классный час "О подвигах, о доблести, о славе..."

Классный  час для  учащихся  старших классов, нацелен на воспитание в  детях  чувства сострадания  к ближним, желания помочь людям, ничего не требуя  взамен, воспитание  бескорыстной, открытой и честной  личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий классного часа75 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие  по предмету «Литература»для 10-11 классов, посвящённое  месячнику военно-патриотического воспитания

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

«В жизни всегда есть место подвигу…» М.Горький

  1. Звучит  песня Б.Окуджавы «Совесть, благородство и достоинство…»

Читает  учитель литературы.

В жизни всегда есть место подвигу.

В сороковые война народная

Звала на подвиг простых солдат,

И их имена до сих пор звучат,

Их судьбы все еще служат примером

Служения Родине, чести и веры.

В мирное время герои России

Много великих дел совершили.

Своим трудолюбием, патриотизмом,

Стремленьем трудиться на благо Отчизны,

Прославились граждане нашей страны,

Труды их беречь мы будем должны.

Остались еще на свете герои

Кому чья-то жизнь дороже здоровья.

  • Ученик

Наша жизнь полна разными событиями, сменяющимися ежедневно, ежечасно, порой, даже ежесекундно. Но есть много способов прожить эту жизнь, пережить события, которые неизбежно приходят. Как всегда, есть выбор. И его сделает только человек.

  • Ученик
       Произнеся слово подвиг, многие сразу представят войну, кровопролитные  сражения, раненых и уже мёртвых, которые пожертвовали своей жизнью ради других людей и Родины в целом. Это действительно так. Эти люди, которые тогда отдали свою молодость, радостную жизнь, не родившихся детей войне, навсегда останутся одними из тех, кому мы должны быть очень благодарны на протяжении всей своей жизни. 

  1.  Презентация  (видео «Георгиевская   ленточка»)

Ученик (слайды о мамах)


   Но мне хотелось бы заострить внимание на другом. На так называемых невидимых подвигах, которые каждый день проносятся мимо нас, но практически не считаются чем-то героическим. К ним можно отнести, например, заботу матери о ребёнке. Ведь ещё далеко до его рождения она уже заботится о нём, уже частично жертвует собой ради скорого появления здорового малыша! После же его рождения не спит ночами, повсюду оберегает свою крошку, хочет делать ей только добро, видеть ребёнка вечно счастливым. Вот эта любовь, когда человек посвящает себя всецело другому человеку. И живёт-то, считай...ради него. 

  1. Звучит стихотворение  о мамах

Любите маму, маленькие дети,

Ведь без неё так трудно жить на свете,

Её внимание и, ласку и заботу,

Вам не заменит посторонний кто-то.

Любите маму, юные подростки

Она — ваш ствол, а вы — её отростки,

Одна она, лишь любящая мама,

Поймет всегда вас — чад её упрямых.

И дети взрослые, всегда любите маму,

На нежные слова ей не скупитесь,

Дорога к ней — сродни дороге к Храму,

И в дом, входя, ей в ноги поклонитесь.

Идут года, стареет наша мама,

Что, вдруг, её не станет — мы не верим,

Но вот, однажды, поздно или рано,

Она уйдет, закрыв неслышно двери.

Любите маму, взрослые и дети,

Родней её — нет никого на свете!

Слайды  о людях-инвалидах, на их фоне читает текст ученица

  1. Ученица
    Очень похожим примером, но всё же имеющем свою отличительную черту, является подвиг людей, когда они живут выздоровлением близкого человека и делают для этого всё! Но здесь это уже не ребёнок, которого ты родил, а например, супруг/супруга (в прошлом – незнакомые тебе люди), которые стали инвалидами... И люди, которые прожили друг с другом уже столько времени, не отворачиваются от любимых. Они спокойно, смиренно борются за жизнь дорогих людей, ищут способы, которые бы помогли вылечиться от недуга, помогают морально таким людям. Они ведь живут их жизнями, сами будучи здоровыми, пропуская через себя всю их боль: и физическую, и душевную. Я считаю это великим подвигом, который не выражается в спасении народа или страны, но в спасении одного человека, который очень нуждается в этой помощи. Ведь без этого и жизнь не казалась бы ему больше жизнью.  



