Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Профитроль» Тема: «Притягательное искусство танца и мир профессий вокруг него» (для педагогов дополнительного образования)

Ирина Вячеславовна Тарасова

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку и сценарный план интегрированного занятия по направлению ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. 

Данное занятие проводиться педагогом дополнительного образования (направление - хореография) и психологом. Само название занятия говорит о том, что профессия танцовщика взята за основу, а далее, раскрываются множество профессий, связаных с созданием балетного спектакаля. Ориентир на профессии: артист балета или ансамбля народного танца, педагог-хореограф, хореограф-постановщик, композитор, музыкант, художник, художник по костюмам, портной, визажист, парикмахер, костюмер, рабочий сцены, звукорежиссёр, режиссёр по свету и т.д.

Занятие проводится ежегодно в ГБУ ДДЮТ Московского района в подростковом клубе "МАЯК". Методическая разработка вошла в сборник всероссийской публикации "Дополнительное образование: вызовы, решения, практики." Санкт-Петербург, 2020 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_26.10.17_tarasova_i.v.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка интегрированного занятия

по программе «Профитроль»

Тема: «Притягательное искусство танца

и мир профессий вокруг него»

(для педагогов дополнительного образования)

Разработчики:

Тарасова Ирина Вячеславовна –
педагог дополнительного образования

 художественного отдела;
Марченко Инна Александровна -
педагог-психолог

2017 год


Методическая разработка интегрированного занятия по программе «Профитроль»

по теме: «Притягательное искусство танца и мир профессий вокруг него»

План-конспект занятия

Цель: ознакомить учащихся с основными направлениями хореографического искусства, а так же, сопутствующими этому искусству профессиями.

Задачи:

Обучающие: ознакомить и  заинтересовать учащихся в каком-либо одном или несколькими предложенными профессиональными направлениями.

Развивающие: развить у учащихся творческое художественное мышление.

Воспитательные: воспитать навык коллективной работы посредством интерактивного творческого процесса.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, ноутбук,  стол, стулья;  бумага А4, ручки, проектор, экран, колонки, интернет.

Наглядные и дидактические материалы: презентация; элементы костюмов, виды танцевальной обуви, музыкальные инструменты, элементы декораций, инструменты визажиста, комплекты метафорических ассоциативных карт.

.

Раздаточный материал: анкеты.

Ожидаемые результаты занятия:

•        личностные результаты:психологическое благополучие личности, включая такие качества, как доброжелательность, способность устанавливать контакт, позитивный взгляд на жизнь, направленность на личностное развитие себя и других;

•        метапредметные результаты: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарища, родителя и других людей; умение контролировать, и оценивать процесс и результат действия; умение формулировать собственное мнение и договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение анализировать и оценивать свои способности;

•        предметные результаты: получение новых знаний из области хореографического искусства, а так же, сопутствующими этому направлению профессиями, получение опыта позитивного взаимодействия в группе.

Методы отслеживания результативности:

- наблюдение за проявлением у учащихся активности, инициативности на занятии и фиксация в листе наблюдений;

- анализ идей и результатов выполнения заданий;

- анализ результатов анкетирования и викторины

Продолжительность занятия: 3 академических часа.

                                     технологическая карта занятия

Название этапа, цели

Формы и методы

Виды деятельности учащихся

Содержание этапа

1. Подготовительный этап

Подготовка к работе, введение в тему

Наблюдение, опрос,

Педагог-психолог проверяет готовность учащихся к занятию, настраивает на активную творческую работу.

Учащиеся демонстрируют готовность к занятию

Упражнение  на знакомство "Самопрезентация через МАК".

Тренинговые упражнения с метафорическими ассоциативными картами

Педагог-психолог предлагает участникам выбрать одну или несколько метафорических ассоциативных карт, с которыми у него есть что-то общее, и рассказать с их помощью о себе.

Каждый участник группы выбирает карту. Далее учащиеся по очереди рассказывают о себе, своих увлечениях, настроении, ожиданиях от занятия. Делятся впечатлениями о выполнении задания.

