действий и средств художественной

выразительности для передачи образа (интонация, мимика, жест, пластика).

Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребёнка быстроту

реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и

двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка

можно рассматривать в трёх аспектах:

- физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений

повышает общий жизненный тонус. Регулирует деятельность сердечно-

сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует

произвольность психических функций;

- психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную

сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических,

коммуникативных нарушений;

- педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка

способность эстетически воспринимать действительность и приобретать

социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

• Коррекционные:

- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической

мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства

голоса (высота, темп, динамика, ритм) и координации движений;

- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов,

движения.

• Оздоровительные:

- укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-

мышечного аппарата;

- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;

- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и

физическое напряжение);

- развитие быстроты двигательной реакции.

• Образовательные:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

• Воспитательные:

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- формирование эстетическое отношения к окружающему;

- развитие чувств, эмоций высшего порядка.

• Развивающие:

- познавательную активность;

- устойчивый интерес к действию;

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно

выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, объяснение и

освоение детьми игрового содержания. На втором этапе идёт формирование

двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем – осуществляется

автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность

детей.

Игровой материал рекомендуем использовать в каждой части урока: в

начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-

психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности,

предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес детей.

Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической прямой, то

есть для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей

психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.

Особое внимание следует уделять следующим играм:

- развивающим выразительность жестов;

- формирующим умение действовать с воображаемыми предметами;

- закрепляющим навыки передачи в ритмопластических импровизациях

черты разных характеров, оттенки настроений;

- совершенствующим навыки воспроизведения музыкальных образов с

помощью мимики и жеста.

Следует учитывать, что игры, следующие друг за другом и требующие

сосредоточенности, направленные на развитие одного навыка, утомляют

ребёнка. Игры следует комбинировать и сочетать, чтобы они оказывали

разностороннее воздействие.

Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры

способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Мною

применяется методика проведения традиционных занятий для групп младшего

дошкольного и школьного возраста, где в ходе урока дети получают задание

изобразить различных сказочных персонажей, музыкальные игры позволяют

детям в игровой форме не заметно для себя раскрывать свои творческие

способности, проявлять активность. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению

эмоциями, пониманию прекрасного. На примере такого занятия можно

проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики

приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений

природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также

развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки

творчества.

4. Технология реквизитного украшения танца

 Хореографические постановки полны творческих задумок, которые

требуют для передачи образа использование реквизита. Внедряемая мною

технология использования реквизитного материала в постановочной работе

выступает как дополнительная внеклассная творческая форма работы, которая

позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала,

проявить свои творческие способности. Это позволяет обеспечить высокую

личную заинтересованность каждого обучающегося и их родителей в

подготовке концертного хореографического номера.

Танцевальные конкурсы способствуют развитию дружественных

отношений между детьми из других городов и стран, позволяют лучше узнать

историю и культуру многочисленных народов, показывают свои достижения и

укрепляют интерес к танцу. Но главные достижения моих детей это не только

высокие результаты и победы, но и правильная осанка, пластичность,

грациозность, уравновешенность, укрепление здоровья, формирование

сильного и гибкого тела.

5. Технология здоровьесбережения

 При работе с детьми необходимо знать возрастные особенности, без

которых невозможно верно определить содержание и направление обучения.

Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих

специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного образования.

Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые:

тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим,

длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное,

несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к

нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам,

пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти

факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма,

но и к серьёзным функциональным заболеваниям.

Меня не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников.

Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального,

нравственного и духовного состояния человека. Хореография – искусство,

любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного

эстетического совершенствования ребенка, для него гармоничного духовного и

физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку,

тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную

сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография

предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со

здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогам, уделяется большое внимание

работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

 Для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро

устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны

долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить

внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых

навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц, недостаточно

развитая сердечно - сосудистая система - все эти особенности требуют от

педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок и чередования

быстрого темпа с умеренны и медленным. У детей недостаточно развит

анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная

чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать

музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве.

