Модульная программа "Лазуритовая палитра" 148 ч., выполнила Свалова (Предеина) Олеговна

Свалова Ксения Олеговна

Программа состоит из 148 ч и 2 модулей, в первом модуле 68 ч, во втором модуле 80 ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lazuritovaya_palitra_148_ch.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сургутский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Лянторский центр дополнительного образования»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № 4

от 18.04.2017г.

Согласовано

на заседании МС

Протокол № 4

от 19.04.2017г.

Утверждаю

Директор МБУДО

"Лянторский ЦДО"

______________А.И.Кот

приказ № 150

 от  19.04.2017г

Модульная дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«ЛАЗУРИТОВАЯ ПАЛИТРА»

 (Срок реализации 1 год)

Для детей 7-15 лет

Автор:  Предеина К. О., педагог дополнительного образования

г. Лянтор

2017 г.

Паспорт программы

Название программы

«Лазуритовая палитра»

Направленность программы

Художественная  

Вид программы

Общеразвивающая, модульная

Срок реализации программы

1 год (в год - 37 учебных недель)

Кол-во часов в модуле / в неделю

1. Модуль «Азбука искусства»: 68ч./4ч. Знакомство с изобразительным языком и художественным образом.

2. Модуль «Художник и мир искусства»: 80ч./4ч. Изучение народных промыслов России.

Цель

Способствовать формированию у обучающихся целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, развитие художественно-творческих способностей детей, обеспечивающие возможность дальнейшей творческой работы

Образовательный продукт

Участие в международных, всероссийских, окружных, областных и городских выставках и конкурсах изобразительного искусства, украшение интерьера образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты      освоения программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько талантливость воспитанника, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. 

Возраст обучающихся

7 -15 лет

Количество обучающихся

2 группы по 10-15 человек

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа «Лазуритовая палитра» имеет художественную направленность. Программа рассчитана для реализации в учреждениях дополнительного образования детей.

Программа  разработана         на основании законодательных и нормативно -правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.), а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в МБУДО «ЛЦДО» и имеет художественную направленность. Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.

Дети – прирожденные художники, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать. А одной из главных педагогических задач является формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Актуальность программы  обусловлена тем, что изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции дополнительного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения обучающегося в современное информационное, социокультурное пространство. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Новизна программы заключается в ее модульном содержании. Каждый модуль разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает изучение основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика и т.д.; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов.

Цель и задачи программы

Цель программы: Способствовать формированию у обучающихся целостного и многогранного представления об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, развитие художественно-творческих способностей детей, обеспечивающие возможность дальнейшей творческой работы

 Задачи:

–   сформировать у учащихся знания, умения и навыки  изобразительного, декоративно-

      прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

     развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру

      цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

–    воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-  

      прикладного искусства, архитектуры и дизайна, эстетического отношения к предметам и

      явлениям окружающего мира, устойчивого интереса к изобразительному искусству;

  • воспитывать комплексы необходимых для художника качеств – воспитание глазомера, «твёрдости руки», цельного видения предмета;        
  • развивать ассоциативное, образное и логическое мышление, творческие способности  обучающихся в различных видах изобразительной  деятельности;
  • развивать личностные качества: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;                
  • развивать умения работать индивидуально

Отличительной особенностью программы является применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала.

Основные практики, в которые погружаются обучающиеся:

  • знакомство с интернет - ресурсами, связанными с графикой;
  • групповая художественная деятельность;
  • работа в парах, в группах, индивидуально;

Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. Продолжительность курса – 168 часов, 4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Планируемые результаты

Образовательные:

  • обучающийся достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации исследовательской деятельности;
  • обучающийся способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с разными графическими материалами
  • обучающийся способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам, в отношениях со взрослыми и сверстниками

Предметные результаты:

  • оценивать проделанную работу и корректировать работу;
  • обучающийся овладевает техникой рисования живописными и графическими материалами, проявляет инициативу и самостоятельность практических работах, в общении, познавательно-исследовательской и художественной деятельности;
  • обучающийся владеет разными формами рисования графическими и живописными  материалами, знаком с основными правилами и законами рисования, основными понятиями, применяемые в рисовании работ, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; применяет по темам образовательной области «рисунок», «живопись», «композиция»;
  • получение навыков работать с научной литературой, интернетом, с фактическими материалами, с архивными источниками;
  • обучающийся может соблюдать правила безопасного поведения при работе с материалами необходимыми для рисования;
  • обучающийся умеет различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов

Компетентностные результаты:

  • обучающийся проявляет интерес к исследовательской и творческой деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения художественным задачам; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обучающийся способен к принятию собственных творческих  решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает творческие работы;
  • обучающийся активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных работах, художественном творчестве, имеет навыки работы с различными материалами;
  • обучающийся способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • обучающийся обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.

