Конспект открытого урока по специальности фортепиано. Тема: "Первые технические задачи в классе фортепиано. Знакомство и работа над гаммой"

Полякова Ирина Викторовна

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. В начальный период обучения закладывается фундамент пианистической техники, формируются и совершенствуются навыки игры на инструменте. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Кроме решения узкотехнических задач, изучение гамм позволяет овладеть определенными формулами фортепианной техники, ведь, как известно, гаммовый комплекс - это основа фактуры классических произведений.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_25.11.2021g.doc102 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по специальности фортепиано

МБУ ДО «Коммунаровская детская школа искусств» преподавателя Поляковой И. В.

Тема урока:

Первые технические задачи в классе фортепиано. Знакомство и работа над гаммой.


Коммунар 2021г.

Открытый урок по специальности фортепиано.

“Не важно, что вы играете, а важно как вы играете.”

                                                                               Г. Нейгауз

Дата: 25.11.2021г.

Учащаяся: ученица второго класса Павленкова Анастасия, 8 лет

Преподаватель: Полякова Ирина Викторовна

Тема урока: Первые технические задачи в классе фортепиано. Знакомство и работа над гаммой.

Присутствовали: директор школы Церр Е.Р., зам. директора по УВР Гукова С.В., преподаватели фортепианного отдела.

Тип урока: урок приобретения знаний, умений и навыков.        

Цель урока: показать важность начального этапа изучения гамм, определить последовательность методов работы над гаммами, игра двумя руками.

Задачи урока:        

Образовательные:

- теоретический разбор строения гамм,

- познакомить с понятием мажорная гамма, звукоряд, последовательность, тоника,    ключевые знаки,

- освоить аппликатуру в гамме, подкладывание 1 пальца,

- применить навык игры на фортепиано на legato,

- научить слышать гамму как длинную линию, выполняя звуковые задачи,

- освоение, накопление и совершенствование технических навыков.         

Развивающие:

- развивать координацию, ориентацию на клавиатуре,

- развивать мышление, самоконтроль, умение слышать и оценивать себя,

- развивать умение играть ровно и чётко, в одном темпе,

- развивать умение владеть динамическими оттенками в гаммах,        

- развивать творческую активность и инициативность.

Воспитательные:

- воспитывать желание добиваться поставленной цели,

- воспитывать усидчивость и трудолюбие,

- воспитывать эстетический вкус,

- воспитывать культуру исполнения.        

Оборудование: фортепиано, два стула, подставка на стул, нотная литература (нотный текст), нотная тетрадь, карандаш.

Форма урока: индивидуальное занятие в классе фортепиано.

Предполагаемый результат:

  • Исполнение мажорной гаммы двумя руками в две октавы.

Методы:

- словесный (диалог, объяснение)

- наглядный (разбор в нотах, на клавиатуре)

- практический (повторение и закрепление изученного материала на инструменте)

- создание художественного контекста

Структура урока:

  1. Организационная часть.
  2. Основная часть: знакомство с мажорной гаммой, изучение аппликатуры, исполнение в прямом движении отдельными руками. Соединение гаммы двумя руками, исполнение в две октавы. Изучение других видов техники в гамме (расходящейся гаммы, хроматической гаммы, аккордов и арпеджио).
  3. Подведение итогов урока: обобщение урока, оценка работы учащегося, домашнее задание.

Ход урока.        

1. Организационная часть.  (5 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Введение в тему занятия. Сообщение темы и плана урока.

Данный урок посвящается знакомству и работе над  гаммой E dur и её видами (гамма в прямом и расходящемся движении, хроматическая гамма, аккорды и арпеджио).

Урок проводится с ученицей второго класса Павленковой Анастасией 8 лет.

Характеристика ученицы: ученица обладает средними музыкальными данными, старательна, послушна, исполнительна, развитая и общительная девочка.

Введение:

Пояснительная записка:

Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом является необходимой составной частью воспитания пианиста. В начальный период обучения закладывается фундамент пианистической техники, формируются и совершенствуются навыки игры на инструменте. Игра гамм развивает такие технические качества как беглость, ловкость, четкость и точность звукоизвлечения, силу и выносливость, независимость и самостоятельность пальцевых движений, координацию движений в партиях обеих рук, вырабатывает аппликатурные привычки. Кроме решения узкотехнических задач, изучение гамм позволяет овладеть определенными формулами фортепианной техники, ведь, как известно, гаммовый комплекс - это основа фактуры классических произведений.        

