Сценарий воспитательного мероприятия "Изысканный бал"

Шилкоплясова Нина Андреевна

Воспитательное мероприятие для учащихся хореографических объединений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izyskannyy_bal.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  3.6.2

"Ах, какой был изысканный бал..."

Составители: педагоги дополнительного образования

Шилкоплясова Нина Андреевна

Логвинова Дилара Зуфаровна

Березкина Татьяна Игоревна

Данное мероприятие разработано для учащихся старших возрастных групп (от 13 до 18 лет) Образцовых ансамблей бального танца "Мечта" и "Фейерверк", а так же их родителей, с целью приобщения к культурным, светским и межличностным традициям, почти утерянным за время Советской власти в России и воскрешаемых сейчас. Проведение бала будет содействовать: 

  • воспитанию повседневной культуры межличностного общения,
  • предъявлению эстетических образцов проведения свободного времени,
  • укреплению детско-родительских отношений,
  • оптимизации межличностных отношений в юношеских коллективах,

преемственность традиций.

Вместо предисловия

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в соответствующей статье сообщается: "бал (франц. bal, итальянск. ballo, нем. Ball от ballare – танцевать) – в настоящее время означает собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком.

 Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Настоящую свою форму балы сохраняют со времен Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался первоначально во Франции, определенный церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в новейшее время несколько упрощен".

В России начало балам положено Петром I заведенными тогда ассамблеями. Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью. С тех пор балы вошли в жизнь, как обычные увеселения. Балы торжественные даются обыкновенно при дворах и в домах вельмож.

Требования к подготовке

Вариант проведения танцевальной программы в виде бала является очень привлекательным, однако педагог сталкивается со значительными трудностями – незнание подростками правил поведения на балу, не владение современными школьниками соответствующими танцами (полонез, котильон и прочие не входят в образовательную программу современных бальных танцев). Отсюда, для того, чтобы ребята не чувствовали себя скованно, необходимо провести несколько предварительных репетиций танцев.

Целесообразно предварительно познакомить обучающихся с традициями и бытом (этикет, танцы, развлечения) какой-либо бальной эпохи.

Проведение бала в XXI веке по сути является обращением к культурным образцам прежних эпох, другими словами, моделирования, имитация – ролевая игра. Бал есть смысл проводить в достаточно большом коллективе старшеклассников. В этой связи вполне подойдут коллективные роли, то есть участники объединяются по четыре-пять человек, это могут быть игровые роли родственников, приятелей.

Уточним список двух десятков главных персонажей бала:

  • два распорядителя;
  • хозяин и хозяйка;
  • герои бала с дамами или кавалерами (две-три пары);
  • восемь меценатов;
  • организаторы шахматного салона, салонов "Игра слов", "Остроумия".

Распорядители. Надо подумать о выборе распорядителей. Желательно, чтобы распорядителями была пара: молодой человек и девушка, они должны уметь танцевать все предложенные в рамках бала тематические танцы. Они должны подавать пример всем гостям.

Герои бала. Опыт свидетельствует, что весьма уместным на балу будут победители каких-либо конкурсов и соревнований, прошедших в Центре ранее. Дело в том, что в императорской России на балах в центре внимания были реально известные и популярные люди (герои боевых действий, политики, сказочные богачи). Думается, что в воспитательном плане было бы дурным тоном назначать героев бала (симулянтов), это должны быть настоящие герои. Эти настоящие герои заслужено будут пользоваться в ходе бала особым вниманием, на них будет построена сюжетная линия общего действия – награждение и чествование, ведь любое хорошее настоящее воспитательное мероприятие должно вырастать из жизни детско-взрослого сообщества.

Меценаты. Еще одно дело, которое необходимо сделать при подготовке к балу - это выбрать так называемых "меценатов", тех, кто будет выставлять призы на конкурсы для гостей бала. Лучше всего, если в качестве меценатов будут родители. Важно сказать, чтобы человек, приготовивший приз, подготовил речь, которую он будет говорить при  награждении. Не забудьте сказать, что речь должна быть короткой, не более одной-двух минут, в ней он должен обязательно упомянуть, почему был выбран тот или иной человек.

