Дополнительная общеразвивающая программа "Основы игры на духовых инструментах"

Топчу Владимир Гаврилович

Направленность программы «Основы игры на духовых инструментах» - художественная. Программа направлена на формирование и развитие творческих возможностей ребенка, на приобретение навыков самостоятельного музицирования, на воспитание слушателя, любящего искусство, способного понять и оценить его.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_igry_na_duhovyh_instrumentah.docx43.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования

 Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

        


                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ОСНОВЫ ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 7-15

Срок реализации программы: 2 года

     Автор программы:

Топчу Владимир Гаврилович,

     педагог дополнительного образования

г. Надым, 2019

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальное образование является важной частью общего образования детей. Занятия музыкальным исполнительством обогащают художественное сознание ребенка, развивают его творческое начало, воспитывают музыкальный вкус.  Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.

Направленность программы «Основы игры на духовых инструментах» - художественная. Программа направлена на формирование и развитие творческих возможностей ребенка, на приобретение навыков самостоятельного музицирования, на воспитание слушателя, любящего искусство, способного понять и оценить его.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы игры на духовых инструментах» разработана в соответствии с:

  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  •  Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06-1844).

Уровень освоения содержания программы: стартовый.

Актуальность программы заключается в том, что учащиеся, освоив основы игры на духовых инструментах могут продолжить обучение по программе «Духовые инструменты» и стать участниками «Эстрадно – духового ансамбля». Спецификой инструментального обучения на духовых инструментах является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, естественно усложняясь и расширяясь в дальнейшем, путем работы над более разнообразным, усложняющимся репертуаром. Занятия на духовых инструментах требуют от учащихся помимо музыкальных способностей, так же хорошего здоровья и физической подготовки.

Педагогическая целесообразность программы связана с направлением   образовательной деятельности на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого учащегося, что имеет большое воспитательное значение

Цель программы: освоение навыков игры на духовых инструментах, направленных на формирование всесторонне развитой, творчески активной личности.

Задачи:

Образовательные (программные):

  • формирование базовых компетенций в области музыкального исполнительства;
  • формирование исполнительских навыков игры на духовых инструментах;
  • формирование умения творчески и эмоционально исполнять музыкальные произведения;

 Метапредметные:

  • приобщение к музыкально-творческому искусству через игру на инструменте;
  • формирование умения понимать цель выполняемых действий и важность планирования работы;
  • формирование умения работать самостоятельно и в коллективе;
  • формирование умения анализировать результаты собственной и коллективной деятельности.

Личностные: 

  • развитие у детей коммуникативных навыков;
  • формирование чувства ответственности и дисциплинированности; 
  • формирование и развитие у учащихся личностных качеств, эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Планируемые результаты реализации программы

Программные результаты 1-го года обучения:

понимают:

  • правила нотной записи;
  • правила аппликатуры, звуковедения;
  • художественно – образное содержание исполняемых музыкальных произведений;

умеют:

  • контролировать свободу игрового аппарата;
  • осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;
  • выразительно исполнять музыкальные произведения;
  • передать музыкальный образ и характер исполняемых пьес;
  • использовать различные приемы звуоизвлечения;

владеют: 

  • основами нотной грамоты;
  • аппликатурными правилами;
  • исполнительскими навыками;
  • приобретают навык чтения с листа.

 Программные результаты 2-го года обучения:

понимают: 

  • музыкальную грамоту;
  • музыкальную терминологию;
  • основные приемы организации игрового аппарата;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке.

умеют:

  • читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • различать музыкальные формы и жанры;
  • слушать мелодическую линию;
  • выразительно исполнять музыкальные произведения;

владеют:

  • навыками совместного музицирования;
  • навыками публичных выступлений.

Метапредметные результаты:

учащиеся научатся:

  • определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск их решений;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

будут сформированы:

  • навыки выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам;
  • умения участвовать в подготовке и реализации самостоятельных и коллективных музыкально – творческих проектов.

