«Путешествие Маленького художника в духовно - нравственный патриотизм большого город, через картины периода 1853-1856 гг.»

АНОТАЦИЯ

Методическая рекомендация

Тема: Путешествие Маленького художника в Духовно - нравственный патриотизм большого город, через картины периода 1853-1856 гг.

 

Выполнила: педагог высшей квалификации Шутова Александра Николаевна.

Методическая рекомендация состоит из пояснительной записки.

Пояснительная записка включает в себя разделы – введение, методическая часть.

     В методической части представлено, на примерах разных направлений в искусстве. Понимание и принятие духовности, нравственности и как следствие патриотизма. Понятие патриотизма в искусстве в широком смысле этого высокохудожественного, высоконравственного отражения образа Отечества, в центре которого стоит личность, которая любит Родину, защищает ее интересы как свои личные. Примеры, приведенные в методичке, были представлены и апробированы на реальных занятиях с обучающимися. Материал направлен на широкую аудиторию от 5 до 99+.

Чтобы понять, уяснить, что такое патриотизм его целостность с духовно – нравственным воспитанием. Провести причинное - следственную связь зарождения его, из чего. Важно вести просветительскую работу. Я как педагог могу это сделать на занятиях, провести мастер - класс. Через примеры истории нашего города, который изобилует этими примерами. Очень много закладывается на примерах и эти примеры важно показывать, обьяснять. Проводник в этом является педагог. Сам относящийся с любовью, духовно – нравственным состоянием к своей Отчизне и тогда педагог способен передать эту искорку обучающимся.

    Педагогу по изобразительному искусству, важно, на своих занятиях, давать через картины художников, зная историю написания работы, понимание, восприятие духовности, нравственности, патриотизма. Ведь отражение у каждого свое. Но разглядев искорку патриотизма в картинах, из различных жанров изобразительного искусства, благодаря педагогу. Ребятам должно захотеться провести собственное исследование: что же такое духовность, нравственность, патриотизм в адекватном его восприятии. Настроить в себе тот поток, зажечь ту искорку созидательного патриотизма - любовь к Земле на которой ты находишься здесь и сейчас. К месту, где ты появился на свет. И когда все сошлось значить занятия прошли на пользу. И пришло состояние озарения…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл история в рисунке984.14 КБ
Файл события в рисунке239.65 КБ
Файл Традиции349.37 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие патриотизма в искусстве в широком смысле это высокохудожественное, высоконравственное отражение образа Отечества, в центре, которого стоит человек, который любит Родину, защищает ее интересы как свои личные.

В 2022 году Севастополю исполняется 239 лет. За долгие годы город приобрел славу, сравнимую разве, что с Москвой. Крымская война, Первая Мировая, Революция, Великая Отечественная, оборона и освобождение города - все эти героические события наряду с мирными пейзажами нашли отражение в работах именитых художников. Художников, которые с большим чувством патриотизма, веры, духовной – нравственности, писали полотна нашей истории. Изображали Героев нашей истории. Будучи глубоко верующими людьми как сам художники, так и героев, которых они навеки изобразили. С глубоким патриотизмом, Верой в Бога, любовью к Отечеству. На чьи пример нам важно и надо обратить свой взгляд, внимание. О них и пойдет речь.

Занятие 1

Начнем наш сегодняшнее занятие с художника Вильгельма Тимма, его произведения создавались на местах сражений. Художник старался запечатлеть лица героев. Одна из его работ «Севастопольские матросы»

Литография. 1855 г. Рисунок с натуры (слева направо: Афанасий Елисеев, Аксений Рыбаков, Петр Кошка, Иван Димченко и Федор Заика).

