Конспект открытого занятия "Путешествие в Музыкальную страну"

Вдовина Екатерина Викторовна

Конспект открытого занятия по предмету "Вокальное искусство" для учащихся вокальной студии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vdovina_2018-2019_szhatyy.docx847.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества «Юность»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Путешествие в Музыкальную страну»

Возраст учащихся: 5-8 лет

(2-й год обучения)

Объединение: Ансамбль эстрадной песни «Калейдоскоп»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа:

 «Звучит, поёт душа моя»

Вдовина Екатерина Викторовна,

педагог дополнительного образования

г. Петропавловск-Камчатский

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Путешествие в Музыкальную страну». В учебном плане общеразвивающей программы «Звучит, поёт душа моя»  учебное занятие находится в разделе «Вокально – хоровая работа» и «Слушание музыки».

Состав учебной группы: 9 учащихся 5-8 лет (2 мальчика, 7 девочек 2- ого года обучения).

Тип занятия: обобщение и систематизация полученных знаний.

Цель занятия: закрепление навыков вокально – хоровой работы, знакомство с новым материалом через игровую деятельность.

Задачи занятия.

Образовательные:

  • знакомить учащихся с основными понятиями музыкального искусства;
  • научить слушать, анализировать, сравнивать, выделять главное в предлагаемом музыкальном материале;
  • научить более устойчивому интонированию одноголосного пения;
  • знакомить учащихся с лучшими образцами инструментальной и вокальной музыки.

Развивающие:

  • развить первоначальные навыки подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
  • развить чувства ритма, музыкальности, умение работать в ансамбле;
  • способствовать развитию эмоционального восприятия, творческого воображения, познавательной активности учащихся;

Воспитательные:

  • содействовать эстетическому воспитанию учащихся;
  • воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать и исполнять вокальную музыку;
  • совершенствовать эмоциональную сферу, художественный, музыкальный и эстетический вкусы.

Тип занятия: обобщение, закрепление знаний и умений.

Форма занятия: открытое занятие  для родителей.

Методы работы:

Словесный: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядный: просмотр картинок.

Практический: упражнения, игра, самостоятельное исполнение песен.

Методы контроля: вопросы учащимся, оценка педагога.

Материально-техническое оснащение занятия: стулья (по количеству учащихся), магнитная доска, фортепиано, компьютер, flash – носитель, микрофоны.

Дидактические материалы: наглядные картинки, плакаты.

Раздаточный материал: карточки со скороговорками, карточки со слогами.

 

Музыкальный ряд: аудиозапись № 1 - «Минорная музыка без слов», аудиозапись № 2 - В.А.Моцарт «Соната № 16», аудиозапись №  3 – «Грустная песня Сыроежкина», аудиозапись №  4– детская песня «Первоклашки», аудиозапись №  5 – детская песня «Как кричит крокодил».

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Продолжительность занятия - 45 минут

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП – (5 минут)
  • Приветствие
  • Сообщение темы занятия
  • Тематическое ориентирование

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП – (37 минут)
  • Психолого-педагогическая настройка  (3 минуты)
  • Пение учебно – тренировочного материала (7 минут)
  • Знакомство с новым материалом – «Ноты» (5 минут)
  • Расширение музыкального кругозора на основе музыкально – выразительных средств  «Мажор» и «Минор» (7 минут)
  • Развитие актерских навыков  (5 минут)
  • Упражнения на развитие ритмического слуха (5 минут)
  • Закрепление навыков работы с микрофоном,  как одного из важных элементов вокального выступления (5 минут)

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3 минуты)
  • Подведение итогов

                                                                     

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП – (5 минут)
  1. Приветствие

Педагог:

- Добрый день, дети!

Дети: 

- Здравствуйте!

Педагог:  

- Давайте, посмотрим,  друг на друга и скажем, кого сегодня нет на занятии? Кто отсутствует? (учащиеся сообщают, кто отсутствует)

Педагог:

- Вспоминаем, как мы должны правильно сидеть на стульях и держать корпус при пении сидя. Выпрямляем спину, собираем ноги вместе. Ножки у нас сегодня послушные – стоят ровно. Ручки послушные – лежат на коленочках. Глазки внимательно смотрят, ушки внимательно слушают. Как вы себя чувствуете? Все ли здоровы сегодня и готовы заниматься?

Дети: 

- Всё хорошо. Никто не болеет. Готовы!