2. Основной этап.

Представление программы.

Презентация. Мотивационная речь. Выдача раздаточного материала.

Участники знакомятся с программой занятия. Получают раздаточный материал.

Педагог рассказывает о программе занятия. Поясняет, как работать с раздаточным материалом.

Знакомство с направлениями хореографического искусства.

Групповая дискуссия.

Викторина.

Видео просмотр.

Индивидуальная работа.

Участники просматривают видеоролики по пяти направлениям хореографии, после чего, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы викторины, проводя сравнительный анализ.

Педагог презентует каждый видеоролик, даёт описание и пояснение перед просмотром. По завершению просмотра, задаёт наводящие вопросы и просит ответить на вопрос анкеты.

Ознакомление с первыми шагами к данному виду искусства.

Групповая работа.

Анкетирование.

Участники получают информацию о профессиональных хореографических учебных заведениях нашего города  и  требованиях к поступающим. Далее, проводят самооценку своих профессиональных данных, и результаты фиксируют в анкетах.

Тренер презентует обзор профессиональных учебных заведений и расскажет о тех данных и качествах, которые будут оцениваться при поступлении. Задаёт наводящие вопросы, помогающие проанализировать информацию. Затем, попросит ответить на вопросы анкеты по данному разделу.

Обзор одного дня учащегося балетного училища.

Мастер-класс.

Групповая работа, фронтальный метод, интерактивный метод.

Видео-просмотр.

Участники знакомятся с расписанием одного дня учащегося Академии балета. Ознакомятся с наглядным материалом, смогут примерить танцевальную обувь и костюмы по различным направлениям танца. Ознакомятся с рационом питания. Затем участники делают выбор, и фиксируют свои предпочтения в ответах на вопросы викторины.

Тренер презентует поэтапно расписание одного дня учащихся Академии Балета, поясняя о специфике каждого предмета профессионального направления. Обыгрывает различные ситуации и предлагает интерактивные задания, после чего просит ответить на вопросы викторины.

Коллективное составление схемы «Танец и профессии вокруг него»

Групповая работа,  наводящие вопросы, штурмовая атака

Участники называют профессии, которые связаны с танцем.

Педагог и психолог обозначают основную профессию артиста балета в центре флипчарта. Далее, проводят опрос о смежных профессиях. Результаты по принципу mind map схематично записываются на флипчарт.

Интерактивная игра  «Мое место рядом с танцем»

Интерактивный метод. Инсталляция с элементами социодрамы. Профессиональная проба.

Участники выбирают себе профессиональные роли, создают предложенный образ, дополняют его необходимыми предметами: одежда и обувь для танца, лампы-прожекторы, инструменты для визажиста, художника и т.д.

По сигналу ведущего отыгрывают свои роли.

После проживания ситуации учащиеся делятся впечатлениями.

Педагог-психолог предлагает участникам сделать живую картину, в которой они могут занять подходящее для себя место рядом с танцем в роли танцора, преподавателя танца, хореографа, костюмера, визажиста, художника-технолога по сценическому свету, художника-декоратора и т.п.

В центр зала ставят фигуру танца. Участники создают предложенный образ. Затем по сигналу ведущего картина оживает. Каждый участник входит в свою роль. После проводится обсуждение задания.

Чаепитие балерины

Групповая дискуссия.

Интерактивный опрос. Обратная связь участников.

Учащиеся знакомятся с рационом чаепития балерины. За чаепитием ведут дискуссию о занятии, рассказывают о личных посещениях балетных спектаклей и впечатлениях о них.

Педагог предоставляет продукцию для чаепития (приложение №2) рассказывает о пользе предложенных угощений. Проводит опрос учащихся о посещаемых ими когда-либо балетных мероприятиях и направляет ход дискуссии.

3. Заключительный этап: подведение итогов занятия, результаты анкетирования и викторины.

Обратная связь участников.

