Программа Ступень к успеху творческой личности (вне бюджет)

Горшунова Ирина Владимировна

Программа «Ступень к успеху творческой личности» рассчитана для детей, заканчивающих общеобразовательную школу, или закончивших художественное отделение ДШИ, и планируют продолжить своё обучение в профессиональных учебных заведениях культуры и искусства России. Дополнительная образовательная программа разработана с учетом следующих требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации. Образовательная программа направлена на обучение изобразительному искусству детей в возрасте от 14 до 18 лет, срок обучения 1 год. Обучение проводится по двум предметам  рисунок и живопись, которые разделены по полугодиям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования «Детская школа искусств»

Верхнекетского района Томской области

                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

              И.о. директора ОГАОУ ДО «ДШИ»                                           ____________ Трофимова С.В.

                                                                                                        Приказ № 57-ОД от 31.08.2020 г.

Дополнительная общеобразовательная программа предпрофессионального развития детей

«Ступень к успеху творческой личности»

(Приказ №28-ОД от 01.09.2016 г. дополненная и переработанная)

Форма обучения: внебюджетная

Направленность: художественная

Для детей от 14 до 18 лет

Срок реализации – 1 год

Художественного отделения

Составитель: преподаватель художественного отделения Ирина Владимировна Горшунова

р.п. Белый Яр — 2020 г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка        ….            3
  2. Учебно-тематический план (1 год обучения)         …..           5
  3. Содержание программы (1 год обучения)         ……         5
  4. Методическое обеспечение        ……         8
  5. Список литературы для педагога        ……         8

Список литературы для родителей и детей …………………………………..…….      

  1. 8

Пояснительная записка

«Потребность наслаждения искусством и служения искусству лежит в каждой человеческой личности, ... эта потребность имеет право и должна быть удовлетворена».

                                                                                                                                   Л.Н. Толстой

Программа «Ступень к успеху творческой личности» рассчитана для детей, заканчивающих общеобразовательную школу, или закончивших художественное отделение ДШИ, и планируют продолжить своё обучение в профессиональных учебных заведениях культуры и искусства России. Дополнительная образовательная программа разработана с учетом следующих требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации.

Нормативно-правовой базой программы являются:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;
  • СанПиН 2.4.4.3172-14;
  • Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008.

Образовательная программа направлена на обучение изобразительному искусству детей в возрасте от 14 до 18 лет, срок обучения 1 год. Обучение проводится по двум предметам  рисунок и живопись, которые разделены по полугодиям. Учащиеся занимаются 3 часа в неделю, первое полугодие: живопись, всего 45 часов в год (15 недель). Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и умений.

Цель образовательной программы «Живопись»:

  • дать учащимся правильную последовательность выполнения изображения человека;
  • развитие изобразительного мастерства;
  • развитие художественно-композиционного мышления;
  • формирование пространственно-конструктивного мышления;
  • дать знания в области самореализации в профессиональном пространстве.

Задачи образовательной программы «Живопись»:

Развивающие:

  • развить должный уровень работ по живописи;
  • развить художественный вкус и кругозор;
  • раскрыть творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

  • воспитать творческую направленность в профессии;
  • воспитать успешную личность.

Образовательные:

  • овладение навыками индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
  • сформировать умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Формы занятий:

  1. Урочная;
  2. Внеурочная.
  • участие в выставках, конкурсах;
  • участие в школьных мероприятиях.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. При изучении данной программы целесообразнее использовать следующие типы занятий:

вводные занятия, где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;

комбинированные занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков.

Ожидаемый результат:

  • должен уметь правильно изображать человека;
  • знать последовательность выполнения изображения человека;
  • должен хорошо ориентироваться в основах по предмету «Живопись»;
  • уметь правильно рисовать с натуры, по представлению, воображению (архитектурные детали, композиции из геометрических тел и т.п.);
  • должен понимать основы цветоведения, закономерности освещенности, достоверно и художественно выразительно передавать на плоскости пространственно-композиционные характеристики натуры;
  • самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности.