  1. Тематическое ориентирование

Педагог: 

- Сегодня у нас с вами итоговое занятие в этом учебном году, поэтому на нашем занятии присутствуют гости – ваши родители и педагоги ДДТ «Юность». Сегодня мы с вами подведём итоги, закрепим полученные знания и возможно узнаем что-то новое, то, что может нам пригодиться в дальнейшем.

  1. Сообщение темы занятия

Педагог:

- Скажите мне, пожалуйста, хотите ли вы побывать в сказочной музыкальной стране? Где учиться не трудно, не нудно, а весело и чудно! Такая страна на свете есть. Называется она – Музыкальная. Путешествуя, мы с вами увидим, как прекрасна эта страна, и какие герои её населяют. Тема нашего сегодняшнего занятия – «Путешествие в Музыкальную страну».

  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП – (37 минут)
  1. Психолого-педагогическая настройка  - (3 минуты)

Педагог: 

- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами подумаем, что же нам необходимо взять с собой?

Дети:

- Хорошее настроение, друзей, улыбку.

Педагог:

- Правильно. Путешествие будет долгим и нам необходимо подкрепиться. Но, вы ведь знаете, что перед пением сильно много кушать нельзя, иначе наши животы будут переполнены и нам будет трудно петь. Поэтому мы с вами только попьем вкусные, бодрящие и полезные напитки. Встаньте со своих мест, приготовьте свои чашечки. Но, наши  напитки горячие и их необходимо остудить. Набираем полные лёгкие воздуха и остужаем. Выдуваем воздух не резко, а спокойно, «экономно» и как можно дольше.

Учащиеся берут «чашечки» («Чашечки» - приложение № 1). У каждого в руке своя чашка с напитком: молоко или какао, чай с лимоном или с ромашкой.

Выполняется упражнение на укрепление дыхания «Чашечка».  

Педагог: 

- Остудили?

Дети:

- Да!

Педагог:

- Теперь можно выпить чай или какао и убрать свою чашечку в карман тетради.

  1. Пение учебно – тренировочного материала - (7 минут)

Педагог: 

- Для волшебного путешествия нам необходим транспорт. А добраться до  «Музыкальной страны» нам поможет попевка про паровоз.

Исполнение попевки «Едет, паровоз»

Педагог:

- Отлично! Ребята, а вдруг наше путешествие окажется трудным,  и мы не сможем справиться с ним. Предлагаю взять с собой  помощников. Как вы думаете, мамы, папы, бабушки и дедушки могут помочь нам в путешествие?

Дети: 

- Да.

Педагог:

- Тогда, берём всех с собой!

Исполнение попевки «Дружная семья»

3. Знакомство с новым материалом – «Ноты»- (5 минут)

Педагог:

- Молодцы! Вы хорошо распелись и настроились на путешествие. Итак, давайте посмотрим, какая же первая станция  встречается у нас на пути.

Педагог переворачивает плакат с названием станции «Нотки» («Станции» - приложение № 2)

Педагог: 

- Станция «Нотки». Интересно, что это за станция такая? И кто такие нотки? Кто знает?

Дети: 

- Нотки – это значки, с помощью них композитор сочиняет и записывает музыку.

Педагог: 

- Верно. Нотки - это музыкальные жители, которые населяют музыкальную страну. Они очень разные, дружные и весёлые.

Педагог демонстрирует «Нотки» на картинке

(«Весёлые нотки» - приложение № 3)

Педагог: 

- У каждой из нот свой музыкальный голос – тонкий или толстый. Жители музыкальной страны могут дружить друг с другом, бегать и  прыгать, шутить, кувыркаться. Поэтому и мелодия получается разнообразной. Мы с вами знаем, что мелодия может подниматься по ступенькам вверх или спускаться вниз, может также прыгать  через ступеньки, а может просто быть на месте только на одной ступеньке. Давайте попробуем исполнить попевку, в которой мелодия сначала прыгает через ступеньки вверх, а потом спокойно спускается вниз.

Исполнение попевки «Дон, дон».

4. Расширение музыкального кругозора на основе музыкально – выразительных средств  «Мажор» и «Минор» - (7 минут)

Педагог: 

- Вот мы и познакомились с первыми жителями «Музыкальной страны» - нотками. Мы с ними ещё обязательно увидимся в конце занятия. Продолжаем наше путешествие. Следующая станция …

Педагог переворачивает плакат с названием станции «Мажор, Минор» («Станции» - приложение № 2)

Педагог: 

- Станция «Мажор и Минор». Что за непонятные слова? Сейчас я вам расскажу. Мажор и Минор – это два брата, но они очень разные. В музыкальной стране с помощью них передаётся характер, настроение музыки. Брат Мажор – радостный, весёлый, задорный. Ему всегда светит яркое солнышко, на небе появляется красивая разноцветная радуга, а подпевает ему весёлый петушок.

