Методическая разработка урока "Цвет в музыке"
Современное общество предъявляет к личности человека достаточно высокие требования. Одним из этих требований является нестандартное мышление в творческой деятельности, то есть умение нестандартно мыслить, находить новые, нетрадиционные способы решений поставленных перед ним задач и т. д. Проблема развития творческих способностей детей их нестандартного мышления в творческой деятельности остается до сих пор неразработанной и поэтому является достаточно актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
цвет в музыке | 32.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Учитель года-2019»
Методическая разработка занятия
по введению в предпрофессиональную образовательную программу
«Основы изобразительной грамоты» в 2 классе
по теме:
«Цвет в музыке»
преподаватель художественных дисциплин
высшей кв. категории
Горбунова Земфира Расимовна
стаж работы 12 лет
2019 год
с. Уинское
Пояснительная записка.
Возраст детей 8-9 лет, соответствующий 1 года обучения художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись».
Класс: 2»б»
Предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисования»
Количественный состав группы:16 человек
Время: 40 минут.
Обоснование выбора данного занятия.
Современное общество предъявляет к личности человека достаточно высокие требования. Одним из этих требований является нестандартное мышление в творческой деятельности, то есть умение нестандартно мыслить, находить новые, нетрадиционные способы решений поставленных перед ним задач и т. д. Проблема развития творческих способностей детей их нестандартного мышления в творческой деятельности остается до сих пор неразработанной и поэтому является достаточно актуальной.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- научиться находить ассоциации, фантазировать;
- научиться сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач.
Предметные результаты:
- уметь объяснить смысл термина «Живопись», «Музыка», «Искусство», «Монотипия»;
- овладеть приемами анализа, сравнения;
Метапредметные результаты:
- познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;
- коммуникативные: контролировать свои действия в групповой работе, выражать свое мнение о музыке; выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии.
План проведения занятия:
План занятия:
1.Организационная часть – приветствие, знакомство, целеполагание, сообщение темы (6 минут)
2.Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (29 минут)
3.Заключительная часть - итоги, формы и методы подведения итогов (5 минут)
Тип занятия: Комбинированное занятие.
Тема занятия: «Цвет в музыке»
Цель занятия: научить детей трансформировать слуховые образы в зрительные и создавать на их основе живописные изображения.
Задачи занятия:
- научить детей слушать музыку, понимать ее характер, узнавать музыкальные образы;
- научить отражать полученные слуховые впечатления в рисунках;
- способствовать интеллектуальному развитию;
- развивать способности к творческому самовыражению;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать у детей эстетические чувства (эстетический вкус, чувство гармонии и прекрасного), а также внимательность и усидчивость.
Форма проведения: урок, опирающийся на фантазию и ассоциации.
Оборудование:
для преподавателя: проектор, экран, персональный компьютер, презентация, аудиофайлы, видеофайлы наглядные пособия, гуашь, заготовка, ватные палочки.
для обучающихся: карточки, файлы для бумаги, жидкое мыло, трубочки коктейльные, белые картонные круги Ø 16 см, конверты с упражнением, заготовка, гуашь, ватная палочка, влажные салфетки, бумажные салфетки, палитра, кисть №1.
Ход урока:
- Организационный момент (1 мин.):
- Преподаватель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Земфира Расимовна! Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. И чтобы еще больше поднять наше настроение прочтем вместе стихотворение. Я начну, а вы продолжайте.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Весна нам дарит свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!
- Преподаватель: И я говорю вам ПРИВЕТ! Рада вас всех видеть в хорошем настроении и приглашаю на увлекательное занятие. На котором нам очень понадобятся ваши знания о цвете и ваше творческое воображение. Я желаю вам всем успешной и результативной работы!
- Целеполагание занятия (5 мин.):
Работа в группах. Четыре группы по четыре человека.
- Преподаватель: Обратите внимание на ваших столах лежат карточки, что вы можете о них сказать? (картинки с цветными музыкальными инструментами и цветовыми пятнами). Верно, сегодня в мир искусства нас поведут музыка и живопись.
- Преподаватель: Может кто-то попробует сформулировать тему занятия. (Цвет и музыка). Верно, тема нашего занятия: «Цвет в музыке».
Как создаются музыкальные произведения и картины. Что для этого необходимо? (Инструменты, краски и т. п.). Достаточно ли этого? А что еще? (настроения мастера, вдохновения)
- Преподаватель: Предлагаю закрыть глаза и перенестись в своём воображении в красивый уголок природы. А помогут вам в этом звуки природы.
Звучит шум дождя в записи.