Хозяин и хозяйка. Как свидетельствует история, в эпоху балов хозяин и хозяйка дома, где проводился бал, имели каждый свои обязанности. Главной задачей хозяйки было следить за тем, чтобы пребывание гостей было приятным и беззаботным, чтобы все присутствующие дамы не оставались без кавалеров. Дабы не обидеть одинокую даму, хозяйка дома должна была незаметно указать свободному кавалеру на нее.

Важно помнить про то, что конкурсы, предложенные здесь, являются тематическим и отражают атмосферу бала.

Важно создать атмосферу ожидания бала как некого праздника волшебства, чуда, красоты и грации. Этого можно достичь не только через развешивание и изготовление с ребятами афиш, но и разговаривая с участниками: обсуждая их наряд, интересуясь выбором кавалера или дамы на бал, рассказывая о своих личных ожиданиях и приготовлениях.

Пространственно-временная организация бала

Бал целесообразно приурочить к какому-либо событию – День Знаний, Рождество и т.д. По опыту, бал целесообразно проводить примерно 1,5-2 часа.

Бал – явление достаточно специфичное и требующие усилий от участников, поэтому, исходя из разнообразия интересов и эмоциональных настроев участников, следует предусмотреть различные варианты занятий. Проще говоря, не все готовы танцевать в соответствии с бальным стилем, либо вообще длительной время, в то же время у этих ребят имеется потребность общения со сверстниками, с одноклассниками, приятелями. Поэтому в рамках бального действия предполагается организация нескольких площадок по интересам:

  • бальная "зала", где разыгрывается основное танцевальное действие;
  • шахматный салон, где предполагается посостязаться в древней игре;
  • салон "Игра слов" предназначен для любителей стихосложения (здесь можно сочинить стихотворение о любви, написать оду-посвящение прекрасной даме – одним словом, продемонстрировать свой поэтический дар);
  • салон "Остроумие" – на этой площадке предоставляется возможность блеснуть своим умом и рассказать какой-либо анекдот. Есть одно ограничение: анекдот должен соответствовать балу (тематика, настроение, герои и т.д.).

Организационно - методические требования

При подготовке важно подобрать заранее реквизит и музыку, необходимые для проведения мероприятия (полонез, вальс, танго и т.д.). Можно использовать и современные медленные танцы. Это поможет ребятам чувствовать себя более комфортно в новой для них атмосфере бала.

Обязательно нужно опубликовать партитуру вечера, состоящую из музыкальных композиций и конкурсов, для того, чтобы ребята смогли спланировать, кого и когда они могут пригласить на танец. А девочки, соответственно, смогли понять, скольким кавалерам они могут дать согласие на тур танца. Книжечка может быть напечатана на стилизованном листе формата А4.

Важно позаботиться не только о музыкальном оформлении вечера, но и художественно оформлении помещения. Наибольший эффект будет достигнут, если пространство, в котором будет проводиться бал, будет действительно представлять из себя помещения большой, светлой бальной "залы". Для этого можно расставить все стулья по периметру зала. При продумывании расстановки важно помнить, что еще необходимо место для проведения конкурсов, каждому участнику вечера должно быть удобно наблюдать за конкурсной программой.

Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев. Нами разработан порядок, конечно, не претендующий на воспроизведение точной копии бального действия прошлых веков,  но наиболее адекватный решению педагогических задач.

Начало бала

Когда ребята начинают собираться перед дверьми в бальную "залу", важно их встретить и попросить встать по парам, если они пришли на бал не одни, в таком порядке, как их будут приглашать в зал (в соответствии со сценарием).

Звучит торжественная музыка (это может быть что-то из композиторов-классиков), гости приглашаются в бальную "залу".

Одним из самых важных моментов любого специально организованного события является поддержка эмоционального настроя. Для бала целесообразным представляется специально организованная процедура входа в зал, которую должны обеспечить один - два распорядителя. Их объявления и создадут переживания торжественности и особого настроя.

