Конспект открытого занятия "Путешествие в Музыкальную страну"
Конспект открытого занятия по предмету "Вокальное искусство" для учащихся вокальной студии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vdovina_2018-2019_szhatyy.docx | 847.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества «Юность»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Путешествие в Музыкальную страну»
Возраст учащихся: 5-8 лет
(2-й год обучения)
Объединение: Ансамбль эстрадной песни «Калейдоскоп»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа:
«Звучит, поёт душа моя»
Вдовина Екатерина Викторовна,
педагог дополнительного образования
г. Петропавловск-Камчатский
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Путешествие в Музыкальную страну». В учебном плане общеразвивающей программы «Звучит, поёт душа моя» учебное занятие находится в разделе «Вокально – хоровая работа» и «Слушание музыки».
Состав учебной группы: 9 учащихся 5-8 лет (2 мальчика, 7 девочек 2- ого года обучения).
Тип занятия: обобщение и систематизация полученных знаний.
Цель занятия: закрепление навыков вокально – хоровой работы, знакомство с новым материалом через игровую деятельность.
Задачи занятия.
Образовательные:
- знакомить учащихся с основными понятиями музыкального искусства;
- научить слушать, анализировать, сравнивать, выделять главное в предлагаемом музыкальном материале;
- научить более устойчивому интонированию одноголосного пения;
- знакомить учащихся с лучшими образцами инструментальной и вокальной музыки.
Развивающие:
- развить первоначальные навыки подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
- развить чувства ритма, музыкальности, умение работать в ансамбле;
- способствовать развитию эмоционального восприятия, творческого воображения, познавательной активности учащихся;
Воспитательные:
- содействовать эстетическому воспитанию учащихся;
- воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать и исполнять вокальную музыку;
- совершенствовать эмоциональную сферу, художественный, музыкальный и эстетический вкусы.
Тип занятия: обобщение, закрепление знаний и умений.
Форма занятия: открытое занятие для родителей.
Методы работы:
Словесный: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядный: просмотр картинок.
Практический: упражнения, игра, самостоятельное исполнение песен.
Методы контроля: вопросы учащимся, оценка педагога.
Материально-техническое оснащение занятия: стулья (по количеству учащихся), магнитная доска, фортепиано, компьютер, flash – носитель, микрофоны.
Дидактические материалы: наглядные картинки, плакаты.
Раздаточный материал: карточки со скороговорками, карточки со слогами.
Музыкальный ряд: аудиозапись № 1 - «Минорная музыка без слов», аудиозапись № 2 - В.А.Моцарт «Соната № 16», аудиозапись № 3 – «Грустная песня Сыроежкина», аудиозапись № 4– детская песня «Первоклашки», аудиозапись № 5 – детская песня «Как кричит крокодил».
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Продолжительность занятия - 45 минут
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП – (5 минут)
- Приветствие
- Сообщение темы занятия
- Тематическое ориентирование
- ОСНОВНОЙ ЭТАП – (37 минут)
- Психолого-педагогическая настройка (3 минуты)
- Пение учебно – тренировочного материала (7 минут)
- Знакомство с новым материалом – «Ноты» (5 минут)
- Расширение музыкального кругозора на основе музыкально – выразительных средств «Мажор» и «Минор» (7 минут)
- Развитие актерских навыков (5 минут)
- Упражнения на развитие ритмического слуха (5 минут)
- Закрепление навыков работы с микрофоном, как одного из важных элементов вокального выступления (5 минут)
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (3 минуты)
- Подведение итогов
ХОД ЗАНЯТИЯ
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП – (5 минут)
- Приветствие
Педагог:
- Добрый день, дети!
Дети:
- Здравствуйте!
Педагог:
- Давайте, посмотрим, друг на друга и скажем, кого сегодня нет на занятии? Кто отсутствует? (учащиеся сообщают, кто отсутствует)
Педагог:
- Вспоминаем, как мы должны правильно сидеть на стульях и держать корпус при пении сидя. Выпрямляем спину, собираем ноги вместе. Ножки у нас сегодня послушные – стоят ровно. Ручки послушные – лежат на коленочках. Глазки внимательно смотрят, ушки внимательно слушают. Как вы себя чувствуете? Все ли здоровы сегодня и готовы заниматься?
Дети:
- Всё хорошо. Никто не болеет. Готовы!
- Тематическое ориентирование
Педагог:
- Сегодня у нас с вами итоговое занятие в этом учебном году, поэтому на нашем занятии присутствуют гости – ваши родители и педагоги ДДТ «Юность». Сегодня мы с вами подведём итоги, закрепим полученные знания и возможно узнаем что-то новое, то, что может нам пригодиться в дальнейшем.
