Пример технологии организации командной работы в педагогическом коллективе МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ» по разработке образовательного проекта «Ухти-Тухти». Музыкальная сказка Г. Портного по произведению Б. Поттер для вокально-инструментального ансамбл

Салахутдинова Ирина Абдурасуловна

Пример работы в команде по разработке проекта.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 6

Пример технологии организации командной работы

в педагогическом коллективе МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»

по разработке образовательного проекта «Ухти-Тухти».

Музыкальная сказка Г. Портного по произведению Б. Поттер

для вокально-инструментального ансамбля

                                                                                         

 Выполнила

                                                        Салахутдинова Ирина Абдурасуловна

                                                                                      концертмейстер

                                                             МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»

Пояснительная записка

Выявления уровня готовности работать в команде

В процессе работы в коллективе МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ» между мной и моими коллегами-преподавателем по классу скрипки и преподавателям теоретических дисциплин и вокального ансамбля сложились тесные профессиональные отношения основанные на партнерстве. Именно такие взаимоотношения являются основой здорового микроклимата в педагогическом коллективе, приводят к успешному сотрудничеству и открывают большие перспективы для собственного профессионального роста.

Работа с одаренными, увлеченными искусством, заинтересованными                        в собственной творческой реализации в различных направлениях учащимися подготовила почву для появления совместных творческих проектов в рамках образовательного процесса.

В определенный момент проявился тот необходимый уровень готовности преподавателей работать в команде над общим делом. Это стало причиной искать выходы для реализации общей идеи.

Особенности командообразования, законы развития группы

Возникшую в данном случае «команду» следовало бы назвать в большей мере коалиция (лат. Coalitio - объединение) - объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Поскольку не требовалось работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными                  и отлаженными действиями, каждый работал над своей проблемой, особой подготовленности к проекту не требовалось. Необходимо было грамотно распределить функции и добросовестно выполнять свою часть работы. В работе над проектом мы ориентировались на условия для идеальной групповой работы и старались их придерживаться.  Руководствовались: 

- наличием ясно выраженной цели, пониманием её важности и деловым  настроением участников;

- члены группы связывают свои интересы с профессией и выполняемой работой, обладают всеми необходимыми профессионально важными качествами;

-  в группе - доверие и взаимовыручка;

-  взаимоотношения с вышестоящим руководством положительные;

- уровни образования и потребностей участников соответствуют возможностям их дальнейшего профессионального роста;

-  сформировано коллективное мнение.

Анализ интересов и наклонностей обучающихся детей позволил сделать  вывод, что учащиеся по классу скрипки проявляли особый интерес не только                  к сольному исполнительству, но и к ансамблевой деятельности, как                              в инструментальном, так и вокальном плане. Концертмейстерская работа в том и другом коллективе (в классе скрипке и в вокальном ансамбле) и тесное сотрудничество с коллегами позволили организовать детский коллектив, обучающийся по предмету по выбору: «Коллективное музицирование. Вокально-инструментальный ансамбль». В рамках преподавания предмета создавались условия для реализации интересов учащихся и их возможностей проявить себя в разных качествах, как в вокальном, так и в инструментальном исполнительском плане.

Особенности включения коллег

в разработку проекта с учетом их профессиональной компетентности

Работа по разучиванию и освоению музыкального материала велась нами совместно, в своем направлении, в неразрывном взаимодействии друг с другом для достижения художественного целого - музыкального произведения.

Таким образом, учитывались профессионально-личностные мотивации каждого педагога в плане реализации собственных умений, навыков                             и творческих замыслов.