 Развитие органов чувств, сенсорных умений и

совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей

обучения. Как бы, ни важно было техническое совершенство танца - это не

должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в

механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что

овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий

характер. Тогда, занимаясь хореографией, учащийся не просто выучит

определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии будет

познавать своеобразный, выразительный язык хореографического искусства,

получит представление о танце, где тесно переплетаются музыка и пластика.

 В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации

учебного процесса. Применяя данную технологию, ставлю перед собой

следующие задачи:

1) организация уроков или репетиций с наибольшим эффектом для

сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей,

правильного дыхания при обучении;

2) создание на уроках благоприятной атмосферы, условий для проявления

интереса и радости в процессе обучения;

3) мотивация на здоровый образ жизни (эстетическое воспитание);

4) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией –

способ поддержания здоровья, развития тела.

 В своей многолетней педагогической работе я также использую

проведение досуговых мероприятий для воспитанников и их родителей. Как

показывает практика это, во-первых, вызывает большой интерес у детей. Так

как они сами украшают зал, готовят конкурсы и творческие задания для

команд-соперников и для болельщиков (родителей). Готовят призы и

подарки участникам, составляют музыкальную программу для дискотеки, а

во-вторых, таких мероприятия еще больше сплачивает детей, и развивают в

них чувство коллективизма.

 III. Результативность опыта

 Целью моей педагогической деятельности является индивидуальный

подход к каждому обучающемуся, чтобы помочь раскрыть его творческие

таланты и способности, научиться общаться, выражать себя, чувствовать себя

уверенно в жизни, способного адаптироваться в современном обществе.

Развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача

педагогики. Если на уроках педагогом создаётся благоприятная обстановка для

проявления творческих способностей учащегося, то именно от него будет зависеть,

 станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное,

творческой личностью.

Профессия педагога  –  это самое большое счастье в моей жизни, а главные

люди в ней – это дети.

 

 

Список литературы: Обобщение педагогического опыта Сегеда С.М.

1. Ариарский, М.А. Общекультурное развитие личности в системе

непрерывного профессионального образования . Казань: Данис, 2007.

2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.

3. Астахов, А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986.

4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. Москва, 1995.

5. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе

эстетического и нравственного воспитания: учеб.-метод, пособие для

клубных работников. Москва, 1986.

6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия,

2002.

7. Галич, Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения:

дис. канд. психол. наук. -Казань, 1999.

 8. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. –

Ярославль: Академия развития, 2008.

9. Боякова Е. В. Играем в музыку //Музыкальный руководитель. – 2009. -

№4. – С.21-23.

10.Буренина А. И.., Родина М. И. Кукляндия: Учеб.-метод. пособие по

театрализованной деятельности. – СПб.: Музыкальная палитра, 2008.

11.Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей

дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: Учеб.-

метод.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002

12. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.

13. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

14. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.

15 . Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.

16. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное

воспитание,1991.№12.

17. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с

хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина.

Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт

образования.2005.

18. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию

у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. –

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ped_opyta.docx42.76 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия “Дмитров”»

 Обобщение педагогического опыта

«Традиционные методы и инновационные формы обучения, развития, воспитания личности средствами хореографического искусства»

Петрова Оксана Владиленовна

                                                                   педагог дополнительного образования

г. Дмитров, 2014

 

Содержание опыта

I. Информация об опыте.

1. Условия возникновения, становления опыта.

2. Актуальность опыта.

3. Ведущая педагогическая идея опыта.

4. Длительность работы над опытом.

5. Диапазон опыта.

6. Теоретическая база опыта.

II. Технология опыта.

1. Цели и задачи развития гармоничной личности учащегося.

2. Методы и формы развития творческих навыков, описание особенностей

технологии их применения.

3. Применение игры на уроках хореографии

4. Технология реквизитного украшения танца

5. Технология здоровьесбережения

III. Результативность опыта.

I. Информация об опыте

1. Условия возникновения, становления опыта

 Дополнительное образование в современных условиях в последнее время

стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов

развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные

приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем.

Однако нельзя не признавать при этом также возрастающие запросы общества

требующих новых инновационных формы и методов подхода к обучению.

Современный социальный заказ требует от школы создать условия для более

осознанного и качественного самоопределения обучающихся, адаптировать

систему образования к рынку труда и запросам на образовательные услуги.

