Маленькие герои большой войны

Максимова Инна Вячеславовна

Деятельность библиотеки неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России. Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с детства. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_geroi_bolshoy_voyny.docx87.46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Марисолинская средняя общеобразовательная школа»

«МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ

БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ ».

                                                        Разработала:

педагог – библиотекарь

                                            Максимова И.В.

с.Марисола

«Маленькие герои большой войны».

Деятельность библиотеки неразрывно связана с духовно-нравственным, эстетическим и патриотическим воспитанием. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России. Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с детства. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна.

   Цели данного мероприятия:

- познакомить с произведениями о  жизни детей и подростков во время войны;

- способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;

- воспитывать чувство гордости за детей, принимавших участие в защите Родины.

   Оборудование: компьютер, мультимидийный проектор, выставка литературы о детях,  периода Великой отечественной войны.

    Краткое описание:  Литературно-библиотечное мероприятие по книгам, посвященным детям на войне.

    Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов.

    Ведущими мероприятия являются учащиеся пятого класса.

    Предварительная подготовка: отдельным учащимся даётся задание – подготовить рассказ о военном детстве родственника или знакомого.

    Аудиооформление: пение жаворонка, песня «Солнечный круг».

Ход мероприятия

Организационный момент.

 Слайд №1. Библиотекарь. Добрый день, дорогие ребята. Совсем скоро наша страна будет отмечать 70-летие Великой Победы, но она не стала прошлым, которое нас не волнует и не вызывает переживаний, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сёл и деревень. Трудно найти в нашей стране дом,  куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто - друга.

Библиотекарь: - Как можно узнать о войне? (о войне сегодня можно узнать по архивным документам, по кинофильмам и по книгам).

Слайд №2. Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли слова Н. Старшинова (читает)

Война! Твой страшный след

Живет в архивах пыльных,

В полотнищах побед

И в нашумевших фильмах.

Война! Твой горький след –

И в книгах, что на полках.

                                        Н. Старшинов

Библиотекарь. Долгой и трудной была дорога к Победе.

- Как советские  люди приближали Победу?

Ответы детей.

Слайд №3. Помогали приближать Победу дети и подростки, ваши сверстники или чуть постарше. Сегодня мы приглашаем вас полистать страницы нашего литературного журнала под названием «Маленькие герои большой войны». Я представляю вам первую страницу под названием «Я родом не из детства, из войны…»

Слайд № 4.  1 страница. «Я родом не из детства, из войны…»

Библиотекарь (под музыку). Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Слайд № 5. Чтец 1. (звучит пение жаворонка)

 Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

Чтец 2. (музыка утихает). А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось! (С. Щипачев)

Слайд №6. «…И произошла война» видеоролик

Библиотекарь.  Ребята, а что мы с вами, люди, знающие о войне по книгам и фильмам, можем сказать о войне?

 Ответы ребят.

Предлагаю вам выразить своё осмысление слова «война». (Синквейн)

Слайд №7. Война: страшная, жестокая, стрелять,  убивать,  страдать, на волоске от смерти, горе.

Чтец. Война прошлась по детским судьбам грозно,

               Всем было трудно, трудно для страны,

               Но детство изувечено серьёзно:

               Страдали тяжко дети от войны…

               Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.

               Что же о них знаем мы?

 Библиотекарь. Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”. Наша тема звучит: «Маленькие герои большой войны»,
а кто такие герои?
Слайд №8. (Синквейн) Герой: подвиг, воин, смелость, отвага, доблесть, защитник.

Слайд №9. Вдумайтесь в эти цифры:

 Каждый день теряли 9168 детей,

 Каждый час – 382 ребенка,

 Каждую минуту – 6 детей,

 Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Как мы уже с вами сказали война – горе, тяжесть, потеря, и тех кто пережили все испытания и горести войны можно назвать героями.

Чтец.

 А мы не будем памяти перечить,

 И часто вспоминаем дни, когда

 Упала им на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда,

Чтец.

Война!... Война!

В ушах гремели взрывы.

Полнеба дым пожарищ закрывал.

И в полный рост, строги и молчаливы,

Все встали на борьбу – и стар, и мал.

Библиотекарь. О тяжёлом военном детстве, о детях, ставших героями, написано много рассказов, повестей и стихов. Сегодня мы вспомним  произведения, стихотворениях, посвященные вашим ровесникам, ребятам, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше.  

Сценка. На сцене 3 ученика.

1-й. Что теперь будем делать? Как жить?

2-й. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

1 -й. Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, развернусь — и нет немецкого полка!