- Сообщение темы занятия
Педагог:
- Скажите мне, пожалуйста, хотите ли вы побывать в сказочной музыкальной стране? Где учиться не трудно, не нудно, а весело и чудно! Такая страна на свете есть. Называется она – Музыкальная. Путешествуя, мы с вами увидим, как прекрасна эта страна, и какие герои её населяют. Тема нашего сегодняшнего занятия – «Путешествие в Музыкальную страну».
- ОСНОВНОЙ ЭТАП – (37 минут)
- Психолого-педагогическая настройка - (3 минуты)
Педагог:
- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами подумаем, что же нам необходимо взять с собой?
Дети:
- Хорошее настроение, друзей, улыбку.
Педагог:
- Правильно. Путешествие будет долгим и нам необходимо подкрепиться. Но, вы ведь знаете, что перед пением сильно много кушать нельзя, иначе наши животы будут переполнены и нам будет трудно петь. Поэтому мы с вами только попьем вкусные, бодрящие и полезные напитки. Встаньте со своих мест, приготовьте свои чашечки. Но, наши напитки горячие и их необходимо остудить. Набираем полные лёгкие воздуха и остужаем. Выдуваем воздух не резко, а спокойно, «экономно» и как можно дольше.
Учащиеся берут «чашечки» («Чашечки» - приложение № 1). У каждого в руке своя чашка с напитком: молоко или какао, чай с лимоном или с ромашкой.
Выполняется упражнение на укрепление дыхания «Чашечка».
Педагог:
- Остудили?
Дети:
- Да!
Педагог:
- Теперь можно выпить чай или какао и убрать свою чашечку в карман тетради.
- Пение учебно – тренировочного материала - (7 минут)
Педагог:
- Для волшебного путешествия нам необходим транспорт. А добраться до «Музыкальной страны» нам поможет попевка про паровоз.
Исполнение попевки «Едет, паровоз»
Педагог:
- Отлично! Ребята, а вдруг наше путешествие окажется трудным, и мы не сможем справиться с ним. Предлагаю взять с собой помощников. Как вы думаете, мамы, папы, бабушки и дедушки могут помочь нам в путешествие?
Дети:
- Да.
Педагог:
- Тогда, берём всех с собой!
Исполнение попевки «Дружная семья»
3. Знакомство с новым материалом – «Ноты»- (5 минут)
Педагог:
- Молодцы! Вы хорошо распелись и настроились на путешествие. Итак, давайте посмотрим, какая же первая станция встречается у нас на пути.
Педагог переворачивает плакат с названием станции «Нотки» («Станции» - приложение № 2)
Педагог:
- Станция «Нотки». Интересно, что это за станция такая? И кто такие нотки? Кто знает?
Дети:
- Нотки – это значки, с помощью них композитор сочиняет и записывает музыку.
Педагог:
- Верно. Нотки - это музыкальные жители, которые населяют музыкальную страну. Они очень разные, дружные и весёлые.
Педагог демонстрирует «Нотки» на картинке
(«Весёлые нотки» - приложение № 3)
Педагог:
- У каждой из нот свой музыкальный голос – тонкий или толстый. Жители музыкальной страны могут дружить друг с другом, бегать и прыгать, шутить, кувыркаться. Поэтому и мелодия получается разнообразной. Мы с вами знаем, что мелодия может подниматься по ступенькам вверх или спускаться вниз, может также прыгать через ступеньки, а может просто быть на месте только на одной ступеньке. Давайте попробуем исполнить попевку, в которой мелодия сначала прыгает через ступеньки вверх, а потом спокойно спускается вниз.
Исполнение попевки «Дон, дон».
4. Расширение музыкального кругозора на основе музыкально – выразительных средств «Мажор» и «Минор» - (7 минут)
Педагог:
- Вот мы и познакомились с первыми жителями «Музыкальной страны» - нотками. Мы с ними ещё обязательно увидимся в конце занятия. Продолжаем наше путешествие. Следующая станция …
Педагог переворачивает плакат с названием станции «Мажор, Минор» («Станции» - приложение № 2)
Педагог:
- Станция «Мажор и Минор». Что за непонятные слова? Сейчас я вам расскажу. Мажор и Минор – это два брата, но они очень разные. В музыкальной стране с помощью них передаётся характер, настроение музыки. Брат Мажор – радостный, весёлый, задорный. Ему всегда светит яркое солнышко, на небе появляется красивая разноцветная радуга, а подпевает ему весёлый петушок.