Индивидуальная работа.

Участники получают информацию по результатам анкетирования и викторины и рекомендации по поэтапному освоению заинтересовавшей профессии. Задают вопросы, высказывают своё мнение по проведенному занятию.

Педагог оглашает участникам результаты анкетирования и предоставляет рекомендации по каждому профессиональному направлению (расшифровка результатов анкетирования и викторины в приложении №1) Так же, опрашивает мнения участников о занятии.

                                                                   

                                                                     Ход занятия

  1. Подготовительный этап:

- Педагог и педагог-психолог помогают учащимся адаптироваться в пространстве, где проходит занятие. Учащиеся осматривают помещение и занимают предоставленные места.

- Педагог-психолог проводит тренинговое упражнение  на знакомство "Самопрезентация через МАК (метафорические ассоциативные карты)". Ведущий предлагает участникам выбрать одну или несколько метафорических ассоциативных карт, с которыми у него есть что-то общее, и рассказать с их помощью о себе.

Каждый участник группы выбирает карту. Далее учащиеся по очереди рассказывают о себе, своих увлечениях, настроении, ожиданиях от занятия. Делятся впечатлениями о выполнении задания.

  1. Представление программы.

- Педагог запускает слайд-шоу и рассказывает о теме и ходе занятия. На экране слайд №1. Рассказывает о истории появления танцевального искусства и о музе танца Терпсихоре, которая изображена на слайде.

- Педагог раздаёт раздаточный материал (распечатанную анкету и викторину) и даёт пояснения по заполнению. Заполнение происходит постепенно, на каждом этапе.

  1. Знакомство с направлениями хореографического искусства.

- Все участники занятия просматривают поэтапно, строго соблюдая предложенную последовательность, видео с танцевальными номерами: классическое направление; современная хореография; народный танец; мюзикл или танцевальное шоу; стрит-дэнс.

Педагог презентует каждое видео, рассказывая о авторах и исполнителях каждого ролика (если известно). На слайде №2 указаны ссылки на видеоролики.

- Обсуждение каждого просмотренного видеоролика. Учащиеся рассказывают о своих впечатлениях. Педагог задаёт наводящие вопросы, например: «Что именно так понравилось в данном танцевальном образе?»; «Почему слабо заинтересовал тот или иной ролик?» с целью помочь сделать каждому учащемуся обоснованный выбор.

- Учащиеся фиксируют свой выбор в раздаточном материале. На экране слайд №3.

  А) страница 2 раздаточного материала – обводит нужную букву, в соответствии с последовательностью видеороликов.

  Б) страница 3 раздаточного материала – обводит нужную букву, отвечая на вопрос: «На что более всего вы обращали внимание при просмотре каждого видеоролика?»

  1. Ознакомление с первыми шагами к данному виду искусства.

- Педагог рассказывает о требованиях при поступлении в различные профессиональные заведения хореографического направления (в городе проживания). Объясняет и показывает, какими природными данными и приобретёнными навыками должен обладать поступающий. Рассказывает об этапах приёмных комиссий.

- Учащимся предоставляется возможность провести анализ своих способностей и природных данных и оценить их по пятибалльной шкале на странице 1 раздаточного материала. Педагог, при этом должен хорошо разъяснить каждый пункт опроса. На экране слайд №4.

  1. Обзор одного дня учащегося балетного училища.

- Педагог рассказывает о расписании учебного дня воспитанника Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, начиная с завтрака и дороги в учебное заведение и переходя к расписанию занятий, в котором перемешиваются школьные предметы и профессиональные учебные занятия, репетиции и выступление на сцене одного из академических театров. Обязательно используются интерактивные методы:

 А) Просмотр видеоролика урока классического танца (ссылка в слайде №5) При этом, участники занятия могут повторять движения и стараться делать это синхронно. Так же, педагог обращает внимание на дисциплину в балетном классе.