Работа концертмейстера была в данном случае важнейшим объединяющим началом, представляла собой различные формы и этапы:

  1. Подготовка голосового аппарата учащихся на материале вокально-интонационных упражнений и распевок;
  2. Показ музыкального материала  для знакомства с его звучанием - демонстрационное исполнение музыкального произведения, предложенного для разучивания;
  3. Поддержка вокальных партий дублированием мелодической линии на инструменте при работе над чистотой строя в вокальном ансамбле;
  4. Поддержка скрипичных партий при работе с инструментальным составом;
  5. Работа над разучиванием произведения;
  6. Отработка фрагментов песни с фортепианным сопровождением,
  7. Работа над художественным целым произведения: разработка драматургической концепции песни, работа над динамическим планом произведения, переключения с моментов исполнения вокальных партий на инструментальные интермедии  и контрапункты.
  8. Подготовка к сценическому выступлению:
  • репетиции в условиях концертной сцены,
  • работа в акустических условиях с микрофонами,
  • работа над эстетической стороной концертного выступления: совместный выход на сцену, поклон, положение коллектива на сцене, взаимодействие ансамбля и концертмейстера в сценических условиях.

                                  Алгоритм работы в команде

Данному коллективному проекту предшествовали подготовительные этапы. Для обучения по предмету «Вокально-инструментальный ансамбль» создавались специальные аранжировки песен с учетом возможностей данного детского коллектива. Аранжировка включала в себя как вокальные ансамблевые партии, так и скрипичные. На данном художественно-дидактическом материале строилась рабочая программа предмета по выбору «Вокально-инструментальный ансамбль» в разделе «Работа над художественным произведением. Подготовка к концертному выступлению».

Концертное выступление являлось итогом каждого учебного года. Уровень сложности для участников ансамбля возрастал поэтапно:

концертные мероприятия внутри класса: классные часы, родительские собрания;

школьные: музыкальный салон, отчетный концерт предмета по выбору; музыкальные праздники;

городские: выступления на концертных площадках города - библиотеки, детские сады, начальные школы, музеи, отчетный концерт городских хоровых коллективов и т.д.

Следующим этапом стала конкурсная деятельность. Командная работа позволила добиться высоких результатов выступления коллектива: Гран-при регионального конкурса хоровых коллективов «Весенние трели» в 2012                        и 2014г. Коллектив стал лауреатом 2 степени Международного конкурса вокальных исполнителей «Звездный проект»  г. Новосибирск.

Наблюдая за интересами детей, проанализировав рост коллектива, учитывая обретенные детьми навыки и умения, было принято решение расширить рамки в музыкально-театральном плане и принять участие                             в совместном командном проекте: «Ухти-Тухти». Музыкальная сказка по мотивам произведения Б. Поттер и музыки Г. Портного».

Работа над проектом предусматривала следующие форматы   взаимодействия в целях его разработки.

Определению направления проекта предшествовал совместный анализ общественного запроса. Участники вокально-инструментального ансамбля были ориентированы на качественные сценические выступления и при успешной реализации стали испытывать определенную потребность в них. Необходима была слушательская аудитория. Мы, как участники совместного командного проекта, работали в тесной связи с педагогом-организатором нашего учреждения Просвирниной М. В., которая предложила нам концертную работу с детскими садами, музыкальные руководители которых проявляли большой интерес к детским выступлениям. Поскольку данный учебный год совпадал с эгидой «Года Литературы», как одного из культурно-социальных направлений в нашей стране и, учитывая запрос целевой слушательской аудитории, было выбрано направление проекта в музыкально-театральном плане - воплощение литературного произведения с музыкальными иллюстрациями.

Выбор базовой идеи был определен в совместном поиске репертуара. Литературно-музыкальный материал сказки Б. Поттер с музыкой Г. Портного был знаком нам самим с детства по аудиоварианту сказки на пластинке фирмы «Мелодия», и вызвал решение возродить традиции музыкального воспитания, которые уже принесли позитивные плоды для целого поколения.

Создание аранжировки музыкального материала и корректировки литературной части проходило в совместных беседах, консультациях, анализе возможностей детей на данном этапе обучения. Конечный вариант многократно  корректировался в процессе репетиций, обретая законченные черты                                в практической работе. Разработка происходила в атмосфере коллегиальности              и творческой устремленности к реализации учащихся в исполнении музыкально-сценического произведения.

Анализ деятельности ансамбля и прогнозирования его учебно-концертной работы позволили нам объявить о проекте за год до его воплощения на педагогическом совете в разделе планирования концертной и конкурсной деятельности.