Демонстрация изображения «Мажор» (Брат «Мажор» - приложение № 4)
Педагог:
- Брат Минор – печальный, грустный, плаксивый. Над ним всегда льёт дождь, грохочет гроза и вместо ароматных, красивых цветов растут одни колючие лопухи.
Демонстрация изображения «Минор» (Брат «Минор» - приложение № 5)
Педагог:
- Послушайте, какое интересное стихотворение придумал поэт про этих братьев:
Два дружных брата-близнеца,
Почти похожи два лица.
Но на одном цветёт улыбка,
А на другом – печаль, укор.
И никакой тут нет ошибки:
Один – мажор, другой – минор!
Педагог:
- Сейчас предлагаю послушать музыкальные произведения и подумать, чем они отличаются друг от друга.
Педагог включает аудиозапись № 1 («Минорная музыка без слов»), аудиозапись № 2 (В.А.Моцарт «Соната № 16»).
Педагог:
- Ребята, чем на ваш взгляд отличаются музыкальные произведения друг от друга? (ответы детей). Давайте, проговорим, какое произведение можно отнести к весёлому брату Мажору, а какое к грустному брату Минору?
Дети:
- Первое – к мажору, второе – к минору.
Педагог:
- Правильно. А как вы думаете, какие можно выполнять движения под музыку мажора и минора?
Дети:
- Под музыку мажора – активные. Например - хлопать, топать, прыгать. Под музыку минора – плавные. Например - медленно махать руками, кружиться.
Педагог:
- Верно. Давайте, немного разомнёмся и попробуем показать эти движения. Встаём со своих мест. Сейчас будет звучать разная музыка, а вы внимательно слушайте, подбирайте и придумывайте движения, соответствующие темпу и характеру музыки.
Педагог включает аудио запись № 3– «Грустная песня Сыроежкина» и аудио запись № 4– детская песенка «Первоклашки»
5. Развитие актерских навыков - (5 минут)
Педагог:
- Молодцы! Вы все научились разбираться с настроением музыки, а значит, подружились с Мажором и Минором. Продолжаем путешествие. Следующая станция …
Педагог переворачивает плакат с названием станции «Театральная» (приложение № 7)
Педагог:
- Станция «Театральная». Любой человек, выступающий на сцене, будь то актёр, музыкант, певец, дарит зрителям не только своё творчество, но и эмоции. А вы знаете, что такое эмоции?
Дети:
- Эмоции – это когда человек плачет, смеётся…
Педагог:
- Мы, люди – живые. Не роботы. Поэтому можем смеяться и плакать, восхищаться и грустить. А как мы можем передать наши эмоции? Интонацией голоса и мимикой, то есть выражением лица и жестами. Сейчас я вам предлагаю выполнить задание. Давайте проговорим скороговорки с разным настроением, с разным выражением лица и с использованием жестов.
Выполнение упражнения № 2 «Скороговорки»
- Хулиган, ух и нагл;
- У ёлки иголки колки;
- Проворонила ворона воронёнка;
- У нас гость унёс трость.
6. Упражнения на развитие ритмического слуха – (5 минут)
Педагог:
- Молодцы! Задание выполнили. Двигаемся дальше. Станция «Ритмичная»!
Педагог переворачивает плакат с названием станции «Ритмичная» («Станции» - приложение № 2)
Педагог:
- Чтобы дружно, вместе петь,
Нужно ритмом нам владеть.
Чётко в такт всем попадать,
Никому не отставать.
Педагог:
- Мы знаем, что у каждой мелодии есть свой ритм, ритмический рисунок. Можно петь ровно, грациозно, когда нотки бегут плавненько и ровненько. Но, бывает ритм сложный, похожий на марш, важный или на польку, как бы спотыкающийся. Когда певец поёт на сцене, он не только должен хорошо и громко петь, но и обязательно петь ритмично. А что же может произойти, если петь не вместе и не ритмично?
Дети:
- Мы будем мешать друг другу, ошибаться.
Педагог:
- Правильно. Сейчас мы с вами поиграем в нашу любимую игру «Ритмическое эхо», с помощью которой мы вырабатываем чувство ритма.
Игра на отработку чувства ритма - «Ритмическое эхо».
Педагог задаёт ритмический рисунок – дети самостоятельно повторяют.
Педагог:
- Хорошо. Теперь давайте попытаемся соединить ритмический рисунок с текстом. Я вам приготовила уже знакомые вам слоги. Сейчас каждый выберет для себя карточку, и попробует сочинить на этот слог свой ритм – простой или сложный, кто какой захочет. Каждый демонстрирует свой придуманный ритм, а затем мы все вместе его повторим. Договорились? Выбираем слоги.