 Современная школа повернулась сегодня к личности ребенка и, помня о

его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-

психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная

стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и

самоорганизации жизни, достойной человека.

 Преподаватель, как организатор образовательного процесса, вводит его в

мир современной культуры, помогает каждому ребенку постигать и проживать

жизнь, достойную человека, раскрывая перед ребенком ее культурное

содержание традиций и восходя с ним вместе каждодневно на уровень

современной культуры. С этой точки зрения воспитание можно было бы

определить как перевод социальной ситуации развития ребенка в

педагогическую, высвечивающую для ребенка социальное значение явлений

мира и личностный смысл тех же явлений.

Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр

хореографического искусства предоставляет свои возможности познания

окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

 Обучение – это двусторонний процесс. Деятельность учителя обычно

называют преподаванием, а деятельность ученика – учением. Термин

преподавание следует считать условным, поскольку учитель не только

преподаёт (преподносит) знания, но ещё и развивает и воспитывает учащихся.

Учение танцу не только процесс овладения тем, что дано преподаванием, это сложный процесс познавательной деятельности, в котором происходит

освоение обобщённого традиционного опыта, накопленного человечеством в

виде знаний, это и приобретение индивидуального опыта познания при

помощи самостоятельного оперирования знаниями, овладения необходимыми

навыками.

 Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с

учителем, под его руководством. Учитель направляет этот процесс в

соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, он

систематизирует, конкретизирует содержание обучения, придаёт логическое

обоснование знаниям, которым овладевают учащиеся, он отталкивается от

традиционных методов и форм обучения хореографии, но изыскивает

наиболее рациональные инновационные пути развития своих учеников.

Обучение происходит в постоянном общении учащихся с учителем со

сверстниками, что оказывает большое влияние на характеры протекания

творческой деятельности. На базе этого создаются многообразные отношения,

которые, хотя и косвенно, оказывают значительное влияние на учение

благодаря обмену и научной информацией, поддержке и взаимопомощи в

поиске, общественной оценки результатов учебного труда.

 2. Актуальность опыта

 Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и

сложными положениями тела наиболее интересны для подростков. Тут

возникает вопрос: как сделать так, чтобы современный танец стал

привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец

может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и

хореографической изобретательностью. Изобретательность отнюдь не

означает уменье "наворачивать" эффекты, поражать детей и зрителей какими-

то танцевальными трюками и сложностями. Хореографическая

изобретательность в моем понимании состоит в таланте сочинения танца, со

своей "изюминкой" и сюжетом. Например, одна только школа может

подсказать хореографу множество идей: это взаимоотношения девочек и

мальчиков, школьные праздники, спорт, юмор и многое другое.

 В процессе работы из всего многообразия практического материала,

предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического

искусства, можно выделить движения классического, народного, современного

и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие

личности и доступные для освоения детям, не обладающих

хореографическими способностями.

3. Ведущая педагогическая идея опыта

 Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное

начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную

лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает

определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта

красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек

глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в

жизни.

 Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы

активизировать на уроках хореографии творческие проявления учащихся,

усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора.

 Творческие проявления детей на занятиях должны иметь

целенаправленный, активный и эмоциональный характер. Для этого

необходим некоторый анализ индивидуальных способностей учащихся и

разработка методов постепенного внедрения творческих заданий на уроках.

 Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни

мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский

отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в

юном возрасте.

 В современном понимании для обучения хореографии характерны

следующие признаки:

• цель (общая, как освоение навыков хореографии), задачи;

• совместная деятельность учителя и учащихся;

• преподавание основ и методики классического и народного танцев;

• тренировка, то есть самостоятельная работа учащихся;

• организация учебного и творческого процесса;

• соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

• одновременное осуществление эстетического и нравственного

воспитания, физического развития детей, формирование чувства

коллективизма.

 Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к

учению, их стремлению к творческому познанию, способностью осознанно и

самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Ученик не только объект

обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Для создания условий раскрытия и

развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой

мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого

результата используются различные методы работы.

 Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и

инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим

коллективом.

