Игровые технологии на занятиях по хореографии

Бояркина Анна Александровна

От простого к сложному – вот принцип, который необходим для обучения детей танцам. Главное учесть возрастные особенности ребенка, его физические возможности, музыкальный слух. Выразительное исполнение музыки побуждает ребенка качественно выполнять движения. Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образность мышления у ребенка, чувство ритма, гармонический слух, ощущения музыкальной формы, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3 «МЛАДОСТЬ»

ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА г. о. САМАРЫ

Игровые технологии на занятиях

 по хореографии.

ПДО Бояркина А.А.

Самара 2019

Воспитывать чувство прекрасного – серьезная, благородная задача. Это чувство облагораживает человека, способствует формированию его морального облика, обогащает его духовный мир, повышает его культуру. В танце воспитывается добро, любовь, самоотверженность, героизм, единство душевной и телесной красоты. Инстинктивно начиная с пеленок, дети движением рук и ног реагируют на музыку, на ритм музыки. Подрастая, они через музыкальные игры, создают игровой образ, дети слышат музыку и передают в движении разнообразные чувства. От простого к сложному – вот принцип, который необходим для обучения детей танцам. Главное учесть возрастные особенности ребенка, его физические возможности, музыкальный слух. Выразительное исполнение музыки побуждает ребенка качественно выполнять движения. Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образность мышления у ребенка, чувство ритма, гармонический слух, ощущения музыкальной формы, память. Движения, органически связанные с танцами, с их характером (содержанием, способствуют целостному их восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Чтобы музыкальная игра, танец могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки. Танцы помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкального впечатления. Движения, связанные с музыкой, всегда сопровождаются эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влияет и на физическое развитие детей и на качество исполнения, и повышения уровня выступающих. Решается сразу несколько задач: улучшаются движения каждого ребенка, дети приучаются двигаться в пространстве, а другие сначала служат для совершенствования того или иного вида движения, а затем усложняются пространственным заданием всей группе. Значительное место в работе занимают упражнения, передающие воображаемые действия и изобразительные движения, при выполнении которых детям приходится активировать свою зрительную память, наблюдательность, воображение (срывать цветы, полоскать платок). При систематической работе детьми усваиваются разнообразные двигательные и музыкальные навыки и умения, их движения становятся выразительнее, а музыкальное восприятие тоньше. Появляется у детей стремление исполнять движение лучше, выразительнее, правильнее. Однако при серьезном, продуманном отношении музыкально-двигательные упражнения не только служат необходимым дополнением к играм и танцам, но наравне с ними сами являются средством музыкально-эстетического воспитания.

Основные принципы организации игры:

- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

- принцип развития игровой динамики;

- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

Логика перехода от простых игр к сложным, связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил, от игрового состояния- к игровым ситуациям, от подражания- к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр- к безвозрастным, "вечным".

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению хореографии. Занимательность условного мира игры делает положительно - эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические и творческие процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Усваиваемый, обучающимися, материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы;

- как элементы какого-то другого метода;

- в качестве целого урока или его части;

- возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

Игра всегда предполагает определённое напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принимать решения. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений.

Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ребёнку, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребёнку преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,

логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности, органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры, как процесса, входят: 

  1. роли, взятые на себя играющими;
  2. игровые действия как средство реализации этих ролей;
  3. игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  4.  реальные отношения между играющими;
  5.  сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъноактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь, следует разделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельной. Игры национальные и в то же время интернациональные, межнациональные, общечеловечные. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятия всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит обучающегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.

Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все обучающиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости. Развлечение в играх - поиск игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей на развлекательность.

Игровая деятельность в педагогическом процессе используется в следующих случаях: в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела -учебного предмета; в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной обучающей технологии; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в качестве технологий воспитательной работы (коллективные творческие дела).

Основными достоинствами игровых методов обучения являются:

во-первых, приобретается опыт;

во-вторых, многократно повторяются те или иные действия для закрепления навыков их выполнения;

в-третьих, поскольку действия выполняются в обстановке «условной» (модельной) реальности, появляется возможность раскрепостить поведение обучаемых и стимулировать их на поиск наиболее эффективного решения,

в-четвертых, повышается интерес к обучению.

Одним из направлений эстетического воспитания является хореографическое искусство. Хореография имеет огромное значение для эстетического и физического развития детей. Хореографическое искусство формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности. Важно научить каждого ребенка не только понимать хореографический язык, но и пользоваться им для самовыражения.