- Преподаватель: Расскажите, какие звуки вы услышали, и какая картина возникла в вашем воображении? Какое настроение у вас от услышанных звуков? (Мы услышали звуки шума дождя, падающих капель. Настроение грустное, веселое.)
- Преподаватель: Хорошо. Давайте вспомним, каким бывает дождь. Какое он вызывает настроение. (Дождь бывает сильным, тихим. Дождь бывает теплым, холодным. Дождь бывает осенним, летним, весенним.)
- Преподаватель: Обратите внимание, что только от услышанной музыки, вы в своем воображении нарисовали целую картину с дождем. У кого-то он тихий, у кого-то летний. Вывод, услышав музыку мы можем увидеть образ нарисовать его в своем воображении.
- Преподаватель: И сегодня мы будем рисовать под музыку. Иллюстрировать музыку на самом деле совсем не трудно. Сегодня вы узнаете много нового и интересного, сможете проявить свою фантазию в творческой работе, попробуете увидеть музыку.
- Ознакомление с новым материалом (15 мин):
- Преподаватель: Есть исторические примеры, когда композитор создавал музыкальное произведение под впечатлением от увиденной картины какого-либо художника. Например, композитор Мусоргский написал музыкальные произведения “Картинки с выставки” под впечатлением от выставки своего друга, художника и архитектора Гартмана.
Но одними из первых цвет в музыке увидели древние индийцы. Для них каждый музыкальный тон соответствовал планете, созвездию, цвету.
Древние Греки считали, что звуки соответствовали не только планетам, но и семи цветам радуги. Спустя столетия сочетание слов (музыка — настроение — цвет) стала важной и определяющей в творчестве многих композиторов.
- Преподаватель: А, давайте посмотрим, что объединяет музыку и живопись?
Вот посмотрите один цвет – это можно назвать картиной? (нет, ведь там ничего). А если художник возьмет много цветов, в какой либо цветовой гамме и они будут жить в гармонии, то у нас получится картина.
- Преподаватель: А теперь произнесите ноту «до». Это музыка? (Нет) А когда нотки начинают дружить, ноты складываются в гаммы у нас появляется музыка). Гамма есть и в музыке и в живописи. Только в музыке гамма звуковая, а в живописи цветовая гамма.
Физкультминутка (2 мин.):
- Преподаватель: предлагаю вам немного отдохнуть.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета, (вращательные движения головой.)
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (Наклоны головы вперед – назад.)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным… (Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)
пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)
- Преподаватель: Сегодня мы с вами будем рисовать гуашью. Но вот не задача?! Мы с вами совсем еще не пробовали рисовать. Я вам предлагаю освоить новую и очень простую технику рисования – Монотипия.
- Преподаватель: Ребята, а вы знаете, что это такое. Кто-нибудь пробовал, рисовал в этой технике.
- Преподаватель: Монотипия – это удивительная техника рисования красками
Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Этапы техники Монотипия.
1этап. На поверхность наносим кляксы (пятна, линии) гуашью с помощью кисточки, цвета используем в зависимости от фантазии. Используем разноцветные краски.
2этап. Накрываем влажным листом бумаги изображение на стекле. Прижимаем лист и говорим волшебные слова: «Абра-кадабра. Что тут вышло?»
3этап. Поднимаем листочек движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток. Этот рисунок называется монотипией. А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Его можно дорисовать тонкой кистью.
Правила техники безопасности.
При работе с красками и водой будьте аккуратными.
При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. Сильно не давим, с места не двигаем. Сидим свободно, не сутулимся.
- Преподаватель: эта техника хороша тем, что начиная работу невозможно предугадать, что в результате получится. Высокий полёт фантазии, огромное желание и отличное настроение от услышанной музыки и перед вами шедевр. Начинаем творить
- Преподаватель: я предлагаю вам прослушать музыку и изобразить ее с помощью цвета. На каждую музыку новое изображение.
- Практическая работа (12 мин.):
Дети работают на коробке из-под диска по алгоритму. Во время работы звучит музыка грустная, затем веселая и марш. Ребята рассказывают, что у них получилось, придумывают названия своим работам.
- Итог занятия (Рефлексия) (5 мин.):
- Преподаватель: Вам понравилось работать в технике монотипия? Что объединяют музыка и живопись.
- Преподаватель: Ну, что, ребята, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? Ребята, что интересного вы узнали?
- Преподаватель: Замечательно! На ваших столах лежат цветные нотки с веселым настроением и грустным. Вам необходимо выбрать нотку с тем настроением, которым вы окрасите сегодняшнее занятие.
- Преподаватель: Молодцы! Спасибо за работу! Я буду рада видеть вас в нашей школе искусств.