Главные вкладки

    Конспект урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки" (5 класс)

    Каирова Лейсян Юлаевна

    Открытый урок : "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

    Класс: 5

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: на материале русской народной вышивки выстроить орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.

     Задачи:                                                                                                                              Обучающие - познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем; формировать умение выстраивать  орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы                                                                           Развивающие: - развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.         Воспитывающие - воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре; уважительное отношение к народному искусству.  

     Формируемые УУД

    Личностные: стремление к красоте, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, участвовать в творческом процессе.

    Регулятивные: планирование, осуществление учебных действий, самоконтроль, коррекция, оценка, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

    Познавательные: выделять и формулировать при помощи учителя познавательную цель, осуществлять для решения учебных задач  операции анализа, сравнения, делать обобщения, выводы.

    Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, товарищами, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.                                  

    Оборудование и материалы:                                                                                                                         Для учителя: наглядное пособие, педагогический рисунок, компьютер, проектор, презентация  «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».                                                                                                                                Для учащихся: учебник, альбом, краски, фломастеры, кисточку, баночку.                                              Музыкальный ряд: русские народные напевы.

    План и дозировка времени:                                                                                           1.Организационный момент                                 1-2 мин                                                                                                     2.Актуализация знаний                                         2-3 мин                                                                                                    3. Мотивация учебной деятельности учащихся  2-3 мин                                                                                                          4.Объяснение темы                                                8-10 мин                                                                                                                           5. Практическая работа                                         20-25 мин                                                                                                                     6.Анализ работ                                                       2-3 мин                                                                                                     7.Рефлексия. Итог урока                                              

    Ход урока

    1.Огр.часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания, создание эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности.

    2. Актуализация знаний.                                                                                                       Ребята, сегодня на занятии мы  погрузимся в фантастический мир изобразительного искусства и поработаем в нашей творческой мастерской. Мы продолжаем знакомиться с темами, которые посвящены изучению народного искусства.

    В:- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о русской избе, о русской прялке, о ее росписи).

    В: - Какие предметы наполняли крестьянский дом? ( печь, лавки, полки- полавошник, прялка, предметы быта, посуды, обеденный стол, висела колыбель для ребенка)

    В:- С какими предметами быта вы уже познакомились? (прялка, посуда - слайд )                                      В: - Как украшались эти предметы? (резьбой и росписью – слайд)                                                                 В:- Изучив интерьер русской избы, куда  сажали дорогих гостей в русской избе? ( красный угол).                                                                                                                                                               В:- Что находилось в красном углу? (икона, украшенные вышитым полотенцем)                                       Вы сказали, что изделия из дерева украшались резьбой и росписью.                                                В:- Как украшались изделия из ткани? (ответы детей)

    3. Мотивационная деятельность учащихся.                                                                                                                                                                                       Я бы хотела загадать вам загадку, а отгадка на которую лежит в волшебном ларце. Надеюсь, загадка поможет вам понять, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?                                       ( Определение темы урока.)    

    Есть у каждого в квартире,

    И побольше и пошире

    Вафельное и полосатое

    Ворсистое и мохнатое,

    Всегда под рукою -

    Что это такое?

    Ответ. - Полотенце.

     (На столе стоит сундучок. Учитель достает русское вышитое полотенце из сундучка и закрепляет его на доске)

     В:-Вы можете назвать тему нашего урока, о чём мы будем говорить?

    Ответ – О вышивке на полотенце.

     - Правильно, ребята. Тема нашего урока звучит: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце»                                                                         Учитель записывает на доске тему урока: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

    Вопрос:- Какая  главная цель нашего урока?                                                                             Ответ:- Научиться создавать  собственные  орнаменты  русской народной вышивки  на полотенце                                                                    

    4. Объяснение нового материала.                                                                                                               - Посмотрите какие красивые полотенца, салфетки  сегодня я приготовила для вас (демонстрация)                                                                                                                                            В: - Чем украшены полотенце, салфетки?                                                                                           О:- Украшены вышивкой.                                                                                                                В:-  Что такое вышивка?                                                                                                                    Вышивкой называют – украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Вышивка выполнялась крестиком и гладью.                                                                                                                                                             В : - Для чего украшают изделия вышивкой?  (ответы детей - для красоты)                                                                                                Вышивка - это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке - значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа. Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

    - Все эти украшения не просто узоры, это орнаменты.