Основные методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Обучение опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют обучающимся:

  •  познавать окружающий мир (когнитивные);
  •  создавать при этом образовательную продукцию (креативные);
  • организовывать образовательный процесс (оргдеятельностные).Использование совокупности методов, представленных в данной классификации, позволяет наиболее точно охарактеризовать (проанализировать) образовательный процесс и, при необходимости, корректировать его в соответствии с поставленной в программе целью.

Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира - это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации. Применение когнитивных методов приводит к созданию образовательной продукции, т.е. к креативному результату, хотя первичной целью использования данных методов является познание объекта;

Метод эвристических вопросов предполагает для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задавать следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Чем? Где? Когда? Как?;

Метод сравнения применяется для сравнения работ с известными картинами;

Метод эвристического наблюдения ставит целью научить детей добывать знания с помощью наблюдений. Одновременно с получением заданной педагогом информации многие обучающиеся видят и другие особенности объекта, т.е. добывают новую информацию;

Метод фактов учит отличать то, что видят, слышат, чувствуют обучающиеся, от того, что они думают;

Метод прогнозирования применяется к реальному или планируемому процессу. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью. Проводится обсуждение результатов, делаются выводы;

Метод ошибок предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым;

Креативные методы обучения ориентированы на создание обучающимися личного образовательного продукта – совершенного робота, путем проб, ошибок, накопленных знаний и поиском оптимального решения проблемы.

Метод «Если бы…» предполагает составить описание того, что произойдет, если что-либо изменится.

«Мозговой штурм» ставит основной задачей сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод планирования предполагает планирование образовательной деятельности на определенный период - занятие, неделю, тему, творческую работу.

Метод рефлексии помогает обучающимся формулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, что приводит к осознанному образовательному процессу.

Метод самооценки вытекает из методов рефлексии, носят количественный и качественный характер, отражают полноту достижения обучающимся цели.

Формы оценивания

Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через:

  • компетентностные испытания: демонстрация готовых работ (в рамках группы,  учреждения, родительских собраний), участие в выставках;
  • защита работы: погружение в проект (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулирование задачи; поиск источников информации  и определение списка литературы; выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения, консультации и пр.); поисково-исследовательский этап (определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; проведение исследования; сбор и систематизация материалов); трансляционно-оформительский этап («предзащита работы»; доработка работы с учетом замечаний и предложений); заключительный этап (подведение итогов, конструктивный анализ работы)
  • анализ результатов: степень активности учащихся в группах, уровень знаний, умений, показанных учащимися в работе, рекомендации к совершенствованию, оценивание работы каждого с помощью учащихся.

Формы подведения итогов:

  • Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий.
  • Итоговый контроль реализуется в форме выставок роботов, соревнований по робототехнике.

Образовательные форматы

Образовательные форматы, в которые будут погружены обучающиеся: выполнение практических (графических) работ, групповые учебно-практические и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты), комбинированные занятия, открытие новых знаний, обобщающее, игра, экскурсии.

Техническая платформа

Оборудование:

  1. Презентации тематических заданий курса рисунка и композиции (слайды, видео - и анимационные фрагменты); учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия, указания); учебно-методические разработки (рекомендации, пособия) к практическим занятиям для обучающихся; учебно-методические пособия для самостоятельной работы обучающихся; варианты и методические материалы по выполнению контрольных и самостоятельных работ;
  2. Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и учебные пособия; контролирующие компьютерные программы; видеофильмы;
  3. Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы; справочники; словари; глоссарий (список терминов и их определение); альбомы и т. п.; ссылки в сети Интернет на источники информации; материалы для углубленного изучения;
  4. Иллюстрации с рисунков выдающихся художников в области изобразительного искусства и рисунка (В.А. Серов, А.И. Иванов, В.Е. Савицкий, Н.И. Фешин и др.);
  5. Таблицы из старинных пособий;
  6. Работы педагога и обучающихся;
  7. Видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, сеть INTERNET;
  8. Карточки-задания по рисунку и композиции;
  9. Гипсовые тела (куб, шар, конус, пирамида, призма и т.д.), розетки, маски, гипсовые слепки.

Содержательно-тематическая структура программы

Модуль I. «Азбука искусства»

Образовательная задача модуля: Обучающиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре.