З-й. Пока мы еще вырастем! А я буду токарем, как мой отец. Буду вытачивать на его станке снаряды.

Библиотекарь. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах. Дети участвовали в воскресниках по уборке урожая, в которых только осенью 1941 года приняли участие 75 тысяч школьников, Они также собирали металлолом, лекарства, заготавливали топливо, шили одежду, собирали подарки фронтовикам, писали им письма, выступали перед ранеными с концертами.  

Чтец. Дети войны — и веет холодом,

Дети войны — и пахнет голодом,

 Дети войны — и дыбом волосы:

 На челках детских седые волосы

 Земля омыта слезами детскими,

 Детьми советскими и не советскими.

Слайд № 10. Видеоролик о детях войны.

Слайд № 11. 2 страница. «Мы о войне стихами говорим». Книги о детях войны разные. Но особое место среди них занимают стихи. Они пронзают сердце острой болью сострадания, сочувствия. Это плач о детях, испытавших войну. Слайд№12. Все вы знаете автора стихотворений про «Дядю Степу», про «Прививку», автора гимна Российской Федерации  Сергея Владимировича Михалкова.  В годы войны он был военным корреспондентом. Тема войны находит отражение и в его творчестве.  

Чтение стихотворений С.Михалкова. (Читает подготовленный  ученик) Слайд №13.

Десятилетний человек

Крест-накрест синие полоски

 На окнах съежившихся хат.

 Родные тонкие березки

 Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

 До глаз,  испачканный в золе,

 Он целый день кого-то ищет

 И не находит на селе...

 Накинув старый зипунишко,

 По огородам, без дорог,

 Спешит, торопится парнишка

 По солнцу – прямо на восток.

 Никто в далекую дорогу

 Его теплее не одел,

 Никто не обнял у порога

 И вслед ему не поглядел.

 В нетопленной, разбитой бане

 Ночь скоротавши, как зверек,

 Как долго он своим дыханьем

 Озябших рук согреть не мог!

 Но по щеке его ни разу

 Не проложила путь слеза.

 Должно быть, слишком много сразу

 Увидели его глаза.

 Все видевший, на все готовый,

 По грудь, проваливаясь в снег,

 Бежал к своим русоголовый

 Десятилетний человек.

 Он знал, что где-то недалече,

 Выть может, вон за той горой,

 Его, как друга, в темный вечер

 Окликнет русский часовой.

 И он, прижавшийся к шинели,

 Родные слыша голоса,

 Расскажет все, на что глядели

Его недетские глаза.

Библиотекарь. Еще одно стихотворение о том, как дети помогали фронту, называется «Посылка». Слайд № 14.

Ученик.

Две нательные фуфайки,

На портянки - серой байки,

Чтоб ногам стоять в тепле

На снегу и на земле.

Меховые рукавицы,

Чтоб не страшен был мороз.

Чтоб с друзьями поделиться -

Десять пачек папирос.

Чтобы тело чисто было

После долгого пути,

Два куска простого мыла -

Лучше мыла не найти!

Земляничное варенье

Своего приготовленья,-

Наварили мы его,

Будто знали для кого!

Все, что нужно для бритья,

Если бритва есть своя.

Было б время да вода -

Будешь выбритым всегда.

Нитки, ножницы, иголка -

Если что-нибудь порвешь,

Сядешь где-нибудь под елкой

И спокойно все зашьешь.

Острый ножик перочинный -

Колбасу и сало режь!-

Банка каши со свининой -

Открывай ее и ешь!

Все завязано, зашито,

Крышка к ящику прибита -

Дело близится к концу.

Отправляется посылка,

Очень важная посылка,

Пионерская посылка

Неизвестному бойцу!

Библиотекарь. А вот как писала о детях войны Агния Львовна Барто. Слайд №15.

В дни войны

Глаза девчонки семилетней

 Как два померкших огонька.

 На детском личике заметней

 Большая, тяжкая тоска.

 Она молчит, о чем ни спросишь,

 Пошутишь с ней, – молчит в ответ.

 Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Библиотекарь. Во время Великой Отечественной войны А. Барто много выступала по радио, ездила на фронт корреспондентом от газеты. В послевоенные годы Агния Львовна стала организатором движения по поиску разлученных во время войны семей. Она предложила разыскивать потерявшихся родителей по детским воспоминаниям. Через программу "Найти человека" на радио "Маяк" удалось соединить 927 разлученных семейств. Первая книга прозы писательницы так и называется - "Найти человека".

