Дополнительная общеразвивающая программа "Основы игры на духовых инструментах"
Направленность программы «Основы игры на духовых инструментах» - художественная. Программа направлена на формирование и развитие творческих возможностей ребенка, на приобретение навыков самостоятельного музицирования, на воспитание слушателя, любящего искусство, способного понять и оценить его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_igry_na_duhovyh_instrumentah.docx | 43.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ОСНОВЫ ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 7-15
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы:
Топчу Владимир Гаврилович,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2019
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное образование является важной частью общего образования детей. Занятия музыкальным исполнительством обогащают художественное сознание ребенка, развивают его творческое начало, воспитывают музыкальный вкус. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.
Направленность программы «Основы игры на духовых инструментах» - художественная. Программа направлена на формирование и развитие творческих возможностей ребенка, на приобретение навыков самостоятельного музицирования, на воспитание слушателя, любящего искусство, способного понять и оценить его.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы игры на духовых инструментах» разработана в соответствии с:
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).
Уровень освоения содержания программы: стартовый.
Актуальность программы заключается в том, что учащиеся, освоив основы игры на духовых инструментах могут продолжить обучение по программе «Духовые инструменты» и стать участниками «Эстрадно – духового ансамбля». Спецификой инструментального обучения на духовых инструментах является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, естественно усложняясь и расширяясь в дальнейшем, путем работы над более разнообразным, усложняющимся репертуаром. Занятия на духовых инструментах требуют от учащихся помимо музыкальных способностей, так же хорошего здоровья и физической подготовки.
Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательной деятельности на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого учащегося, что имеет большое воспитательное значение.
Цель программы: освоение навыков игры на духовых инструментах, направленных на формирование всесторонне развитой, творчески активной личности.
Задачи:
Образовательные (программные):
- формирование базовых компетенций в области музыкального исполнительства;
- формирование исполнительских навыков игры на духовых инструментах;
- формирование умения творчески и эмоционально исполнять музыкальные произведения;
Метапредметные:
- приобщение к музыкально-творческому искусству через игру на инструменте;
- формирование умения понимать цель выполняемых действий и важность планирования работы;
- формирование умения работать самостоятельно и в коллективе;
- формирование умения анализировать результаты собственной и коллективной деятельности.
Личностные:
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- формирование чувства ответственности и дисциплинированности;
- формирование и развитие у учащихся личностных качеств, эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.
Планируемые результаты реализации программы
Программные результаты 1-го года обучения:
понимают:
- правила нотной записи;
- правила аппликатуры, звуковедения;
- художественно – образное содержание исполняемых музыкальных произведений;
умеют:
- контролировать свободу игрового аппарата;
- осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
- выразительно исполнять музыкальные произведения;
- передать музыкальный образ и характер исполняемых пьес;
- использовать различные приемы звуоизвлечения;
владеют:
- основами нотной грамоты;
- аппликатурными правилами;
- исполнительскими навыками;
- приобретают навык чтения с листа.
Программные результаты 2-го года обучения:
понимают:
- музыкальную грамоту;
- музыкальную терминологию;
- основные приемы организации игрового аппарата;
- выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке.
умеют:
- читать с листа несложные музыкальные произведения;
- различать музыкальные формы и жанры;
- слушать мелодическую линию;
- выразительно исполнять музыкальные произведения;
владеют:
- навыками совместного музицирования;
- навыками публичных выступлений.
Метапредметные результаты:
учащиеся научатся:
- определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск их решений;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
будут сформированы:
- навыки выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам;
- умения участвовать в подготовке и реализации самостоятельных и коллективных музыкально – творческих проектов.
Личностные результаты:
учащиеся получат возможность для формирования:
- мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкально – исполнительской деятельности;
- бережного отношения к музыке, народным традициям, музыкальной культуре;
научатся:
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей деятельности;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для совместной деятельности;
В процессе реализации программы «Основы игры на духовых инструментах» у учащихся формируются следующие компетенции:
Ценностно-смысловые: умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение учащегося в ситуациях учебной и иной.
Общекультурные: владение эффективными способами организации свободного времени.
Учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях).
Информационные: владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером.
Коммуникативные: готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными жизненными ситуациями и работать в коллективе.
Личностного самосовершенствования: ответственное отношение к делу; самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность; бережное отношение к инструментам, нотам, оборудованию; взаимопомощь и взаимоуважение.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она разработана для детей, желающих учиться, без ограничений, независимо от способностей. Программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания, учащиеся получают одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.
Адресат программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, общее количество учебных часов по программе – 144, в том числе предусмотрено 23 часа теоретических занятий и 121 час практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - индивидуальная. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы аттестации:
Промежуточная аттестация учащихся проводится в середине учебного года в форме контрольного занятия, академического прослушивания или концертного выступления.
Используемые методы: тестирование, практическое задание, публичное выступление.
Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в форме творческого экзамена, состоящего из двух разделов: теоретический и практический.
Используемые методы теоретического раздела: тестирование, устный опрос, контрольная работа;
практического раздела: академический концерт, концертное выступление.
Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).
Виды контроля:
- начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
- стартовый контроль – в начале последующего года обучения с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
- промежуточный контроль – с 20 по 26 декабря (ЗУН);
- промежуточная аттестация – с 20 по 30 апреля текущего учебного года (ЗУН, ОУУиН);
- итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая (ЗУН, ОУУиН).
Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. ЗУН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.
Формы контроля:
- контрольное занятие;
- занятие практикум;
- академический концерт;
- концертное выступление;
- творческий экзамен;
- прослушивание.
Методы контроля:
- устный опрос;
- тестирование;
- собеседование;
- наблюдение;
- практическая работа;
- оценивание и т.д.
Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального (стартового) контроля и промежуточной (итоговой) аттестации, данные заносятся в соответствующий протокол.
Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:
организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
Критерии оценки результатов освоения программы
На 1 году обучения:
- элементарные теоретические знания;
- правила аппликатуры;
- основные способы звукоизвлечения;
- воспроизведение ритмических рисунков в простых размерах;
- разбор и разучивание нотного текста;
- музыкально – исполнительские навыки;
- комплекс специальных навыков: элементарное чувство ритма, звуковысотный слух, ладовое чувство;
- навыки культуры поведения на сцене.
На 2 году обучения:
- основы музыкальной грамоты;
- правила организации игрового аппарата;
- основные музыкальные термины.
- осмысленное восприятие, разбор и разучивание нотного текста;
- выразительное исполнение музыкальных произведений;
- музыкально – исполнительские навыки;
- навыки совместного музицирования;
- навыки публичного выступления.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- фортепиано;
- духовые инструменты;
- пюпитры;
- стулья;
- шкаф.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- учебно-методическое пособие «Аранжировка мелодии из к/ф «Великолепный век», методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
- учебная, методическая, дополнительная литература;
- нотная литература.
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение творческих конкурсов, концертов. Для воспитательного пространства характерно:
- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности.
Работа с родителями предусматривает:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- анкетирование, социологический опрос родителей;
- совместные воспитательные мероприятия;
- концертные выступления.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | беседа |
2. | Нотная грамота | 10 | 4 | 6 | |
2.1 | Элементарные теоретические понятия. Запись и построение музыкальных знаков | 10 | 4 | 6 | опрос, наблюдение |
3. | Рациональная постановка исполнительского аппарата | 20 | 4 | 16 | |
3.1 | Первоначальные упражнения звукоизвлечения | 12 | 2 | 10 | наблюдение |
3.2 | Ритмические упражнения в донотном периоде | 8 | 2 | 6 | наблюдение, прослушивание, опрос |
4. | Игра на инструменте | 30 | 4 | 26 | |
4.1 | Разбор, разучивание и исполнение музыкальных произведений | 30 | 4 | 26 | опрос, прослушивание, академическое прослушивание |
5 | Чтение с листа | 10 | 1 | 9 | |
5.1 | Формирование навыков чтения нотных знаков | 10 | 1 | 9 | прослушивание |
6 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | опрос. прослушивание |
Итого: | 72 | 14 | 58 |
2.2. Учебный план второго года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | беседа |
2. | Нотная грамота | 10 | 2 | 8 | |
2.1 | Элементарные теоретические понятия, музыкальные термины. Запись и построение музыкальных знаков | 10 | 2 | 8 | опрос, наблюдение |
3. | Чтение с листа | 9 | 1 | 8 | |
3.1 | Формирование и развитие навыков чтения нотного текста | 9 | 1 | 8 | прослушивание |
4. | Изучение гамм, упражнений | 10 | 1 | 9 | |
4.1 | Разбор и разучивание гамм, упражнений | 10 | 1 | 9 | прослушивание, опрос |
5. | Работа над репертуаром | 29 | 2 | 27 | |
5.1 | Разбор, разучивание и исполнение музыкальных произведений | 29 | 2 | 27 | опрос, тестирование, академическое прослушивание |
6 | Работа над ансамблем | 12 | 2 | 10 | |
6.1 | Разбор и разучивание партий | 6 | 1 | 5 | прослушивание |
6.2 | Разучивание и исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля | 6 | 1 | 5 | прослушивание |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | опрос, прослушивание |
Итого: | 72 | 9 | 63 |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:
- единства обучения, развития и воспитания;
- последовательности: от простого к сложному;
- систематичности;
- активности;
- наглядности;
- интеграции;
- прочности;
- связи теории с практикой.
методы обучения:
Словесный: беседа, рассказ; наглядный, практический; наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, иллюстративный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная.
- формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт.
- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности.
- алгоритм учебного занятия – занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – проигрывание гамм, упражнений со штрихами, динамикой); основная (работа над пьесами, ансамблем); заключительная (закрепление пройденного материала).