Программа  включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Ожидаемый результат

К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:

  • об основных терминах в изобразительном искусстве;
  • о способах получения изображения карандашом и кистью;
  • о правилах перспективы;
  • как передавать с помощью формы и цвета, образа - характер предметов;

К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и смогут:

  • овладеть техникой рисования;
  • передавать тональность в изображении рисунка и в живописи;\
  • наносить штрихи различного направления;
  • выявлять «главное» в рисунке с помощью выбора точки зрения, композиционного построения работы, степени проработки светотени, фактуры на различных поверхностях;
  • использовать карандаш как измерительный инструмент;
  • анализировать полученную информацию;    
  • применять линии разного характера для выразительности рисунка;
  • выполнять быстрые зарисовки предметов и эскизы красками;
  • рисовать гипсовые модели геометрических тел;
  • выполнять зарисовки на улице;      
  • самостоятельно правильно выполнять натюрморты из геометрических тел с натуры;
  • самостоятельно ставить правильный натюрморт;
  • могут подобрать правильные геометрические тела для постановки натюрморта;
  • самостоятельно могут находить ошибки в своей работе.                                                                                                        

Учебно-тематический план

п./п

Название модуля / темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

Модуль 1 «Азбука искусства»

1.1

Вводное занятие. ОТ и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях.

2

2

-

1.2

Главное и второстепенное в рисунке

8

2

6

1.3

Глубинно-пространственные связи в рисунке

8

2

6

1.4

Тональность в живописи

8

2

6

1.5

Холодная и теплая цветовая гамма

8

2

6

1.6

Художественный образ в живописи

10

2

8

1.7

Роль техники в воплощении художественного замысла

8

2

6

1.8

Тональность в станковой композиции

8

2

6

1.9

Тональная пластика в станковой композиции

8

2

6

68

18

50

     Способы и формы проверки результатов освоения модуля «Азбука искусства»:

Итоговая промежуточная аттестация проводится в форме практической работы. Она проводится в конце изучения каждого раздела и в конце учебного года.  В течение учебного года учащиеся участвуют в конкурсах, в выставках конференциях. При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе, оценивается динамика личных достижений и удовлетворённости детей и родителей на основе собеседований.

Содержание программы  I модуля

1. 1 Инструктаж  по ОТ и ТБ.  Введение

Теория: Знакомство с обучающимися. ТБ и санитарно-гигиенические требования на занятиях. Знакомство с обучающимися объединения. Правила внутреннего распорядка в образовательном учреждении. Задачи объединения в учебном году. Материалы и инструменты, ТБ на занятиях

  1.2 Главное и второстепенное в рисунке

Теория: «Главное» в рисунке как объект зрительного интереса, находящийся в центре внимания зрителя. Способы выделения "главного" в рисунке. "Второстепенное" в рисунке, как окружение, дополнение для главных элементов рисунка.

Практика: Рисунок натюрморта из 3-5-ти предметов. Выявление  "главного" в рисунке с помощью выбора точки зрения, композиционного построения работы, степени проработки светотени, фактуры на различных поверхностях.

1.3 Глубинно-пространственные связи в рисунке

Теория: Глубинно-пространственные связи в рисунке как выявление глубины пространства и взаимного расположения предметов с помощью комплекса приемов линейной и воздушной перспективы.

Практика: Рисунок тематической постановки из 3-4-х предметов на фоне драпировки со складками. Выявление пространственного взаиморасположения предметов постановки с помощью линейной и воздушной перспективы.

1.4 Тональность в живописи

Теория: Тональность - зрительное качество поверхности через фактуру и текстуру. Цветовые отношения. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция.

Практика: Этюд постановки из нескольких предметов, различных по цвет и тону на фоне цветной драпировки. Выявление тональных характеристик поверхностей. Создание гармоничного сочетания цветовых тонов в работе.

1.5 Холодная и теплая цветовая гамма

Теория: Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Светотень как градация освещенности поверхности формы.

Практика: Рисунок натюрморта из 2-3 предметов, контрастных по форме и тону на светлом фоне. Освещение боковое. Выявление с помощью изображения светотени объемности формы. Освоение штриховки предметов «по форме».

1.6 Художественный образ в живописи

Теория:  Эмоционально-эстетическое представление о предмете изображения, создаваемые художником с помощью выбора сюжета, композиции, цветового решения живописного произведения. Особенности художественного образа: условность, эмоциональность, субъективность.

