Методическая разработка по живописи на тему: «ЖИВОПИСЬ ВО ВТОРОМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕМ КЛАССЕ ДХШ (I ПОЛУГОДИЕ)»

Яковлева Людмила Анатольевна

Во втором классе учащиеся продолжают знакомиться с акварелью и ее свойствами. Выполняются задания, связанные с изучением понятий: локальный цвет, контраст, нюанс, рефлекс в живописи, холодная и теплая цветовая гамма. Ребята продолжают знакомиться с разными акварельными техниками, учатся смешивать краски. Расширяются характеристики цвета, осваиваются различные приемы работы акварелью. Вводится понятие "живописное пространство".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_zhivopisi.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по живописи на тему:

«ЖИВОПИСЬ ВО ВТОРОМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕМ КЛАССЕ ДХШ

(I ПОЛУГОДИЕ)»

преподавателя МБУДО «ДХШ № 1» г.  Тамбова

Яковлевой Людмилы Анатольевны

ВВЕДЕНИЕ

В первом классе учащиеся уже знакомились с акварелью и ее свойствами. Выполнялся ряд упражнений и этюдов, связанных с изучением понятий: локальный цвет, контраст, нюанс, рефлекс в живописи, холодная и теплая цветовая гамма. Знакомились ребята с разными акварельными техниками, учились смешивать краски. Первые постановки – это плоские предметы (осенние листья, лоскутки цветных тканей и т. д.).

Во втором классе продолжается изучение этих понятий на другом уровне. Расширяются характеристики цвета, осваиваются различные приемы работы акварелью.

РАБОТА НАД ЖИВОПИСНЫМИ ПОСТАНОВКАМИ

Перед началом работ выполняются упражнения с осенней цветовой палитрой. Таблица с подбором разнообразных желтых, охристых, оранжевых, зеленых, красных цветов будет ориентиром для ребят при работе над постановками.

В первом полугодии выполняются яркие, контрастные этюды и натюрморты. Осенняя цветовая гамма постановок создает определенный эмоциональный настрой у учащихся. Свежие цветы, фрукты, овощи, насыщенные сочные по цвету, стимулируют творческую активность ребят. Основная задача на этом этапе – подбор ярких цветов, – но не «открытых», сочных, – но не «ядовитых», умение видеть различные оттенки этих цветов. (Упражнения с осенней палитрой перед началом занятий помогут в этом).

 Цветовые отношения отдельных предметов должны сочетаться между собой и с фоном. Вопрос о лепке формы предметов цветом в первом полугодии в полной мере пока не ставился. Однако отмечается, что один и тот же цвет предметов на свету и в тени отличается, что падающие тени тоже цветные.

Постановка с перцами на синем подносе (работы Криворучко Н. и Харламовой Д.) позволила исследовать контрастные цвета, понаблюдать, как они усиливают друг друга. Продолжалось дальнейшее освоение приемов работы акварелью.

Этюд с букетом бархоток (Кулешова С.) – довольно сложное задание для второго класса. Но способность видеть цельно букет, уметь передать обобщенно пышную массу листвы, постепенно подводит учащихся к объемному, пространственному восприятию живописи.

Декоративность исполнения на этом этапе диктуется яркостью постановок, что не отменяет требований акварельной техники. В процессе обучения важно бережно относиться к индивидуальным особенностям каждого ученика. Этюд с яблоками на голубой драпировке решается ярко и экспрессивно у Криворучко Насти, но очень нежно и пастельно у Марковой Маши. Хотя во втором случае цветовая насыщенность постановки не такая яркая, как в первом, но работа получилась очень гармоничной и поэтичной.

В натюрморте с тыквой помимо предыдущих понятий осваивались и другие – это «рефлекс», «локальный цвет». В работе Старковой Маши светлые драпировки принимают на себя оттенки ярких предметов постановки, то есть рефлексы. При сохранении локального цвета предметы также воспринимают цвет окружающих драпировок.  

Последовательность заданий подводит учащихся к пониманию терминов «живописная среда», «живописное пространство». Необходимо постепенно «шевелить» пространство живописной фактурой, переходить от плоскостного восприятия цвета к пространственному, определению переднего плана введением дополнительных драпировок, размещением предметов «ближе – дальше». Например, как в «Натюрморте с деревянным ведерком», выполненным Трифоновым Германом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поработав в первом полугодии в яркой цветовой гамме, необходимо перейти к более тщательной работе с объемом предметов, разбором тональных отношений в живописи. Для этого во втором полугодии необходимо задание в технике «гризайль». Затем в живописных постановках продолжить работу над лепкой формы предметов цветом и соблюдением тональных градаций.  

Освоение понятия «колорит» в следующих заданиях предполагает исполнение натюрмортов в сближенной цветовой гамме, теплой и холодной, темной и светлой.

Поскольку в общеразвивающих классах по программе количество часов на 1/3 меньше, чем в предпрофессиональных классах, и учатся они не пять, а четыре года, приходится сокращать число заданий, не усложнять постановки, работать напряженно. Необходимо и в этих условиях давать необходимые начальные профессиональные знания и навыки.