Презентация по дисциплине "История искусств"
Тема: "Искусство в период Великой Отечественной войны"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Искусство в период Великой Отечественной войны». Отражение героизма в живописи. Военный пейзаж в творчестве Дейнеки, Нисского. Скульптурные портреты героев войны. Мухина, Вутетич. Плакат и политическая карикатура.
В 1941–1945 гг. развивается и бытовой, и пейзажный жанр, но они всегда так или иначе связаны с войной.В период Великой Отечественной войны Дейнека создал напряженные и драматичные произведения:
- "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941) – первая в этом ряду. картина А. А. Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». Немногие произведения живописи могут столько поведать о Великой Отечественной войне, как это полотно. Впечатляющая сила картины Дейнеки таится прежде всего в ее необычайном и вместе с тем очень простом по выражению замысле. Тяжелая для страны зима 1941 года. Фашистские войска стоят на подступах к Москве… На картине — несколько домов с выбитыми окнами, среди которых высятся остатки разрушенного строения; мимо мчится грузовик. Вот и все, что видно за рядами надолб и противотанковых ежей, расположенных на переднем плане. Но художнику оказалось достаточно изобразить это немногое, чтобы создать суровый образ неприступной русской столицы, образ, повествующий о драматических событиях истории нашей Родины.
- В 1941-1946 годах он создает серию "Москва военная": " Площадь Свердлова в декабре 1941 года",
- "Вечер. Патриаршие пруды. 1941 год",
- "Эвакуация колхозного скота",
- "Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве",
- "Ремонт танков на прифронтовом заводе",
- " Танки идут на фронт"
- "Сгоревшая деревня» – великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой войны. Сгоревшие цветы и травы, которые колыхаются на ветру, ржавого оттенка откосы глины и сожженный ковыль.Картина впечатляет своей мощью и эмоциональной глубиной. Она напоминает нам о страшных последствиях войны и несчастий, которые она приносит. В то же время, она внушает надежду на будущее и возможность возрождения. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, "Сгоревшая деревня", 1942) Дейнека создал "Оборону Севастополя" (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки.
С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: "Сбитый ас" (1943) - Картину «Сбитый ас» Дейнека писал по заказу Всероссийского художественного комбината. Ведомственная комиссия признала ее «несостоятельной в идейно-профессиональном плане». Полотно надлежало списать и уничтожить. Да-да, это не описка, именно уничтожить. Действительно, что же еще делать с «идейно несостоятельными» произведениями? Дейнека, используя свое положение и связи, сумел исхитриться и выкупить картину за один рубль.
В общем, да, есть к чему придраться блюстителям идеологической выдержки. С неба падает сбитый немецкий летчик. А по виду и не скажешь, что немецкий, кажется уснувшим человеком…Увлечение плакатной живописью и вольное обращение с перспективой, присущие Дейнеке, здесь оказались очень уместны – сбитый ас кажется в буквальном смысле сброшенным, изгнанным с неба. В отличие от несомненно патриотической «Обороны Севастополя», эту картину скорее можно определить как антивоенную, нежели как патриотическую и укрепляющую дух. Она о том, что человек одинок и хрупок, о том бесконечном и кратком мгновении, в которое он летит, сброшенный с неба, о том, насколько беспомощными и трогательными кажутся его огромные ботинки, пытающиеся найти опору в небе – и не находящие ее. А еще о том, что через мгновение эта жизнь оборвется, и любую жизнь от смерти, а бытие от небытия отделает доля секунды. Она о бесконечном одиночестве, ужасе и покинутости человека – не о счастливом советском строе и даже не о непременной победе советских войск над немецкими.
Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987)
Начало Великой отечественной войны Нисский встретил в Москве. Участвовал в поездке в действующую армию вместе с Дейнекой. Его картины о военных событиях имеют мрачный колорит, отражающий внутреннее напряжение и трагизм эпохи.
- 1942 Нисский Георгий Григорьевич (Россия, 1903-1987) «На защиту Москвы. Ленинградское шоссе» -В тяжелые дни обороны Москвы Нисский испытывал доселе неведомую бурю чувств, его сердце поэта было смятено и возбуждено до предела, и вот отдача - эпическое полотно «На защиту Москвы» создано за пятьдесят часов. Критики часто упрекали художника за «быстроту» писания картин. Им, очевидно, было невдомек, какой глубокий духовный процесс предварял, подготовлял окончательный «творческий залп» мастера.
Зритель видит приготовившийся к боям город. Но не потому, что художник детально изображает атрибуты обороны. Все они сведены к одному срезанному краем картины противотанковому заграждению, сквозь просветы которого вдалеке, как в панораме, видна цепь таких же заграждений. Но этой деталью Нисский символизирует неприступность столицы. И уходящая вдаль заснеженная дорога с голыми деревьями на обочине кажется надежно охраняемой. А танки с солдатами создают ощущение готовности к защите. - Октябрь 1941 года. Москва.
