Методическая разработка урока "Цвет в музыке"

Горбунова Земфира Расимовна

Современное общество предъявляет к личности человека достаточно высокие требования. Одним из этих требований является нестандартное мышление в творческой деятельности, то есть умение нестандартно мыслить, находить новые, нетрадиционные способы решений поставленных перед ним задач и т. д. Проблема развития  творческих способностей детей их нестандартного мышления в творческой деятельности остается до сих пор неразработанной и поэтому является достаточно актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл цвет в музыке32.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс «Учитель года-2019»

Методическая разработка занятия
по введению в предпрофессиональную образовательную программу

«Основы изобразительной грамоты» в 2 классе
по теме:

«Цвет в музыке»

преподаватель художественных дисциплин
высшей кв. категории
Горбунова Земфира Расимовна
стаж работы 12 лет

2019 год
с. Уинское


Пояснительная записка.

Возраст детей 8-9 лет, соответствующий 1 года обучения художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Живопись».

Класс: 2»б»

Предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисования»

Количественный состав группы:16 человек

Время: 40 минут.

Обоснование выбора данного занятия.

Современное общество предъявляет к личности человека достаточно высокие требования. Одним из этих требований является нестандартное мышление в творческой деятельности, то есть умение нестандартно мыслить, находить новые, нетрадиционные способы решений поставленных перед ним задач и т. д. Проблема развития  творческих способностей детей их нестандартного мышления в творческой деятельности остается до сих пор неразработанной и поэтому является достаточно актуальной.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • научиться находить ассоциации, фантазировать;
  • научиться сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач.

Предметные результаты:

  • уметь объяснить смысл термина «Живопись», «Музыка», «Искусство», «Монотипия»;
  • овладеть приемами анализа, сравнения;

Метапредметные результаты:

  • познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;
  • коммуникативные: контролировать свои действия в групповой работе, выражать свое мнение о музыке; выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
  • регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии.

План проведения занятия:

План занятия:

1.Организационная часть – приветствие, знакомство, целеполагание, сообщение темы (6 минут)

2.Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (29 минут)

3.Заключительная часть  - итоги, формы и методы подведения итогов (5 минут)

Тип занятия: Комбинированное  занятие.

Тема занятия: «Цвет в музыке»

Цель занятия: научить детей трансформировать слуховые образы в зрительные и создавать на их основе живописные изображения. 

Задачи занятия:

  • научить детей слушать музыку, понимать ее характер, узнавать музыкальные образы;
  • научить отражать полученные слуховые впечатления в рисунках;
  • способствовать интеллектуальному развитию;
  • развивать способности к творческому  самовыражению;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать у детей эстетические чувства (эстетический вкус, чувство гармонии и прекрасного), а также внимательность и усидчивость.

Форма проведения: урок, опирающийся на фантазию и ассоциации.

Оборудование:

для преподавателя: проектор, экран, персональный компьютер, презентация, аудиофайлы, видеофайлы наглядные пособия, гуашь, заготовка, ватные палочки.

для обучающихся: карточки, файлы для бумаги, жидкое мыло, трубочки коктейльные, белые картонные круги Ø 16 см,  конверты с упражнением, заготовка, гуашь, ватная палочка, влажные салфетки, бумажные салфетки, палитра, кисть №1.

Ход урока:

 

  1. Организационный момент (1 мин.):

- Преподаватель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Земфира Расимовна! Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. И чтобы еще больше поднять наше настроение  прочтем вместе стихотворение. Я начну, а вы продолжайте.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Весна нам дарит свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

- Преподаватель:  И я говорю вам ПРИВЕТ! Рада вас всех видеть в хорошем настроении и приглашаю на увлекательное занятие. На котором нам очень понадобятся ваши знания о цвете и ваше творческое воображение. Я  желаю вам всем успешной и результативной работы! 

  1. Целеполагание занятия (5 мин.):

Работа в группах. Четыре группы по четыре человека.

- Преподаватель: Обратите внимание на ваших столах лежат карточки, что вы можете о них сказать? (картинки с цветными музыкальными инструментами и цветовыми пятнами). Верно, сегодня в мир искусства нас поведут музыка и живопись.

- Преподаватель: Может кто-то попробует сформулировать тему занятия. (Цвет и музыка). Верно, тема нашего занятия: «Цвет в музыке».

Как создаются музыкальные произведения и картины. Что для этого необходимо? (Инструменты, краски и т. п.). Достаточно ли этого? А что еще? (настроения мастера, вдохновения)

- Преподаватель:  Предлагаю закрыть глаза и перенестись в своём воображении в красивый уголок природы. А помогут вам в этом звуки природы.

Звучит шум дождя в записи. 