Практика: Этюд постановки из свежих овощей, фруктов, цветов. Создание выразительного образа постановки с помощью выбора точки зрения, выявление главного в композиции, цветовой гаммы работы.

1.7 Роль техники в воплощении художественного замысла

Теория: Техника как выразительное средство живописного произведения. Живое смешение красок. Выразительность мазка.

Практика: Постановка из 3-6-ти предметов с гипсовой розеткой. Выполнение 2-х этюдов постановки в разных техниках, добиваясь различного эмоционально-образного строя работ

1.8 Тональность в станковой композиции

Теория:  Тональность как средство эмоциональной выразительности картины.

Практика: Тематическая композиция «Вечер», «Зимой», «Сумерки» (по выбору обучающихся). Задачи: Создать композицию с выразительной тональной пластикой.

1.9 Тональная пластика в станковой композиции

Теория:  Тональная пластика как характер сочетания тонов композиционных элементов.

Практика: Тематическая композиция «Вечер», «Зимой», «Сумерки» (по выбору обучающихся). Задачи: Выразить свое эмоциональное отношение к заданной теме.      

II модуль «Художник и мир искусства»

Образовательная задача модуля: Дети знакомятся  с основными  понятиями в скульптуре, витраже, терминами, с правилами, приемами, видами батика и скульптуры. Умеют  находить различия изобразительных возможностей графики в реалистическом и декоративном изображении объектов.

К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:

  • об истории возникновения  скульптур;
  • о правилах  выполнения скульптуры и рельефа;
  • об основных терминах в композиции;
  • об основах батика и архитектуры;
  • об основных правилах при выполнении композиции;
  • о правилах, приемах и средствах в композиции;

К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и смогут:

  • грамотно компоновать предметы в листе;
  • правильно выбирать точку зрения;
  • правильно и последовательно вести работу;
  • правильно рисовать разнообразные графические объекты и выполнять работы из батика
  • создавать художественный образ в графике на основе решения технических и творческих задач;
  • самостоятельно находить ошибки в своей работе;    
  • находить различия изобразительных возможностей графики в реалистическом и декоративном изображении объектов.

Учебно-тематический план

п./п

Название модуля / темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

Модуль 2  «Художник и мир искусства»

Керамический сосуд

12

2

10

Орнаментальная композиция в рельефе

12

2

10

История витража

12

2

10

Узелковый батик

12

2

10

Набойка

12

2

10

Архитектура

12

2

10

Мозаика

12

2

10

Зарисовки с натуры городского пейзажа

16

2

14

Итого:

100

16

84

Способы и формы проверки результатов освоения модуля

«Художник и мир искусства»

Контроль за уровнем усвоения знаний по программе проводятся:                                                        а) В конце изучения каждой крупной темы.          

 б) В форме промежуточной аттестации в конце I полугодия (декабрь), в конце года (май) Промежуточная аттестация проходит с целью проверки теоретических и практических знаний учащихся.                                                                                                                                                      в) В форме итоговой аттестации в конце II года обучения (май). Итоговая аттестация анализирует успешность освоения программы.      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Содержание программы  II модуля

2.1 Керамический сосуд

Теория:  Древнегреческая керамика. Краснофигурная и чернофигурная вазопись, типы древнегреческих сосудов, виды орнамента.

Практика: Выполнение  древнегреческого сосуда - килик.

2.2 Орнаментальная композиция в рельефе

Теория:  Композиция рельефа, его виды. Роль рельефа в декоре здания. Декоративная решетка как одно- или двухсторонний рельеф, её роль в архитектуре.

Практика: Выполнение тематической композиции.

2.3 История витража

Теория:  История возникновения витража. Материалы и инструменты. Разновидность стекла. Техника работы. Готическая роза.

Практика: Выполнение эскиза «Роза»

2.4 Узелковый батик

Теория:   техника «узелковый батик». Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков. Окраска ткани способами: «завязывание», «скручивание», «складывание и подгибание» и  « зашивание». Запаривание в домашних условиях. Техника безопасности при окрашивании ткани.

Практика: Упражнения на изучение различных способов окрашивания ткани. Выполнение творческой работы – открытки  «Цветочная фантазия».

2.5 Набойка

Теория: Искусство ручной набойки на Руси. Изготовление штемпелей из  природных материалов для печатания на ткани. Подбор ткани для набойки. Способы печатания. Техника безопасности при окрашивании ткани.

Практика: Изготовление штемпеля для печатания. Эскиз орнамента в цвете на бумаге. Выполнение творческой работы «Салфетка»

2.6 Архитектура

Теория: Архитектура страны фараонов. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Архитектурный облик Древней Руси.

