Зарисовка простейших орнаментальных мотивов резных наличников

Горбунова Земфира Расимовна

Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые мог­ли проникнуть вездесущие навьи. Ще­ли в оконцах, сквозняки, зимний хо­лод, все, что могло причинить бо­лезнь, - все это преображалось в соз­нании древних людей в образы неви­димых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чу­жих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbunova_zemfira_rasimovna_konspekt_uroka.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Горбунова Земфира Расимовна,

преподаватель МБУ ДО

«Уинская детская школа искусств»

План – конспект открытого урока по предмету «Рисунок», 4 класс

(1 год обучения  по комплексной  программе «Твори на радость себе и людям!»)

ДШИ, с. Уинское, 15.02.2016 г.

Тема: «Зарисовка простейших орнаментальных мотивов резных наличников»

Класс: 4 класс (1 год обучения по комплексной  программе «Твори на радость себе и людям!»)

Длительность урока: 30 мин.

Место проведения: МБУ ДО «Уинская детская школа искусств»

Цель: Формирование умений передавать характер декоративных элементов наличника, используя карандашные зарисовки на бумаге.

Задачи урока:

-    Формировать практические навыки работы с конкретными материалами;

-    Развивать творческую и познавательную активность;

-    Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре;

- Воспитывать уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Уинском районе;

- Учить в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, иметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя: презентация и мультимедийное оборудование; иллюстрации сказок художником Билибиным с изображением изб, терема; Репродукции А. Васнецова-картины Древних городов.

Для обучающихся: ф А4, простой карандаш ТМ, М, 2М, ластик, досочка для зарисовки орнамента.

Ход урока:

слайда

Содержание урока

Время

1

1. Организационный момент

Объявление темы урока:

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по рисунку на тему: «Зарисовка простейших орнаментальных мотивов резных наличников»

30

сек

2

2. Целеполагание урока:

- передать характер декоративных элементов наличника, используя карандашные зарисовки на бумаге;

-   закрепить навыки работы с набросками, зарисовками.

30

сек

3

3. Повторение пройденного материала:

- Кто скажет, что такое набросок, зарисовка?

«Набросок» – это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание.

2

мин

4

«Зарисовка» - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным. 

5

4. Ознакомление с новым материалом:

- Как вы думаете, предметы, которые необходимы человеку в его повседневной жизни, которые украшают его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного искусства?

7

 мин

6

- Новая жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме.

- «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков.

7

- В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник.

8

- Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.

9,

10,

11

- Давайте рассмотрим работы, выполненные мастерами Уинского района. Что же изображали в резьбе и росписи народные мастера?

Прежде всего они смотрели на природу: красивые оперения птиц, причудливые формы цветов вдохновляли их, будили фантазию. И они создавали прекрасные узоры из цветов, птиц, ягод. Очень часто изображали коня; ведь он главный помощник крестьянина. На конях ездили и пахали, боронили и перевозили тяжести.

12

- В народе всегда любили сказки: появляются могучий лев, птица «сирин» - вещая птица, которая в сказках предсказывает людям будущее (показываю репродукции).

13

- Резьба по дереву один из самых старых видов народного русского искусства.

14

5. Практическая работа:

Учебная задача сегодняшнего урока:

- Ребята перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение зарисовки простейших орнаментальных мотивов резных наличников. Во время работы вы должны уделить особое внимание на передачу в зарисовке характера декоративных элементов.

1

мин

Обсуждение этапов работы над зарисовкой:

- Для того чтобы выполнить зарисовку простейших мотивов орнаментальных элементов наличника, необходимо:

  • Скомпоновать элементы в общую композицию;
  • Передать с помощью быстрой тоновой проработки объем, толщину резных элементов.

- Какие еще изобразительные задачи решаются в работе с натуры?

Пространственные  и пропорциональные отношения предметов.

1

мин

15

6. Самостоятельная работа обучающихся:

- Компоновка лист;

- Построение;

- Тоновое решение.

15

мин

7. Итог урока:

- Что дает нам использование зарисовок, набросков в работе?

- С какими трудностями вы столкнулись при работе?

- Какой этап был самым трудным?

- Какой этап был самым интересным?

1

мин

Спасибо за работу!

8. Анализ выполненных работ:

Текущий контроль: краткий анализ с детьми выполненных работ.

2

мин

Итого:

30 мин