Но пожалуй самый известный его рисунок – портрет адмирала Павла Степановича Нахимова. Многим портрет этот, наверняка, известен, но не многие знают кто его автор. Вот рисунок из «Русского художественного листка» В. Тимма. Будучи патриотом, Вильгельм Тимм не мог остаться в стороне от событий, происходивших в Крыму в 1854 – 1856 гг. Еще до высадки союзников, весной 1854 г. художник едет в Севастополь и становится непосредственным свидетелем компании. Большая часть рисунков – портреты. Тимм рисует лучший из образов адмирала П.С. Нахимова. Несмотря на то, что ракурс изображения только с относительной долей условности позволяет назвать этот рисунок портретом, психологический уровень изображения, динамика мысли в, казалось, застывшем адмирале, позволяют отнести его именно к этому жанру. Нахимов не разрешал рисовать себя никому из художников, считая просто неуместным трату дефицитного времени на позирование. Тимм поступил разумно. Он, улучив момент, занял позицию за спиной адмирала и сделал карандашный набросок. Длительное пребывание в обществе Нахимова позволило ему понять характер героя севастопольской обороны, его внутренние переживания, и это существенно увеличило психологическую мощь работы. Многие современные художники считают этот рисунок лучшим из всех, которые написаны на тему Крымской. Есть версия, что набросок портрета Тимм сделал в церкви, куда в перерывах между боями приходил адмирал. Может поэтому взгляд, адмирал, на портрете получился таким спокойным и умиротворенным.

Чтобы нарисовать портрет в такой пропорции, а рисовать в профиль сложнее всего. Давайте это попробуем, впечатлившись рассказом.

Рисование лица в профиль.

При изображении головы в профиль просматривается не только лицевая, но и задняя часть – мозговой отдел черепа. Главная задача состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между двумя этими зонами. В остальном поможет тот же принцип симметрии, что и при изображении лица в анфас.

Рисуем человека поэтапно для детей карандашом в движении, полный рост, профиль

Схема построения рисунка состоит в следующем:

Рисуют базовый набросок. За основу берут круг – можно нарисовать от руки, или воспользоваться трафаретом, циркулем. С помощью горизонтальной и вертикальной осей его делят на четыре части, а затем проводят диагональ через верхний левый сегмент и нижний правый. Она понадобится для определения нижней границы подбородка. Далее круг преобразуют в форму яйца, вершина которого направлена в левую нижнюю сторону. Для этого от левой и нижней стороны круга проводят линии так, чтобы они пересеклись по линии диагонали.

Далее необходимо найти центр получившегося наброска с учётом новых линий и провести заново главную вертикальную и горизонтальную оси. Затем нижнюю половину делят на две, а верхнюю на три части при помощи дополнительных горизонтальных линий.

Правый верхний сегмент делаем более выпуклым, чтобы он был похож на лоб.

Ниже сразу начинается нос, плавно расширяясь от главной горизонтальной оси до нижней дополнительной. Сначала его изображают как треугольник, затем выступающую его вершину делают более округлой.

Чтобы нарисовать рот, чуть ниже носа рисуют короткую черту, от которой вверх и вниз идут дугообразные линии, напоминающие сердце. Это губы. Они могут быть широкими и узкими, короткими и длинными.

На уровне горизонтальной оси, немного отступив от края лица, рисуют глаз. Его изображают в форме треугольника, или наконечника стрелы, вершина которого направлена влево, а основание – вправо. Сразу над ним проводят параллельную линию – веко. Над ним, на уровне вспомогательной линии – бровь.

Ухо располагается сразу за вертикальной осью. Вершина его идёт на одном уровне с линией глаз, а нижний край – с кончиком носа.

Верхняя дополнительная линия определяет кромку волос, которая плавной линией спускается от лба до верхнего края уха. Меняя направление и размер штрихов можно нарисовать любую прическу, или стрижку.

Рисунок готов. Можно сделать в цвете гуашевыми красками к ним возьмите кисти (нейлон, щетина) широкую для прописывания больших пятен цветом, среднюю и тонкую для прорисовывания деталей. Или акварель к ней подойдут кисти (колонок, белка, пони) размерность учтите, то же.

Так же рисунок можно сделать в графике. Создать баланс черного и белого. Наносить штрихами с нажатием и без на лицо, которое вы нарисовали. Сильное нажатие карандаша будет в области волос, глаз, бровей, рта.

Слабое ушей, тон лица и шеи.

Пробуйте, старайтесь, ставьте цели и у вас получится!



Предварительный просмотр:

 Занятие 2

Следующий герой земли русской, с кистями и мольбертом, запечатлевал бои и героев. Герой, Осаждённый Севастополь, не давал покоя Ивану Константиновичу Айвазовскому. Март 1854 года. Идет Крымская война. Для поддержания боевого духа защитников Севастополя Иван Константинович Айвазовский решает открыть в городе выставку своих работ. Из всех полотен в самом центре внимания три картины: «Наваринский бой», «Бриг «Меркурий» и «Синопский бой». Посмотреть на творения прославленного художника люди специально приходили смотреть по нескольку раз.