Педагог раздаёт карточки со слогами («Слоги» - приложение № 6)
Педагог:
- Приступаем к выполнению задания.
Учащиеся по одному проговаривают слоги с карточек, прохлопывая самостоятельно сочинённый ритмический рисунок. После исполнения учащегося ритмический рисунок исполняет, повторяет вся группа.
7. Закрепление навыков работы с микрофоном, как одного из важных элементов вокального выступления – (5 минут)
Педагог:
- Молодцы! С заданием справились. Продолжаем путешествовать дальше. Следующая станция…
Педагог переворачивает плакат с названием станции «Сцена»
(«Станции» - приложение № 10)
Педагог:
- Станция «Сцена». Ну, вот, ребята, мы с вами приехали на одну из самых главных станций «Музыкальной страны». Все, кто попадает на эту станцию, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится - микрофон. Но, чтобы микрофон стал настоящим помощником исполнителю, надо правильно уметь им пользоваться. Вы уже знаете, как в него петь. Давайте вспомним правила. Как правильно нужно держать микрофон? На каком расстоянии? Что нельзя делать?
Дети:
- Микрофон нужно держать крепко, на расстоянии спичечного коробка. Хвост микрофона должен смотреть на зрителя. Петь нужно в центр микрофона.
Педагог:
- Давайте сейчас я раздам микрофоны тем детям, кто ещё не пробовал держать его на сцене. Покажите, как вы его будете использовать.
Педагог раздаёт микрофоны детям
Педагог:
- Давайте исполним песню «Как кричит крокодил». Не забываем следить за тем, как держите микрофон.
Исполнение песни «Как кричит крокодил»- аудио запись № 5
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – (3 минуты).
Педагог:
- Ребята! Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в музыкальной стране ещё много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством, вы сможете узнать об этой стране всё больше и больше. На занятии я вам обещала, что с жителями музыкальной страны, нотками мы ещё встретимся. Обратите внимание на этот плакат («Нотки» - приложение № 7). Здесь изображён нотный стан («Нотный стан» - приложение № 8), то место, где живут и располагаются ноты. Предлагаю вам сейчас, вместе с родителями выбрать любую понравившуюся нотку и приклеить её на нотный стан. Напоминаю вам, что нотки могут дружить друг с другом и располагаться на одной линеечке или могут весело прыгать через ступеньки. Приступаем к выполнению задания.
Учащиеся вместе с родителями приклеивают нотки на нотный стан
Педагог:
- Посмотрите, какая красивая и разноцветная мелодия у вас получилась. Вы – большие молодцы! Все сегодня старались и я очень довольна сегодняшним занятием! Желаю всем хорошо отдохнуть на летних каникулах, набраться положительных эмоций. Жду вас в сентябре загорелых, отдохнувших, с большим желанием трудиться и получать новые знания! До свидания!
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Уметь работать в ансамбле, общаться со сверстниками и педагогом в ходе занятия.
- Уметь слушать, сравнивать анализировать, высказывать свою точку зрения.
- Уметь применять полученные знания на практике.
- Уметь правильно выполнять упражнения.
- Уметь работать с микрофоном.
- Знать правила постановки корпуса, правила взятия дыхания.
- Знать основные понятия музыкального искусства.
- Знать правила сценической культуры.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Евсеева Ю.В. До-ре-ми-фа-солька!: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.
- Усачёва А.А., Пинегин А., Богушевская И.: Детская площадка № 1 «20 песен для детей и их родителей». Изд. Мир детства Медиа, 2011 г.
- kartik.ru/multashnye-parovoziki/
Приложение № 1
«Чашечки» учащихся ансамбля эстрадной песни «Калейдоскоп»
Приложение № 2
«Станции»
Приложение № 3
Приложение № 4
Брат «Мажор»
Приложение № 5
Брат «Минор»
Приложение № 6
Сочиняем ритм на слоги
Лё – ли, лё – ли
Тра – та – та, тра – та – та
Баю – бай, баю – бай
Динь – дон, динь – дон
Динь – дон, динь – дон
Ля – ля, ля – ля – ля
Тик – так, тики – так
Дзынь – дзынь, дзынь – дзынь
Тра – та – та, тра – та – та
Бом – бом, бом – бом
Ти – та – та, ти – та – та
Бум – бам, бум – ба – БАМ
Приложение № 7
«Нотки»
Приложение № 8
Нотный стан
- Мне нравится (1)