 Б) Педагог предлагает ситуацию: «Идёт занятие, в ходе которого необходимо отработать методом многократного повтора физически сложное упражнение» Далее, предлагается несколько поведенческих ситуаций, одну из которых участники должны выбрать и зафиксировать результат, обведя нужную букву в раздаточном материале на странице 3, вопрос 2. На экране слайд №5. Все варианты ответов педагог должен выразительно озвучить.

В) Следующее интерактивное задание – это примерка танцевальной обуви и костюмов. При этом, обязательно наличие такой обуви как: пуанты, народные туфли, туфли для бальных танцев. Предоставление костюмов по возможности. И тот и другой наглядный материал лучше всего предоставить с различным размерным рядом. После примерки и выполнения некоторых движений в танцевальной обуви, участники должны сделать выбор, обосновываясь удобством той или иной пары обуви и заинтересованностью в ней танцевать и зафиксировать свой выбор, обведя нужную букву в раздаточном материале на странице 2, вопрос 2. На экране слайды №6,7,8.

Г) Далее, педагог рассказывает об обеденном перерыве и предлагает учащимся выбрать один из предложенных вариантов обеда. На экранах слайды № 9,10,11,12,13. Каждый вариант обозначен определённой буквой – её то и нужно будет обвести в раздаточном материале на странице 2, вопрос 3.

Д) Педагог рассказывает о свободном часе – перерыве между занятиями и репетицией (или спектаклем) предлагая, при этом учащимся несколько вариантов свободных занятий. На экране слайд №14. Учащиеся фиксируют результат, обведя нужную букву в раздаточном материале на странице 3, вопрос 3.

       Е) Заключительным этапом раздела идёт рассказ о детских партиях в балетных постановках академических театров. Педагог описывает партии и показывает интересные танцевальные элементы (на выбор) После этого, предлагает участникам сделать выбор: «Что же самое важное в танце?» и зафиксировать ответ, обведя нужную букву в раздаточном материале на странице 2, вопрос 4.

  1. Коллективное составление схемы «Танец и профессии вокруг него»

- Педагог и педагог-психолог в центре флипчарта фиксируют понятие «ТАНЕЦ» и начинают задавать наводящие вопросы: «Какие профессии способствуют созданию танцевального спектакля?» Участники приводят свои варианты. Правильные варианты фиксируются на флипчарте вокруг «ТАНЦА» - таким образом составляется схема взаимодополняемости танца и других профессий.

       

  1. Интерактивная игра  «Мое место рядом с танцем»

Педагог-психолог предлагает участникам сделать живую картину, в которой они могут занять подходящее для себя место рядом с танцем в роли танцора, преподавателя танца, хореографа, костюмера, визажиста, художника-технолога по сценическому свету, художника-декоратора и т.п.

Из числа участников выбирают заместителя на роль танца, ставят в центр зала. Затем участники создают предложенный образ, сами решают, кем они хотят быть рядом с танцем, и занимают свое место рядом с ним.  Дополняют инсталляцию необходимыми предметами: одежда, обувь для танца, лампы-прожекторы, инструменты для визажиста, мольберт, кисти, краски для художника и т.д. По сигналу ведущего картина оживает. Каждый участник входит в свою роль.

Примечание: ведущий может предложить ребятам попробовать себя в разных ролях.

После проживания ситуации учащиеся делятся впечатлениями.

Обсуждение: Почему выбрали именно эту профессиональную роль? Соответствует ли она вам? Ощущения, впечатление.

- Педагог предлагает зафиксировать результаты (заинтересовавшую профессию) в раздаточном материале на странице 3, вопрос 4.

  1. Чаепитие балерины.

- Педагог и педагог психолог накрывают на стол, разливают чай в чашки, предлагают угощения (рацион в приложении №2) рассаживают участников за стол.

- Проходит беседа о посещении балетных спектаклей и балетных персонажей, композиторах и балетмейстерах. Можно предложить каждому участнику представить себя балериной, можно даже взять роль какой-либо известной балерины.

  1. Подведение итогов анкетирования.