Танки идут на запад. На них в белых полушубках - солдаты. Коренастые, с суровыми, обветренными лицами. На московских бульварах войска. Горят костры. На площади Свердлова в козлах винтовки. В Колонном зале идут митинги ополченцев. Небо Москвы гудит от разрывов зенитных снарядов. Тревоги следуют одна за другой...
«В памятную тяжелую зиму 1941—1942 года, когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над Ленинградским шоссе; его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня». Отбор впечатлений шел очень строгий. Отбрасывалось все случайное, все комментирующие детали.
По заказу Центрального военно-морского музея он пишет серию из тринадцати картин, посвященных подвигам советских солдат и моряков: «Торпедирование вражеского судна подводной лодкой», «Над Баренцевым морем» и другие.
Скульптурные портреты героев войны. Мухина, Вутетич.
Многие творения Веры Игнатьевны стали символами советской эпохи. Ведущей темой творчества скульптора всегда оставалось прославление духовной красоты советского человека.
В годы войны скульптор Мухина создала жанр, который она сама назвала «героическим портретом». Вспоминая свой опыт с портретами героев войны, Мухина говорила:
«Наша великая, суровая эпоха обязывает нас обратить на героический портрет особое внимание. Не все люди обладают величественной, героической внешностью. Перед художником, пытающимся создать героический портрет (а мне кажется, что современное искусство портрета должно идти по этому пути), стоит сложная задача - превратить лицо, нередко житейски некрасивое, в лицо значительное и прекрасное, суметь, не удаляясь от конкретного портретного сходства, выразить всю глубину и возвышенность душевного мира человека... Для потомков наших важно в портретах нашего времени увидеть образ этого времени, который заставит их переживать, волноваться».
Художница настаивала на воспитательном значении героического портрета: «По ним будут учиться доблести и гражданскому долгу... Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его. Жажда большего и лучшего есть тот великий двигатель человечества, который ведет его к прогрессу и свету».
Серия героических портретов, созданная скульптором в годы Великой Отечественной войны, — рассказ о людях, не дрогнувших перед смертельной опасностью, закаливших в бою свою волю, свой характер, людях, способных на подвиг и свершивших его. «Волна небывалой войны, — говорила Мухина, — выплеснула из недр народа таких героев, изобразить которых художник может считать честью для себя».Наиболее значительными портретами героев войны являются портреты полковника Ивана Лукича Хижняка и полковника Бария Абдулловича Юсупова, созданные Мухиной в 1942 году. В портретах полковников И.Л.Хижняка и Б.А.Юсупова (оба — бронза, ГТГ) при всей их индивидуальности отражены типичные для советского человека военного времени черты решительной готовности к борьбе с врагом.
На выставке «Великая Отечественная война», состоявшейся осенью 1942 года в Москве, участвовало 49 скульпторов, 37 из них показали портреты воинов. На этой выставке Вера Игнатьевна Мухина экспонировала портреты полковников Юсупова и Хижняка. за них получила в 1943 году Сталинскую премию второй степени.
В сентябре 1941 года Барий Юсупов, командир 403 гаубичного артполка, был назначен начальником штаба оперативной группы гвардейской минометной части. Вошёл в историю как один из первых командиров, овладевших новым оружием — реактивными минометами, получившими название «катюши». В январе 1942 года под Старой Руссой группа из пяти дивизионов «катюш» Юсупова столкнулась с немецкими танками. В бою с ними он получил серьезное ранение в голову, но успел подбить гранатой танк. Обнаружившие тело Бария военнослужащие посчитали его мертвым и хотели похоронить в общей могиле с другими погибшими, но один из них узнал полковника Юсупова и помешал погребению. Юсупов был вывезен санитарным самолетом в Москву, где врачам удалось спасти ему жизнь и даже сохранить один глаз. Но его лицо было жестоко изуродовано. В госпитале Юсупову был вручен орден Ленина.
Иван Лукич Хижняк — советский военачальник, участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, полный Георгиевский кавалер. В начале Великой Отечественной войны Хижняк командовал 117-й стрелковой дивизией. В 1942 году чтобы дать своей дивизии возможность вырваться из кольца, он с горсткой солдат пошел в атаку, принял огонь на себя. Его нашли без сознания, израненного, насквозь прошитого пулеметными очередями. Отправили на самолете в тыл, но в московском госпитале признали его положение безнадежным и сняли посмертную маску. Однако он поправился.
В госпитале Хижняка увидела Мухина. Облик тяжело раненного воина врезался в память Мухиной, и она решила вылепить его портрет, когда он начнет поправляться. Для художницы Хижняк стал олицетворением воинской доблести. На портрете Хижняк решителен, устремлен к действиям. Скулы заострены, рот крепко сжат. Продолжая тему собирательного образа героинь Великой Отечественной войны, Мухина создает в 1943 году портрет летчика-истребителя Екатерины Васильевны Будановой. Мухина представила свою героиню в минуты высокого духовного взлета, вдохновения боя.Вторая по результативности женщина-истребитель Второй Мировой войны летчица Буданова участвовала в боях за Сталинград, Донбасс, Ростов-на-Дону.