(стихотворение читает подготовленный ученик)

Мне не забыть

 Приехал издалёка я,

 Приехал я с войны...

 Теперь учусь на токаря,

 Нам токари нужны.

 Теперь стою я

 За станком

 И вспоминаю мать,

 Она звала меня

 Сынком

 И тёплым,

 Клетчатым платком

 Любила укрывать.

 Мне не забыть,

 Как мать вели,

 Я слышал крик её

 Вдали...

 Братишка был

 Ещё живой,

 Он бился,

 Звал отца,

 Штыком

 Фашистский часовой

 Столкнул его

 С крыльца.

 Мне не забыть,

 Как мать вели,

 Мелькнул платок её

 Вдали.

Библиотекарь. А это стихотворение посвящено партизанке Зое  Космодемьянской, которую захватили фашисты и долго пытали. Чтобы не выдать себя она назвалась Татьяной.

Ученик (на фоне музыки «Ленинградские мальчишки»). Слайд №16.

«Партизанке Тане».

Избивали фашисты и мучили,

Выгоняли босой на мороз.

Были руки веревками скручены,

Пять часов продолжался допрос.

На лице твоем шрамы и ссадины,

Но молчанье ответом врагу...

Деревянный помост с перекладиной,

Ты босая стоишь на снегу.

Нет, не плачут седые колхозники,

Утирая руками глаза,—

Это просто с мороза, на воздухе

Стариков прошибает слеза.

Юный голос звучит над пожарищем,

Над молчаньем морозного дня:

— Умирать мне не страшно, товарищи,

Мой народ отомстит за меня!

Библиотекарь. Несмотря на военное время,  дети продолжали учиться. А как  учились  школьники во время войны, о чем они думали, мечтали, мы узнаем из стихотворения    С.Я Маршака «НЕ и НИ». Слайд №17.

Ученик.

Проходили мы частицы

 "Не" и "ни".

 А в селе стояли фрицы

 В эти дни.

 Обобрали наши школы

 И дома.

 Наша школа стала голой,

 Как тюрьма.

 Из ворот избы соседской

 Угловой

 К нам в окно глядел немецкий

 Часовой.

 И сказал учитель: "Фразу

 Дайте мне,

 Чтобы в ней встречались сразу

 "Ни" и "не."

 Мы взглянули на солдата

 У ворот

 И сказали: "От расплаты

 НИ один фашист проклятый

 НЕ уйдет!"

Слайд № 18. Библиотекарь. Когда началась Великая Отечественная  война,  Самуилу Яковлевичу было уже 54 года. Он пишет стихи, которые публикуются во фронтовых газетах, сочиняет лозунги к военным плакатам. Выезжает на фронт, выступает перед солдатами. 1942 году – Самуилу Яковлевичу Маршаку присуждают Сталинскую премию за стихи и плакатные лозунги.

1944 год – Самуил Маршак награжден Сталинской премией как драматург.

1945 год – награждение орденом Отечественной войны I степени.

Еще одно стихотворение, которое помогает нам представить, что пережили дети  той страшной, военной поры. О чем только не мечтали тогда мальчишки, но мечты их опалила война. Повзрослели они до времени: война стала суровым испытанием для них, но встретили они ее не по годам мужественно.

Ученик.

 «Мальчик из села Поповки».

Слайд № 19.

 Среди сугробов и воронок

 В селе, разрушенном дотла,

 Стоит, зажмурившись ребёнок –

 Последний гражданин села.

 Испуганный котёнок белый,

 Обломок печки и трубы –

 И это всё, что уцелело

 От прежней жизни и избы.

 Стоит белоголовый Петя

 И плачет, как старик без слёз,

 Три года прожил он на свете,

 А что узнал и перенёс.

 При нём избу его спалили,

 Угнали маму со двора,

 И в наспех вырытой могиле

 Лежит убитая сестра.

 Не выпускай, боец, винтовки,

 Пока не отомстишь врагу

 За кровь, пролитую в Поповке,

 И за ребёнка на снегу.

Страница 3. «Храните в памяти своей». Слайд № 20.

Библиотекарь. Через судьбы бабушек и дедушек вы становитесь причастными к великой истории Родины.

Мы переходим с вами на третью страницу нашего альбома «Храните в памяти своей». Послушайте воспоминания родных ваших одноклассников.

Учащиеся зачитывают воспоминания.

Слайд №21. А я хочу прочитать воспоминания Клавдии Ионовны Емельяновой, которая работала во время войны в Марисолинской школе. Ей уже 93 года, живет она в п. Сернур.

