Открытый урок в 3 классе ДШИ "Фантастический пейзаж"

Закрепление навыков последовательного ведения работы над композицией, передача состояния в пейзаже через пространство и контраст, использование в работе разных технических приёмов акварели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fantasticheskiy_peyzazh.docx27.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Игринская детская школа искусств №2

Открытый урок

в 3 классе ДШИ

Фантастический

пейзаж

Преподаватель: Иванова Н.Н.

2012


Станковая композиция – 3 класс (заключительный урок)

Тема: «Фантастический пейзаж» (21 час – 7 уроков)

Цель: Использовать основные средства выразительности: формат, пространство, контраст, асимметрия в сочинении композиции.

Задачи:

 - закрепить навыки последовательного ведения работы над композицией;

 - передать состояние в пейзаже через пространство и контраст,

 - использовать в работе разные технические приёмы акварели,

Задание: Выполнить композицию в материале

 

Материал: Акварель

Оборудование:

для учителя:

 репродукции с картин известных художников с изображением пейзажей в разное время года: А. Куинджи «Берёзовая роща», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», Ф.А. Васильев «Мокрый луг», И.И. Левитан «Сумерки. Стога», С.В. Герасимов «Ива цветёт», И.И. Шишкин «На севере диком…», С.Никиреев «Иней»;  репродукции со стилизованных картинт художников: Р. Фальк «Парусник», Г.Г. Нисский «Зелёная дорога», Л.С. Бакст «Элизиум», М.А. Кублик «У реки»; репродукции с абстрактных картин: В.В. Кандинский «Корова», «Пейзаж»; таблицы: «Этапы стилизации изображения дерева», «Ахроматическая гамма с введением одного из трёх цветов», «Технические приёмы акварели», «Порядок работы над композицией в материале», выставка детских акварельных работ «Акварельные мелодии».

для учащихся:

 линейный рисунок фантастической композиции на формате А3, акварельные краски, кисти, палитра, планшет, жировая пастель, салфетки, солёная вода, зубная щётка, тряпочка, баночка с водой.    

План урока

  1. Закрепление знаний о пейзаже.
  2. Повторение: фантастика, стилизация, абстракция.
  3. Повторение основных средств выразительности: формат, асимметрия, пространство, контраст.
  4. Закрепление технических приёмов акварели.
  5. Ахроматическая гамма с введением одного из трёх основных цветов.
  6. Порядок работы над композицией в материале.
  7. Практическая работа.

8.  Подведение итогов урока.

  1. Закрепление знаний о пейзаже.

     С давних времён природа была не только источником вдохновения для многих художников, но и самой лучшей обучающей средой, наблюдая и анализируя которую они создавали великие произведения искусства.

          - Как называется жанр в изобразительном искусстве, в котором художники изображают природу? (пейзаж).

         - Каких великих русских художников пейзажистов вы знаете? (Ф. Васильев, А. Саврасов, А. Куинджи, И. Шишкин, И. Левитан, М. Нестеров….).

        Они создали поистине русский пейзаж. В их произведениях всё знакомо каждому из нас: среднерусские дали, цветущие луга, просторы полей с перелесками, реки, озёра, маленькие деревушки, сельские храмы и величественные монастыри…

        Современные художники продолжают традиции старых мастеров, воспевая родную землю и воплощая те же мотивы.

        Оказывается, художники учатся у природы не только для того, чтобы передать её реальную красоту, но и пытаются увидеть в ней таинственные и загадочные моменты. На картинах некоторых художников мы можем наблюдать нереальные изображения, каких не существует в природе.

  1. Повторение: фантастика, стилизация, абстракция.

- Как вы можете объяснить слово – фантастика?

     Фантастика – в переводе с греческого,  искусство воображать. Это форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создаётся логически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картина мира. В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов.

- Что означает слово – стилизация?    

     Стилизация(творческая стилизация) – авторское видение и художественная переработка явлений и объектов окружающей действительности и как результат их с элементами новизны.

- Чем отличается абстракция от стилизации?

     Абстракция – это стилизация, доходящая до крайней степени условности, после превышения которой, предметы начинают терять свою узнаваемость.

- Что объединяет эти три понятия?