 Традиционные технологии образования основной единицей учебного

процесса имели урок (индивидуальное занятие, репетицию), который в

основном носит репродуктивно-практический характер и решает множество

целей и задач всего образовательного процесса и прежде всего освоение

учебного (концертного) репертуара. Чаще всего в традиционном обучении

репертуар является целью обучения и качество его исполнения определяет

качество образования учащихся. В образовательном процессе используются

как традиционные, так и современные педагогические технологии.

Современные технологии и содержание обучения ориентируется прежде всего

на содержание образования посредством репертуара. При таком подходе

репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы,

методы и технологии обучения и воспитания. Цели, задачи, содержание

обучения определяется в образовательных программах по предметам,

предусматривающих и общие требования к уровню, сложности, объему

учебного репертуара в каждом конкретном классе. Особенностью

современного образования является и ориентация на проведение диагностики

результативности обучения, воспитания, развития учащихся и качества

образовательного процесса.

 К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и

рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание

танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития

хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.

 Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты:

современные педагогические технологии развития лидерских способностей;

педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития

межличностного общения в коллективе; интеграцию хореографического

искусства в условиях всеобщей компьюторизированности молодого

поколения; методы создания художественной среды средствами танца.

4. Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет пять лет. Я заметила, что на уроках хореографии дети лучше запоминают теоретическую и практическую

часть, если они выполняли какое-либо творческое задание на изучаемую тему.

 Совместная деятельность педагога и учащегося очень важная часть

общения, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность

педагога в воспитании творческой личности с учетом индивидуальности

каждого. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере

хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое

творчество обладает определенными неиспользованными резервами в

повышении эффективности системы художественного воспитания молодого

поколения. Мой педагогический опыт представляет

собой применение комплексного способа разучивания танцевальных

комбинаций на основе приема известного каждому практикующему педагогу

«от простого к сложному» для развития танцевальных способностей

воспитанников.

Данный способ включает в себя:

- визуальный контакт (наглядная подача материала самим педагогом, также

при современных технологиях возможно знакомство с новыми

танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр, как

отдельных видео уроков, так и выступления образцовых хореографических

коллективов);

- теоретический аспект (объяснение правил и методик выполнения движений

и элементов азбуки хореографии с учетом возрастных и физических

особенностей детей, степени их подготовленности к выполнению задания);

- практика (разучивание и проработка элементов танцевальной связки в

комбинации, закрепление разученного путем многократного повторения,

тренировка мышечной памяти);

- здоровое лидерство (предполагает на практических занятиях (уроках или

репетициях) оценить достоинства и недостатки в сравнении,

проанализировать работу каждого ученика и обратить его внимание на

недоработку либо похвалить тех которые достигли в обучении хороших

результатов и на которых необходимо равняться всем; также дается установка

на домашнее задание).

5. Диапазон опыта

 Диапазон данного опыта представляет собой аудиторную систему занятий

по предметам хореографии с учащимися школы искусств, репетиционные

занятия на сцене большого зала школы, внеурочные (домашние) задания, а

также внеклассную работу (посещение с детьми школьных мероприятий,

концертов, выставок, подготовка учеников к зональным, областным,

всероссийским и международным конкурсам различного уровня).

6. Теоретическая база опыта

 При обобщении своего педагогического опыта я опиралась на работы

следующих авторов:

1. Ариарский, М.А. Общекультурное развитие личности в системе

непрерывного профессионального образования. Казань: Данис, 2007.

2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.

3. Астахов, А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986.

4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. Москва, 1995.

5. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе

эстетического и нравственного воспитания: учеб.-метод, пособие для

клубных работников. Москва, 1986.

6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия,

2002.

7. Галич, Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения:

дис. канд. психол. наук. - Казань, 1999.

8. Боякова Е. В. Играем в музыку //Музыкальный руководитель. – 2009. - №4. –

С.21-23.

9. Буренина А. И.., Родина М. И. Кукляндия: Учеб.-метод. Пособие по

театрализованной деятельности. – СПб: Музыкальная палитра, 2008.

10. Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей

дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: Учеб.-

метод.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002

11. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.

12. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

13. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.

В этих работах приводятся конкретные примеры формирования и

развития творческих способностей учащихся.