Учебно-тематический план

по предмету: Живопись

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Монохром. Натюрморт из бытовых предметов.

1

5

6

2.

Живопись пейзажа.

1

5

6

3.

Рисунок головы с живой модели человека

1

5

6

4.

Декоративный натюрморт.

1

5

6

5.

Сидящая фигура в интерьере.

1

6

7

6.

Изображение портрета от реалистического

к стилизованному.

1

6

7

7.

Групповой портрет в цвете.

1

6

7

                                                             Итого: 45

7

38

45

Содержание программы

  1. Монохром. Натюрморт из бытовых предметов – 6 часов.

Вводная беседа. Компоновка в листе. Пространственно-конструктивное построение. Изучение формы предметов. Тональный разбор цветом. Цельность и завершенность светотеневого рисунка.

  1. Живопись пейзажа - 6 часов.

Пленэр. Пишем отражение воды. Компоновка в листе. Цельность всей композиции. Работа с палитрой.

  1. Рисунок головы с живой модели человека – 6 часов.

Компоновка в листе. Изучение пластической формы головы человека. Соблюдение всех пропорций головы человека. Проработка в цвете.

  1. Декоративный натюрморт – 6 часов.

Пишем в мозаичной манере. Определение целей и задач. Подготовка рисунка. Поиск цветовых и тональных соотношений. Определение главного. Передача фактуры предметов. Цветовое решение предметов.

  1. Сидящая фигура в интерьере – 7 часов.

Компоновка в листе. Определение пропорций человека. Пространственно-конструктивное построение. Затем работаем с палитрой. Прорабатываем детали цветом.

  1. Изображение портрета человека от реалистического к стилизованному – 7 часов.

Вводная беседа. Первый этап выполнения работы, ведется изучение пластической формы.

Выполняется эскиз в тоне и цвете. Затем трансформируем портрет в условно-стилизованное изображение в выбранной манере изображения.

  1. Групповой портрет в цвете – 7 часов.

Компоновка в листе. Соблюдение всех пропорций фигур человека. Пространственно- конструктивное построение. Цветовое решение.

В следующее полугодие ведется предмет: рисунок, всего 57 часов в год (19 недель). Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений.

Цель образовательной программы «Рисунок»:

  • дать учащимся правильную последовательность выполнения изображения человека;
  • развитие изобразительного мастерства;
  • развитие художественно-композиционного мышления;
  • формирование пространственно-конструктивного мышления;
  • дать знания в области самореализации в профессиональном пространстве.

Задачи образовательной программы «Рисунок»:

Развивающие:

  • развить должный уровень основ академического рисунка;
  • развить художественный вкус и кругозор;
  • раскрыть творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

  • воспитать творческую направленность в профессии;
  • воспитать успешную личность.

Образовательные:

  • овладение навыками индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
  • сформировать умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.

Формы занятий:

  1. Урочная;
  2. Внеурочная.
  • участие в выставках, конкурсах;
  • участие в школьных мероприятиях.

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. При изучении данной программы целесообразнее использовать следующие типы занятий:

вводные занятия, где дети познакомятся с материалом, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;

комбинированные занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков.

Ожидаемый результат:

  • должен уметь правильно изображать человека;
  • знать последовательность выполнения изображения человека;
  • должен хорошо ориентироваться в основах по предмету «Рисунок»;
  • уметь правильно рисовать с натуры, по представлению, воображению (архитектурные детали, композиции из геометрических тел и т.п.);
  • должен понимать основы светотени, закономерности освещенности, достоверно и художественно выразительно передавать на плоскости пространственно-композиционные характеристики натуры;
  • самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности.

Учебно-тематический план

по предмету: Рисунок

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Рисунок гипсовой головы.

0,5

5,5

6

2.

Рисунок геометрических тел (гипс).

