Клавирное творчество Иоганна Себастьяна Баха.

Преображенская Евгения Анатольевна
Музыкальная деятельность И.С.Баха была  многосторонней - он композитор, органист, клавесинист, скрипач, педагог, знаток инструментов, изобретатель.
Огромная любовь Баха к органу не исключала его постоянного творческого интереса и к другим инструментам. Особое место среди них занимает клавир. Если в органном творчестве композитор выступает завершителем богатейшей традиции, то в клавирной музыке он прокладывает новые пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klavirnoe_tvorchestvo_i.s._baha.docx20.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Иога́нн Себастья́н Бах (1685-1750) — великий немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог.



Бах был гением такого масштаба, что и сегодня считается явлением исключительным. Его творчество неисчерпаемо, и интерес к нему неуклонно возрастает. 

Творческое наследие Баха необозримо, оно включает более 1000 произведений самых разных жанров. Произведения Баха можно разделить на 3 основные жанровые группы:

1.вокально-инструментальная музыка;
2.органная музыка,
3.музыка для клавира, скрипки, флейты и других инструментов; и инструментальных  ансамблей.

Сегодня мы поговорим о клавирной музыке.

Клавир стал для Баха настоящей творческой лабораторией, где, не стесняемый внешними запретами и церковным контролем, он мог свободно экспериментировать и осуществлять самые смелые проекты и идеи. Бах первый ощутил универсальность и богатейшие возможности клавира.

Клавирная музыка ко времени обращения к ней Баха прошла большой путь развития: уже существовало множество типов инструментов – клавикорды, клавесины, спинеты и т.д. Существовали такие жанры как сюита, вариации, симфонии, инвенции и др. Для клавиров писали программные миниатюры для скромного домашнего музицирования.

С Бахом в этой области многое изменилось. Во-первых, его не устраивало качество звучания этих клавиров – они обладали отрывистым звуком, клавир не был темперированным, и потому на них нельзя было играть в тональностях с большим количеством знаков: квинты и терции звучали фальшиво. Бах много работал над усовершенствованием клавира (в доме у него имелось 10 клавиров), стремился преодолеть ударность его звучания, внедрить вокальную пластику и темперированный строй, открывающий перед композитором безграничные возможности. Он изобрел новые виды клавира; разработал новую технику игры 5-ю пальцами, а не 4-мя, что позволило играть связно.

Как известно, инвенции и симфонии были предназначены специально для выработки кантабильной манеры игры. С этим принципом связана баховская аппликатура и постановка руки. В отличие от виртуозов французской школы, он играл закругленными пальцами (при свободной кисти) и с чрезвычайной плавностью соскальзывал с клавиши. Он ввел новый прием— подкладывание 1-го пальца и тем самым продвинулся в направлении к современной аппликатуре.

Перед Бахом стояла насущная задача: преодолеть ограниченность средств, которыми располагала клавесинная музыка, и заставить инструмент, предназначенный для аккомпанемента или домашнего муцизирования, заговорить серьезно о значительных явлениях жизни, сделать его пригодным для передачи больших чувств и мыслей. Он безгранично расширяет художественные средства инструмента, обогащает его новой виртуозной техникой, преображает самое содержание музыкальных образов.

Благодаря Баху сделалось очевидным, что клавиру, так же как органу, доступна сфера высокой лирики и патетики, что к клавиру применимы новые принципы итальянской скрипичной школы — виртуозный, концертный стиль, кантиленносгь мелодики.

Бах заимствует из богатейшего арсенала органной, скрипичной, оперной литературы стилистические и технические приемы, особенности формы, жанров и делает их достоянием клавирного искусства. Стиль Баха переступал границы технологически возможного для всех тогдашних конструкций и становился фактором дальнейшего прогресса.

В Кётенский период его жизни и творчества расширяется еще одна линия: он пишет композиции педагогического назначения «для пользы и употребления стремящейся к учению молодежи». Первая в этом ряду — «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха» (начата в 1720 г. для первенца и любимца отца, тоже в будущем известного композитора). Здесь помимо танцевальных миниатюр и обработок хоралов — прообразы 1 тома «ХТК» (прелюдии), 2-х и 3-голосных «Инвенций» (преамбулы и фантазии).

В Кётене начата «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» (второй жены композитора), включающая наряду с пьесами разных авторов 5 из 6 «Французских сюит». Ведь так естественно — в доме, который музыка наполняла как воздух, где новые произведения ежедневно создавались всеми, от мала до велика,— иметь тетрадь, в которую бы все это записывалось. В эти же годы создавались «Маленькие прелюдии и фугетты», «Английские сюиты», «Хроматическая фантазия и фуга» и др. клавирные сочинения. С увеличением числа баховских учеников пополнялся его педагогический репертуар, которому суждено было стать школой исполнительского искусства для всех последующих поколений музыкантов.

Пьесы учебного назначения у Баха не отграничены резкой чертой от других его клавирных произведений. 20 маленьких прелюдий, 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций-«симфоний», несут на себе яркий отпечаток личности композитора и — в своих скромных рамках — представляют его индивидуальный стиль. Они издавна знакомы всем музыкантам, поскольку первыми вводят их в изучение великого баховского наследия. Характер многоголосия, образные возможности любой легкой прелюдии, самостоятельное движение голосов в инвенциях — все это в детские годы открывает для нас не «облегченного», а подлинного Баха.

Клавирная музыка Баха представляет целую шкалу движения от простого к сложному — в смысле формы, типа изложения, требований к исполнителю: от маленьких прелюдий, 2-х- и 3х-голосных инвенций к Французским и Английским сюитам, от сюит и партит к концертам, к циклам «Wohltemperiertes Klavier» (ХТК), к фантазиям с фугами, к замыслу «Kunst der Fuge» (Искусство фуги). Различие масштабов и степеней сложности связано, разумеется, и с различным образным содержанием пьес, но они всегда образны у Баха, даже будучи задуманы с учебными, прикладными целями. По существу, здесь все содержательно и все в конечном счете до наших дней составляет школу мастерства для музыканта.