Распорядитель может произносить следующий текст: "В бальную "залу" приглашаются …!". Очень важно, чтобы наименование гостей бала было адекватно самому контексту. Поэтому, как указывалось ранее, участники должны определиться со своими ролями и быть представленными соответственно. Для закрепления выбранных ролей лучше изготовить и подписать приглашения гостям будущего бала, где использовать игровые имена.

Тогда Распорядитель может произносить такие фразы (входящим в зал): "В бальную "залу" приглашаются гости: князь Андрей Болконский, граф Николай Ростов, гусарский капитан Денисов с дамами".

Ярким моментом в организации торжественного входа в зал является вход героев бала.

 Распорядитель может произнести нечто в таком роде: "В зал приглашается победитель городского интеллектуального марафона Сергей Новиков – сэр Шерлок Холмс со своей дамой сердца -  прекрасной леди Илианой! Внимание, дорогие гости, сегодня с нами победитель Рыцарского турнира Алехадро д'Невер со своей дамой сердца леди Элизабет.

Когда гости вошли в зал, всем предлагается сесть (если это предусмотрено сценарием).

Первый распорядитель: Право открыть бал представляется меценатам.

Второй распорядитель: Сегодня вас ожидает розыгрыш призов от наших меценатов.

Первый распорядитель: Свои призы для вас сегодня подготовили (называются имена восьми меценатов). Уважаемые гости, для того чтобы получить эти призы, вам необходимо будет принимать участие в розыгрышах-конкурсах (на сцену поднимаются восемь меценатов, достаточно будет одного или двух выступлений).

Второй распорядитель: Мы просим наших меценатов начать сегодняшний бал.

Вальс. Первый круг вальса танцуют меценаты, а затем к ним присоединяются все желающие.

Первый распорядитель: На нашем балу будут организованны салоны по интересам: шахматный салон, салон "Игра слов", салон "Остроумие", где вы сможете блеснуть своим умом и посоревноваться в рассказывание анекдотов. Оценивать ваш анекдот будет меценат сегодняшнего вечера (произносится имя), и именно там вы сможете побороться за учрежденный им приз.

Второй распорядитель: Регламент бала предусматривает определенный порядок танцев. Уважаемые кавалера, вы можете заранее пригласить ламу на то или иной танец.  Сегодня на нашем балу прозвучат полонез, венский вальс, танго и, кроме этого, еще много других медленный композиций.

Первый распорядитель: А сейчас мы предлагаем кавалерам приглашать дам. Мы обращаем внимание дам, что не желательно сосредотачиваться на одном кавалере  или одной даме, давайте подарим свое внимание всем окружающим.

Два медленных танца.

Основная часть бала

Первый распорядитель: А теперь настало время первого розыгрыша сувениров от наших меценатов. Кто хотел бы получить приз, просьба выйти в центр зала.

Когда все желающие бороться за призы вышли, распорядители объясняют правила конкурса.

Второй распорядитель: Бал – это то место, где люди  знакомятся друг с другом. И сейчас именно вам, молодые люди, необходимо будет представиться незнакомой девушке, показать себя в лучшем свете и пригласить ее на танец. Вы можете использовать разные варианты просто представиться, завести разговор или каким-либо образом обратить на себя внимание. На подготовку у вас будет минута.

Первый распорядитель: (обращаясь к гостям) Но кроме этого история говорит о том, были и отказы в ответ на приглашение на танец.

Второй распорядитель: Итак, я попрошу хозяйку бала пригласить семерых юношей, а хозяина – семь девушек. Встаньте, пожалуйста, парами. А теперь поиграем в ручеек. Маэстро, музыку!

Первый распорядитель: Стоп музыка. Будем считать, что это судьба!

Второй распорядитель: (обращаясь к девушка вышедшим на конкурс) Сейчас вам, дамы, необходимо будет красиво отказать человеку, пригласившего вас на танец, не обидев его.

Первый распорядитель: А теперь вновь поиграем в ручеек. Маэстро, музыку!(через 5 минут) Стоп музыка! И вновь образовались пары.

Второй распорядитель: Теперь разыгрываем приглашение ан танец. Юноши, прошу вас! А девушки, теперь вы соглашаетесь!