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные книги
1. «Начальные уроки игры на блок флейте» - М.: Музыка – 1982г.
2. Кискачи А. «Блокфлейта» 1 часть школа для начинающих
3. Кискачи А. «Блокфлейта» II часть Санкт – П.: Композитор – 2009г.
4. Кискачи А. «Блокфлейта» тетрадь с нотами
5. Оленчик И. «Хрестоматия для блокфлейты» пьесы и ансамбли М.: Современная музыка – 1998г.
6. Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте»
7. Ривчун А. «Школа игры на саксофоне» М.: «Музыка» 2001г.
8. Симонова В.И. «Кроха» сборник пьес для болкфлейты 1-2 класс Новосибирск: Окраина 2002г.
9. Шапошникова М. «Хрестоматия для саксофона» М.: Музыка – 2005г.
- ГЛОССАРИЙ
Adagio – адажио – медленно, спокойно
Ad libitum – ад либитум – по усмотрению, по желанию, свободно
Agitato – аджитато - возбужденно, взволнованно
Alla marcia – алля марчиа –маршеобразно
Allegro – аллегро – весело, быстро
Allegretto – аллегретто, указание темпа, более медленного, чем аллегро
Animato - анимато – воодушевленно, оживленно
Andante - анданте – идущий, текущий; средний по скорости темп, соответствующий спокойному шагу
Andantino – андантино- темп более оживленный, чем анданте
Appassionato – аппасьонатто - страстно
Assai – ассаи - достаточно, довольно
A capriccio - а каприччьо – то же, что ад либитум
A tempo – а темпо – в темпе (то есть в основном темпе, указанном ранее)
Accelerando – аччелерандо – ускоряя
Calando – каляндо – уменьшая силу и скорость
Cantabile – кантабиле - певуче
Cantando – кантандо – певуче
Cappricciozo - капприччьозо – капризно
Con affetto – кон аффетто – с чувством, со страстью
Con anima – кон анима – с воодушевлением, с оживлением
Con brio – кон брио – с жаром
Con dolcezza – кон дольчецца – нежно, мягко
Con dolcherezza – кон дольчерецца – нежно, мягко
Con espressione – кон эспрессьёне – с выражением
Con forza – кон форца – с силой
Con moto – кон мото – подвижно
Con passion – кон пассьёне – со страстью
Con spirit – кон спирито – то же, что Con anima (кон анима)
Crescendo – крещендо – увеличивая силу звука
Da capo al fine – да капо аль фине – с начала до слова «конец»
Decrescendo – декрещендо – уменьшая силу звучания
Diminuendo – диминуэндо – уменьшая силу звучания
Dolce – дольче – мягко, нежно
Doloroso – долорозо – грустно, жалобно
Energico – энерджико – энергично
Espressivo – эспрессиво – выразительно
Forte (в нотной записи часто f) – форте – громко, сильно (подробнее)
Fortissimo – фортиссимо – очень громко, очень сильно
Grazioso – грацьёзо – грациозно
Grave – граве – важно, тяжеловесно
Largo – лярго – широко; весьма медленный темп
Legato – легато – плавно, связно (подробнее)
Lento – ленто – медленно
Leggiero – леджьеро – легко
Lugubre – люгубре – мрачно
Maestoso – маестозо – торжественно, величаво
Marcato – маркато – подчеркивая
Marciale – марчиале – маршеобразно
Mezza voze – мецца воче – вполголоса
Mezzo piano (в нотной записи часто mp) – меццо пьяно – не очень тихо (подробнее)
Mezzo forte (в нотной записи часто mf) – меццо форте – не очень громко (подробнее)
Misteriozo –мистерьёзо – таинственно
Moderato – модерато – умеренно
Molto –мольто – весьма, очень много
Non – нон – не
Non troppo – нон тропо – не слишком
Piano (в нотной записи часто p) – тихо (подробнее)
Pianissimo – пианиссимо – очень тихо (подробнее)
Poco a poco – поко а поко – мало-помалу, постепенно
Presto – престо – быстро
Ritenuto – ритенуто – замедляя движение
Rizoluto – ризолюто – решительно
Rubato – рубато – в свободном темпе (подробнее)
Semplice – семпличе – просто
Sempre – семпре – всегда, постоянно
Simile – симиле – подобно (предыдущему)
Shcerzando – скерцандо – шутливо
Scherzoso – скерцозо – шутливо
Smorzando – сморцандо – замирая
Sostenuto – состенуто – сдержанно, не спеша
Sotto voce – сотто воче – вполголоса
Spirituozo – спиритуозо – одухотворенно
Staccato – стаккато – отрывистоеп исполнение звуков; противоположность легато (подробнее)
Tranquillo – транквилло – спокойно
Tranquillamente –транквилляменте - спокойно
Vivace – виваче – скоро, живо
Vivo – виво – темп, более быстрый, чем allegro (аллегро), но более медленный, чем presto (престо)