Декоративная стилизация натюрморта.

Методическая разработка по живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративная стилизация в натюрморте.

Стилизация – это прием композиции, в основе которого лежит сознательное упрощение и декоративное обобщение натуры. Она  является обязательным, а часто и главным средством художественной выразительности в декоративно-прикладном искусстве. В каждой исторической эпохе отрабатывались и совершенствовались определенные стилистические особенности, в результате возникали исторические художественные стили характерные для того или иного временного периода. В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была известна еще с древних времен. Она достигла высокого уровня в ассирийско – вавилонском, персидском и древнеегипетском искусстве. В древнегреческих и древнеримских орнаментах наряду с геометрией и узорами можно видеть стилизованные изображения растительного и животного мира. Для изучения принципов декоративной переработки лучше всего подходит  натюрморт. Его специфика подразумевает повышенное внимание  художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений.

H:\гуашь\IMG_3407.JPGH:\гуашь\P1010015.JPG

Чтобы в натюрморте состоялась стилизация, он должен обладать орнаментальной   условностью, характерной для декоративного искусства и все изобразительные средства – линия, фактура, цвет – должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной главенствующей идеи. Прежде чем начать выполнять задание необходимо вспомнить понятие цветового круга, взаимосвязь цветов в нем, а так же какие цвета называют основными и какие дополнительными. Наметив расположение предметов в формате нужно постараться выявить их сущность, наиболее яркие их особенности.Можно интересно  исказить, деформировать, преувеличить их характерные черты , в целом упрощая и «уплощая» изображение. В результате оно получается более абстрактным и символичным. Начать прописывать задание лучше  с центра композиции,  определившись с цветом самых темных пятен. Затем наметить фон и постепенно перейти к  главным предметам.  Называя по цвету главные предметы необходимо обратить внимание на возникающие  цветовые отношения. Цвет предметов меняется в зависимости от условий в которых он находится. Если свет теплый, то тень кажется более холодной и наоборот. Цвет предметов так же зависит от окружающего фона и может меняться под влиянием окружающих его цветов. Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. То же самое происходит и с основными цветами.  Разницу цветовых контрастов можно усиливать, что придаст работе особое эмоциональное состояние, сделает ее острее,  эффектнее. 

Принципы стилизации

  • превращение объёмной формы в плоскостную и упрощение конструкции
  • обобщение формы с изменением абриса
  • обобщение формы в её границах
  • обобщение формы и усложнение, добавление деталей, отсутствующих в натуре

 Существуют различные способы достижения выразительности в декоративной композиции. Если выполняется цветовой вариант, больше внимания следует уделить цветовым и тональным отношениям между изобразительными элементами и фоном, и тогда линейный декор имеет меньшую роль, чем свет. Когда же выполняется графический вариант, то важное значение имеют различные графические средства, такие как линия, штрих, точка и образованные с их помощью виды декоративной обработки поверхности. Данный тип декоративного изображения требует значительного опыта и мастерства, что проходит с практикой. Объекты должны трансформироваться в сознании художника, что отражается на листе с помощью ряда графических приемов.

H:\гуашь\IMG_9572.JPGH:\гуашь\Без имен-5.jpg

Декоративная живопись, как и другие виды искусства, является формой отражения реального  мира и обладает всеми качествами , характеризующими понятие декоративности. Это и повышенная цветовая  гармония, тональное и контрастное решение, плоскость изображения, орнаментальность, условность решения темы и некая ограниченность в подборе цветов. В декоративной переработке подчеркивают обычно не ее сюжетную, повествовательную сторону, не пространство с его глубиной, не материальность предметов, а саму плоскость картины: бегущие поней узоры четко выделенных контуров, красивые контрасты красок.

Список использованной литературы:

  1. Хитров А.Е.  Рисунок изд. «Легкая индустрия» 1964г.
  2. 7.     Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция. Просвещение, М., 1989.
  3. 8.     Шорохов Е.В. Основы композиции. Просвещение, М., 1979.