Музыкальное воспитание юных пианистов невозможно без определенных технических навыков. «Техника» от греческого «Techne» – искусство, мастерство. Это мастерство достигается путем постоянной работы не только над художественными произведениями, но и на специальном инструктивном материале. Работа над этюдами, различными упражнениями, гаммами – является одной из составляющих успешного освоения технических навыков учащимися. Изучение гамм, арпеджио, аккордов является обязательной частью музыкального воспитания. Их освоение начинается в младших классах детской музыкальной школы и продолжается в консерватории. Они «одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному, искусному исполнителю,- замечает К. Черни.- «Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах сделается излишним» (Цит. по: Корыхалова Н. Играем гаммы. М., 1995, с.6.)

Гаммы (как и всякие упражнения) осваиваются сравнительно легко, и сразу же начинают «работать» на выработку и накопление технического мастерства, приносить плоды. Кроме того, в отличие от этюдов, часто направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки: и левая, и правая упражняются и развиваются одновременно. Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано. Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

- гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов – интервалику, осваивают кварто-квинтовый круг тональностей).

- гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (вырабатывается пальцевая четкость, ровность, беглость).

- гаммы - помогают освоить основные формулы фортепианной техники.

- гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

- гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

- гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио …).

О порядке изучения гамм:

Существует несколько методических рекомендаций и способов как начать освоение  гаммы. Каждый педагог выбирает близкий и более универсальный способ для своей работы. М.Лонг советует начать изучение с хроматической гаммы. (Цит. по: Корыхалова Н. указ. ранее соч., с.19). Она элементарна по своей структуре (играются все звуки подряд), подкладывание первого пальца совершается в очень тесной позиции, вырабатывается точность прикосновения, ловкость и гибкость первого пальца. Другой вариант – начать с гамм имеющих наименьшее количество знаков, т.е. от до мажора двигаться по квинтовому и квартовому кругу тональностей. Такой порядок имеет свои преимущества – дает ясное представление о расположении всех 24 тональностей. Но, как известно, до-мажорная гамма трудна в исполнении. С точки зрения технического освоения лучше начинать с си мажора для правой руки и ре-бемоль мажора для левой. В этих гаммах присутствует «формула Шопена». Минорные гаммы можно учить как параллельные мажорным (С-dur – а-moll, G-dur – e-moll и т.д.), или как одноименные (С-dur – с-moll, G-dur – g-moll и т.д.). Иногда можно изучать гаммы согласно учебному репертуару учащегося, т.е. работать над гаммами в тех тональностях, в которых написаны произведения. Какой из вариантов выбрать - следует решать, опираясь на способности и возможности учащихся. Одним будет проще ориентироваться на белых клавишах, других не испугают черные. Также, как правило, в каждой музыкальной школе выработан свой план и порядок изучения гамм по утверждённой программе отдела. В основном изучение начинается с мажорной гаммы E и A.

Начальный период работы над гаммами.

К изучению гамм необходимо приступать в то время, когда учащиеся уже ознакомились с клавиатурой, нотной грамотой, с определенными навыками игры на инструменте. Некоторые видные пианисты-педагоги (Е. Гнесина) рекомендуют начинать играть гаммы как можно позже, через год или даже через два. ( Гнесина Е. Фортепианная азбука. М., 1978, с.4). Лучше всего приступать к гаммам, когда хорошо освоены пятипальцевые последования legato. Приступая к изучению гамм, необходимо дать ученикам некоторые теоретические понятия: - “Звукоряд”– “звук” и “ ряд”, это звуки, расположенные в ряд или по порядку. Проговорить, пропеть и поиграть звукоряды от разных звуков. - «Мажор» и «Минор». Можно для сравнения сыграть две одноименные гаммы (к примеру, C-dur и c-moll), провести сравнительный анализ ощущений, вызываемый этими гаммами и закрепить, что в первом случае звукоряд, выражающий радостные, приподнятые эмоции относится к мажорному наклонению и есть Мажор, а во втором – Минор, т. е. звукоряд, вызывающий противоположные эмоции, относится к минорному наклонению. - объяснить соотношение тонов и полутонов в гамме (мажор – 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т. 1т. 1/2т., минор – 1т. 1/2т. 1т. 1т. 1/2т. 1т. 1т.) - дать понятие устойчивых и неустойчивых, опорных и неопорных звуков, попеть и поиграть их вместе с учеником. Начав знакомство с гаммами, нужно вводить буквенное обозначение, тем самым повышать профессиональный уровень учащихся.

Выучив одну гамму, запомнив ее звучание, следует остальные гаммы подбирать по слуху. Это принесет гораздо больше пользы, чем показ и объяснение педагога или обращение к пособию по гаммам. «Только самостоятельно добытое знание бывает по-настоящему прочным» ( Корыхалова Н. указ. ранее соч., с. 9).

