Классическая и блюзовая постановка при игре на электрогитаре

Горяшин Тимофей Александрович

Для обучения начинающего исполнителя очень важна посадка, постановка правой и левой руки и также их координация.

Начнем с постановки левой руки. При игре на струнных инструментах левая рука отвечает за изменение высоты звука. Согласно законам физики чем более струна короткая, тем более высокий звук она издает. Таким образом на шести струнах гитары можно извлечь звучание в диапазоне почти четырех октав.

Для максимально удобного и быстрого перемещения по грифу используется определенные правила постановки левой руки.

При игре на эстрадной гитаре используется как и классическая постановка, которая используется при игре на классической гитаре и описанная в многих классических учебниках таких как авторов как Э. Пухоль, А. Сеговия, А. Иванов-Крамской, так и специальная «блюзовая» постановка, при помощи которой исполняются специфические приемы с использованием кисти – «бенды» и «вибрато». «Блюзовая» постановка характерна исключительно, для эстрадной гитары, так как приемы подтягивания струн и раскачивания струны кистью используются только в ней. Однако, она требует не менее внимательного изучения и материалов по ней значительно меньше.

Также при игре на электрогитаре надо принимать во внимание множество факторов, влияющих на качество звукоизвлечения.  Ключевой из них – чистота. Отличительной чертой электрогитары является то, что для ее звучания необходим усилитель, а для некоторых партий перегруженный звук. Это с одной стороны упрощает звукоизвлечение, так как ноты легче зажимаются и инструмент проще реагирует на прикосновения музыканта. С другой стороны – эти прикосновения должны быть правильными. Не стоит забывать, что вместе с «игровой» струной могут прозвучать и остальные, что немедленно отразится в звуке из усилителя. Чтобы этого не случилось стоит внести некоторые коррективы в работу левой руки. Существует принцип извлечения звука на электрогитаре – зажаты или открыты могут быть только те струны, по которым в данный момент идет удар, остальные же струны должны быть приглушены. Под глушением струн подразумеваются действия, при которых струны не начнут колебаться даже при прямом попадании по ним медиатором. В левой руке эту роль выполняет указательный палец, который при игре приглушает струну над ним, а так же все струны под ним. Так же в глушении участвует ребро ладони правой руки.  Стоит отметить, что глушение выполняется постоянно. В противном случае начинает появляться обратная связь с усилителем или возникнут посторонние звуки при любом прикосновении к струнам или корпусу гитары. Овладение этой техникой требует больших усилий со стороны учащегося и является основным отличием электрогитары от классической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassicheskaya_postanovka.docx13.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классическая постановка

Классическая постановка используется не только для исполнения классических произведений, но и позволяет добиться необходимой скорости для исполнения различных пассажей.

Суть классической постановки – позволить кисти играть максимально расслабленно и легко, обеспечить максимальный функционал а также разнообразие исполнительских техник.

На первых этапах обучения нужно уделять внимание не только положению кисти и пальцев на грифе, но и постановке левой руки в целом. Удобнее всего рука располагается, если пальцы расположены в пятой-шестой позиции на третьей струне. Плечо в таком положении оказывается свободно опущенным, локоть – согнут и не прижат к туловищу. Кисти находятся почти параллельно грифу, а пальцы слегка наклонены влево (мизинец, в зависимости от длины, может либо стоять прямо, либо даже слегка наклонен вправо).

 Также как и в классической гитаре используется понятие позиции – положение левой руки на грифе, позволяющее исполнить заданную последовательность звуков без смещения руки. Местонахождение позиции обусловлено нахождением указательного пальца: на 1м ладу – первая позиция, на 2м – вторая и так далее. Предполагается, что остальные пальцы располагаются последовательно на следующих ладах, а большой палец находится между указательным и средним, однако возможны небольшие отклонения его чуть вправо или влево.

Также используются расширенные позиции, в которых указательный палец перемещается на лад вниз и/или мизинец перемещается на лад вверх. Таким образом одна позиция может охватить расстояние 6 ладов на грифе.

Отдельно следует отметить, что свободные (не прижимающие струну) пальцы должны оставаться в позиции, находясь над соответствующими ладами. То есть ладонные мышцы, осуществляющие разгибание пальцев, постоянно находятся в тонусе, освобождаются только сгибатели, отвечающие за нажим пальца на струну. В противно случае пальцы «сбиваются в кучу» и ни о какой позиционной игре не может быть и речи.

Также при работе пальцев в пределах одной позиции кисть остается практически неподвижной и не совершает никаких движений относительно большого пальца.


«Блюзовая» постановка

Блюзовая постановка является неотъемлемой частью современной музыки.

При игре в блюзовой постановке кисть левой руки охватывает гриф, при этом большой палец нависает над верхними (басовыми) струнами гитары, а остальные пальцы лежат на плоскости грифа. Эта постановка позволяет играть такими приемами, характерные для блюза, как «бенды» и «вибрато», а также приемом глушения басовых струн большим пальцем.

При этом типе постановки основание указательного пальца и большой палец образуют своеобразный рычаг, который позволяет качать струну за счет кисти с гораздо большей амплитудой. Классическая же постановка оставляет возможность делать это только при помощи пальцев, что делает невозможным исполнить сильные подтяжки, характерные для рок- и фьюжн- музыки.