В сентябре, когда началась осада Севастополя, укрепление и оборону города возглавили Нахимов и Корнилов. Из-за опасности, которой подвергал себя Айвазовский в Крыму, родные художника уговорили его уехать в Харьков, но вдалеке от войны Иван Константинович не мог обрести душевный покой. Его заботила судьба осажденного Севастополя. После очередной задержки новостей с фронта Айвазовский покидает Харьков и возвращается в Крым. Весть о присутствии в Севастополе прославленного художника вновь разнеслась среди русских моряков. Подняв боевой дух. Только два дня пробыл Айвазовский в Севастополе. Корнилов понимал, что из-за постоянных бомбардировок города обеспечить безопасность своему другу он не сможет, а ведь Айвазовский еще должен запечатлеть для современников и потомков подвиг героя Севастополя.

Одна из самых знаменитых картин Айвазовского «Осада Севастополя» написана в 1859 году. На холсте он запечатлел панораму обороняющегося города - от Северной стороны до Херсонесского маяка - и мачты затопленных кораблей на входе в Севастопольскую бухту. Как всегда великолепно изображена природа этого края: светлое небо в легких облаках, море в клубах орудийного дыма, освещенный яркими лучами заходящего солнца город.

Иван Айвазовский. Осада Севастополя - 1859 год

Иван Айвазовский. Осада Севастополя – период 1853-1856год

Кратко ознакомившись с художником и героем Севастополем. Попробуем нарисовать данный жанр. Данный жанр называется пейзаж.

  1. Обозначается линия горизонта.

2. Над ней рисуем клубы дыма. облака. (фото)

3. На переднем плане и на линии горизонта, разместим плавные линии это будут холмы. Постарайтесь перенести их так же, как и у Айвазовского.

4. Теперь дорисовываем мачты кораблей, вертикальные линии, акведук на линии горизонта. Внимательно просмотрите, что есть на полотне у Айвазовского и не хватает в вашем.

Когда в карандаше готово приступите к цвету, гуашью или акварелью. Можно применить способ локальной заливки т.е сначала вы покрываете цветом большие пятна: небо, море, холмы (обратите внимание они разных оттенков и цветов). Когда локально заливка произведена, краска подсохла приступайте к детализации рисунка. Внимательно смотрите на полотно и копируйте. Копировать мастера не только важно и полезно, найти и повторить цвета за мастером — это прекрасный опыт для ученика.

Верьте в себя и свои силы.



Предварительный просмотр:

 Занятие 3

Вид Георгиевского монастыря. 1858 год. Айвазовский был поражен красотой Фиолента. Поговаривают, что после поездке в монастырь он полюбил севастопольские пейзажиАйвазовский. Вид Георгиевского монастыря. 1858 год.

Одна из интересных работ, Айвазовского, это изображение Георгиевского монастыря, бухты, Фиолента. В простоте рисунка спокойствие, умиротворенность этого места. Как органично смотрится горы Фиолента и места, где произносится молитва Богу, и наполнение духовностью. Написание картины приходится на 1858 год, когда свежи пожары разрушений, осад города Севастополя. Когда душам солдат как никогда важен диалог с Всевышним.  Картина мастера спокойна в перспективе на дальнем плане горы. Но особенен цент картины три фигуры в спокойствии и за ними арочный проход, словно зовущий нас в святую обитель для наполнения души светом любви и радости, что жизнь продолжается!

Жанр работы пейзаж с изображением архитектуры.

  1. Проведите линию горизонта чуть ниже середины листа. Фото

  1. Выше линии горизонта изобразите горы (с лево)
  2.  Чтобы изобразить площадку и здание воспользуйтесь правилом перспективы: предметы, уходящие от нас, уменьшаются. А значить линии стремятся в одну точку.

  1. Изображение здания — это ряд вертикальных линий.
  2. Сзади строений насаждения кустов и деревьев. Изобразите волнистыми линиями.
  3. Нарисуйте три фигуры. Изобразите круг, овал, прямоугольник. Детализируйте и у вас получились фигуры.
  4. Наполните рисунок деталями на здании дверь. Окно, проход. В море корабли.
  5.  Выполните рисунок в графике – штрихами наносите штрихи друг за другом, или дугами, или мелкой штриховкой в разных направлениях, или выполните в цвете – красками.

Благодарю за внимание.