Разработка открытого урока фольклорного отделения на тему: «Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Масленица».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_folklornogo_otdeleniya_na_sayt.docx | 32.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока фольклорного отделения
(ансамбль, смешанная группа)
на тему: «Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Масленица».
Преподавателя фольклорного отделения Золотухинской ДШИ
Панкратовой Надежды Александровны.
Ход урока:
I. Вступительная часть. Приветствие. Объявление темы урока.
Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей. Будням противостоял праздник – время отдыха и веселья, радости. В основе этих праздников, появившихся в глубокой древности, лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, природой и божеством. Праздники имели магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья. Каждый из праздников имел свою, отмеченную древней традицией программу. Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Один из них это Масленица – наступление весеннего равноденствия, время начала преобладания дня над ночью.
Ребята, а давайте вспомним с какими календарно - обрядовыми праздниками мы с вами уже знакомы? Ответы:
- это зимнее солнцестояние (поворот солнца «к лету») - коляда. Его ещё называли «зимним обходом дворов».
- это летнее солнцестояние – «Зелёные святки» - Троица.
- это осеннее равноденствие – праздник урожая.
Как я уже вам говорила, что Масленица в язычестве это праздник движения солнца. Позднее, с принятием христианства на Руси, этот праздник стали отмечать за 7 недель до праздника «Пасхи», и приходился на февраль – начало марта.
Масленицу издавна на Руси праздновали шумно с играми, плясками, прибаутками, разными шутками. И длилось это весёлое гулянье целую неделю.
Сколько дней в неделе? Давайте вспомним название дней Масленичной недели. Ответы детей:
- понедельник – встреча;
- вторник – заигрыш;
- среда – лакомка;
- четверг – разгуляй;
- пятница – тёщины вечёрки (блины);
- суббота – золовкины посиделки;
-воскресенье – прощёное воскресенье, проводы Масленицы.
Молодцы! Хорошие ответы и рисунки.
II. А теперь давайте перейдём к вокальной гимнастике и вокальным упражнениям.
Артикуляционные упражнения.
Разогреем наши мышцы носоглотки и гортани. Все упражнения будем выполнять по 4 раза:
- «Покусывание язычка»
- «Облизывание губок»
- «Покалывание щёчек»
- «Втягивание щёчек»
- «Пощёлкивание языком» - А - О
Дыхательные упражнения.
- Упражнения «Кошечка», «Погончики», «Насос» дыхательной гимнастике Стрельниковой. Каждое упражнение выполняем по 16 раз в 4 подхода.
- На продолжительном выдохе произносим звуки «с», «тр».
Речевые упражнения.
Сегодня мы с вами будем использовать фрагменты речевых (разговорных) моментов нашего праздничного сценария. Стараемся произносить чётко, но не забудьте, что в основе лежит естественная речевая интонация.
Фрагменты сценария «Масленица» стр. 1, 2, 4, 7.
Ребята, а вы заметили, сколько эпитетов, хвалебных слов вы сегодня произнесли Масленице?
Распевки:
- Ой, блины, мои блины.
- Жаворонок-дуда.
- Плыла лебедь.
- А-я-яй, о-ё-ёй.
- У меня лебеда.
- Ты молодчик.
III. Работа над произведениями.
- «Масыленыя - полизуха». Это обрядовая песня – легко, с движением.
- «Кони у нас запряжены». Сопровождает приезд масленичного поезда. Исполняется радостно.
- «Маслена, маслена, подходи скорей». Величальная.
- «Крутуха». Работа над дикцией, легкостью исполнения. Сохранять разговорную манеру пения. Работа над чистотой двухголосия.
- «Блины». Шуточная, задорная песня. Солист – работа над дикцией. Пройти отдельно хоровые партии. Спросить у детей, почему символом Масленицы является блин? Ответ.
- «А мы Масленицу дожидали». Хороводная. Исполнять с чувством преисполненной радости.
- «Чеботуха». Неудержимо весёлые частушки. Передают дух праздника. Работа с солистами, двухголосие, дикция.
- «Мы думали Масленке семь недель». Исполнять бодро, радостно, с движением. Запев отработать с солистом.
IV. Заключение.
Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали, а теперь давайте попробуем собрать все наши произведения, над которыми мы сегодня работали в единый праздник.
Давайте все улыбнёмся, почувствуем праздничное, радостное настроение Масленицы. Постарайтесь получить удовольствие от исполнения.
Концертное выступление.
На этой положительной нотке мы и закончим наш урок. Спасибо всем за внимание. До свидания, до новых встреч.
Сценарий фольклорного праздника «Масленица» прилагается.