- Преподаватель:  Расскажите, какие звуки вы услышали, и какая картина возникла в вашем воображении? Какое настроение у вас от услышанных звуков? (Мы услышали звуки шума дождя, падающих капель. Настроение грустное, веселое.)

- Преподаватель: Хорошо. Давайте вспомним, каким бывает дождь. Какое он вызывает настроение. (Дождь бывает сильным, тихим. Дождь бывает теплым, холодным. Дождь бывает осенним, летним, весенним.)

- Преподаватель: Обратите внимание, что только от услышанной музыки, вы в своем воображении нарисовали целую картину с дождем. У кого-то он тихий, у кого-то летний. Вывод, услышав музыку мы можем увидеть образ нарисовать его в своем воображении.

-  Преподаватель: И сегодня  мы будем рисовать под музыку. Иллюстрировать музыку на самом деле совсем не трудно. Сегодня вы узнаете много нового и интересного, сможете проявить свою фантазию в творческой работе, попробуете увидеть музыку.

  1. Ознакомление с новым материалом (15 мин):

- Преподаватель: Есть исторические примеры, когда композитор создавал музыкальное произведение под впечатлением от увиденной картины какого-либо художника. Например, композитор Мусоргский написал  музыкальные произведения “Картинки с выставки” под впечатлением от выставки своего друга, художника и архитектора Гартмана.

Но одними из первых цвет в музыке  увидели древние индийцы. Для них каждый музыкальный тон соответствовал планете, созвездию, цвету.

Древние Греки считали, что звуки соответствовали не только планетам, но и семи цветам радуги. Спустя столетия сочетание слов  (музыка — настроение — цвет) стала важной и определяющей в творчестве многих композиторов.

-  Преподаватель: А, давайте посмотрим, что объединяет музыку и живопись?

Вот посмотрите один цвет – это можно назвать картиной? (нет, ведь там ничего). А если художник возьмет  много цветов, в какой либо цветовой гамме  и они будут жить в гармонии, то у нас получится картина.

-  Преподаватель: А теперь произнесите ноту «до». Это музыка? (Нет) А когда нотки начинают дружить, ноты складываются в гаммы у нас появляется музыка).  Гамма есть и в музыке и в живописи. Только в музыке гамма звуковая, а в живописи цветовая гамма.

Физкультминутка (2 мин.):

- Преподаватель: предлагаю вам немного отдохнуть.

Если б всё на свете было

Одинакового цвета, (вращательные движения головой.)

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (Наклоны головы вперед – назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным… (Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)

пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)

-  Преподаватель: Сегодня мы с вами будем рисовать гуашью. Но вот не задача?! Мы с вами совсем еще не пробовали рисовать. Я вам предлагаю освоить новую и очень простую технику рисования – Монотипия.

-  Преподаватель: Ребята, а вы знаете, что это такое. Кто-нибудь пробовал, рисовал в этой технике.

-  Преподаватель: Монотипия – это удивительная техника рисования красками

Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

Этапы техники Монотипия.

1этап. На поверхность наносим кляксы (пятна, линии) гуашью с помощью кисточки, цвета используем в зависимости от фантазии. Используем разноцветные краски.

2этап. Накрываем влажным листом бумаги изображение на стекле. Прижимаем лист и говорим волшебные слова: «Абра-кадабра. Что тут вышло?»

3этап. Поднимаем листочек движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток. Этот рисунок называется монотипией. А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Его можно дорисовать тонкой кистью.

Правила техники безопасности.

При работе с красками и водой будьте аккуратными.

При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. Сильно не давим, с места не двигаем. Сидим свободно, не сутулимся.

-  Преподаватель: эта техника хороша тем, что начиная работу невозможно предугадать, что в результате получится. Высокий полёт фантазии, огромное желание и отличное настроение от услышанной музыки и перед вами шедевр. Начинаем творить

-  Преподаватель: я предлагаю вам прослушать музыку и изобразить ее с помощью цвета. На каждую музыку новое изображение.

  1. Практическая работа (12 мин.):

Дети работают на коробке из-под диска по алгоритму. Во время работы звучит  музыка  грустная, затем веселая и марш. Ребята рассказывают, что у них получилось, придумывают названия своим работам.

  1. Итог занятия (Рефлексия) (5 мин.):

-  Преподаватель:  Вам понравилось работать в технике монотипия? Что объединяют музыка и живопись.

- Преподаватель: Ну, что, ребята, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? Ребята, что интересного вы узнали?

- Преподаватель: Замечательно! На ваших столах лежат цветные нотки с веселым настроением и грустным. Вам необходимо выбрать нотку с тем настроением, которым вы окрасите сегодняшнее занятие.

- Преподаватель: Молодцы! Спасибо за работу! Я буду рада видеть вас в нашей школе искусств.