Одаренные дети: роль семьи и основные направления взаимодействия родителей и образовательного учреждения.

Одаренность можно сравнить со светом звезды, который пронизывает каждого человека, пробуждая ростки способностей, талантов к тому или иному виду деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач образовательных учреждений. Увидеть задатки одаренности ребенка помогают разные формы проведения урока. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого и для окружающих.


 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_1_2.docx27.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Одаренные дети: роль семьи и основные направления взаимодействия родителей и образовательного учреждения.

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”.

В. А. Сухомлинский.

Воспитание подрастающего поколения важнейший аспект в жизни общества. В Российской культуре и педагогике смысл воспитания тесно связан с духовным ростом, нравственным формированием и развитием личности. Способной нестандартно креативно мыслить, быть разносторонне развитой обладающей творческим мышлением вот требования, предъявляемые обществом к качествам которыми должна обладать современная личность. И именно семья как звено формирования такой личности имеет первостепенное значение. И только семье в содружестве с образовательным учреждением под силу сформировать такую личность, развивая в ней одаренность.

Одаренность можно сравнить со светом звезды, который пронизывает каждого человека, пробуждая ростки способностей, талантов к тому или иному виду деятельности.

Существуют две полярные точки зрения на одаренность: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Для понимания этого бинарного выражения важно выяснить, что такое одарённость и какие факторы влияют на её раскрытие и развитие.

Под одаренностью понимают более высокие, чем у сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к обучению и более выраженные творческие проявления, такие как яркость интеллекта, успешность деятельности, умственная активность – превосходящие порой не просто средние нормы, но и самые смелые ожидания.

Одаренный ребенок — это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Во многих семьях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, становясь на долгие годы его наставниками в самой разной деятельности: художественно-эстетической, спортивной, том или ином виде научного познания. Атмосфера дружбы, доверия, взаимных симпатий в семье не только благоприятствует гармоничному психическому развитию ребенка, но и делает его более податливым воспитательному воздействию. Такой ребенок будет более послушно и адекватно реагировать на сделанные ему замечания.

Широту интересов родителей действенное отношение ко всему происходящему ребенок в такой семье будет усваивать как норму поведения. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются не столь значительными для развития способностей ребенка.

В законе Российской Федерации “Об образовании” сказано: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Разрушение же семейных связей неизбежно влечет за собой нарушение нормального развития ребенка и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю его последующую жизнь.

Ярко выраженную негативную окраску имеет фанатичное желание родителей «сделать» из ребенка вундеркинда. Зачастую такой ребенок не приспособлен к бытовым житейским ситуациям, в силу большой поглощенности занятиями и выпадает из социальной сферы.

Вмешательство родителей в учебный процесс в отдельных случаях провоцирует конфликт с администрацией и педагогами, поэтому реализация воспитательных целей возможна лишь при том условии, где требования образовательного учреждения поддержаны авторитетом родителей.

Нужно признать, что современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия образовательного учреждения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач образовательных учреждений.

Личный опыт.

Из личного опыта работы с детьми автор статьи может отнести себя к тем преподавателям, которые в каждом ребенке видят одаренность, пусть даже эта одарённость не музыкальная.

Увидеть задатки одаренности ребенка помогают разные формы проведения урока. Иногда помимо основных занятий на инструменте часть урока посвящается лепке или рисованию, аппликации или гимнастике под музыку, иногда на уроке решаются математические задачки, учащимися читаются стихи, учатся и проговариваются скороговорки. Целей здесь несколько: раскрепостить, дать ребенку отдохнуть, переключив его на другой вид деятельности, после такой переменки ребенок более воодушевленно и внимательно занимается игрой на инструменте. Нередко одним из пунктов домашних заданий учащихся является сочинение рассказа на свободную тему или о музыкальном произведении, которое они изучают. Учащиеся на уроке имеют возможность играть в интерактивные развивающие игры на ПК. Дети старшего возраста подготавливают доклады и презентации и успешно выступают с ними на уроке. Одна из последних презентаций была посвящена строению мышц лица. Во время перерывов между репетициями ребята играют в такие игры как «Фанты», игра в ассоциации, эти игры прекрасно развивают логическое креативное мышление. С учащимися, возраст которых не превышает 5-7 лет проводится игра в мяч, что способствует развитию метро - ритмической координации и к тому же после этих игр учитель и ученик становятся ближе друг к другу. Снимаются психологические барьеры. Возникают дружеские доверительные отношения. Все эти разнообразные виды занятий, помогают увидеть, к какому виду деятельности тяготеет ребенок, а возможно и увидеть ростки его одарённости. Сами, родители учащихся, стремящиеся к установлению тесных контактов сотрудничества, часто бывают на уроках. Невозможно не поблагодарить родителей за помощь, которую они оказывают в подготовке занятий, укрепляя их в том, что именно они являются главным и важным звеном на пути к раскрытию одаренности их ребенка. И с полной ответственностью можно утверждать, что раскрытие талантов ребенка оказывается тщетным, когда нет понимания важности выполнения и подготовки домашних занятий со стороны родителей.

В педагогической практике автора статьи есть замечательные результаты, когда дети благодаря ценностным ориентирам своих родителей добивались значительных успехов (лауреаты I и II степени республиканских и международных конкурсов). В беседах с родителями происходит договоренность о так называемых «коридорах авторитетов» - где одна стена - авторитетный родитель, а другая стена - авторитетный преподаватель, создавая условия для успешной исполнительской деятельности. Особенно ценно то, когда работу с детьми проводят отцы, строгость и спрос отцов необычайно повышает эффективность обучения и особенно среди мальчиков. И тем печально признавать, когда для отца незначимо, чем занимается его ребенок, это очень бьет по самолюбию ребёнка. Убеждены в том, что родители, как отец, так и мать нуждаются в педагогических знаниях. Трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей сказываются отрицательно на психике ребенка. Именно высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби» способствуют развитию одаренности таких детей.

Завершая тему статьи, автору данной работы хотелось бы ещё раз сказать, что при прочих равных условиях одаренность может состояться только при стечении трех характеристик: интеллектуальных особенностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости при непременном наличии трудолюбия.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого и для окружающих.


Список используемой литературы:

  1. Закон РФ “Об образовании” ст. 17, 18, 19, 52
  2. Алексеева, Н.С. Исследование одаренности учащихся // Классный руководитель. - 2011. - №1. - С.96-101.
  3. Антонова, Е.Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности // Одаренные дети. - 2011. - №2. -С.47-55.
  4. Генина, Н.Е. Семейные традиции в развитии одаренности // Одаренный ребенок. - 2010. - №3. - С.93-100.
  5. Губайдуллин, М.И. Домашнее воспитание и обучение одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2009. - №2. - С.136-146.
  6. Жилевич, Е.Н.  Организация работы с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2009. - №5. - С.26-33.
  7. Макаренкова, Я.К. Организация работы с одаренными детьми // Одаренный ребенок. - 2009. - №2. - С.86-94..
  8. Смолянова, И.А. Учреждение дополнительного образования как творческая образовательная среда, способствующая выявлению, поддержке и развитию одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2010. - №4. - С.56-63.