Личностные результаты:

 учащиеся получат возможность для формирования:

  • мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкально исполнительской деятельности;
  • бережного отношения к музыке, народным традициям, музыкальной культуре;

научатся:

  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • адекватно воспринимать содержательную оценку своей деятельности;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для совместной деятельности;

В процессе реализации программы «Основы игры на духовых инструментах» у учащихся формируются следующие компетенции:

Ценностно-смысловые: умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение учащегося в ситуациях учебной и иной.

Общекультурные: владение эффективными способами организации свободного времени.

Учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях).

Информационные: владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером.

Коммуникативные: готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными жизненными ситуациями и работать в коллективе.

Личностного самосовершенствования: ответственное отношение к делу; самостоятельность, уверенность в своих силах, аккуратность; бережное отношение к инструментам, нотам, оборудованию; взаимопомощь и взаимоуважение.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она разработана для детей, желающих учиться, без ограничений, независимо от способностей. Программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания, учащиеся получают одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

Адресат программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 2 года, общее количество учебных часов по программе – 144, в том числе предусмотрено 23 часа теоретических занятий и 121 час практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий - индивидуальная. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы аттестации:

Промежуточная аттестация учащихся проводится в середине учебного года в форме контрольного занятия, академического прослушивания или концертного выступления.

Используемые методы: тестирование, практическое задание, публичное выступление.

Итоговая аттестация проводится по окончании полного курса обучения по образовательной программе в форме творческого экзамена, состоящего из двух разделов: теоретический и практический.

Используемые методы теоретического раздела: тестирование, устный опрос, контрольная работа; 

практического раздела: академический концерт, концертное выступление.

Программа итоговой аттестации содержит методику проверки теоретических знаний учащихся и их практических умений и навыков (при любой форме проведения итоговой аттестации). Содержание программы итоговой аттестации определяется на основании содержания дополнительной образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в протоколах. Копии протоколов итоговой аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

Выпускникам учебных групп по результатам итоговой аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков (ЗУН), который проводится три раза в год и общих учебных умений и навыков (ОУУиН), который проводится два раза в год (в начале и в конце освоения программы).

Виды контроля:         

  • начальный контроль – в начале освоения программы с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
  • стартовый контроль – в начале последующего года обучения с 15 по 25 сентября (ЗУН, ОУУиН);
  • промежуточный контроль – с 20 по 26 декабря (ЗУН);
  • промежуточная аттестация – с 20 по 30 апреля текущего учебного года (ЗУН, ОУУиН);
  • итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая (ЗУН, ОУУиН).

Контроль ЗУН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. ЗУН учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.

Формы контроля:

  • контрольное занятие;
  • занятие практикум;
  • академический концерт;
  • концертное выступление;
  • творческий экзамен;
  • прослушивание.

Методы контроля:

  • устный опрос;
  • тестирование;
  • собеседование;
  • наблюдение;
  • практическая работа;
  • оценивание и т.д.

Контроль ОУУиН проводится в форме наблюдения в сроки, установленные для начального (стартового) контроля и промежуточной (итоговой) аттестации, данные заносятся в соответствующий протокол.

Контроль ОУУиН на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям:

организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

Критерии оценки результатов освоения программы

На 1 году обучения:

  • элементарные теоретические знания;
  • правила аппликатуры;
  • основные способы звукоизвлечения;
  • воспроизведение ритмических рисунков в простых размерах;
  • разбор и разучивание нотного текста;
  • музыкально – исполнительские навыки;
  • комплекс специальных навыков: элементарное чувство ритма, звуковысотный слух, ладовое чувство;
  • навыки культуры поведения на сцене.

На 2 году обучения:

  • основы музыкальной грамоты;
  • правила организации игрового аппарата;
  • основные музыкальные термины.
  • осмысленное восприятие, разбор и разучивание нотного текста;
  • выразительное исполнение музыкальных произведений;
  • музыкально – исполнительские навыки;
  • навыки совместного музицирования;
  • навыки публичного выступления.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • фортепиано;
  • духовые инструменты;
  • пюпитры;
  • стулья;
  • шкаф.