Практика: Просмотр репродукций, слайдов с изображением архитектурных сооружений

2.7 Мозаика

Теория:  История возникновения мозаики. Мозаика в жизни. Мозаика М.Ломоносова.

Практика: Создание имитации мозаики.

2.8 Зарисовки с натуры городского пейзажа

Теория:  Цветовые особенности определенного состояния природы. Городские и сельские пейзажи.

Практика: Выполнение живописного изображения городского пейзажа.

Методическое и дидактическое обеспечение раздела: Детские рисунки, пособия выполненные педагогом. Репродукции пейзажей А. Левитана, И. Грабаря, А.Куинджи, Ван Гога и др. Слайды фрагментов природы. 

Форма занятий: Занятие - путешествие.

Форма подведения итогов: Мини выставка.

Информационное обеспечение:

  1. Алексеева Н.А. «Волшебные ножницы» - М.,1998г.
  2. Алехин А.Д. «Когда начинается художник. Книга для учащихся» - М.: «Просвещение», 1994г.
  3. Барбара Рейд «Пластилин» - М., 1998г.
  4. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция» М.: «Просвещение», 1981г.
  5. Беляев Т.Ф. «Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся» - М.: «Просвещение», 1983г.
  6. Богуславская И.Н. «Русская глиняная игрушка» - Ленинград «Искусство», 1971г.
  7. Белякова Н.Е «Бумажное зодчество: Практическое пособие» - СПб., 1999г.
  8. Василенко В.М. «Русское народное искусство» - М.: «Искусство», 1977г.
  9. Вегнер Л.А. «Педагогика способностей» - М.: «Знание», 1973г.
  10. Виноградова Г.Г. «Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя» - М., 1998г.
  11. Вишневская М. «Хохлома» - Ленинград: «Искусство», 1969г.
  12. Власов В.Г. «Стили в искусстве: Словарь» - СПб.: «Кольна», 1995г.
  13. Волков Н.Н. «Композиция в живописи» - М.: «Просвещение», 1977г.
  14. Волков Н.Н. «Цвет в живописи» - М.: «Искусство» 1984г.
  15. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: «Просвещение»,1991г.
  16. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?» - М.: «Галарт», 1998г.
  17. Дорожин Ю.Г. «Сказочная гжель, рабочая тетрадь по основам народного искусства» - М.: «Мозаика-Синтез», 2000г.
  18. Дрезнина М.Г. «Игры на листе бумаги. Открой в себе художника» - М., 1998г.
  19. «Живопись; Книга для учащихся» / Сост. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. – М.: «Просвещение», 1995г.
  20. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя / Б.М.Неменский, Н.Н.Фомина, Н.В.Гросул и др. – М.: «Просвещение», 1991г.
  21. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.: Кн. для учителя / Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Горяева и др. – М.: «Просвещение», 1995г.
  22. «Искусство батика» - М.: «Внешсигма», 2000г.
  23. Киреева Е.В. «История костюма» - М.: «Просвещение», 1976г.
  24. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: «Агар», 1998г.
  25. Кузин В.С. «Наброски и зарисовки» - М.: «Просвещение», 1981г.
  26. Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе» - М.: «Просвещение», 1977г.
  27. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» - М.: «Мнемозина», 1995г.
  28. Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998г.
  29. Малиновская Л.П. «Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах» - Тернополь, 1993г.
  30. Мухина В.С. «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта» - М.: «Педагогика», 1981г.
  31. Некрасов М.А. «Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности» - М.: «Сов. Россия», 1989г.
  32. Никологорская О. «Волшебные краски» - М.:, 1997г.
  33. Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна» - М.: «Молодая гвардия», 1987г.
  34. Овсянников Ю.М. «Рассказы об архитектуре» - М., 1984г.
  35. Орлова Л.В. «Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства» - М.: «Мозаика-Синтез», 2000г.
  36. Прудовская С.Н. «Твой коллега - художник» - М., 1994г.
  37. Пучков А.С., Триселев А.В. «Методика работы над натюрмортом» - М.: «Просвещение», 1982г.
  38. Синеглазова М.А. «Распишем ткань сами» - М.:, 2000г.
  39. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издательский центр «Академия», 1999г.
  40. Трофимов М.В., Тарабарин Т.И. «И игра, и учеба: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: «Академия художеств», 1997г.
  41. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М.: «Просвещение», 1998г.
  42. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. «Дизайн» - М.: «Просвещение», 1985г.
  43. Шанин Н.Ф. «Сказка в творчестве русских художников» - М.: «Искусство», 1969г.