Ровность при игре гамм зависит от legato внутри позиции и подкладывания первого пальца. Основные технические требования к игре legato предъявляются следующие: погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу (контакт с клавиатурой). Нажим пальца в клавишу происходит без толчка, следует плавное переступание с палаца на палец (передача веса). Кисть движется за звуком. При этом необходимо следить, чтобы неиграющие пальцы не напрягались, не оттопыривались, а двигались за играющими. Кисть должна быть все время собранной. Таким образом, кисть и предплечье при игре звуков одной гаммовой позиции делают как бы вспомогательное объединяющее движение. Это пианистическое движение с пружинящим, "дышащим" запястьем, способствует гибкости и пластичности рук. Подобные движения освобождают руки от переутомления, давая возможность ученику "отдыхать" во время игры.

Подкладывание первого пальца.

Большое значение при игре гамм имеет подкладывание, а точнее подставление (термин «подкладывание» вызывает представление о пальце, который кладется на клавишу, что не является правильным, «подстановка» - более точный термин), первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно на край белой клавиши углом "подушечки" и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как "опорная свая" всего кистевого "купола", как "ножка циркуля". При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз. Существует много упражнений на подкладывание и перекладывание пальцев. Учиться подводить первый палец под ладонь можно сначала без инструмента, повернув руку ладонью вверх и медленно, без толчков, вести первый палец к пятому, а затем так же медленно и плавно отводить его обратно. Затем можно тренировать подстановку пальца на столе, уже потом переходить на инструмент.

Игра гамм.

После всех упражнений пробуем сыграть гамму целиком. Каждой рукой отдельно, в медленном темпе, в одну, потом в две октавы, в восходящем и нисходящем движении. Левой руке целесообразно осваивать гамму сначала в нисходящем движении. Приступать к игре гамм двумя руками следует после того, как хорошо усвоена игра отдельными руками. Лучше как можно дольше работать над гаммами отдельными руками. Доводить игру до автоматизма, чтоб впоследствии тратить гораздо меньше времени на освоение гаммы двумя руками. После того как удаётся без ошибок и ровно сыграть на две октавы, нужно добавить новые задачи – динамические. Работать над построением единой линии на крещендо наверх и диминуэндо вниз. Также работать над ровностью, чёткостью и смелостью исполнения.

Об аппликатуре.

В работе над гаммами формируются определенные аппликатурные формулы, которые, превращаясь в навыки, используются потом в фортепианной игре. Практически все упражнения, описанные выше, способствуют выработке таких навыков. Не нужно требовать от ученика заучивания последовательности пальцев в той или иной гамме. Важно, что бы он знал основные правила, которым подчиняется аппликатура гамм:

- применять первый палец на черных клавишах запрещается (без исключений)

- в пределах одной позиции пальцы следуют друг за другом без пропуска (с немногими исключениями).

Следует побуждать ученика самостоятельно определять аппликатуру гамм, используя эти правила и простую формулу: 3+4 или 4+3, где 3 - это малая аппликатурная группа (123 пальцы), а 4 - большая аппликатурная группа (1234 пальцы). Положительный результат данного метода в том, что ученик сам находит верную последовательность пальцев и уже не допускает ошибок в игре.

Таким образом, изучение гамм на начальном  этапе обучения - это необходимый вид работы в классе фортепиано, когда закладывается фундамент теоретических, технических, слуховых навыков и умений,  на котором будет строиться дальнейшее развитие и формирование ученика как исполнителя. 

2. Основная часть: теоретическая часть; прочтение гамм; анализ аппликатуры,  обсуждение технических сложностей; игра одной рукой  на две октавы; ровность и динамические задачи в исполнении; игра двумя руками; работа над хроматической гаммой; аккордами; арпеджио.(32 мин.)

Конечно, все изложенные ранее задачи невозможно пройти на одном уроке. Это достаточно объёмный, а самое главное новый материал для ученика второго класса.  Гаммами мы занимаемся уже 2 месяца и многое освоили, но что-то ещё не получается достаточно хорошо. Поэтому продолжаем учить пройденный материал и добавлять новые виды в работе над гаммой. Начальный этап пробегаем быстро, проговаривая вслух основные моменты. Следует отметить, что приступая изучать гаммы ученица уже освоила пятипальцевое легато. Технический зачёт по программе нашей школы стоит с 3 класса. В своём классе предпочитаю начинать работать над гаммами со 2 класса, чтобы к техническому зачёту ученик пришёл с ясным пониманием и осмысленным исполнением.