 II. Технология опыта

1. Цели и задачи развития гармоничной личности учащегося

 Главные цели и задачи моей педагогической деятельности направлены

на развития целостного представления у детей о хореографическом виде

искусства, а также на приобретение ими начальных (опорных) знаний, умений

и навыков.

 В процессе работы с детьми необходимо объяснять ребятам значение

каждого движения, способ его методически грамотного исполнения. Учащийся

должен знать, что исполнение тех или иных движений не просто "прихоть"

учителя, а целенаправленное выполнение задач учебно-тренировочной работы.

Нужно объяснять им, что в искусстве танца нет "потолка", что каждое

танцевальное движение, фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться

до бесконечности. Но, как бы, ни важно было техническое совершенство

танца - это не должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя

превращать в механическое повторение танцевальных движений. Следует

помнить, что овладение тем или иным навыком должно носить

художественно-творческий характер. Тогда, занимаясь хореографией,

учащийся не просто выучит определенное количество движений и танцев, но

на каждом занятии будет познавать своеобразный, выразительный язык

хореографического искусства, получит представление о танце, где тесно

переплетаются музыка и пластика.

 Развитие личности ребенка  идет не только на уровне учебных занятий, но и активно на

досуговых внеклассных и внешкольных мероприятиях. В своей работе

стараюсь, чтобы применяемые мною формы, методы педагогической работы

соответствовали интересам и потребностям молодого поколения.

2. Методы и формы развития творческих навыков учащихся

 Эта технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии

включает в себя две известные традиционные формы обучения

индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить

разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная методика

работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью

индивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная

работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих

индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

В своей педагогической работе использую следующие формы занятий:

• групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей;

группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять

из участников какого-либо танца или этюда);

• коллективная форма (такая форма применяется для проведения

сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например,

задействовано несколько возрастных групп);

• индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными

детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших

пройденный материал, отстающими детьми).

Все эти формы занятий способствуют эффективной работе хореографического

коллектива в достижении высокого творческого результата.

3. Применение игры на уроках хореографии

 Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей

деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в

форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет о том, чтобы сделать игру

органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики или танца не должна

являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает

на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.

Применение игровых форм деятельности на уроках хореографии

помогает детям без принуждения овладевать двигательными навыками,

учиться понимать и передавать тончайшие импульсы настроения и эмоций,

развивать навыки сотрудничества, активного творческого взаимодействия с

другими детьми и с взрослыми на основе познавательных интересов. Игровая

ситуация создаёт психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка

на музыкальную деятельность. Разнообразные игры позволяют повысить

эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей,

сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным. Радость

творчества, активное взаимодействие с преподавателем в процессе игровой

деятельности уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и

навыков на позицию творческой активности, инициативы и

самостоятельности. В рамках игры, возможно, решить практически все

образовательные задачи и именно органичное сочетание систематического

обучения и творческого, игрового начала даёт возможность комплексно

подойти к развитию личности ребёнка.

Хочется отметить, что игра является ведущим видом деятельности в

детстве. С самого раннего возраста она сопровождала ребёнка в древности и не

в коей мере не утратила своего значения для воспитания, развития и

взросления детей в наше время.

Игра выполняет все важнейшие функции детства:

• коммуникативную,

• креативную,

• воспитательную,

• образовательную,

• познавательную,

• рекреационную,

• гиденистическую (удовольствия).

Настоящая игра для ребёнка – это необъятный опыт успешности и поражения,

социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий

и их последствий, которые бывают самыми неожиданными. Именно в игре

развиваются качества, которые становятся основой успешного обучения –

самосознание, воля и произвольность, целеустремлённость, способность

планирования и последовательности действий. Игра – оптимальное психолого-

педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие

ребёнка.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы

действий, игровой замысел, игровой материал, правила. Особенность игр,

проводимых на занятиях хореографии – музыкальное сопровождение

(вокальное, инструментальное). Б.М.Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама

по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с

другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение

музыки развивается до широчайших пределов». Музыка оказывает

эмоциональное воздействие на детей, вызывает радостные эмоции,

содействует подъёму настроения. Она облегчает выполнение движений,

которые становятся более чёткими и энергичными, либо плавными и

выразительными, в зависимости от её характера. Музыка организует, помогает

двигаться согласованно, а также способствует музыкальному развитию. Дети

начинают чувствовать форму произведения, учатся ощущать сильную долю

такта, высоту звучания, динамику, темп. действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия,

сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических

рисунков мелодии. Согласованность текста с музыкой, движением

способствует детскому перевоплощению, проявлению большей

самостоятельности при выборе способов действий и средств художественной

выразительности для передачи образа (интонация, мимика, жест, пластика).

Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребёнка быстроту

реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и

двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребёнка

можно рассматривать в трёх аспектах:

- физиологический. Взаимосвязь музыки и ритмических движений

повышает общий жизненный тонус. Регулирует деятельность сердечно-

сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует

произвольность психических функций;

- психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную

сферу ребёнка, выполняет коррекцию познавательных, психических,

коммуникативных нарушений;

- педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка

способность эстетически воспринимать действительность и приобретать

социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

• Коррекционные:

- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической

мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства

голоса (высота, темп, динамика, ритм) и координации движений;

- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов,

движения.

• Оздоровительные:

- укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-

мышечного аппарата;

- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;

- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и

физическое напряжение);

- развитие быстроты двигательной реакции.

• Образовательные:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

• Воспитательные:

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- формирование эстетическое отношения к окружающему;

- развитие чувств, эмоций высшего порядка.

• Развивающие:

- познавательную активность;

- устойчивый интерес к действию;

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно. Условно можно

выделить три этапа. На первом этапе создаётся мотивация игры, объяснение и

освоение детьми игрового содержания. На втором этапе идёт формирование

двигательных, речевых, вокальных навыков. На третьем – осуществляется

автоматизация и совершенствование навыков, проявляется самостоятельность

детей.

Игровой материал рекомендуем использовать в каждой части урока: в

начале, середине, в конце, чтобы распределить равномерно эмоционально-

психологическую нагрузку разных видов музыкальной деятельности,

предупредить мышечную усталость и поддержать действенный интерес детей.

Величину нагрузки необходимо распределять по физиологической прямой, то

есть для вводной и заключительной частей подбираются игры с меньшей

психофизиологической нагрузкой, для основной – с большей.

Особое внимание следует уделять следующим играм:

- развивающим выразительность жестов;

- формирующим умение действовать с воображаемыми предметами;

- закрепляющим навыки передачи в ритмопластических импровизациях

черты разных характеров, оттенки настроений;

- совершенствующим навыки воспроизведения музыкальных образов с

помощью мимики и жеста.

Следует учитывать, что игры, следующие друг за другом и требующие

сосредоточенности, направленные на развитие одного навыка, утомляют

ребёнка. Игры следует комбинировать и сочетать, чтобы они оказывали

разностороннее воздействие.

Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры

способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Мною

применяется методика проведения традиционных занятий для групп младшего

дошкольного и школьного возраста, где в ходе урока дети получают задание

изобразить различных сказочных персонажей, музыкальные игры позволяют

детям в игровой форме не заметно для себя раскрывать свои творческие

способности, проявлять активность. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению

эмоциями, пониманию прекрасного. На примере такого занятия можно

проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики

приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений

природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также

развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки

творчества.

4. Технология реквизитного украшения танца

 Хореографические постановки полны творческих задумок, которые

требуют для передачи образа использование реквизита. Внедряемая мною

технология использования реквизитного материала в постановочной работе

выступает как дополнительная внеклассная творческая форма работы, которая

позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала,

проявить свои творческие способности. Это позволяет обеспечить высокую

личную заинтересованность каждого обучающегося и их родителей в

подготовке концертного хореографического номера.

Танцевальные конкурсы способствуют развитию дружественных

отношений между детьми из других городов и стран, позволяют лучше узнать

историю и культуру многочисленных народов, показывают свои достижения и

укрепляют интерес к танцу. Но главные достижения моих детей это не только

высокие результаты и победы, но и правильная осанка, пластичность,

грациозность, уравновешенность, укрепление здоровья, формирование

сильного и гибкого тела.

