Методическая разработка занятия дополнительного образования литературной студии «КЛАССИКИ». «Неделя с Оскаром Уайльдом».

Ревозян (Куницкая) Анастасия Марковна

Методическая разработка занятия дополнительного образования литературной студии «КЛАССИКИ» - «Неделя с Оскаром Уайльдом» в рамках авторского курса, разработанного на основе лучших классических произведений русской и зарубежной литературы. Основная задача курса – привить школьникам любовь к литературе, театру, кино и существенно улучшить владение русской речью и письмом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Неделя с Оскаром Уайльдом"34.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 205

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия

дополнительного образования

литературной студии

«КЛАССИКИ»

«Неделя с Оскаром Уайльдом»

Автор: Ревозян (Куницкая) Анастасия Марковна,

Педагог дополнительного образования

г. Санкт-Петербург

2018 г.

Тема: «Неделя с Оскаром Уайльдом», первое занятие недельной сессии - чтение художественной литературы, слушание аудиоматериалов, просмотр кино- и видеоматериалов, прикладные техники, задания на самостоятельное обучение.

Недельная сессия рассчитана на два очных занятия и самостоятельную работу:

чтение литературных произведений по теме, просмотры и прослушивание аудио- и видеоматериалов, посещение спектаклей.

Занятие 1

Философские сказки-притчи Оскара Уайльда.

Задачи:

  1. Знакомство с литературоведческими терминами. Объяснить понятие притчи.  
  2. Прививать эстетический вкус на примере лучших образцов печатных изданий. Демонстрация книг О. Уайльда с иллюстрациями П. Дж. Линча и Д. Гордеева.
  3. Познакомить с философскими сказками Оскара Уайльда. Чтение преподавателем сказки-притчи «Преданный друг».
  4. Применение несложных прикладных техник. Выполнение рисованных заготовок для коллажа на основе сказки О. Уайльда «Преданный друг».
  5. Тренировать навыки активного слушания и чтения. Слушание сказки «Преданный друг». Чтение небольших отрывков сказки «Преданный друг» каждым участником, затем чтение одного отрывка по ролям.
  6. Прививать интерес к художественному слову. Обратить внимание на часто встречающийся в сказках О. Уайльда художественный прием противопоставления (антитезы), пояснить его служебную функцию.
  7. Знакомство с лучшими анимационными лентами советского периода. Просмотр мультфильма «Великан-эгоист» («Союзмультфильм», 1982 г.)
  8. Прививать интерес к классическим образцам театрального и киноискусства. Задание на самостоятельную работу: просмотр фильма-спектакля «Звездный мальчик» (черно-белый, «Мосфильм», 1957г.) или кинофильма «Сказка о звездном мальчике («Беларусьфильм», 1983г.).
  9. Расширять кругозор и повышать общий культурный уровень.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, доступ в сеть интернет; сборники сказок О. Уайльда для демонстрации учащимся и чтения вслух; бумага, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы; индивидуальные блокноты и ручки для записей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Сообщение темы.

Эту неделю в литературной студии «КЛАССИКИ» мы проведем в компании с прославленным английским писателем, поэтом и драматургом XIX столетия, признанным классиком английской литературы Оскаром Уайльдом. На экране воспроизводится портрет писателя, годы жизни (1854-1900).

  1. Рассказ преподавателя: введение.

Представим себе, что Оскар Уайльд оказался сейчас здесь, среди нас. Ему наверняка эта идея оказалась бы по вкусу, потому что писатель обожал все необыкновенное и фантастическое! А теперь давайте послушаем, что Оскар Уайльд расскажет нам сам о себе: «У меня был высокий дар; я сделал искусство философией, а философию - искусством, что бы я ни говорил, что бы ни делал - все повергало людей в изумление, все, к чему бы я ни прикасался, - будь то драма, роман, стихи или стихотворение в прозе, остроумный или фантастический диалог, - все озарялось неведомой дотоле красотой».

  1. Демонстрация книг Оскара Уайльда.

