Методические рекомендации «Создание видеозанятия для реализации образовательной программы по изобразительному искусству в условиях дистанционного обучения»

Ильина Наталья Николаевна

рекомендации педагогам по созданию видеозанятия для учащихся изостудий и творческих мастерских

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

«Создание видеозанятия для реализации образовательной программы по изобразительному искусству  в условиях дистанционного обучения».

Автор Ильина Наталья Николаевна


В этой презентации речь пойдет о видеозанитии как форме дистанционного обучения. Честно говоря, на просторах интернета практически нет такой формулировки «видеозанятие», там есть видео мастер-классы и видеоуроки, что косвенно свидетельствиет  о том, что это не самая распространённая форма обучения в дополнительном образовании. Рекомендации составлены на основе отсмотренных материалов в интернете и опыта реализации образовательной программы в условиях изоляции.

Преимуществами онлайн и видеозанятий  в сравнении с другими формами дистанционного обучения, такими как файлы, размещённые в соцсетях и облачных хранилищах (презентации, тексты, формы для тестирования и рабочие листы) являются:

  • Визуальный контакт педагога и учащихся;
  • Более эмоциональное воздействие на учащихся.

Отличительные особенности видео занятия и онлайн занятия. Онлайн занятие это форма подачи учебного материала, требующая от педагога максимальной концентрации, мобилизации и навыков работы в режиме многозадачности. При этом очень важным положительным моментом является общение педагога и учащихся. Оналайн – занятие зависит от качества интернета у всех участников обучения и требует видеозаписи для подтверждения и фиксации в отчётной документации.

Видеозанятие, хотя и не позволяет общаться детям и педагогу в прямой трансляции, даёт возможность корректировать видео, картинки и звуковые дорожки до монтажа. Созданное видеозанятие может использоваться повторно при изучении модуля или раздела другой группой.

 

Отличие видео занятия от мастер-класса. Как правило, мастер –класс в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества  рассчитан на эффектный практический результат, который достигается простыми доступными средствами и предлагается широкой аудитории. Содержание видеозанятия соответствует образовательной программе и календарно-тематическому планированию, оно рассчитано на подготовленных учащихся, уже обладающих  определёнными умениями. Видеозанятие может быть элементом (компонентом) цикла, темы, раздела

Если говорить об элементах структуры видеозанятия, то можно выделить  следующие:

  • Заставка
  • Вступление
  • Теоретическая часть
  • Практическая часть
  • Заключение

 

В заставке необходимо указать название мастеркласса, фамилию, имя, отчество педагога, название программы или её раздела при необходимости.

Фон,  формат и вид текста для заставки можно выбрать в интернете, видиеомонтажном сервисе или создать самостоятельно.

Во вступительнной части присутствие педагога в кадре  необходимо,  так как в этом есть определённый эффект присутствия на занятии. Внешний вид педагога и обстановка вокруг него должны настраивать на работу, создавать, с одной стороны, творческую, с другой стороны, деловую атмосферу, они должны сохранить определённую «дистанцию» между педагогом и учащимися, у детей не должно складываться ощущение того, что они невольно становятся свидетелями личной жизни педагога.

 В теоретической части педагог раскрывает тему занятия обозначает цель и задачи занятия, при этом во многих случаях более целесообразно использовать  слайды с небольшими текстами и схемами, фотографии, картинки, видеофрагменты и то подобное,  объясняя и комментируя их за кадром

Перед выполнением практической работы, важно продемонстрировать используемые  инструменты и материалы, напомнить правила техники безопасности.

Для наглядной демонстрации  приёмов и этапов выполнения творческих работ важно правильно подготовить рабочее место педагога, продумать как и где будет крепиться камера, в каком темпе демонстрировать приёмы, будут ли дети выполнять работу параллельно с педагогом, или смогут выполнить самостоятельно,  изучив рекомендации. Нельзя исключать вариант ускоренного воспроизведения видео материалов  при монтаже занятия.

В заключении, в процессе обобщения учебного материала, озвучивания рекомендаций к самостоятельной работе педагогу также нужно находиться в кадре.  Педагог должен назвать сроки выполнения задания и рассказать о способах обратной связи, то есть, где и каким образом будут отслеживаться результаты, где можно будет разместить готовые работы, можно ли будет получить дополнительные советы в течение самостоятельной работы детей.

Как планировать и  организовывать  запись видеозанятия

Практически на любом из этапов создания видеозанятия есть возможность внесения изменений, но всё-таки нужно иметь более менее чёткое представление, какими элементами будет наполено видеозанятие, каких результатов

  1. Составить сценарный план (хотя бы приблизительный)
  2. Подготовка видеофрагментов  и картинок с текстами, инструкциями. Чуть подробнее о записи видеофрагмента, в котором  демонстрируется приём или этап творческой работы. Скорее всего, будет сложно контролировать качество выполняемой   работы и качество комментариев. Возможны оговорки, посторонние неуместные звуки, можно что-то упустить, в видеомонтажном сервисе звук можно будет убрать звук и перезаписать на диктофон, соединить потом в видеомонтажном сервисе.
  3. Запись звука
  4. Загрузка файлов в видеомонтажный сервис. Это лучше делать, когда большая часть материала накоплена, но пока видеозанятие сохраняется как проект, его можно дополнять  другими файлами по мере необходимости.
  5. Монтаж фрагментов с помощью переходов. При выборе переходов необходимо следить, чтобы они соответствовали стилистике и динамике видеозанятия.
  6. Сохранение видео mp4
  7. размещение на Google-диске и группах соцсетей  

Требования к  видео-занятию

  • Цельность,  логичность  и доступность изложения
  • Хорошее «ровное» качество звуковых дорожек, картинок  и  видеофрагментов
  • Качество монтажа и продуманное использование переходов

Рекомендуемая длительность видеозанятия  для младшего школьного возраста - 15-30 мин.