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • учебно-методическое пособие «Аранжировка мелодии из к/ф «Великолепный век», методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • учебная, методическая, дополнительная литература;
  • нотная литература.

Воспитательная деятельность. Работа с родителями

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение творческих конкурсов, концертов. Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности.

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • совместные воспитательные мероприятия;
  • концертные выступления.
  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2.1. Учебный план первого года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

беседа

2.

Нотная грамота

10

4

6

2.1

Элементарные теоретические понятия. Запись и построение музыкальных знаков

10

4

6

опрос, наблюдение

3.

Рациональная постановка исполнительского аппарата

20

4

16

3.1

Первоначальные упражнения звукоизвлечения

12

2

10

наблюдение

3.2

Ритмические упражнения в донотном периоде

8

2

6

наблюдение, прослушивание,

опрос

4.

Игра на инструменте

30

4

26

4.1

Разбор, разучивание и исполнение музыкальных произведений

30

4

26

опрос, прослушивание, академическое прослушивание

5

Чтение с листа

10

1

9

5.1

Формирование навыков чтения нотных знаков

10

1

9

прослушивание

6

Итоговое занятие

1

0

1

опрос. прослушивание

Итого:

72

14

58

2.2. Учебный план второго года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

беседа

2.

Нотная грамота

10

2

8

2.1

Элементарные теоретические понятия, музыкальные термины. Запись и построение музыкальных знаков

10

2

8

опрос, наблюдение

3.

 Чтение с листа

9

1

8

3.1

Формирование и развитие навыков чтения нотного текста

9

1

8

прослушивание

4.

Изучение гамм, упражнений

10

1

9

4.1

Разбор и разучивание гамм, упражнений

10

1

9

прослушивание,

опрос

5.

Работа над репертуаром

29

2

27

5.1

Разбор, разучивание и исполнение музыкальных произведений

29

2

27

опрос, тестирование, академическое прослушивание

6

Работа над ансамблем

12

2

10

6.1

Разбор и разучивание партий

6

1

5

прослушивание

6.2

Разучивание и исполнение музыкальных произведений в составе ансамбля

6

1

5

прослушивание

7

Итоговое занятие

1

0

1

опрос, прослушивание

Итого:

72

9

63

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении образовательной программы в основу положены следующие принципы:

  • единства обучения, развития и воспитания;
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  • связи теории с практикой.

 методы обучения:

Словесный: беседа, рассказ; наглядный, практический; наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, иллюстративный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

- формы организации образовательной деятельности: индивидуальная.

- формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт.

- педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности.

- алгоритм учебного занятия – занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – проигрывание гамм, упражнений со штрихами, динамикой); основная (работа над пьесами, ансамблем); заключительная (закрепление пройденного материала).

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Электронные книги

1.         «Начальные уроки игры на блок флейте» - М.: Музыка – 1982г.

2.        Кискачи А. «Блокфлейта» 1 часть школа для начинающих

3.        Кискачи А. «Блокфлейта» II часть Санкт – П.: Композитор – 2009г.

4.        Кискачи А. «Блокфлейта» тетрадь с нотами

5.        Оленчик И. «Хрестоматия для блокфлейты» пьесы и ансамбли М.: Современная музыка – 1998г.

6.        Пушечников И. «Школа игры на блокфлейте»

7.        Ривчун А. «Школа игры на саксофоне» М.: «Музыка» 2001г.

8.        Симонова В.И. «Кроха» сборник пьес для болкфлейты 1-2 класс Новосибирск: Окраина 2002г.

9.        Шапошникова М. «Хрестоматия для саксофона» М.: Музыка – 2005г.