- Педагог и педагог-психолог подводят итоги анкетирования и опроса викторины (приложение №1)

- Оглашают каждому лично результаты. Желательно, начинать с тех, у кого результат по направленностям самый явный. К примеру: « У нас выявилась восходящая звезда мюзиклов – это Катя!» или «Подал заявку, как истинный музыкант и концертмейстер – Богдан!» - обязательно поздравить! Затем, объявить результаты тем, у кого результаты анкетирования двояки. Например: «А Лена будет заниматься классическим и современным танцем – у неё к этому большой интерес и природные данные позволяют!»

- Далее, каждый участник подходит к педагогу и знакомиться с рядом учебных заведений, дающих профессиональное образование по профилю и специальности заинтересовавщей его.

На экране слайд №16, на котором имеются необходимые ссылки. Дополнительно, можно воспользоваться сетью интернет.

Приложение 1  

                 

                          Анкета, викторина и расшифровка результатов.

                                Страница №1 раздаточного материала.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ:

Стройность и пропорциональность  фигуры            1  2  3  4  5

Гибкость (складка, шпагаты, мостик)                         1  2  3  4  5

Выворотность («Крабик», «Лягушка»)                       1  2  3  4  5

Мышечная собранность,  тонус                                    1  2  3  4  5

Общее состояние здоровья                                           1  2  3  4  5

Чувство ритма                                                               1  2  3  4  5

Выразительность танцевального исполнения         1  2  3  4  5

                       

                                Страница №2 раздаточного материала.

                                    Танцевальная  классификация:

1.Выбор просмотренного видео-материала:

         А     Б     В     Г    Д

2.Выбор танцевальной  обуви:

         А     Б     В     Г    Д

 

3.СТОЛОВАЯ (выбор обеда):

         А     Б     В     Г    Д

4.ЧТО ВАЖНЕЕ ДЛЯ  ВАС  В  ТАНЦЕ?

Форма, техника, точность линий……………………А

Передача образа через спонтанные и

необычные танцевальные движения………………..Б

Культура народов, чьи танцы танцую.

Их нрав и характер…………………………………..В  

Свет и блеск шоу. «Танцуют все!»………………….Г

Чтоб было круто и весело,

Хоть на голове крутись!.…………………………….Д

                            Страница №3 раздаточного материала.

 

                                              Акценты восприятия:

1.        После просмотра видеоматериала: «На что именно я обращала больше внимания во время просмотра всех видеороликов?»

   Т   - танец

   Х  -  идеи и задумки хореографа

   М  -  музыка

   К   -  костюмы

   Д   -  декорации

   Г   -  грим и прически

2.        Поведенческий выбор:

  1) Т    2) Х    3) М    4) К     5) Д     6) Г

3.        «В час перерыва чем займусь?»:

  1. Т     2) Х     3) М     4) К    5) Д    6) Г

4.        Спонтанный выбор:

   Т   - танец

   Х  -  идеи и задумки хореографа

   М  -  музыка

   К   -  костюмы

   Д   -  декорации

   Г   -  грим и прически

Расшифровка результатов:

Страница 1:  Если результат самооценки высок, то участник чувствует готовность к освоению танцевальных дисциплин. Если ниже среднего, то следует рассмотреть сопутствующие профессии.

Страница 2:

Большинство ответов: «А» - заинтересованность классическим танцем

                                      «Б» - заинтересованность современной хореографией

                                      «В» - заинтересованность народным танцем

                                      «Г» - заинтересованность мюзиклом или шоу

                                      «Д» - заинтересованность стрит хореографией

Страница 3:

Если большинство ответов:

   Т   - заинтересованность в искусстве танцора

   Х  -  заинтересованность в искусстве хореографа и преподавателя

   М  -  заинтересованность в музыкальном искусстве

   К   -  заинтересованность в искусстве модельера, костюмера

   Д   -  заинтересованность в искусстве декоратора, художника

   Г   -  заинтересованность в искусстве визажа и парикмахерском искусстве