На первом этапе разучивался музыкальный материал. Занятия выстраивались с учетом дидактических задач, ориентиром было - качественное освоение музыкального материала учащимися.

После освоения музыкального материала ряд занятий был посвящен сценической речи и движению.

После этапа разучивания музыкального спектакля следовал этап репетиций на школьной сцене, репетиций с микрофонами, работы в костюмах,                               с декорациями и инвентарем.

Идея была представлена педагогическому сообществу вместе с детской аудиторией на школьной сцене в определенный заранее срок. Сценическое воплощение проекта получило высокую оценку в отзывах зрителей и теплый прием у публики.

Конкурсное воплощение проекта было так же успешным. На фестивале «Волшебный занавес» коллектив получил 1 место, специальный приз за «Лучший музыкальный спектакль» и приз за «Лучшую женскую роль». Этому предшествовал подготовительный этап совместных репетиций на большой сцене со звукорежиссером конкурса - что так же является одним из форматов взаимодействия группы с внешними участниками для успешной реализации проекта. В рамках конкурса была сделана видеозапись спектакля, которая получила общественное информационное обозрение на сайте «YouTube.com», набрав за 6 месяцев более 700 просмотров. Результат проекта  будет размещен на официальном сайте «ДШИ».

Анализируя результаты реализации проекта, опираясь на результаты общественной экспертизы, делаем выводы, самоанализ (проводим рефлексивную технологию).

Теплые отзывы зрительской аудитории позволяет говорить об эстетическом удовлетворении, которое несет проект. Одобрение результата проекта педагогическим сообществом позволяет сделать вывод о его месте                  в работе данного учебного заведения. Предложения организовать новые выступления на площадках города, идущие от работников детских садов                       и начальных школ, свидетельствует об интересе к данному проекту. Успешная конкурсная деятельность позволяет судить о нем, как о конкурентно-способном материале, обладающим высоким уровнем качества. Беседа с участниками проекта определяет высокий уровень заинтересованности  его реализации. Все вместе позволяет судить о нем, как о вполне  успешном.

В следующем учебном году данный совместный проект включен в работу другого городского проекта «Говорящая музыка» для воспитанников детских садов и начальной школы. В рамках этого проекта происходят выступления ансамбля с данной сказкой на концертных площадках детских учреждений города по определенному графику: 1 раз в месяц.

Задачей участия в данном проекте для участников ансамбля является успешная сценическая реализация собственных навыков и умений, а также творческого потенциала. Целью же является эстетическое воспитание детской слушательской аудитории на высоко-художественном образце детской литературы в виде сказки Б. Поттер, обучающей слушателей доброте, взаимопомощи, любви к природе и знакомящей с элементарными правилами поведения в обществе и формирование художественного вкуса на прекрасном музыкальном материале музыки Г. Портного. Пропагандистской целью является сам момент выступления юных исполнителей перед детьми, что формирует в  их восприятии образец для подражания.

Выступления горячо принимается как детской, так и взрослой аудиторией, сопровождается эмоциональными отзывами и словами благодарности участникам спектакля, что безусловно способствует осознанию собственной успешности, при чем, как индивидуальной, так и коллективной. Это воспитывает у участников ансамбля личностные качества, необходимые для будущей успешной партнерской деятельности: ответственность, пунктуальность, чувство «товарищеского локтя», коллегиальность, приложение совместных усилий для достижения общей цели, творческая реализация, направленная на воспитание младшего поколения, своего рода «шефская» деятельность. Вместе с тем, все вышеперечисленное формирует любовь                         к искусству и служение ему, что является прекрасной и полезной формой досуговой деятельности, направленной на собственный творческий и духовный рост. В перспективе свою деятельность мы видим в сохранении данного репертуара, его дальнейших сценических воплощений, согласно графику работы проекта «Говорящая музыка», а так же разработку нового музыкально-сценического проекта по сказкам Г.-Х. Андерсена.