Лучшие издания книг Оскара Уайльда несомненно озарены красотой, о которой нам говорит автор. Над ними трудилось много талантливых людей – издатели, редакторы, иллюстраторы. Возьмите, пожалуйста, книги и давайте внимательно их рассмотрим. Каждый участник занятия берет книгу. Расскажите о той книге, которую вы держите в руках: когда она была издана, как оформлены страницы, обложка, переплет, форзац, есть ли в книге иллюстрации и где они размещены. У кого из вас в руках оказалось издание с иллюстрациями известного ирландского художника-иллюстратора Патрика Джеймса Линча? А теперь посмотрите,  к кому попала книга, оформленная российским художником-иллюстратором Денисом Гордеевым? Опишите свои впечатления от этих иллюстраций. Глядя на эти иллюстрации, можете ли вы предположить, какие они, сказки Оскара Уайльда? Для этого я вас попрошу по очереди назвать прилагательные, которые, на ваш взгляд, характеризуют изображенные на этих иллюстрациях сюжеты.

А теперь давайте найдем, где располагается в вашей книге оглавление, и прочитаем названия сказок. Постарайтесь их хорошо запомнить, так как следующее наше занятие начнется с увлекательной викторины-игры, в которой эти знания вам очень пригодятся и помогут вашей команде одержать победу.

  1. Определение понятия «притча».

Философские сказки-притчи – это наиболее популярные произведения среди всех, написанных Оскаром Уайльдом. А кто из вас знает, что такое притча? При́тча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, который заключает в себе нравственное поучение. Как вы думаете, к какому стихотворному жанру близка по содержанию притча? Конечно же, притча близка по содержанию к басне.

  1. Рассказ преподавателя, обзор двух сборников сказок Оскара Уайльда. 

К сказкам, объединенным в сборник «Счастливый принц и другие сказки», выпущенном в 1888 году, относятся такие сказки, как: «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-Эгоист», «Преданный друг» и «Замечательная ракета». Сказки «Юный король», «День рождения инфанты», «Рыбак и его душа» и «Мальчик-звезда» объединены под общим названием «Гранатовый домик», это сборник увидел свет спустя три года, в 1891 году.

  1. Рассказ преподавателя: глубокое нравственное содержание сказок Оскара Уайльда.

В своих сказках Оскар Уайльд обличает алчность и корыстность буржуазных нравов, противопоставляя им искренние чувства и привязанности простых людей, составляющие подлинную красоту человеческих отношений.

В сказках «Юный король» и «Счастливый принц» писатель говорит о несправедливом устройстве общества, в котором те, кто трудятся, терпят лишения и нужду, в то время как другие живут припеваючи за счет их труда.

В «Великане-эгоисте» и «Преданном друге» Уайльд показывает, как эгоизм и алчность этого мира убивают вокруг себя все живое.

В «Замечательной ракете» автор блестяще высмеивает пустоту и чванливость кичащейся своей родовитостью знати, а в сказке «День рождения инфанты» та же тема приобретает уже трагическое звучание.

  1. Подготовка к активному слушанию и чтению. Постановка задачи и мотивация.

Одна из лучших, самых трогательных и печальных сказок Уайльда называется «Преданный друг». Писатель рассказывает нам историю маленького труженика Ганса, улыбавшегося солнцу и жившего в скромной избушке в окружении прекрасных цветов. Эту сказку мы с вами сейчас и прочитаем. Я начну чтение, а затем каждый из вас мне поможет. Пока один читает, остальные внимательно слушают. Все возьмите, пожалуйста, бумагу и карандаши. Те, у кого родятся в голове яркие образы, могут перенести их на бумагу. Я соберу ваши работы, а по окончании очередного этапа нашего курса лучшие из них станут частью коллажа, который мы выполним на итоговом занятии.

  1. Совместное чтение сказки-притчи Оскара Уайльда «Преданный друг», рисование.

Преподаватель начинает читать, ребята слушают и по желанию рисуют. Далее педагог останавливается и предлагает продолжить чтение по очереди всем участникам. Один отрывок с активными диалогами и наибольшим количеством действующих лиц читается участниками по ролям. Завершает чтение сказки преподаватель.

  1. Обсуждение сказки-притчи «Преданный друг». Установление причинно-следственных связей.

Маленький Ганс был ограблен и погублен богатым и жестоким, лживым и ленивым Мельником, лицемерно именующим себя его преданным другом. Эгоизм, стремление к осуществлению собственных корыстных целей Мельник умело маскирует под личиной дружбы, пользуясь доверчивостью и бесхитростностью Маленького Ганса. Как вы думаете, чему учит эта притча? Любого ли человека, именующего себя вашим другом, можно действительно назвать настоящим другом? На примере таких понятий как истинная и ложная дружба, автор говорит о том, что в мире существует добро и зло, а неумение распознать зло и противостоять ему неминуемо ведет доброго героя к гибели.

