Методические рекомендации по планированию и организации процесса обучения проектированию
Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж».
Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20- е годы), и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоржем Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка. В России в 1905 году С.Т.Шацкий возглавил группу исследователей, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания, но в 1931 году метод проектов был осужден как буржуазный, а использование его в работе учителя запрещено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества р.п. Воротынец Нижегородской области
Методические рекомендации по планированию и организации процесса обучения проектированию
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Лопоткина Нина Юрьевна
Воротынец
2013 год
Проектно-исследовательская деятельность является одним из интересных направлений современного дополнительного образования.
Слово «проект» толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж».
Метод проектов – не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20- е годы), и в зарубежной. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоржем Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка. В России в 1905 году С.Т.Шацкий возглавил группу исследователей, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания, но в 1931 году метод проектов был осужден как буржуазный, а использование его в работе учителя запрещено.
Сегодня метод проектов, как в общем, так и в дополнительном образовании является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся с педагогом.
В основе проектной деятельности лежит развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать различные знания, творчески подходить к работе. Проектная деятельность всегда направлена на самостоятельную творческую работу детей (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этого время: от нескольких часов до нескольких недель, иногда и нескольких месяцев. Темы проектов могут быть выбраны как детьми, так и подобраны педагогом в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. В работе над проектом могут быть задействованы и члены семьи, и друзья, что дает дополнительный импульс к творческому развитию детей.
Привлечение детей к начальным этапам проектно-исследовательской деятельности требует от них, не только теоретических знаний по предмету исследования, практических возможностей по реализации, но и психологической готовности воспринимать её как необходимую и интересную часть познания.
Проектная деятельность рассчитана на заинтересованных ребят, сориентированных на обучение в интенсивном режиме и имеющих осознанную мотивацию к познанию нового. И здесь задача педагога - выявить детей, имеющих самообразовательный потенциал и желание его реализовывать.
Метод проектов имеет ряд преимуществ:
- успешно интегрируется в образовательный процесс;
- легко вписывается в учебный процесс;
- обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность;
- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде.
Основной тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить».
Цели метода проектов:
- развитие познавательных, творческих навыков детей
- развитие критического мышления
- обучение ориентированию в информационном пространстве
- обучение навыкам самостоятельного конструирования своих знаний
Виды проектов:
- Исследовательский – в его основе обязательно лежит выдвижение гипотезы исследования, проведение эксперимента.
- Практико - ориентированный - направлен на социальные интересы участников проекта. Этот проект ориентирован на результат.
- Информационный - предполагает сбор информации о каком - либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения.
- Творческий – предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход в оформлении результата. Результаты оформляются в виде творческого продукта – газеты, буклета, картины, статьи, спектакля и т.д.
По продолжительности проекты могут быть:
- краткосрочными – несколько занятий
- среднесрочными – до месяца
- долгосрочными – несколько месяцев
По количеству участников проекты могут быть:
- индивидуальные
- парные
- групповые
Этапы работы над проектом
- подготовительный или вводный – выбор темы исследования, беседа по проблемам, выбор проблемы, выбор темы конкретного проекта
- основной (практический) – составление плана работы, сбор информации, изготовление творческого продукта
- завершающий (творческий отчет) – анализ, подведение итогов, составление портфолио, выступление перед друзьями, презентация, ответы на вопросы
Взаимодействие педагога и обучающегося при работе над проектом
- роль педагога:
На всех этапах работы над проектом педагог выступает как помощник. Он не передает знания, а обеспечивает деятельность обучающегося. Мотивирует детей на успешную работу, раскрывает перед детьми ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Наблюдает и консультирует, стараясь провоцировать вопросы, размышления, моделируя различные ситуации.
- роль обучающегося:
Выступает субъектом деятельности, принимает решения, выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает продукт своей деятельности и себя, получаемую информацию с позиции её полезности для проекта.
Работа над элементами содержательной структуры будущего проекта
Подготовительный этап
Выбор темы
Деятельность педагога | Деятельность детей |
|
|
Постановка проблемы
Деятельность педагога | Деятельность детей |
|
|
Практический этап
Планирование
Деятельность педагога | Деятельность детей |
|
|
Сбор информации
Деятельность педагога | Деятельность детей |
|
|
Разработка проекта
Деятельность педагога | Деятельность детей |
|
|
Этап творческого отчета
Оформление результата
Деятельность педагога | Деятельность детей |
|
|
Презентация результатов
Деятельность педагога | Деятельность детей |
|
|
Практическое использование творческих проектов
Каждая выполненная работа – это огромный труд и старания его исполнителей, поэтому очень важно по завершении работы не просто провести анализ, оценить выполненное и положить на полку, а найти практическое применение и сферу использования выполненного продукта.
Любая работа несет в себе информацию, которая может быть полезна другим, любое изделие может иметь практическое применение. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты педагог и дети самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причину неудач, последствия деятельности. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новым знаниям.
Прогнозируемые результаты внедрения проектной деятельности в образовательный процесс
Метод проектов позволит:
-повысить качество образования;
-повысить качественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качества знаний);
-улучшить показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал детей,
-сформировать у обучающихся умения и навыки проектирования, умения работать в автономном режиме и умения коммуникативного характера;
-сформировать умение пользоваться информационными ресурсами;
-повысить интерес к занятиям творческих объединений.
В современный образовательный процесс внедряются новые методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектирование можно отметить как наиболее перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности детей и подростков, сформировать умение ориентироваться в огромном мире информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения.
Литература
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.- сост. С.Г.Щербакова и др, - Волгоград: Учитель,2009.
- Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы / авт. – сост. Т.Н.Ковязина, Н.Е.Галицина.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: метод. пособие / ( Е.А.Ермолинская, Е.И.Коротеева, Е.С.Медкова и др.); под ред. Е.П.Кабковой. – М.: Просвещение, 2009.
- Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей (Текст): теория и методика социально-педагогической деятельности / А.В.Золотарева. – Ярославль: Академия развития, 2004.