  1. ГЛОССАРИЙ

Adagio – адажио – медленно, спокойно

Ad libitum – ад либитум – по усмотрению, по желанию, свободно

Agitato – аджитато - возбужденно, взволнованно

Alla marcia – алля марчиа –маршеобразно

Allegro – аллегро – весело, быстро

Allegretto – аллегретто, указание темпа, более медленного, чем аллегро

Animato - анимато – воодушевленно, оживленно

Andante - анданте – идущий, текущий; средний по скорости темп, соответствующий спокойному шагу

Andantino – андантино- темп более оживленный, чем анданте

Appassionato – аппасьонатто - страстно

Assai – ассаи - достаточно, довольно

A capriccio - а каприччьо – то же, что ад либитум

A tempo – а темпо – в темпе (то есть в основном темпе, указанном ранее)

Accelerando – аччелерандо – ускоряя

Calando – каляндо – уменьшая силу и скорость

Cantabile – кантабиле - певуче

Cantando – кантандо – певуче

Cappricciozo - капприччьозо – капризно

Con affetto – кон аффетто – с чувством, со страстью

Con anima – кон анима – с воодушевлением, с оживлением

Con brio – кон брио – с жаром

Con dolcezza – кон дольчецца – нежно, мягко

Con dolcherezza – кон дольчерецца – нежно, мягко

Con espressione – кон эспрессьёне – с выражением

Con forza – кон форца – с силой

Con moto – кон мото – подвижно

Con passion – кон пассьёне – со страстью

Con spirit – кон спирито – то же, что Con anima (кон анима)

Crescendo – крещендо – увеличивая силу звука

Da capo al fine – да капо аль фине – с начала до слова «конец»

Decrescendo – декрещендо – уменьшая силу звучания

Diminuendo – диминуэндо – уменьшая силу звучания

Dolce – дольче – мягко, нежно

Doloroso – долорозо – грустно, жалобно

Energico – энерджико – энергично

Espressivo – эспрессиво – выразительно

Forte (в нотной записи часто f) – форте – громко, сильно (подробнее)

Fortissimo – фортиссимо – очень громко, очень сильно

Grazioso – грацьёзо – грациозно

Grave – граве – важно, тяжеловесно

Largo – лярго – широко; весьма медленный темп

Legato – легато – плавно, связно (подробнее)

Lento – ленто – медленно

Leggiero – леджьеро – легко

Lugubre – люгубре – мрачно

Maestoso – маестозо – торжественно, величаво

Marcato – маркато – подчеркивая

Marciale – марчиале – маршеобразно

Mezza voze – мецца воче – вполголоса

Mezzo piano (в нотной записи часто mp) – меццо пьяно – не очень тихо (подробнее)

Mezzo forte (в нотной записи часто mf) – меццо форте – не очень громко (подробнее)

Misteriozo –мистерьёзо – таинственно

Moderato – модерато – умеренно

Molto –мольто – весьма, очень много

Non – нон – не

Non troppo – нон тропо – не слишком

Piano (в нотной записи часто p) – тихо (подробнее)

Pianissimo – пианиссимо – очень тихо (подробнее)

Poco a poco – поко а поко – мало-помалу, постепенно

Presto – престо – быстро

Ritenuto – ритенуто – замедляя движение

Rizoluto – ризолюто – решительно

Rubato – рубато – в свободном темпе (подробнее)

Semplice – семпличе – просто

Sempre – семпре – всегда, постоянно

Simile – симиле – подобно (предыдущему)

Shcerzando – скерцандо – шутливо

Scherzoso – скерцозо – шутливо

Smorzando – сморцандо – замирая

Sostenuto – состенуто – сдержанно, не спеша

Sotto voce – сотто воче – вполголоса

Spirituozo – спиритуозо – одухотворенно

Staccato – стаккато – отрывистоеп исполнение звуков; противоположность легато (подробнее)

Tranquillo – транквилло – спокойно

Tranquillamente –транквилляменте - спокойно

Vivace – виваче – скоро, живо

Vivo – виво – темп, более быстрый, чем allegro (аллегро), но более медленный, чем presto (престо)