Методические рекомендации по планированию и организации процесса обучения проектированию

Лопоткина Нина Юрьевна

Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж».

Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20- е  годы), и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоржем Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка. В России в 1905 году С.Т.Шацкий возглавил группу исследователей, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания, но в 1931 году метод проектов был осужден как буржуазный, а использование его в работе учителя запрещено.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества р.п. Воротынец Нижегородской области

Методические рекомендации по планированию и организации процесса обучения проектированию

              Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Лопоткина  Нина  Юрьевна

Воротынец

2013 год

Проектно-исследовательская деятельность является одним из интересных направлений современного дополнительного образования.

Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж».

Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20- е  годы), и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоржем Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка. В России в 1905 году С.Т.Шацкий возглавил группу исследователей, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания, но в 1931 году метод проектов был осужден как буржуазный, а использование его в работе учителя запрещено.

Сегодня метод проектов, как в общем, так и в дополнительном образовании является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся с педагогом.

В основе проектной деятельности лежит развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать различные знания, творчески подходить к работе. Проектная деятельность всегда направлена на самостоятельную творческую работу детей (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этого время: от нескольких часов до нескольких недель, иногда и нескольких месяцев. Темы проектов могут быть выбраны как детьми, так и подобраны педагогом в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. В работе над проектом могут быть задействованы и члены семьи, и друзья, что дает дополнительный импульс к творческому развитию детей.

Привлечение детей к начальным этапам проектно-исследовательской деятельности требует от них, не только теоретических знаний по предмету исследования, практических возможностей по реализации, но и психологической готовности воспринимать её как необходимую и интересную часть познания.

Проектная деятельность рассчитана на заинтересованных ребят, сориентированных на обучение в интенсивном режиме и имеющих осознанную мотивацию к познанию нового. И здесь задача педагога - выявить детей, имеющих самообразовательный потенциал и желание его реализовывать.

 

 Метод проектов имеет ряд преимуществ:

   - успешно интегрируется в образовательный процесс;

   - легко вписывается в учебный процесс;

   - обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность;

   - проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде.

 

Основной тезис современного понимания метода проектов:  «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить».

Цели метода проектов:

  • развитие познавательных, творческих навыков детей
  • развитие критического мышления
  • обучение ориентированию в информационном пространстве
  • обучение навыкам самостоятельного конструирования своих знаний

Виды проектов:

  • Исследовательский – в его основе обязательно лежит выдвижение гипотезы исследования, проведение эксперимента.
  • Практико - ориентированный - направлен на социальные интересы участников проекта. Этот проект ориентирован на результат.
  • Информационный - предполагает сбор информации о каком - либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения.
  • Творческий – предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход в оформлении результата. Результаты оформляются в виде творческого продукта – газеты, буклета, картины, статьи, спектакля и т.д.

 

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочными – несколько занятий
  • среднесрочными – до месяца
  • долгосрочными – несколько месяцев

По количеству участников проекты могут быть:

  •  индивидуальные
  • парные
  • групповые

Этапы работы над проектом

  • подготовительный или вводный – выбор темы исследования, беседа по проблемам, выбор проблемы, выбор темы конкретного проекта
  • основной (практический) – составление плана работы, сбор информации, изготовление творческого продукта
  • завершающий (творческий отчет) – анализ, подведение итогов, составление портфолио, выступление перед друзьями, презентация, ответы на вопросы

 

Взаимодействие педагога и обучающегося при работе над проектом

  1. роль педагога:

На всех этапах работы над проектом педагог выступает как помощник. Он не передает знания, а обеспечивает деятельность обучающегося. Мотивирует детей на успешную работу, раскрывает перед детьми ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Наблюдает и консультирует, стараясь провоцировать вопросы, размышления, моделируя различные ситуации.

  1. роль обучающегося:

Выступает субъектом деятельности, принимает решения, выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает продукт своей деятельности и себя, получаемую информацию с позиции её полезности для проекта.

Работа над элементами содержательной структуры будущего проекта

Подготовительный этап

Выбор темы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  • Рассказывает о различных видах тем и принципах работы с ними.
  • Выявляет круг основных интересов детей и сосредотачивает внимание на тех вопросах, которые возникают у них по интересующей теме.
  • В рамках выбранного вида темы и найденного объекта исследований разъясняет принципы формулирования темы.
  • Анализируют несколько тем. Осмысливают принципы работы над ними.
  • Определяют, какие именно вопросы в интересующем предмете у них возникают.
  • Сопоставляют найденный объект интересов с уже известными и проработанными видами тем и выбирают тот вид, который более интересен и поможет полнее рассмотреть объект.