«Родилась я 18 августа 1921 года в конюшне, росла под лавкой.  Почему? Да потому, что у деда было пять сыновей и все сначала жили вместе, хотя и дом был большой, но ведь всем нужно было где-то разместиться.  Родилась в Кожласоле, а когда было  четыре года, семья переселилась на хутор Корисола.

В 1940 году окончила Сернурское педучилище, тоже мечтала получить высшее образование, но меня направили в Звениговский район. Там я, немного проработав, вышла замуж. Расписались мы 30 мая 1941 года, а 22 июня началась война. Ясно помню тот день, когда празднично одетый народ собирался праздновать 20-летие Марийской автономной области. Муж ушел пораньше, он работал председателем колхоза «Мари отар». Вышла за ворота, вижу, идет народ печальный-печальный,  все плачут. «Война!».  В  ноябре  мужа забрали  на фронт, а я осталась с дитем под сердцем.

Школе отдала 38 лет. Учила начальные классы, потому что очень любила «сопляков» и очень их жалела. А как учились-то в военные годы: босые и почти голые ходили на уроки, приходилось их поддерживать. Я не голодала, нам давали пайки, получала что-то на трудодни, потому что после уроков еще работала в колхозе, на сына по потере кормильца получала хорошее пособие.

Детям в военные годы тоже доставалось работы: особенно осенью, уже  с третьего класса посылали на уборку картофеля. Тогда в первый класс поступали с восьми лет,  и дети были большенькие. Помнится, день  мы начинали с песни «Священная война».  

К каждому уроку тщательно готовилась, чтобы знать все наизусть. Свету не было: зажгу керосиновую лампу, абажур сделаю и читаю до полуночи.  Тогда я читала произведения советских писателей, а когда приходила в школу, то перед началом урока рассказывала  о прочитанном,  детям.  Кроме того, нужно было выступать перед населением. В шесть часов вставала и бежала за три километра в закрепленную деревню, поднимала народ и рассказывала им обо всех новостях.

В Марисоле в те годы был организован детский дом. Детей свезли  отовсюду, были и эвакуированные, и из своей республики. Меня перевели работать туда, дали  третий класс 30 человек, а в нем все дети разновозрастные, были и пятнадцатилетние мальчишки-переростки. По началу, они конфликтовали, между собой, но очень усердно учились, так как девизом у них были слова Ленина: «Учиться, учиться, учиться». Учебники были, но в малом количестве, а вот писать было не чем и не на чем. Писали, сажей, свекольным соком, на оборванных  клочках газет, иногда выдавали церковные книги. Учебники приобретали  учителя на свои средства в Сернуре.

 Думала, как же буду их учить? Решила с первого урока взять их “в руки”. Четыре урока провела хорошо, а пятым была физкультура. К ней я дома целых два часа готовилась. Как только начался урок,  скомандовала: «А ну, мужики, защитники Отечества, построи-лись! На первый-второй рассчитайсь! Шагом марш!». «Левой, правой» - они не понимали, пришлось  перейти на команду  «сено», «солома».  Дети подчинились сразу, урок прошел отлично. Вот так мы учились».

Библиотекарь. Воспоминания родных, бабушек и дедушек, их письма, фотографии – нет им цены. Желаем вам, ребята, свято чтить семейные традиции, собирать и бережно хранить семейные реликвии. А мы переходим к следующей странице нашего альбома.

Слайд №22 .4 страница «Равнение на героев».

Библиотекарь. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами — героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо:

 На  фоне презентации рассказывают чтецы.

Слайд №23. Чтец 1.   Леня Голиков.

   Рос в деревне Лукино, у реки, которая впадает в легендарное  Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

    Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились  мосты, горели вражеские склады...

    Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.   Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг.

 Пионеру-партизану Лене Голикову посмертно присвоено  звание Героя Советского Союза.

Слайд №24. Чтец 2.   Валя Котик

       Он  учился в школе, был  вожаком пионеров, своих ровесников.

    Когда в родной город ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

    Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

    Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

    Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик был награжден орденом и медалью.

    Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Слайд №25. Чтец 3.   Марат Казей

 ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.

    За связь с партизанами была схвачена мама Марата, и вскоре мальчик узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой он ушел к партизанам. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали  операцию и разгромили фашистов в городе Дзержинске...

