Зарисовка простейших орнаментальных мотивов резных наличников
Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbunova_zemfira_rasimovna_konspekt_uroka.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Горбунова Земфира Расимовна,
преподаватель МБУ ДО
«Уинская детская школа искусств»
План – конспект открытого урока по предмету «Рисунок», 4 класс
(1 год обучения по комплексной программе «Твори на радость себе и людям!»)
ДШИ, с. Уинское, 15.02.2016 г.
Тема: «Зарисовка простейших орнаментальных мотивов резных наличников»
Класс: 4 класс (1 год обучения по комплексной программе «Твори на радость себе и людям!»)
Длительность урока: 30 мин.
Место проведения: МБУ ДО «Уинская детская школа искусств»
Цель: Формирование умений передавать характер декоративных элементов наличника, используя карандашные зарисовки на бумаге.
Задачи урока:
- Формировать практические навыки работы с конкретными материалами;
- Развивать творческую и познавательную активность;
- Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре;
- Воспитывать уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Уинском районе;
- Учить в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, иметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя: презентация и мультимедийное оборудование; иллюстрации сказок художником Билибиным с изображением изб, терема; Репродукции А. Васнецова-картины Древних городов.
Для обучающихся: ф А4, простой карандаш ТМ, М, 2М, ластик, досочка для зарисовки орнамента.
Ход урока:
№ слайда | Содержание урока | Время |
1 | 1. Организационный момент Объявление темы урока: - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по рисунку на тему: «Зарисовка простейших орнаментальных мотивов резных наличников» | 30 сек |
2 | 2. Целеполагание урока: - передать характер декоративных элементов наличника, используя карандашные зарисовки на бумаге; - закрепить навыки работы с набросками, зарисовками. | 30 сек |
3 | 3. Повторение пройденного материала: - Кто скажет, что такое набросок, зарисовка? «Набросок» – это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. Наброски отличаются именно краткосрочностью. Характерная особенность наброска — простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. | 2 мин |
4 | «Зарисовка» - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным. | |
5 | 4. Ознакомление с новым материалом: - Как вы думаете, предметы, которые необходимы человеку в его повседневной жизни, которые украшают его быт, его жилье, его самого - это произведения декоративно-прикладного искусства? | 7 мин |
6 | - Новая жизнь - новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой - не будет тебе житья в новом доме. | |
- «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого - в преданиях наших далеких предков. | ||
7 | - В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. | |
8 | - Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. | |
9, 10, 11 | - Давайте рассмотрим работы, выполненные мастерами Уинского района. Что же изображали в резьбе и росписи народные мастера? Прежде всего они смотрели на природу: красивые оперения птиц, причудливые формы цветов вдохновляли их, будили фантазию. И они создавали прекрасные узоры из цветов, птиц, ягод. Очень часто изображали коня; ведь он главный помощник крестьянина. На конях ездили и пахали, боронили и перевозили тяжести. | |
12 | - В народе всегда любили сказки: появляются могучий лев, птица «сирин» - вещая птица, которая в сказках предсказывает людям будущее (показываю репродукции). | |
13 | - Резьба по дереву один из самых старых видов народного русского искусства. | |
14 | 5. Практическая работа: Учебная задача сегодняшнего урока: - Ребята перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение зарисовки простейших орнаментальных мотивов резных наличников. Во время работы вы должны уделить особое внимание на передачу в зарисовке характера декоративных элементов. | 1 мин |
Обсуждение этапов работы над зарисовкой: - Для того чтобы выполнить зарисовку простейших мотивов орнаментальных элементов наличника, необходимо:
- Какие еще изобразительные задачи решаются в работе с натуры? Пространственные и пропорциональные отношения предметов. | 1 мин | |
15 | 6. Самостоятельная работа обучающихся: - Компоновка лист; - Построение; - Тоновое решение. | 15 мин |
7. Итог урока: - Что дает нам использование зарисовок, набросков в работе? - С какими трудностями вы столкнулись при работе? - Какой этап был самым трудным? - Какой этап был самым интересным? | 1 мин | |
Спасибо за работу! | ||
8. Анализ выполненных работ: Текущий контроль: краткий анализ с детьми выполненных работ. | 2 мин | |
Итого: | 30 мин |