Рабочая программа по предмету по выбору

«Коллективное музицирование. Вокально-инструментальный ансамбль. Реализация проекта «Ухти-Тухти».

Музыкальная сказка Г. Портного по произведению Б. Поттер»

Программа создана на основе рабочей программы «Коллективное музицирование. Вокально - инструментальный ансамбль», принятой педагогическим советом МОУОК ДО МО г. Нягань «ДШИ» для работы                         в данном учебном учреждении для реализации коллективного проекта преподавателей по классу скрипки, вокального ансамбля и концертмейстера.

       Срок реализации - 1 год с учетом объема учебного времени, предусмотренного учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета: Режим занятий: 1 час в неделю и 0,5 ч. сводной репетиции.

Форма проведения учебных аудиторных занятий групповая.

Цель и задачи:

Цель программы по реализации проекта:  

Создать необходимые условия для успешной творческой реализации одаренных детей, привить любовь к музыкальной деятельности;

  •  овладеть знаниями, умениями и навыками пения и игры в вокально-инструментальном ансамбле;
  •  овладеть навыками концертных ансамблевых выступлений;
  •  освоить учащимися необходимый объем теоретических и практических знаний, исполнительских умений для дальнейшей самостоятельной деятельности.

Задачи проекта:

  •  развитие основных музыкальных и творческих способностей учащихся (слух, ритм, музыкальная память);
  •  приобретение навыков и умений ансамблевого исполнительства на основе сольного исполнительства (в том числе и исполнения с сопровождением фортепиано или других инструментов);
  •  приобретение знаний и умений работы с микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой;
  •  развитие познавательного интереса к отечественной и зарубежной музыкальной культуре;
  •  формирование и развитие интереса и любви музыкальной деятельности;
  •  воспитание чувства коллективизма, культуры общения между участниками ансамбля, исполнительской дисциплины;
  •  развитие и формирование потребности учащегося в исполнительской самореализации;
  •  воспитание требовательности к себе, чувства ответственности перед участниками ансамбля;
  •  осознавать свою партию как часть целого, слышать себя и своих партнеров в ансамбле;
  •  достигать единства действий с другими участниками, держать интонационный строй.

                

Педагогические принципы

  •  единства обучения, воспитания и развития – комплексный подход                  к формированию личности;
  •  доступности и ясности – от простого к сложному;
  •  систематичности и последовательности – постепенное усложнение музыкального материала;
  •  креативности – стимулирование самостоятельной творческой активности;
  •  индивидуализации - сохранение индивидуальных способностей при коллективном музицировании;
  •  демократизации  – предоставление свободы саморазвития, самообучения, самоопределения;
  •  гуманизации – уважительного отношения к учащемуся.

На занятиях, должен решаться целый ряд задач:

  •   формирование исполнительского аппарата учащегося;
  •   воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты                                       и художественности звучания;

- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, штриха, логики музыкальной формы, стилистическая определенность, яркость                             и свобода концертного исполнения.) Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман выбор репертуара.

Методы обучения

-   словесный (рассказ, беседа, объяснение);

  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании реализации проекта обучающиеся должны знать и уметь следующее:

  •   в достаточной степени владеть навыками одноголосного                                      и многоголосного пения и игры;
  •   владеть исполнительскими навыками  коллективного музицирования;
  •   осмысленно, выразительно, художественно, эмоционально  исполнять произведения.
  •   уметь анализировать музыкальное произведение.

  •   эмоционально-ярко, музыкально и сценически грамотно представлять произведение публике на сцене.

Критерии оценки качества исполнения:

Критериями оценки качества исполнения могут являться:

-   точное знание слов песни;

  • точное знание партии;
  • эмоциональность исполнения;
  • соответствие художественному образу произведения;
  • образно-выразительное сценическое движение и речь.