     Это создание того, чего нет напрямую в природе, окружающем мире, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить всё та же природа, всё тот же окружающий мир.

     

     Стилизация в изобразительном искусстве известна с древнейших времён и как метод художественного творчества достигла очень высокого уровня в древнеегипетских и древнегреческих орнаментах. Истоки декоративной стилизации в пейзаже можно увидеть в дошедших до нас настенных росписях и декоративно-прикладных изделиях ремесленников Древней Руси. В более поздние века стилизованные пейзажи уже были широко распространены как в народном декоративно-прикладном творчестве, так и в работах профессиональных мастеров и художников-прикладников.

     В целом стилизация, в первую очередь творческая, является одним из плодотворных методов изобразительного искусства, который основан на другом, отличном от реалистического способе реальной интеграции при осмыслении и отражении окружающей жизни. Широко известны знаменитые стилизованные произведения Ван Гога, Сезанна, Пикассо, Матисса, Леже, Лентулова, Филонова, Куприна, Сарьяна и многих других зарубежных и отечественных мастеров.

     «Все художества получают своё совершенство от умопонимаемой красоты (т. е. творчески воображаемой художником, красоты. – Прим. авт.), преимущественно над тою, какую можно обресть в природе каждой вещи особенно.» - К.Дагдиян. В этом наставлении художнику предлагается творчески переосмыслить реально существующие объекты природы, в том числе и самые прекрасные. Поэтому стилизацию любого явления или объекта окружающего мира, в частности природы и природных форм, нужно рассматривать не в качестве одного из оригинальных художественных приёмов и средств выражения, а считать основным творческим методом и выразительным средством. Теоретической основой для творческой стилизации нужно считать положение, согласно которому создание подлинно нового – это создание того, чего нет напрямую в природе, окружающем мире, хотя главным и единственным источником для этого нового должна служить всё та же природа, всё тот же окружающий мир.

  1. Повторение основных средств выразительности: формат, асимметрия, пространство, контраст.

 - Какими основными средствами выразительности пользуются художники для воплощения своего замысла?

     Формат, асимметрия, пространство, контраст.

- Что мы понимаем под значением формат?    

     Формат картинной плоскости может быть прямоугольным (горизонтальным или вертикальным), квадратным, круглым, овальным, многоугольным, треугольным, иметь сложную форму – сочетать в себе несколько фигур или вообще не иметь конкретной формы, т. е. быть абстрактным.

     Выбор нужного формата во многих случаях означает не только выбор размеров будущего изображения, но и размеров и формы будущего фона. Выбранные размеры и форма формата композиции должны позволять свободное размещение на нём изображения и фона таким образом, чтобы зрителю был совершенно понятен авторский замысел. Однако в любом случае формат композиции не должен создавать впечатление неполного заполнения.

 

- Чем отличается асимметрия от симметрии?

- Для чего в композиции используется асимметрия?

     Асимметрия (от греч. асимметриа – несоразмерность) отличается от симметрии тем, что у асимметричного изображения правая и левая стороны, а так же верх и низ не являются зеркальным отображением друг друга, и поэтому у него нет собственных центральных осей симметрии. На формате асимметричное изображение может быть помещено в любом месте и в любой ориентации относительно центральных осей формата.

      Асимметричная композиция более привлекательна и интересна.

- Что такое пространство?

- Как художники на картине изображают пространство?

     Пространство – это линейная и воздушная перспектива:

- все предметы, по мере удаления, становятся меньше, а приближаясь, увеличиваются;

- все предметы переднего плана можно разглядеть детально, а предметы на дальнем плане сливаются в общую массу;

-  преобразование контраста в нюанс, т. е. первый план выглядит отчётливо, а дальний план размыто.

- Как вы понимаете слово контраст?

- В каких случаях художники используют в своих работах это средство выразительности?

     Контраст – это объекты или элементы композиции с достаточно резко выраженными противоположными или непохожими свойствами: имеющие разные размеры; разную форму; разный цвет; светотеневую или цветотеневую разницу; разное расположение на картинной плоскости; разная фактура и текстура.

- Какими изобразительными материалами пользуются художники, работая над своими произведениями?

     Акварель, гуашь, пастель, карандаш, масло и т. д.

  1. Закрепление технических приёмов акварели.