 
Ученик  

 Высказывание Горького можно подкрепить примером из его же рассказа «Старуха Изергиль», где настоящий подвиг совершил один из главных героев рассказа, Данко. Он вырывает своё сердце, спасая тем самым народ от прежней жизни и даря им солнечный свет и чистый воздух, лучшую жизнь, которую они так ждали. Только почему-то даже этот безумно смелый поступок не нашёл отзыва в сердцах тех людей. Увидев новую жизнь, они забыли про того, кто им подарил эту самую жизнь ценой себя. А «один осторожный человек» даже наступил на это сердце ногой... 

  • Голос  за кадром(отрывок из пр-я Горького  о Данко)

Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,

освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света

его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же,

изумленные, стали как камни.

- Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа

горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно

качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали

быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.

И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади,

плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного

света и чистого воздуха, промытого дождем Гроза была — там, сзади них, над

лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя

и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась

красной, как та кровь, что била горячей струьй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

Ученик

Художественная  литература полна  примерами беззаветных подвигов во имя Добра, Красоты и Справедливости.

УЧЕНИК

 Например, Тарас Бульба из повести Н.В.Гоголя.  Тарас Бульба погиб за Родину,  погиб мученической смертью, но ни единого стона не услышали от него враги, он принёс  свою жизнь в жертву ради Отчизны, не каждый способен на это.

  • Кадр из фильма «Тарас Бульба»- гибель Тараса от рук ляхов
  • Ученик  на  фоне  фрагмента из  фильма «Война и мир»
    У  Л.Н.Толстого в романе «Война и мир» показан один из героев Шенграбенской  битвы – скромный капитан Тушин, проявляющий  чудеса храбрости  под  непрерывным  обстрелом  врага . Капитан  Тушин, не задумываясь, отдал бы свою жизнь  за честь Отчизны, по праву считая это своим  долгом.

УЧЕНИК: 

А  главный  герой  поэмы  А.Твардовского, весёлый  русский  парень -  Вася  Тёркин, шутник,балагур,мастер на все руки, совершает на  фронте  подчас невозможное. Василий в одиночку переплывает реку в конце  осени с донесением  сообщения  от десантной  группы, находящейся  в тылу фашистов. Этот  герой выражает  лучшие  национальные  качества русского народа: общительность, открытость, находчивость, упорство. Герой искренне радуется  тому, что сбил вражеский  самолет,   с иронией относится  к награде, считая  это своим  долгом.

Прослушивание отрывка  о В.Тёркине(читает ученик)

Видят - маленькая точка
Показалась вдалеке:
То ли чурка, то ли бочка
Проплывает по реке?

- Нет, не чурка и не бочка -
Просто глазу маята.
- Не пловец ли одиночка?
- Шутишь, брат. Вода не та!

- Да, вода... Помыслить страшно.
Даже рыбам холодна.
- Не из наших ли вчерашних
Поднялся какой со дна?..

Подошел сержант с биноклем.
Присмотрелся: нет, живой.

- Нет, живой. Без гимнастерки.
- А не фриц? Не к нам ли в тыл?
- Нет. А может, это Теркин? -
Кто-то робко пошутил.

- Стой, ребята, не соваться,
Толку нет спускать понтон.
- Разрешите попытаться?
- Что пытаться!
- Братцы, - он!

И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.

Ученик:  

Примером  мужества и героизма полна и древнерусская литература. Кем бы ни был герой древнерусской литературы - он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый. Это и князь Игорь из «Слова о полку Игореве», и Феврония из  «Повести о Петре и Февронии», и Илья Муромец, оборонявший Киев от врагов, и святой Сергий Радонежский, избравший  путь  пустынника и живший в  глубоком одиночестве далеко от суетного мира.

  • На слайдах портреты вышеназванных героев появляются по мере того, как о них говорят

Ученик

Жизнь наша не такая длинная, но она каждым днём доказывает, что совершать подвиги можно, несмотря ни на что. Можно спасти щенка, лапы которого ранены, из-за чего он не сможет двигаться и выжить самостоятельно, как это  сделал мальчик  Ваня  из рассказа Паустовского «Заячьи лапы».

Презентация (идут кадры из этого рассказа)

На фоне их  звучит   аудиофайл  ( ученик читает  эпизод из этого рассказа)

Ветеринaр повернул Вaню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

- Вaляй, вaляй! Не умею я их лечить. Зaжaрь его с луком - деду будет зaкускa.

Вaня ничего не ответил. Он вышел в сени, зaморгaл глaзaми, потянул носом и уткнулся в бревенчaтую стену. По стене потекли слезы. Зaяц тихо дрожaл под зaсaленной курткой.