Демонстрация изображения «Мажор» (Брат «Мажор» - приложение № 4)

Педагог:

- Брат Минор – печальный, грустный, плаксивый. Над ним всегда льёт дождь, грохочет гроза и вместо ароматных, красивых цветов растут одни колючие лопухи.  

Демонстрация изображения «Минор» (Брат «Минор» - приложение № 5)

Педагог:

- Послушайте, какое интересное стихотворение придумал поэт про этих братьев:

                 Два дружных брата-близнеца,

                 Почти похожи два лица.

                 Но на одном цветёт улыбка,

                 А на другом – печаль, укор.

                 И никакой тут нет ошибки:

                 Один – мажор, другой – минор!

Педагог:

- Сейчас предлагаю послушать музыкальные произведения и подумать, чем они отличаются друг от друга.

Педагог включает аудиозапись № 1 («Минорная музыка без слов»), аудиозапись № 2 (В.А.Моцарт «Соната № 16»).

Педагог:

- Ребята, чем на ваш взгляд отличаются музыкальные произведения друг от друга? (ответы детей). Давайте, проговорим, какое произведение можно отнести к весёлому брату Мажору, а какое к грустному брату Минору?

Дети: 

- Первое – к мажору, второе – к минору.

Педагог: 

- Правильно. А как вы думаете, какие можно выполнять движения под музыку мажора и минора?

Дети: 

- Под музыку мажора – активные. Например - хлопать, топать, прыгать. Под музыку минора – плавные. Например - медленно махать руками, кружиться.

Педагог: 

- Верно. Давайте, немного разомнёмся и попробуем показать эти движения. Встаём со своих мест. Сейчас будет звучать разная музыка, а вы внимательно слушайте, подбирайте  и придумывайте движения, соответствующие темпу и характеру музыки.

Педагог включает аудио запись №  3«Грустная песня Сыроежкина» и аудио запись №  4детская песенка «Первоклашки»

5. Развитие актерских навыков  -  (5 минут)

Педагог:

- Молодцы! Вы все научились разбираться с настроением музыки, а значит, подружились с Мажором и Минором. Продолжаем путешествие. Следующая станция …

Педагог переворачивает плакат с названием станции «Театральная» (приложение № 7)

Педагог:

- Станция «Театральная». Любой человек, выступающий на сцене, будь то актёр, музыкант, певец, дарит зрителям не только своё творчество, но и эмоции. А вы знаете, что такое эмоции?

Дети:

- Эмоции – это когда человек плачет, смеётся…

Педагог:

- Мы, люди – живые. Не роботы. Поэтому можем смеяться и плакать, восхищаться и грустить. А как мы можем передать наши эмоции? Интонацией голоса и мимикой, то есть выражением лица и жестами. Сейчас я вам предлагаю выполнить задание. Давайте проговорим скороговорки с разным настроением, с разным выражением лица и с использованием жестов.

Выполнение упражнения № 2 «Скороговорки»

  • Хулиган, ух и нагл;
  • У ёлки иголки колки;
  • Проворонила ворона воронёнка;
  • У нас гость унёс трость.

6. Упражнения на развитие ритмического слуха – (5 минут)

Педагог:

- Молодцы! Задание выполнили. Двигаемся дальше. Станция  «Ритмичная»!

Педагог переворачивает плакат с названием станции «Ритмичная» («Станции» - приложение № 2)

Педагог:

- Чтобы дружно, вместе петь,

  Нужно ритмом нам владеть.

  Чётко в такт всем попадать,

  Никому не отставать.

Педагог:

- Мы знаем, что у каждой мелодии есть свой ритм, ритмический рисунок. Можно петь ровно, грациозно, когда нотки бегут плавненько и ровненько. Но, бывает ритм сложный, похожий на марш, важный или на польку, как бы спотыкающийся. Когда певец поёт на сцене, он не только должен хорошо и громко петь, но и обязательно петь ритмично. А что же может произойти, если петь не вместе и  не ритмично?

Дети:

 - Мы будем мешать друг другу, ошибаться.

