Методические рекомендации «Создание видеозанятия для реализации образовательной программы по изобразительному искусству в условиях дистанционного обучения»
рекомендации педагогам по созданию видеозанятия для учащихся изостудий и творческих мастерских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Союз»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Методические рекомендации
«Создание видеозанятия для реализации образовательной программы по изобразительному искусству в условиях дистанционного обучения».
Автор Ильина Наталья Николаевна
В этой презентации речь пойдет о видеозанитии как форме дистанционного обучения. Честно говоря, на просторах интернета практически нет такой формулировки «видеозанятие», там есть видео мастер-классы и видеоуроки, что косвенно свидетельствиет о том, что это не самая распространённая форма обучения в дополнительном образовании. Рекомендации составлены на основе отсмотренных материалов в интернете и опыта реализации образовательной программы в условиях изоляции.
Преимуществами онлайн и видеозанятий в сравнении с другими формами дистанционного обучения, такими как файлы, размещённые в соцсетях и облачных хранилищах (презентации, тексты, формы для тестирования и рабочие листы) являются:
- Визуальный контакт педагога и учащихся;
- Более эмоциональное воздействие на учащихся.
Отличительные особенности видео занятия и онлайн занятия. Онлайн занятие это форма подачи учебного материала, требующая от педагога максимальной концентрации, мобилизации и навыков работы в режиме многозадачности. При этом очень важным положительным моментом является общение педагога и учащихся. Оналайн – занятие зависит от качества интернета у всех участников обучения и требует видеозаписи для подтверждения и фиксации в отчётной документации.
Видеозанятие, хотя и не позволяет общаться детям и педагогу в прямой трансляции, даёт возможность корректировать видео, картинки и звуковые дорожки до монтажа. Созданное видеозанятие может использоваться повторно при изучении модуля или раздела другой группой.
Отличие видео занятия от мастер-класса. Как правило, мастер –класс в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества рассчитан на эффектный практический результат, который достигается простыми доступными средствами и предлагается широкой аудитории. Содержание видеозанятия соответствует образовательной программе и календарно-тематическому планированию, оно рассчитано на подготовленных учащихся, уже обладающих определёнными умениями. Видеозанятие может быть элементом (компонентом) цикла, темы, раздела
Если говорить об элементах структуры видеозанятия, то можно выделить следующие:
- Заставка
- Вступление
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Заключение
В заставке необходимо указать название мастеркласса, фамилию, имя, отчество педагога, название программы или её раздела при необходимости.
Фон, формат и вид текста для заставки можно выбрать в интернете, видиеомонтажном сервисе или создать самостоятельно.
Во вступительнной части присутствие педагога в кадре необходимо, так как в этом есть определённый эффект присутствия на занятии. Внешний вид педагога и обстановка вокруг него должны настраивать на работу, создавать, с одной стороны, творческую, с другой стороны, деловую атмосферу, они должны сохранить определённую «дистанцию» между педагогом и учащимися, у детей не должно складываться ощущение того, что они невольно становятся свидетелями личной жизни педагога.
В теоретической части педагог раскрывает тему занятия обозначает цель и задачи занятия, при этом во многих случаях более целесообразно использовать слайды с небольшими текстами и схемами, фотографии, картинки, видеофрагменты и то подобное, объясняя и комментируя их за кадром
Перед выполнением практической работы, важно продемонстрировать используемые инструменты и материалы, напомнить правила техники безопасности.
Для наглядной демонстрации приёмов и этапов выполнения творческих работ важно правильно подготовить рабочее место педагога, продумать как и где будет крепиться камера, в каком темпе демонстрировать приёмы, будут ли дети выполнять работу параллельно с педагогом, или смогут выполнить самостоятельно, изучив рекомендации. Нельзя исключать вариант ускоренного воспроизведения видео материалов при монтаже занятия.
В заключении, в процессе обобщения учебного материала, озвучивания рекомендаций к самостоятельной работе педагогу также нужно находиться в кадре. Педагог должен назвать сроки выполнения задания и рассказать о способах обратной связи, то есть, где и каким образом будут отслеживаться результаты, где можно будет разместить готовые работы, можно ли будет получить дополнительные советы в течение самостоятельной работы детей.
Как планировать и организовывать запись видеозанятия
Практически на любом из этапов создания видеозанятия есть возможность внесения изменений, но всё-таки нужно иметь более менее чёткое представление, какими элементами будет наполено видеозанятие, каких результатов
- Составить сценарный план (хотя бы приблизительный)
- Подготовка видеофрагментов и картинок с текстами, инструкциями. Чуть подробнее о записи видеофрагмента, в котором демонстрируется приём или этап творческой работы. Скорее всего, будет сложно контролировать качество выполняемой работы и качество комментариев. Возможны оговорки, посторонние неуместные звуки, можно что-то упустить, в видеомонтажном сервисе звук можно будет убрать звук и перезаписать на диктофон, соединить потом в видеомонтажном сервисе.
- Запись звука
- Загрузка файлов в видеомонтажный сервис. Это лучше делать, когда большая часть материала накоплена, но пока видеозанятие сохраняется как проект, его можно дополнять другими файлами по мере необходимости.
- Монтаж фрагментов с помощью переходов. При выборе переходов необходимо следить, чтобы они соответствовали стилистике и динамике видеозанятия.
- Сохранение видео mp4
- размещение на Google-диске и группах соцсетей
Требования к видео-занятию
- Цельность, логичность и доступность изложения
- Хорошее «ровное» качество звуковых дорожек, картинок и видеофрагментов
- Качество монтажа и продуманное использование переходов
Рекомендуемая длительность видеозанятия для младшего школьного возраста - 15-30 мин.