Первый распорядитель: Ну, что же приглашение, отказ и согласие прозвучали.

Второй распорядитель: Вот мы и нашли самого интересного молодого человека, и самую мудрую девушку.

Первый распорядитель: И я думаю, они по праву заслужили те призы, за которые боролись (награждение победивших в данном конкурсе, аплодисменты).

Второй распорядитель: Право заводить полонез предоставляется нашим сегодняшним героям … (победителям различных соревнований).

Звучит полонез. Первыми в линиях встают герои бала со своими дамами, остальные пары выстраиваются за ними.

Первый распорядитель: Настало время очередного розыгрыша призов. Мы просим освободить центр зала.

Второй распорядитель: И на этот раз свои призы будут дарить наши меценаты.

Первый распорядитель: Прошу желающих выйти в центр зала. Традиция бала предполагает, что дамы и кавалера делают друг другу комплименты. Сейчас вам необходимо сделать своему спутнику или спутнице красивый комплимент (целесообразно выбрать 4-5 пар).

Второй распорядитель: Уважаемые участники конкурса! Сейчас по очереди вы произносите комплименты своей паре. Комплименты могут произносить как кавалеры, так и дамы. Однако комплимент должен быть и оригинальным, и соответствующим ситуации.

Первый распорядитель: Ну, вот мы и нашли самого красноречивого молодого человека (девушку).

Награждение победителей конкурса.

Первый распорядитель: Дамы и господа, следующий танец нашего бала Хастл.

Хастл, медленный танец.

Завершение бала

Первый распорядитель: А наш следующий конкурс для тех, кто хорошо знаком с литературным творчеством. И мы приглашаем тех, кто готов проявить себя в литературном жанре.

Второй распорядитель: Наши меценаты очень любят поэзию. И для розыгрыша призов вам необходимо сейчас прочитать для них отрывок из какого-либо произведение: это может быть отрывок из пьесы, рассказа, романа, стихотворение.

Первый распорядитель: Ну и для того, чтобы дать возможность нашим участникам собраться с мыслями, мы предлагаем всем гостям закружиться в танце.

Медленный вальс.

Второй распорядитель: Итак, я думаю, что наши участники уже готовы продемонстрировать нам свое мастерство. Прошу сейчас по очереди прочитать написанные вами произведения. Пожалуйста, уважаемые поэты и писатели.

Первый распорядитель: Мне кажется – это был великолепный конкурс, и все участники заслужили призы.

Награждение победителей конкурса.

Второй распорядитель: Дамы и господа, танго.

Танго и медленный вальс.

Первый распорядитель: И вот последний розыгрыш на сегодня. Прошу всех желающих выйти в центр зала (около 5 пар).

Второй распорядитель: На балу очень важен момент ухаживания за дамой, и одним из главных элементов ухаживания является умение преподнести цветы. Сейчас мы предлагаем вам преподнести цветы вашей спутнице.

Первый распорядитель: Я определю порядок представлений, и мы начнем. Соревноваться вы будете в галантности: словах и жестах, которые будут сопровождать процесс преподнесения цветов.

Второй распорядитель: Итак, уважаемая … (называется имя мецената), кто же, по-вашему мнению, достоин приза. (Меценат называет имя победителя). Прошу вас подняться на сцену. Уважаемые гости, поприветствуем победителя и всех участников конкурса аплодисментами.

Первый распорядитель: А теперь медленный танец.

Звучит медленная музыка.

Первый распорядитель: И вот пришло время пригласить на сцену человека, победившего в конкурсе на лучший анекдот. Это … (называется имя победителя)

Второй распорядитель: Мы надеемся, что Вы и нам расскажете свой анекдот, который принес вам победу.

(Рассказ анекдота выигравшего в конкурсе "Остроумие". Награждение.)

Первый распорядитель: Мы сегодня говорили друг другу комплименты, приглашали на танцы, заинтересовывали собой других, дарили цветы, развлекались светскими беседами. и так незаметно, дамы и господа, наш прекрасный бал подошел к концу. Объявляется последний медленный танец.

Медленный вальс.