     Акварель – один из простейших в обращении материалов для живописи, но при этом, возможно, самый чуткий и тонкий материал.

     Акварель – один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными, прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но акварели доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

     Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде – вот и всё «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому – зоркий глаз, твёрдая рука, знание материала и владение техникой этого вида живописи.

     Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Можно избрать смешанную технику: идти от общего к деталям или, напротив, от детали к общему, целому. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затёртости, замученности, неясности. Прозрачность и блеск придаёт ей бумага, которая должна быть белой и чистой. Белила акварелисту, как правило, не нужны.

     Технические приёмы акварели:

- по сухой бумаге,

- по сырой бумаге,

- разбрызгивание,

- использование морской соли,

- использование синтетической губки,

- предварительный рисунок воском или масляной пастелью,

- использование бумажной салфетки для снятия излишней краски,

- смешение или сочетание нескольких приёмов в одной работе.

  1. Ахроматическая гамма с введением одного из трёх основных цветов.

     Ахроматические цвета, то есть серые, белые и чёрные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

     Шкала плавных переходов от белого к чёрному, со всеми оттенками серого между ними, представляет собой ахроматическую светотеневую градацию.

     Светотень используется для достижения самых разных художественно-изобразительных целей. В любых композициях она служит главным средством для передачи эмоций и настроений. С её помощью можно придавать областям композиции определённую эмоциональную выразительность, создавая различные настроения: тёмное – загадочное, таинственное, грустное; светлое – лёгкое, воздушное, бодрое, радостное; серое – скучное, унылое.

     Достаточно сильный светотеневой контраст (светлое – тёмное) выдвигает светлые объекты композиции вперёд, а более тёмные отодвигает назад. Минимальный светотеневой контраст (средние серые тональности) также отодвигает объекты назад.

         Но если к ахроматическим тонам добавить один из хроматических цветов, то работа,  выполненная в таком сочетании, будет одноцветной – монохромной живописью (гризайль).

  1. Порядок работы над композицией.

- определяем для своей работы время суток;

- выбираем для своей композиции один из трёх основных цветов (жёлтый, красный или синий).

- готовим три мелка масляной пастели: белый, жёлтый, чёрный; белый, красный, чёрный или белый, синий, чёрный.

- обводим карандашный рисунок пастелью:

                    ночь                день

первый план – белый        чёрный

второй план -  цветной      цветной

третий план -  чёрный       белый                                          

- замачиваем акварельный формат в воде;

- плотно укладывем формат на планшет, чтобы не было пузырьков;

- на палитре замешиваем выбранный цвет с чёрным;

- работаем  акварелью по-сырому – растяжка сверху в низ от тёмного к светлому (большой кистью).

- дорабатываем композицию, используем контрастные отношения и технические приёмы по сырой бумаге.

  1. Практическая работа в материале.

  Дети работают индивидуально, каждый над своей композицией.

  1. Подведение итогов урока.

- просмотр выполненных детьми работ с комментариями детей;

- анализ проделанной работы.


Литература

  1.  К.Даглдиян Декоративная композиция. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011.
  2. Питер Грей  Полный курс рисования. Пер. с англ. Н.В. Микелишвили.-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.
  3. Энциклопедический словарь юного художника сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М., Педагогика, 1983.
  4. Н.М. Сокольникова Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, Издательство «Титул», 1996.
  5. Джон Барбер Рисуем акварелью. Перевод с английского К.И. Малькова. Издательство «Кристина-Новый век», 2007.
  6. Пейзаж. Основы техники изображения. – М.: ООО «ТД «Издательство мир книги», 2006.
  7. Н.М. Сокольникова Основы композиции. – Обнинск, Издательство «Титул», 1996.
  8. И.Г. Мосин Рисование. – г. Екатеринбург, ТОО «У-фактория», 1996.
  9. Н.М. Сокольникова Основы живописи. – Обнинск, Издательство «Титул», 1996.
  10. Анн Пипер, Вольфганг Коницни Энергия красок. Перевод с немецкого Ю.В. Севостьяновой. – Издательство АРТ-РОДНИК, 2007.
  11. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова Изобразительное искусство: учебн. Для 4 кл. нач. шк. – М. : Просвещение, 2005.