Педагог:

- Правильно. Сейчас мы с вами поиграем в нашу любимую игру «Ритмическое эхо», с помощью которой мы вырабатываем чувство ритма.

Игра  на отработку чувства ритма - «Ритмическое эхо».

 Педагог  задаёт ритмический рисунок – дети самостоятельно повторяют.

Педагог:  

- Хорошо. Теперь давайте попытаемся соединить ритмический рисунок с текстом. Я вам приготовила уже знакомые вам слоги. Сейчас каждый выберет для себя карточку, и попробует сочинить  на этот слог свой ритм – простой или сложный, кто какой захочет. Каждый демонстрирует свой придуманный ритм, а затем мы все вместе его повторим. Договорились? Выбираем слоги.

Педагог раздаёт карточки со слогами («Слоги» - приложение № 6)

Педагог:

- Приступаем к выполнению задания.

Учащиеся по одному проговаривают слоги  с карточек, прохлопывая самостоятельно сочинённый ритмический рисунок. После исполнения учащегося ритмический рисунок исполняет, повторяет  вся группа.

7. Закрепление навыков работы с микрофоном,  как одного из важных элементов вокального выступления – (5 минут)

Педагог:

- Молодцы! С заданием справились. Продолжаем путешествовать дальше. Следующая станция…

Педагог переворачивает плакат с названием станции «Сцена»

(«Станции» - приложение № 10)

Педагог:

- Станция «Сцена». Ну, вот, ребята, мы с вами приехали на одну из самых главных станций «Музыкальной страны». Все, кто попадает на эту станцию, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится - микрофон. Но, чтобы микрофон стал настоящим помощником исполнителю, надо правильно уметь им пользоваться. Вы  уже знаете, как в него петь. Давайте вспомним правила. Как правильно нужно держать микрофон? На каком расстоянии? Что нельзя делать?

Дети: 

- Микрофон нужно держать крепко, на расстоянии спичечного коробка. Хвост микрофона должен смотреть на зрителя. Петь нужно в центр микрофона.

Педагог: 

- Давайте сейчас я раздам микрофоны тем детям, кто ещё не пробовал держать его на сцене. Покажите, как вы его будете использовать.

Педагог раздаёт микрофоны детям

Педагог:

- Давайте исполним песню «Как кричит крокодил». Не забываем следить за тем, как  держите микрофон.

Исполнение песни «Как кричит крокодил»- аудио запись № 5

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – (3 минуты). 

Педагог: 

- Ребята! Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в музыкальной стране ещё много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнать об этой стране всё больше и больше. На занятии я вам обещала, что с жителями музыкальной страны, нотками мы ещё встретимся. Обратите внимание на этот плакат («Нотки» - приложение № 7). Здесь изображён нотный стан («Нотный стан» - приложение № 8), то место, где живут и располагаются ноты. Предлагаю вам сейчас, вместе с родителями выбрать любую понравившуюся нотку  и приклеить её на нотный стан. Напоминаю вам, что нотки могут дружить друг с другом и располагаться на одной линеечке или могут весело прыгать через ступеньки. Приступаем к выполнению задания. 

Учащиеся вместе с родителями приклеивают нотки на нотный стан

Педагог: 

- Посмотрите, какая красивая и разноцветная мелодия у вас получилась. Вы – большие молодцы! Все сегодня старались и я очень  довольна сегодняшним занятием! Желаю всем хорошо отдохнуть на летних каникулах, набраться положительных эмоций. Жду вас в сентябре загорелых, отдохнувших, с большим желанием трудиться и получать новые знания! До свидания!

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Уметь работать в ансамбле, общаться со сверстниками и педагогом в ходе занятия.
  • Уметь слушать, сравнивать анализировать, высказывать свою точку зрения.
  • Уметь применять полученные знания на практике.
  • Уметь правильно выполнять упражнения.
  • Уметь работать с микрофоном.
  • Знать правила постановки корпуса, правила взятия дыхания.
  • Знать основные понятия музыкального искусства.
  • Знать правила сценической культуры.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Евсеева Ю.В. До-ре-ми-фа-солька!: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.
  2. Усачёва А.А., Пинегин А., Богушевская И.: Детская площадка № 1 «20 песен для детей и их родителей». Изд. Мир детства Медиа, 2011 г.
  3. kartik.ru/multashnye-parovoziki/

Приложение № 1

«Чашечки» учащихся ансамбля эстрадной песни «Калейдоскоп»