-

3

3

3.

Рисунок композиции из геометрических тел по воображению.  

1

9

10

4.

Рисунок композиции из геометрических тел по воображению.  

1

10

11

5.

Натюрморт с простой античной вазой с 1-2 геометрическими телами.

1

8

9

6.

Линейно-конструктивный, тональный рисунок розетки с драпировкой и одним геометрическим объемом (шар).

1

8

9

7.

Линейно-конструктивный, тональный рисунок малой капители и одним геометрическим объемом (куб).

1

8

9

                                                             Итого: 57

5,5

51,5

57

Содержание программы

  1. Рисунок гипсовой головы – 6 часов.

Компоновка в листе. Изучение пластической формы гипсовой головы. Соблюдение всех пропорций головы. Работа тоном. Цельность и завершенность светотеневого рисунка.

  1. Рисунок геометрических тел – 3 часов.

Компоновка в листе. Соблюдение всех пропорций предметов. Пространственно - конструктивное построение. Тоновый разбор.

  1. Рисунок композиции из геометрических тел по воображению – 10 часов.

Вводное занятие по композиции. Расположение группы тел относительно горизонта. Закрепление метода построения геометрического тела с заданной точки зрения. «Врезка» предметов – пересечение геометрических форм в пространстве. Формат А3.

  1. Рисунок композиции из геометрических тел по воображению – 11 часов.

Линейно-конструктивный рисунок двух геометрических тел по заданному чертежу (план, фасад), точке зрения в плане и расположению относительно линии горизонта. Формат А3.

  1. Натюрморт с простой античной вазой с 1-2 геометрическими телами – 9 часов.

Компоновка в листе. Линейно-конструктивный, тональный рисунок. Формат ½ ватмана.

  1. Линейно-конструктивный, тональный рисунок розетки с драпировкой и одним геометрическим объемом (шар) – 9 часов.

Компоновка в листе. Линейно-конструктивный, тональный рисунок. Формат ½ ватмана.

  1. Линейно-конструктивный, тональный рисунок малой капители и одним геометрическим объемом (куб) – 9 часов.

Компоновка в листе. Линейно-конструктивный, тональный рисунок. Формат ½ ватмана.

Методическое обеспечение программы:

Чтобы выполнить все поставленные задачи образовательной программы нам необходимо: материально-техническое обеспечение.

Оборудование:

  • наличие просторного кабинета, освещение по всем санитарным нормам.
  • мольберты;
  • оптимальное освещение рабочего места,
  • учебная доска.

Инструменты:

  • простые карандаши;
  • кисти (белка, пони);
  • ластик.

Материалы:

  • ватман, бумага для акварели А3;
  • акварель и гуашь.

Дидактический материал:

  • специальная литература по изобразительному искусству;
  • репродукции картин художников разных времен,
  • натюрмортный фонд;
  • наглядные пособия.

Список литературы для педагога

  1. Основы рисунка и живописи. Приемы, Техника [Текст]/ Под ред. Р. Тейлора. - М.: Белый город, 2006. – 96 с.: ил.
  2. Стародуб, К. И. Рисунок и живопись от реалистического изображения к условно- стилизованному [Текст]: учебное пособие / К. И. Стародуб, Н. А Евдокимова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. – 190 с.: ил., [16] л. ил. - (Высшее образование).
  3. Шорохов. Е. В. Основы композиции [Текст]; учебное пособие для студентов пед. институтов/Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. – 303 с.: ил.

Список литературы для родителей и детей

  1. Стародуб, К. И. Рисунок и живопись от реалистического изображения к условно- стилизованному [Текст]: учебное пособие /К. И, Стародуб, Н А. Евдокимова. - Ростов н/Д Феникс, 2009. - 190 с.: ил., [16] л. ил. - (Высшее образование).
  2. Шорохов, Е. В. Основы композиции [Текст]: учебное пособие для студентов пед. институтов/Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. – 303 с.: ил.