    Скажите, а что же такое орнамент? (орнамент – от лат. – украшение – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов).

    В: - Давайте вспомним, какие существуют виды орнаментов? (ответы учащихся) слайд, показ схем

    Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека с использованием презентации.                                                                                                                                                     Слайд   Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц.

    Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное  узоречье всем на радость.

    Слайд    Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

    Слайд    Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Полотенце служило подарком, знаком благодарности.  В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами,  красный угол – иконы. На нарядных полотенцах подносили хлеб – соль почетным гостям.

    Вопрос:- Помните  из тем прошлых уроков, какие древние знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы в украшении изб и вышивки на одежде? Какие древние образы  в народном искусстве вы знаете?                                            

    Ответ : знаки солнца, земли, воды, древа, матери-Земли Берегини, птицы-павы.

      (Показать схемы на фА4)

    Слайд   Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом.

    Женская  фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери- земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека

     Слайд  На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они не похожи на своих природных собратьев. В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни.

    Слайд   Цвет на полотенце имеет своё значение. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

    !!! Ребята, чтобы немного отдохнуть я предлагаю выполнить физминутку.                                    Теперь вы отдохнули и готовы работать дальше.

     Постановка художественной задачи. Творческая мастерская.  Самостоятельная работа учащихся

    Теперь каждый из вас пусть выполнит свой  эскиз орнамента вышивки на полотенце. Постарайтесь  размерами, цветом выделить главный мотив, дополните  его орнаментальными рядами, которые выстройте  из ритмически повторяющихся знаков – символов. 

    При выполнении работы обратить внимание на построение композиции. Ломаной линией подчеркнуть контур птицы, животного, женского божества и т. д. Подсказать, что поверхность традиционного образа можно украсить мелкими геометрическими узорами.  В центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, ее плодородия.

    - Скажите, каким цветом мы будем выполнять орнаменты? (красным по белому фону).                              Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, мужество – мужское начало, а белый – нежность, чистоту – женское начало.

    5. Практическое выполнение задания                                                                                          Сообщение ученикам учебных задач при выполнении композиции:

    1.  Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор)
    2. Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе.
    3. Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:

    А) целостность композиции

    Б) насыщенность цветовых оттенков

    В) аккуратность выполнения работы

    Г) активность каждого ученика при выполнении работы.

    Во время практической работы проводятся целевые обходы:

     - контроль правильности выполнения работы;                                                                                                         - оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;                                                                                - контроль объёма и качества выполненной работы. Учащиеся выполняют эскиз полотенце . Показываю на доске как правильно закомпоновать выполняемое задание.  

    Музыкальное сопровождение   (русская народная музыка)

      6.Анализ  работ  Беру наиболее удачные работы и 2-3 типичными ошибками. Намечаю ошибки и удачные моменты: композиционное, цветовое решение.

    7. Рефлексия. Итог урока                                                                                                    Подвести итог урока. Дать оценку работы учащихся на уроке. Провести анализ работы учащихся на уроке;                                                                                                                                      На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся.  Учащиеся совместно с учителем оценивают качество выполненных работ, аккуратность, высказывают свое мнение. Итогом является оценивание работ в процессе совместного обсуждения.

    Молодцы!  Ребята, посмотрите,  какие замечательные полотенца  вы сегодня создали. Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу?  (Ответы детей)

    Ребята, а что бы подвести итог работы нашей мастерской, давайте поиграем в игру «Закончи предложение».   Сегодня на уроке я узнал ….  Больше всего мне понравилось…                        Какие трудности испытали во время работы?

    - Что нового мы узнали на уроке? (ответы учеников)

    - Чему научились на уроке? (ответы учеников)                             (проводим рефлексию)

    На сегодняшнем уроке мы говорили о русской народной вышивке и её символическом значении. Увидели, что древние образы, которыми окружал себя человек, можно увидеть и в орнаменте вышивок. Узнали, какой глубокий символический смысл вкладывали в украшение самого распространённого и древнего предмета народного быта – полотенца.  

    - выставление оценок.