Постановка проблемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  • Добивается устойчивого осознания понятия «проблема»
  • Учит  детей ставить содержательные вопросы к тексту
  • Контролирует полноту круга вопросов, поставленных детьми к основному объекту выбранной темы
  • Знают определение понятия «проблема»
  • Могут определить круг проблем, затронутых в выбранной теме
  • Выбирают проблемы, решение которых составит цель проекта

Практический этап

Планирование  

Деятельность педагога

Деятельность детей

  •  Знакомит детей с принципами работы над планированием
  • Контролирует правильность и полноту составленных планов по теме, постановку целей и задач
  • Проверяет основное описание хода работы и результатов исследования в соответствии с составленными планами
  • Осваивают работу с различными видами планов
  • Стараются вести основное изложение согласно составленным планам, учитывая вносимые в них поправки и изменения
  • Формулируют четкие цели и умеют определить основные задачи

Сбор информации

Деятельность педагога

Деятельность детей

  • Контролирует наличие необходимой информации
  • Проверяет полноту словаря терминов и понятий
  • Обсуждает с детьми каждый включенный в описание термин на предмет его понимания и в связи с выбранной темой
  • Могут выбрать необходимую по теме информацию
  • Могут отобрать информацию, которая может считаться дополнительной
  • Составляют словарь необходимых терминов и понятий
  • Продумывают роль каждого понятия в содержании работы

Разработка проекта                        

Деятельность педагога

Деятельность детей

  • Наблюдает, советует по необходимости, отвечает на вопросы участников проекта
  • Контролирует соблюдение правил техники безопасности
  • Следит за соблюдением временных рамок
  • Выполняют запланированную деятельность самостоятельно
  • Консультируются с педагогом
  • Осуществляют промежуточное обсуждение полученных результатов

Этап творческого отчета

Оформление результата

Деятельность педагога

Деятельность детей

  • Создает ситуацию успеха
  • Подчеркивает социальную значимость проекта
  • Направляет процесс анализа
  • Оформляют проект
  • Участвуют в коллективном анализе проекта
  • Оценивают свою роль
  • Делают выводы

Презентация результатов

Деятельность педагога

Деятельность детей

  • Организовывает презентацию
  • Продумывает и реализовывает взаимодействие с родителями, с партнерами
  • Консультирует детей по вопросам подготовки презентации
  • Репетирует с детьми предстоящую защиту проекта
  • Выступает в качестве эксперта
  • Выбирают форму защиты
  • Готовят и оформляют её
  • Консультируются с педагогом
  • Проводят защиту творческого проекта
  • Отвечают на вопросы

Практическое использование творческих проектов

Каждая выполненная работа – это огромный труд и старания его исполнителей, поэтому очень важно по завершении работы не просто провести анализ, оценить выполненное и положить на полку, а найти практическое применение и сферу использования выполненного продукта.

Любая работа несет в себе информацию, которая может быть полезна другим, любое изделие может иметь практическое применение.  Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты педагог и дети самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причину неудач, последствия деятельности. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новым знаниям.

Прогнозируемые результаты внедрения проектной деятельности в образовательный процесс

   Метод проектов позволит:

   -повысить качество образования;

   -повысить качественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в     конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качества знаний);

   -улучшить показатели по удовлетворению спроса обучающихся  и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал детей,

   -сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, умения работать в автономном режиме и умения коммуникативного характера;

   -сформировать умение пользоваться информационными ресурсами;

   -повысить интерес к занятиям творческих объединений.

В современный образовательный процесс внедряются новые методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектирование можно отметить как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности детей и подростков, сформировать умение ориентироваться в огромном мире информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.

Литература

  1. Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.- сост. С.Г.Щербакова и др, - Волгоград: Учитель,2009.
  2. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы / авт. – сост. Т.Н.Ковязина,  Н.Е.Галицина.- Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие / ( Е.А.Ермолинская, Е.И.Коротеева, Е.С.Медкова и др.); под ред. Е.П.Кабковой. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей (Текст): теория и методика социально-педагогической деятельности / А.В.Золотарева. – Ярославль: Академия развития, 2004.