IMG_20190524_102653

Приложение № 2

«Станции»

https://irina-ds10.edusev.ru/uploads/27500/27438/section/455634/d9EDJMUTAUA.jpg?1522497808834  https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6702f79867b837d34fd3cdb7d65bde71-l&n=13   http://detskie-stihi.com/wp-content/uploads/2017/07/parovoziki-min.jpg                                      http://detskie-stihi.com/wp-content/uploads/2017/07/parovoziki-min.jpg                           https://muzruk2-dmdou14.edumsko.ru/uploads/32200/32195/section/647739/15.jpg?1542546393660                     https://muzruk2-dmdou14.edumsko.ru/uploads/32200/32195/section/647739/9.jpg?1542546530950

   

                                                                                                                                                                                           Приложение № 3

https://i.ytimg.com/vi/F1bWLLDryYo/maxresdefault.jpg

Приложение № 4

Брат «Мажор»

                                             https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=72c8bc7ef94ba494e5872abfd902dbee&n=13                                                                      https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6bc7bd4e9931b078895a960a6933eb28&n=13

                                                                     C:\Users\Анна\РАБОЧАЯ ПАПКА\АЛТУФЬЕВА\АНСАМБЛЬ\ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ\2018-19\Махор, минор.jpg                      https://i.pinimg.com/736x/46/22/c8/4622c81538a1ee54a8868ed8585b045e--creative-art.jpg                 

                                                                                                                                                                                                  Приложение № 5

Брат «Минор»

                                               https://cn.toluna.com/dpolls_images/2017/12/23/734db824-5108-420f-9862-7bf9263654d6.jpg                                                      https://www.stihi.ru/pics/2015/08/22/3023.jpg   

                                                              C:\Users\Анна\РАБОЧАЯ ПАПКА\АЛТУФЬЕВА\АНСАМБЛЬ\ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ\2018-19\Махор, минор.jpg                     https://dom-knig.com/page_images/19/df3f4d19ba1fa1037d0aed338c3adb12.jpg               

                                                                                                                                                                                            Приложение № 6

Сочиняем ритм на слоги

Лё – ли, лё – ли

Тра – та – та, тра – та – та

Баю – бай, баю – бай

Динь – дон, динь – дон

Динь – дон, динь – дон

Ля – ля, ля – ля – ля

Тик – так, тики – так

Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь

Тра – та – та, тра – та – та

Бом – бом, бом – бом

Ти – та – та, ти – та –  та

Бум – бам, бум – ба – БАМ

https://thumbs.dreamstime.com/z/cartoon-music-notes-theme-image-eps-vector-illustration-49458536.jpg

                                                                                                                                                                                            Приложение № 7

«Нотки»

https://3.bp.blogspot.com/-gaKjJMVEKxQ/WetLkxISOWI/AAAAAAAADW4/_8qyVpELXdsPefwMungipXk-D89KdTxbwCLcBGAs/s1600/1.jpg

https://golubenko-solnishko.educrimea.ru/uploads/23300/23201/section/638202/1ni3.jpg?1544011464847

http://promesta.ru/images/events/1621/poster.jpg

http://www.clipartbest.com/cliparts/jTx/L6E/jTxL6EXBc.jpg

https://cdn2.vectorstock.com/i/1000x1000/33/81/in-love-music-note-character-cartoon-vector-18113381.jpg

https://img3.stockfresh.com/files/l/lady-luck/m/50/9394135_stock-vector-set-of-funny-laughing-musical-notes-isolated-on-white-background-vector-cartoon-close-up-illustrati.jpg

https://content.schools.by/cache/d3/a3/d3a3924f4627d17b93ff5f5a3f48d4a3.jpg

https://st.depositphotos.com/1007989/1372/i/950/depositphotos_13722544-stock-photo-music-note-mascot.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/happy-music-note-character-whistling-cute-cartoon-thumbs-up-isolated-white-background-eps-file-available-58080544.jpg

https://img3.stockfresh.com/files/l/lenm/m/52/2684776_stock-photo-music-note-mascot-with-violin.jpg

http://tapenik.ru/dizain_musik/not_26.png

http://tapenik.ru/dizain_musik/not_27.png

                                                                                                                                                                                               Приложение № 8

Нотный стан

http://itd2.mycdn.me/image?id=858373729192&t=20&plc=WEB&tkn=*k_Ah6MbZXeL9OYknpa54dhzJNRA