    Марат участвовал в боях и проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

    Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

    За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Слайд № 26.Чтец 4.  Зина Портнова

      Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне, куда она приехала на каникулы, - это в Витебской области. Там была создана подпольная организация  и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

    ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище её  выдал предатель. Фашисты схватили  юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.   Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

    Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Библиотекарь.  Обо всех этих героях и еще о многих других пионерах и их подвигах вы можете узнать,  прочитав книгу «Пионеры герои». О войне написано немало книг. Заглядывая в завтрашний день, писатели и поэты были уверены, что память о Великой Отечественной войне будет священной всегда. Эта память вечна. Ибо в ней величие нашей истории, мужество и доброта людей, творящих ее «ради жизни на земле».

Сейчас я хочу вас раздать буклеты, где вы найдете книги о детях военной поры, которые вы можете  найти в нашей библиотеке.  Прочитав эти книги, вы познакомитесь  с Юркой и Яшкой, которые спасли раненного летчика и испортили немецкую линию связи, Петей Шепелевым, который сражался с танкистами,  партизанкой Ларой. Прочитав книгу Е.Ильиной «Четвертая высота» вы узнаете о подвиге Гули Королевой. Неравнодушным оставит вас книга М.Сухачева «Дети блокады» и другие книги, в которых говорится о тяжкой доле детей, которые рискуя своей жизнью, приближали Победу.

Чтец. Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне  

 Тринадцать миллионов детских жизней

 Сгорело в адском пламени войны.

 Их смех фонтанов радости не брызнет

 На мирное цветение весны.

 Мечты их не взлетят волшебной стаей

 Над взрослыми серьезными людьми,

 И в чём-то человечество отстанет,

 И в чём-то обеднеет целый мир.

 Тех, кто горшки из глины обжигают,

 Хлеба растят и строят города,

 Кто землю по-хозяйски обживают

 Для жизни, счастья, мира и труда.

 Без них Европа сразу постарела,

 На много поколений недород

 И грусть с надеждой, как в лесу горелом:

 Когда ж подлесок новый станет в рост?

 Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,

 А в Ленинграде – каменный Цветок,

 Чтоб в памяти людей остался дольше

 Прошедших войн трагический итог.

 Тринадцать миллионов детских жизней -

 Кровавый след коричневой чумы.

 Их мертвые глазёнки с укоризной

 Глядят нам в душу из могильной тьмы,

 Из пепла Бухенвальда и Хатыни,

 Из бликов пискаревского огня:

 "Неужто память жгучая остынет?

 Неужто люди мир не сохранят?"

 Их губы запеклись в последнем крике,

 В предсмертном зове милых мам своих...

 О, матери стран малых и великих!

 Услышьте их и помните о них!

(А. Молчанов)

Библиотекарь.

 Тихо, ребята,

 Минутой молчанья

 Память героев почтим

 Их голоса когда-то звучали

 И по утрам они солнце встречали

 Сверстников ваших  почти.

Слайд № 27.(Минута молчания на фоне слайда и метронома)

Итог. Рефлексия.

Библиотекарь. Читаешь произведения о детях на войне, и понимаешь: этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем! Литература, возможно, не в силах изменить мир. Но всё же книги о детях на войне могут тронуть чьё-то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. А главное – передать не только память о Великой Отечественной  войне, но и осознание ценности мирной жизни.  

А что такое мир?

 Война – общее горе, а мир у каждого свой. Вот, как я себе представляю мир.

Рука сама написала слово хрупкий,  наверное, это оправдано:  и сегодня в мире неспокойно, вооружённые конфликты, горячие точки, локальные войны – по-разному их называют, но они приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат души, делают всех несчастными,  поэтому мир надо охранять.

Слайд № 28.Чтец (ученик 1-го класса).

Пусть навек исчезнут войны,

 Чтобы дети всей земли

 Дома спать могли спокойно,

 Танцевать и петь могли,

 Чтобы солнце улыбалось,

 В окнах светлых отражалось

 И сияло над землёй

 Людям всем

 И нам с тобой!

Слайд № 20. Сейчас я вас приглашаю взяться всех за руки и исполнить песню «Солнечный круг».

Список использованных источников

  1. Барто А.Л. Стихи детям. -  М.: Детская литература, 1981. – 638 с.
  2. Воронкова Л.Ф. Девочка из города. - М..: Детская литература, 1972. – 77с.
  3. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. - М.: Детская литература,1981. – 639с.
  4. Михалков С.В. Детям: стихи, сказки, рассказы, басни,пьесы. -  М.: Детская литература,1981. – 590с.
  5. Сайт http://zanimatika.narod.ru/RF34_3.htm