  1. Антитеза как художественный прием. Служебная функция антитезы.

Обратили ли вы внимание на то, что в сказке «Преданный друг» нам встретился такой художественный прием, как противопоставление? Кто знает, как еще называется этот прием? Он называется «антитеза». Назовите, пожалуйста, примеры антитезы, которые использует автор в этой сказке? Бедный – богатый, Маленький Ганс - Большой Мельник. Этот прием часто встречается и в других сказках Оскара Уайльда. Как вы думаете, для чего автор применяет прием противопоставления? Антитеза служит для усиления выразительности. Описанные с помощью антитезы предметы, понятия, образы становятся более яркими и убедительными.

  1. Способы знакомства с литературным произведением. Преимущества и недостатки. 

Только что мы прочитали с вами сказку Оскара Уайльда «Преданный друг». Мы познакомились с ней тем единственным способом, который был доступен во времена ее автора. Однако, начиная с XX столетия, у нас появился выбор: прочесть литературное произведение или вместо этого послушать радиоспектакль, посмотреть фильм, сходить на театральную постановку. У этого сравнительно нового способа есть одно неоспоримое преимущество – время. Например, на чтение романа Сервантеса «Дон Кихот» вы можете потратить целый месяц, а может, и не один. На просмотр же фильма или спектакля уйдет каких-то полтора – два часа. На наших занятиях мы будем сравнивать литературный текст и его аудио, кино- и театральные версии. А сравнивая, будем постоянно задаваться вопросом: в каких случаях уместно, в каких нежелательно, а в каких недопустимо заменять чтение литературного произведения прослушиванием или просмотром. А начнем мы разбираться в этом вопросе прямо сейчас.

  1. Знакомство с лучшими анимационными лентами советского периода. Преподаватель включает запись, на экране демонстрируется мультфильм «Великан-эгоист», снятый на студии анимационных фильмов «Союзмультфильм» в 1982 году.
  2. Обсуждение сказки-притчи и мультфильма, созданного по ее мотивам. 

Как вы думаете, в чем состоит философская идея сказки «Великан-эгоист»? Стихия детства, праздника, красоты заставляет жесткого и скупого человека по иному взглянуть на жизнь и ее ценности и предпочесть эгоизму и расчету – подлинные человеческие радости, общение, великодушие.

Чем отличается это мультфильм от большинства анимационных лент, которые вы видели? В нем очень мало живой человеческой речи и почти нет диалогов, зато видеоряд неотступно сопровождает прекрасная симфоническая музыка. Как вы думаете, зачем это сделано? Авторы стремились придать притче абсолютную художественную форму и выразительность. Они уподобили притчу Оскара Уайльда музыке, которая всем понятна без слов. Знает ли кто-нибудь имена композиторов, чья музыка звучит в этой ленте? Это великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, который наверняка вам знаком, и британский композитор XX века Эдвард Бенджамин Бриттен.

  1. Итог.

Сегодня мы начали с вами знакомство с великим английским писателем, поэтом и драматургом Оскаром Уайльдом. Его сказки-притчи сотканы из условных, фантастических сюжетов. Они поэтичны, написаны богатым и точным языком, безупречны по стилю и полны изящества, наполнены иронией и парадоксальным юмором. Но самое главное – они обладают большой нравственной глубиной. «Опыт изображения нынешней жизни в формах, далеких от реального» - такое определение дает своим философским сказкам сам Оскар Уайльд.  

  1. Задание на самостоятельную работу по теме.

К следующему занятию я прошу вас прочитать не меньше двух сказок Оскара Уайльда: «Мальчик-звезда» и еще одну или несколько по вашему выбору. После прочтения сказки «Мальчик-звезда», пожалуйста, посмотрите (по возможности, в кругу семьи) одну из следующих киноверсий: фильм-спектакль «Звездный мальчик» (черно-белый, «Мосфильм», 1957г.) или кинофильм «Сказка о звездном мальчике («Беларусьфильм», 1983г.).

Рекомендую вам также посмотреть спектакль «Звездный мальчик», который идет на сцене Санкт-Петербургского Малого Драматического Театра Европы.