Использование технологии творческого проекта в классе фортепиано

Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. Метод творческого проекта позволяет включить в творческий процесс всех без исключения учеников класса вне зависимости от способностей и достижений. Творческий проект для обучающегося - возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бакушева Ирина Николаевна

преподаватель

МБУДО Ивдельская ДШИ

г.Ивдель Свердловская область

Использование технологии творческого проекта в классе фортепиано

Аннотация: В данной статье рассматривается технология творческого проекта как один из наиболее эффективных и инновационных методов преподавания. Автор анализирует позитивные стороны данной методики, которые позволяют учащимся осваивать навыки самостоятельной работы с материалом, развивать критическое мышление и раскрывать творческий потенциал. Приводятся примеры успешной реализации проектной деятельности в классе фортепиано.

Ключевые слова: метод творческого проекта,  игра на музыкальном инструменте, развитие творческого потенциала учащихся.


        В последние десятилетия в нашей стране происходят кардинальные  изменения во всех сферах жизнедеятельности.  Сейчас необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения многих задач в условиях социальных реформ. В этой связи повышается роль и значение учреждений  художественного дополнительного образования,  в частности ДШИ, в формировании и воспитании гармоничной, творческой и всесторонне развитой личности.  

В последние годы многие школы искусств столкнулись с целым рядом серьёзных проблем: отсутствие конкурса при поступлении, неподготовленность детей к деятельности в сфере искусства. Кроме того, увеличение учебной нагрузки в общеобразовательной школе, обилие средств массовой информации и интернет-ресурсов не позволяет учащимся выделять нужное количество времени для усвоения материала.   Всё это заставляет педагогов переосмыслить методы обучения и воспитания подрастающего поколения. Современное музыкальное образование должно давать  обучающимся не только базовые знания, но и целенаправленно развивать в них творческое начало, поощряя самостоятельность и креативность. Важную роль в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению игре на  музыкальном инструменте.

Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, формирование навыков самостоятельного структурирования материала и ориентации в информационном пространстве.

При работе с любым проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это постановка проблемы, которую предстоит решить в ходе проектной деятельности. Проект обязательно должен иметь ясную, достижимую цель. Следующий шаг заключается в предварительном планировании работы: весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы с промежуточными задачами; определить способы решения задач и найти материал. Финальной стадией любого проекта является его публичная защита, презентация результата работы.

Из  всего многообразия проектных технологий  наиболее актуальной в своей педагогической деятельности я считаю технологию творческого проекта. Этот метод позволяет включить в творческий процесс всех без исключения учеников класса, независимо от их способностей и достижений.  Проект для обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

На протяжении пяти лет в классе существует творческий проект «Мы дружим с музыкой». Этот проект представляет собой цикл концертов для воспитанников детского сада. Он пропагандирует  музыкальное  образование  с целью привлечения контингента обучающихся, развивает у детей дошкольного возраста навыки слушания музыки. Тематика концертов  варьируется. Так уже прошли следующие концерты: «В гостях у сказки», «Музыкальный зоопарк», «Зимняя мозаика», «Мои игрушки».  Данный проект реализуется силами учащихся младших классов.  Для них это возможность накапливать опыт выступлений на сцене и преодолевать сценическое   волнение.

 «Портреты великих композиторов» - это творческий проект, посвященный жизни и творчеству великих композиторов.  Основная  функция проекта - популяризация классической музыки. Участие в проекте позволяет обучающимся проявить творческие способности в концертной, конкурсной деятельности, в исследовании творчества великих композиторов.  

 В 2015 году состоялся концерт, посвященный  175-летию со дня рождения П.И.Чайковского. С 2016 года  в рамках проекта началось арт-сотрудничество с Детскими школами искусств  методического объединения.  Были проведены следующие мероприятия: «Волшебный Моцарт», «Романтичный Шуберт», «Композитор С. Майкапар - детям». В 2017 году рамках проекта состоялись: фестиваль-конкурс, посвященный творчеству С.Майкапара в ДШИ п. Калья; в 2019 году внутришкольный конкурс «Юный виртуоз» на лучшее исполнение этюда, приуроченный 200-летию композитора А. Лешгорна.  

Творческий  проект «Играем вместе - всей семьей»  направлен на создание благоприятной среды для творческого семейного общения. Родители приводят детей в музыкальную школу для того, чтобы воспитать ребенка всесторонне развитой, образованной личностью. Однако в процессе обучения,  особенно часто со 2-го класса, родители становятся менее заинтересованными в учебном процессе, перекладывая все на плечи педагогов и самого ребенка. Кроме того, в существующих формах работы с родителями, например,  посещение уроков, концертов, конкурсов, они выступают в только качестве слушателей. Таким образом, возникает индифферентное  отношение родителей к образовательному процессу и его результатам.  Как отмечал в одном из своих исследований выдающийся пианист Генрих Нейгауз: «Хорошие родители  для ребенка важнее хороших педагогов». Действительно, если родители равнодушны к музыке, любые методы обучения  даже самых великих педагогов окажутся бесполезны. Многие родители не понимают, что обучение игре на музыкальном инструменте непростая задача, поскольку  требует ежедневного труда и больших усилий, а это может быть тяжело даже для взрослого. В связи с этим, возникла необходимость в организации мероприятия, где родители вместе с детьми являлись бы активными участниками исполнительского процесса и концертного выступления. Так возник творческий  проект «Играем вместе - всей семьей» с участием родителей обучающихся. В 2012 году состоялся  первый концерт, в котором приняло участие  12 семейных дуэтов. Проведение таких концертов стало ежегодной традицией.  В классе несколько родителей владеют игрой на фортепиано, гитаре. В отдельных  семьях музицируют даже несколько поколений, что означает формирование целых музыкальных династий. Проект способствовал возрождению  замечательной традиции музицирования в кругу семьи. В настоящее время участниками концертов стали не только семейные, но и дружеские ансамбли.  

 Творческий проект «Играем вместе – всей семьей» имеет большой потенциал по улучшению взаимоотношений  между всеми участниками образовательного процесса, повышает самооценку ученика благодаря совместной подготовке к концерту  и выступлению, дает ощущение радости от совместного творчества детей и родителей.  

Метод творческих проектов раскрывает творческий потенциал в детях с разным уровнем подготовленности,  независимо от их возраста. Он способствует сплочению творческого коллектива, что является особенно ценным в классе фортепиано, где обучение происходит в форме индивидуальных занятий. Помимо этого, проекты стимулируют интерес к обучению в ДШИ у детей и их родителей.  

Результатом реализации творческих проектов, в классе фортепиано,  стали следующие моменты: вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность,  интеграция классических музыкальных традиций и современных технологий, повышение эффективности и качества исполнительского мастерства, повышение мотивации  к занятиям музыкально-исполнительским искусством.

Список литературы

1.Загоскина Е.Н. Использование проектного метода в классе специального фортепиано в «Детской школе искусств»// Молодой ученый. – 2016. - №15. – с. 455-457.

2.Инновационная деятельность в учреждениях дополнительного образования детей: основания, качество, последствия. Материалы для обсуждения на городской научно-практической конференции 28-29 февраля 2000. – СПб., 2000- 87 стр.

3.Колесникова Л.В. Проектная деятельность в классе фортепиано в образовательном пространстве ДМШ [электронный ресурс] - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  

4.Кужугет Ш.А.  Доклад на тему "Что такое проект"? https://multiurok.ru

5.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Нейгауз; [Послесл. Я. И. Мильштейна, с. 257-299]. - 4-е изд. - М.: Музыка, 1982.

6.Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. – 192 с.