5. Технология здоровьесбережения

 При работе с детьми необходимо знать возрастные особенности, без

которых невозможно верно определить содержание и направление обучения.

Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих

специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного образования.

Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые:

тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим,

длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное,

несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к

нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам,

пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти

факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма,

но и к серьёзным функциональным заболеваниям.

Меня не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников.

Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального,

нравственного и духовного состояния человека. Хореография – искусство,

любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного

эстетического совершенствования ребенка, для него гармоничного духовного и

физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку,

тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную

сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография

предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со

здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогам, уделяется большое внимание

работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

 Для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро

устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны

долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить

внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых

навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц, недостаточно

развитая сердечно - сосудистая система - все эти особенности требуют от

педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок и чередования

быстрого темпа с умеренны и медленным. У детей недостаточно развит

анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная

чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать

музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве.

 Развитие органов чувств, сенсорных умений и

совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей

обучения. Как бы, ни важно было техническое совершенство танца - это не

должно стать самоцелью, а процесс разучивания танца нельзя превращать в

механическое повторение танцевальных движений. Следует помнить, что

овладение тем или иным навыком должно носить художественно-творческий

характер. Тогда, занимаясь хореографией, учащийся не просто выучит

определенное количество движений и танцев, но на каждом занятии будет

познавать своеобразный, выразительный язык хореографического искусства,

получит представление о танце, где тесно переплетаются музыка и пластика.

 В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации

учебного процесса. Применяя данную технологию, ставлю перед собой

следующие задачи:

1) организация уроков или репетиций с наибольшим эффектом для

сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей,

правильного дыхания при обучении;

2) создание на уроках благоприятной атмосферы, условий для проявления

интереса и радости в процессе обучения;

3) мотивация на здоровый образ жизни (эстетическое воспитание);

4) формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией –

способ поддержания здоровья, развития тела.

 В своей многолетней педагогической работе я также использую

проведение досуговых мероприятий для воспитанников и их родителей. Как

показывает практика это, во-первых, вызывает большой интерес у детей. Так

как они сами украшают зал, готовят конкурсы и творческие задания для

команд-соперников и для болельщиков (родителей). Готовят призы и

подарки участникам, составляют музыкальную программу для дискотеки, а

во-вторых, таких мероприятия еще больше сплачивает детей, и развивают в

них чувство коллективизма.

 III. Результативность опыта

 Целью моей педагогической деятельности является индивидуальный

подход к каждому обучающемуся, чтобы помочь раскрыть его творческие

таланты и способности, научиться общаться, выражать себя, чувствовать себя

уверенно в жизни, способного адаптироваться в современном обществе.

Развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача

педагогики. Если на уроках педагогом создаётся благоприятная обстановка для

проявления творческих способностей учащегося, то именно от него будет зависеть,

 станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное,

творческой личностью.

Профессия педагога  –  это самое большое счастье в моей жизни, а главные

люди в ней – это дети.

Список литературы: Обобщение педагогического опыта Сегеда С.М.

1. Ариарский, М.А. Общекультурное развитие личности в системе

непрерывного профессионального образования . Казань: Данис, 2007.

2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.

3. Астахов, А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986.

4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. Москва, 1995.

5. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе

эстетического и нравственного воспитания: учеб.-метод, пособие для

клубных работников. Москва, 1986.

6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия,

2002.

7. Галич, Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения:

дис. канд. психол. наук. -Казань, 1999.

 8. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. –

Ярославль: Академия развития, 2008.

9. Боякова Е. В. Играем в музыку //Музыкальный руководитель. – 2009. -

№4. – С.21-23.

10.Буренина А. И.., Родина М. И. Кукляндия: Учеб.-метод. пособие по

театрализованной деятельности. – СПб.: Музыкальная палитра, 2008.

11.Коренева Т. Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей

дошкольного, младшего и среднего школьного возраста: Учеб.-

метод.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002

12. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.

13. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

14. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.

15 . Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.

16. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное

воспитание,1991.№12.

17. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с

хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина.

Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт

образования.2005.

18. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию

у детей 5 – 7 лет творчества в танце. – М.: Издательство «Гном и Д»., 2002. –