Разработка открытого урока фольклорного отделения на тему: «Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Масленица».

Панкратова Надежда Александровна
Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей. Будням противостоял праздник – время отдыха и веселья, радости. Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Один из них это Масленица – наступление весеннего равноденствия, время начала преобладания дня над ночью.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока фольклорного отделения

 (ансамбль, смешанная группа)

 на тему: «Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Масленица».

                                                 Преподавателя фольклорного отделения Золотухинской ДШИ

                                                 Панкратовой Надежды Александровны.

Ход урока:

I. Вступительная часть. Приветствие.  Объявление темы урока.

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей. Будням противостоял праздник – время отдыха и веселья, радости. В основе этих праздников, появившихся в глубокой древности, лежали языческие представления об устройстве мира,  взаимоотношении людей с космосом, природой и божеством. Праздники имели магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья. Каждый из праздников имел свою, отмеченную древней традицией программу. Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Один из них это Масленица – наступление весеннего равноденствия, время начала преобладания дня над ночью.

Ребята, а давайте вспомним с какими календарно - обрядовыми праздниками мы с вами уже знакомы?  Ответы:    

 - это зимнее солнцестояние (поворот солнца «к лету»)  - коляда. Его ещё называли «зимним обходом дворов».

- это летнее солнцестояние – «Зелёные святки» - Троица.

- это осеннее равноденствие – праздник урожая.

Как я уже вам говорила, что Масленица  в язычестве это праздник движения солнца. Позднее, с принятием христианства на Руси, этот праздник стали отмечать за 7 недель до праздника «Пасхи», и приходился на февраль – начало марта.

Масленицу издавна на Руси праздновали шумно с играми, плясками, прибаутками, разными шутками.  И длилось это весёлое гулянье целую неделю.

Сколько дней в неделе? Давайте вспомним название дней Масленичной недели.  Ответы детей:                            

- понедельник – встреча;

- вторник – заигрыш;

- среда – лакомка;

- четверг – разгуляй;

- пятница – тёщины вечёрки  (блины);

- суббота – золовкины посиделки;

-воскресенье – прощёное воскресенье, проводы Масленицы.

Молодцы! Хорошие ответы и  рисунки.

 II. А теперь давайте перейдём к  вокальной гимнастике и вокальным упражнениям.

 Артикуляционные упражнения.

 Разогреем наши мышцы носоглотки и гортани. Все упражнения будем выполнять по 4 раза:

-  «Покусывание язычка»

-  «Облизывание губок»

-  «Покалывание щёчек»

-  «Втягивание щёчек»

-  «Пощёлкивание языком» - А - О

Дыхательные упражнения.

- Упражнения «Кошечка», «Погончики», «Насос»  дыхательной гимнастике  Стрельниковой. Каждое упражнение выполняем по 16 раз в 4 подхода.

- На продолжительном  выдохе произносим звуки «с», «тр».

  Речевые упражнения.

Сегодня мы с вами будем использовать  фрагменты речевых (разговорных) моментов нашего праздничного сценария. Стараемся произносить чётко, но не забудьте, что в основе лежит естественная речевая интонация.

Фрагменты сценария «Масленица» стр. 1, 2, 4, 7.

Ребята, а вы заметили, сколько эпитетов, хвалебных слов вы сегодня произнесли Масленице?

   Распевки:

-  Ой, блины, мои блины.

-  Жаворонок-дуда.

-  Плыла лебедь.

-  А-я-яй, о-ё-ёй.

-  У меня лебеда.

-  Ты молодчик.

III.  Работа над произведениями.

- «Масыленыя - полизуха». Это обрядовая песня – легко, с движением.

- «Кони у нас запряжены». Сопровождает приезд масленичного поезда. Исполняется радостно.

- «Маслена, маслена, подходи скорей».  Величальная.

- «Крутуха». Работа над дикцией, легкостью исполнения. Сохранять разговорную манеру пения. Работа над чистотой  двухголосия.

- «Блины». Шуточная, задорная песня. Солист – работа над дикцией. Пройти отдельно хоровые партии. Спросить у детей, почему символом Масленицы является блин? Ответ.

- «А мы Масленицу дожидали». Хороводная.  Исполнять с чувством преисполненной радости.

- «Чеботуха». Неудержимо весёлые частушки. Передают дух праздника. Работа с солистами, двухголосие, дикция.

- «Мы думали Масленке семь недель». Исполнять бодро, радостно, с движением. Запев отработать с солистом.

IV. Заключение.

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали, а теперь давайте попробуем собрать все наши произведения, над которыми мы сегодня работали в единый праздник.

Давайте все улыбнёмся, почувствуем праздничное, радостное настроение Масленицы. Постарайтесь получить удовольствие от исполнения.

Концертное выступление.

На этой положительной нотке мы и закончим наш урок. Спасибо всем за внимание. До свидания, до новых встреч.

Сценарий фольклорного праздника «Масленица» прилагается.