- Ты чего, мaлый? - спросилa Вaню жaлостливaя бaбкa Анисья; онa привелa к ветеринaру свою единственную козу.- Чего вы, сердешные, вдвоем слезы льете? Ай случилось что?

- Пожженный он, дедушкин зaяц, - скaзaл тихо Вaня. - Нa лесном пожaре лaпы себе пожег, бегaть не может. Вот-вот, гляди, умреть.

- Не умреть, мaлый, - прошaмкaлa Анисья. -- Скaжи дедушке своему, ежели большaя у него охотa зaйцa выходить, пущaй несет его в город к Кaрлу Петровичу.

Ученик:

 Можно спасти человека, вытащив его из огня, а можно... Изобрести лекарство, которое бы продлевало нашу жизнь для больших подвигов. Выбор есть. Всё только в наших руках…

  • Презентация: видео о Солнечникове с песней «Батяня - комбат»

  1. На слайдах  высказывания  учащихся 10-11 классов о подвиге, их зачитывает  ученица  11 класса

Ученик

В наши дни не часто приходится сталкиваться с проявлениями людской отзывчивости. Доброта, взаимовыручка, да и просто доброе отношение к людям стали считаться пережитками, что уж говорить о героизме, о готовности рискнуть своей жизнью ради других. Для целого поколения, выросшего после перестройки, любой риск, не связанный с личным обогащением, кажется глупостью, и это неудивительно – книги и фильмы, идеология и мораль, воспитывавшие человека как достойного гражданина своей страны, как Человека с большой буквы, подверглись осмеянию и были почти забыты. Но не вся молодежь превратилась в бездуховную и бесчувственную толпу, жаждущую лишь денег и не взирающую на беды других.  

Ученик

Подвиг в наше время – это даже  не совершение героического поступка!   Женщины, родившие и воспитавшие  много детей- тоже  совершают  подвиг. Человек, сумевший не потерять честь и достоинство в нашем мире- тоже  совершает своеобразный подвиг.

Руководитель школьного музея рассказывает о подвигах в наше время

УЧЕНИК

  • Подвиг (согласно энциклопедии практической психологии) - выдающийся, героический поступок. Обычно цена подвигу - жизнь человека. Подвиг - это всегда победа бесстрашия, мужества, воли над страхом и слабостью. 

Ученик

  • И в мирное время ценой своей жизни настоящие герои спасают человеческие жизни. Но наравне с яркими, гремящими подвигами есть и подвиги тихие, которые совершаются каждый день. Они остаются незамеченными, но не менее важными и нужными. 

  • Ученик

Чтобы совершить подвиг достаточно изо дня в день мужественно и спокойно делать для людей то лучшее, на что ты способен. Не оправдывать себя чужими или своими даже самыми правильными словами, идти вперед, даже если трудно и страшно, делать многое, но не для себя - для людей, которые рядом. 

  • Ученик  

 Каждый день надо  жить так, чтобы твоя жизнь приносила радость тем, кто рядом с тобой. Не быть равнодушным, иметь смелость смотреть правде в глаза и идти вперед.  В жизни всегда есть место подвигу!

1 ученик

Что значит подвиг в мире людском-
Долг, верность, совесть, любовь?
Что заставляет идти напролом
В бурях стихий вновь и вновь?

  2 ученик

 Мальчик, ребенок бывало спешит
Помощь отцу оказать:
Он с ноготок, а коня норовит
Сам из ухаба поднять.

3 ученик

Девочка – кроха избу метет,
По воду к речке бежит,
Тихо ступает, тихо поёт-
Матушкин сон сторожит.

4ученик

Это ль не подвиг детской души
Милостью сердца служить?
Подвиг – не идол, стоящий в тиши,
Это – движение Быть.

5 ученик

Время течет…, и подрос наш малыш,
Стойкость и силу вобрав.
Жизнь, ты невзгоды подчас нам сулишь,
Чтоб испытать дух и нрав.

6 ученик  

Медные трубы, огонь и вода
 В роге зловещей судьбы.
Что изберешь ты в смятеньях тогда-
Честь или страх ворожбы?

7 ученик

Я выбираю движение Быть,
Днем, и в ночи, и во мгле.
Вечное Быть – то Любовью светить
Ближнему, всем на Земле.

                                  

  ВСЕ  вместе:     МЫ выбираем движение БЫТЬ