Урок начинается с прочтения гаммы E dur. Обсуждаем знаки и поём нотами. Проговариваем пальцы. Заостряем своё внимание на позицию 4х пальцев в левой и правой руке. Играем правой на легато, соблюдая аппликатуру. Стараемся играть ровно, без остановок, мысленно объединяя всю линию. Когда руки знают свои партии уверенно, можно соединять. При соединении обязательно проговорить в какой руке появляется первый подворот . О пальцах следует думать не в момент взятия, а заранее, чтобы не делать остановки и запинки. Параллельно говорим о динамике  в гамме, линии. Наверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Во втором классе стоит играть на две октавы, иначе ученик не сможет долго удержать своё внимание и запутается.

Следующая гамма - расходящаяся. Сначала я  даю её от одной ноты. Отмечаем, что гамма E dur очень удобна для этого, т.к. является зеркальной. Пальцы и чёрные клавиши  в ней совпадают. Когда освоена гамма, то можно развести руки на октаву. А если ученик обладает хорошими данными можно вплести расходящуюся в длинную, начиная играть с параллельного движения.

Далее переходим к изучению хроматической гаммы. Сначала проговариваем что такое хроматизм или полутон. Между какими клавишами «живёт» полутон. Далее определяемся с аппликатурой: все белые играем 1м пальцем, чёрные- 3м. Там где чёрная клавиша отсутствует, нам помогает 2й палец. Можно сначала попробовать сыграть гамму на столе или крышке инструмента. Следует обратить особое внимание на постановку 1го пальца. Он ставится ребром и образует с 3м пальцем разорванное кольцо. Теперь играем отдельными руками на две октавы не пропуская ни одной клавиши. Также работаем над линией и ровностью. Затем учим левой и соединяем. Обычно эта гамма не вызывает сильных затруднений и учится довольно легко.

Аккорды 3х звучные. Называем тоническое трезвучие в данной тональности и строим от него обращения. Важно определить каким пальцем играть средний звук. Записываем в столбик схематично средние пальцы. Некоторым ученикам ещё трудно брать три звука вместе, т.к. рука не окрепла, не готова.  Кому под силу, те играют, кому сложно, начинать играть аккорды с крайних звуков, добавляя отдельно серединку. Например: в ми мажоре берём ми и си вместе, потом добавляем соль #. И так дальше. Когда получается играть одной рукой трёхзвучие, соединяем двумя руками. Важно играть аккорды всей рукой от спины.

Арпеджио. Объясняем что арпеджио - это аккорд в развёрнутом виде, сыгранный мелодически.  Здесь обязательно записывать в тетрадку. Всегда играют 1, 2 и 5й пальцы, а вот средний меняется и его надо знать. (3й или 4 й палец). В столбик записываем именно изменяющиеся пальцы и заучиваем. Обязательно учим отдельными руками, сразу добавляя движение кисти. Во втором классе ещё сложно соединить вместе  руки, но к этому надо стремиться.

Я люблю все пункты гаммы записывать в нотную тетрадь ученикам. 1. Гамма в прямом движении, расписываем. 2. Расходящаяся, расписываем. 3. Хроматическая гамма (здесь можно записать схематично, больше упор на пальцы). 4. Аккорды, расписываем. 5. Арпеджио, расписываем. Это как шпаргалка, в которую можно заглянуть дома и не заучить не то.

3. Подведение итогов урока: оценка работы учащегося, домашнее задание. (3 мин.)

На уроке с ученицей мы показали начальный этап изучения гаммы. Проработали и закрепили изученный материал.

Домашнее задание. В самостоятельных занятиях следует закрепить достигнутые результаты, следить за пианистическим аппаратом, подворотами 1 пальца, посадкой, исполнением правильной аппликатуры. Работать над динамикой в гамме, активностью и чёткостью произношения.

Настя хорошо подготовилась  к уроку, качественно выполнила домашнее задание, с увлечением работала на уроке, быстро понимала и выполняла пожелания преподавателя. Старалась анализировать собственное исполнение. Считаю, задачи, поставленные в начале урока, полностью реализованными.

Использованная литература:

1. Вопросы методики начального музыкального образования. Ред. Натансона В. - М., М. -1981 
2. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград – 1985г.

3. Гаммы и арпеджио для фортепиано. Учебное пособие. Сост. Ширинская Н. М., 1984.

4. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.,1995

5. Милич.Б. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ. Киев, 1977

6. Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы. Методические указания. Сост. Дельнова В.В. М.,1972г

7. Гнесина Е. «Фортепианная азбука.»  М., 1978г