По итогам исполнения программы в рамках концертного выступления выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Организация и форма занятий

Материально-технические условия для реализации командного проекта необходимы следующие:

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, концертный зал с роялем/фортепиано; инструменты исполнителей - скрипки; звукотехническое оборудование (проигрыватель компакт дисков, магнитофон, персональный компьютер, усилительная аппаратура, позволяющая работать с микрофоном; сценическая площадка для репетиций, концертные костюмы);

 

Содержание проекта

Сценическая реализация музыкальной сказки «Ухти-Тухти» по произведению Б. Поттер с музыкой Г. Портного в аранжировке Радионовой В. А. для вокально-инструментального ансамбля с партиями скрипки                                 и фортепиано.

Разделы проекта:

  1. Организационное занятие - составление расписания.
  1. Знакомство с репертуаром: прослушивание аудиосказки «Ухти-Тухти», распределение партий и персонажей по участникам ансамбля, собеседование.
  2. Разучивание произведения по этапам:
  • показ преподавателями и концертмейстером; чтение с листа партий;
  • разбора партий;
  • вокально-интонационная работа: подготовительные упражнения                     и распевки, работа с произведением,
  • работа на инструментальной частью произведения; совместная вокально-инструментальная работа над разделами произведения;
  • работа над художественным целым;
  • разучивания текста и сценических движений сказки.

  1. Подготовка к сценической реализации идеи:
  • работа с микрофонами и звуко-усилительной аппаратурой;
  • репетиции на школьной сцене;
  • подготовка к конкурсу;
  • репетиции на сцене конкурсной площадки;
  • сценические выступления.

5. Анализ и закрепление материала:

  • анализ сценической деятельности по видеозаписи и впечатлениям участников проекта;
  • закрепление материала в работе над частями и целым произведения.

Календарно-тематический план

Составлен из учета режима занятий и с использованием времени сводных репетиций представлен в приложении 1.

Список использованной литературы и материала

  1. Радионова В. Аранжировка музыкальной сказки Г. Портного «Ухти-Тухти».
  2. Портнов Г. «Ухти-Тухти» музыкальная сказка.»  С.-П. - 99.
  3. Поттер Б. «Ухти-тухти» М. - 83.
  4. «Ухти-Тухти» аудиоспекаткль фирмы «Мелодия»

Приложение 1

Календарно-тематический план

Месяц

Тема

Раздел произведения

Часы

Сентябрь

Организационный урок

1 ч.

Знакомство с музыкальным материалом; распределение партий  Г. Портнов «Ухти-Тухти»

Г. Портнов                     «Ухти-Тухти»

1 ч.

Вокально-интонационная работа

Песня Курицы

2 ч.

Вокально-инструментальная работа

Песня Курицы

2 ч.

Октябрь

Вокально-интонационная работа

Песня Кота

1 ч.

Вокально-инструментальная работа

Песня Кота

1 ч.

Вокально-интонационная работа

Песня Люси

2ч.

Вокально-инструментальная работа

Песня Люси

2 ч.

Ноябрь

Вокально-интонационная работа

Песня Дрозда

1 ч.

Вокально-инструментальная работа

Песня Дрозда

2 ч.

Вокально-интонационная работа

Песня Ежа

2 ч.

Декабрь

Вокально-инструментальная работа

Песня Ежа

1 ч.

Вокально-интонационная работа

Финал

2 ч.

Вокально-инструментальная работа

Финал

2 ч.

Январь

Разбор и разучивание

Вступление

2 ч.

Разбор и разучивание

Интермедия

2 ч.

Февраль

Работа над сценической речью и движением

Все произведение

2 ч.

Работа над художественным целым сказки

Все произведение

3 ч.

Март

Работа в пространстве школьной сцены

Все произведение

2 ч.

Работа с микрофонами

Все произведение

2 ч.

Сценическая реализация

Все произведение

1 ч.

Апрель

Подготовка к конкурсу

Все произведение

3 ч.

Конкурс

Все произведение

2 ч.

Анализ выступлений

Все произведение

1 ч.

Май

Закрепление и отработка музыкально-сценических моментов

Отдельные разделы и все произведение

5 ч.

Концертмейстер МАОУК ДО

МО г. Нягань «ДШИ»                                                                И. А. Салахутдинова