На занятиях по хореографии происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания танцевального, физического и интеллектуального развития. Дети получают возможность самовыражения через танец, через изображение различных животных, растений подобно тому, как наши древние предки в ритуальных танцах выражали чувства, мысли, образы, и освобождались от страха. В танцевальном зале дети имеют возможность выражать и изображать задуманное, исходя из собственных впечатлений, отбрасывая сложившиеся стереотипы. Раскрепощение души через движение тела. Мы умиляемся, порой даже не подозревая, какое колоссальное значение имеет танец для правильного развития ребенка. Детскими психологами установлено, что ранняя двигательная активность имеет непосредственное влияние на интеллектуальное созревание ребенка в процессе его развития. Через телесное восприятие происходит обучение и развитие мозга. В последние несколько лет молодые родители все чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено множество методических разработок. Многие из них спорны, некоторые, безусловно, полезны, однако, несмотря на многочисленные дебаты по поводу целесообразности той или иной методики, все оппоненты сходятся во мнении о том, что раннее развитие – вещь очень важная, нужная и полезная.

Работая над этой темой, я разработала открытые уроки по танцевально-игровой деятельности, которые являются первой ступенькой на лестнице хореографического обучения. Ведь сама культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения прививает ребенку особый образ жизни. Это и большое внимание к своему внешнему виду, к поведению и отношениям со сверстниками. Это совсем другой уровень творческого восприятия музыки, танца, собственные реализации в мире взрослых. В основе этих уроков лежит обучение музыкально-ритмическим движениям простыми, но вместе с тем разнообразными движениями (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т. д.). использование креативных методик (игропластика, партерная гимнастика) и инновационных направлений.

Цель – содействовать развитию эмоциональности у детей раннего возраста через танцевально-игровую деятельность.

В основе лежит обучение танцевальной грамоте простыми, но вместе с тем разнообразными движениями (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т. д.). Актуальность программы состоит в том, что ни одна из действующих программ не имеет хореографического направления для детей раннего возраста, а использование креативных методик (игротанцы, партерная гимнастика) и инновационных направлений (пальчиковая гимнастика, самомассаж) делает ее интересной и современной. Ведущей идеей является то, что основной подачей обучающего материала является игра (игротанцы, игромассаж и т. д.).

Занятия помогают ребенку:

1. Овладеть танцевально-игровой деятельностью:- учить выполнять элементарные танцевальные движения: различные виды хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой и попеременно, прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, притопывать правой ногой, кружиться под правой рукой, выполнять упражнения с атрибутами;

- добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;

- учить согласовывать движения с текстом и музыкой;

- развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки – веселый, грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш);

- менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;

- развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь вместе с детьми двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять круг, становиться парами по кругу);

- дать представление о возможностях пластики для передачи различных эмоциональных состояний.

2. Приобщать ребенка к восприятию музыкально-ритмической культуры:

- настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для танцевально-игровой деятельности;

- способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца;

- дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных эмоциональных состояний.

3. Побуждать к первоначальным творческим проявлениям

- настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности;

- учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;

- вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которых они могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;

- побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т. д. соответствующие характеру персонажа сказки);

- учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

4. Совершенствование развития психомоторных способностей:

- развивать ручную умелость и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, самомассаж).

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности (игропластика, партерная гимнастика, йога для малышей).

Для развития танцевальной деятельности на этом возрастном этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его не точны и порой не согласованно с музыкой. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого.

Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивать способность запоминать и выполнять несложные движения, небольшие роли, точно выполнять задания. Необходимо обращать внимание детей на то, что двигаться надо только тогда, когда звучит музыка, учить реагировать на смену контрастных частей, отмечая их сменой движений, прекращать движения с окончанием музыки.

Также рекомендуется использовать яркие атрибуты. Все это способствует обогащению ребенка новыми эстетическими впечатлениями, рождает эмоциональный всплеск. Освоенный материал может быть использован в развлечениях и на праздничных утренниках, главная цель которых – эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками, обогащение их разнообразными радостными впечатлениями, эмоционально, образно исполнять танцевально-игровые упражнения (кружатся листочки, подают снежинки и т. д., подражать характерным движениям животных, передавать эмоциональное состояние игровых персонажей (грустный мишка, веселый зайка, эмоционально реагировать на различные игровые ситуации.

Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у детей, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Процесс обучения как бы скрыт от детей, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Список литературы:

  1. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  2. Жуков, М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М. Н. Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 160 с.
  3. Максаков, А. Учите играя / А. Максаков, Т. Тумакова. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
  4. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе / М. Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. – 263 с.
  5. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
  6. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: Практикум / Ред. -сост. Л. Д. Столяренко. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 556 с.
  7. Сказочный театр физической культуры (Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок) /Автор – составитель Фомина и др. –Волгоград: Учитель, 2004 – 96с.
  8. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М.: 2005г.
  9.  «Хореографическое образование на стыке веков»: Сб. докл. и тез. Всероссийской науч. - практ. конф. (Москва, 25-28 апреля 2003 года)/ Отв. Ред. В. Н. Нилов – М.: МГУКИ,2003
  10.  Эфрос А. В. «Репетиция – любовь моя». – М., 1993, кн. 1
  11.  Якобсон П. М. «Психология художественного творчества». – М., 1971