Урок музыки 5 класс «Всю жизнь мою несу я Родину в душе.«Перезвоны».

Разумова Надежда Ильинична

Взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».Знакомство с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны», со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо». Раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_5_klass_vsyu_zhizn_moyu_nesu_rodinu_v_dushe.docx31.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки 5 класс

«Всю жизнь мою несу я Родину в душе. 

«Перезвоны».

Разработала: учитель музыки 1 категории МБОУ "Килемарская СОШ" Разумова Надежда Ильинична.

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
  2. Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
  3. Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Развивающие:

  1. Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
  2. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
  • выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством

Познавательные:

  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

Регулятивные:

  • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,

Коммуникативные:

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;

Информационные:

  • формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
  • обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

Вход детей под музыку песни «С чего начинается Родина?».

Учитель приветствует детей.(Дети садятся) Слайд:1

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд:2

Дети: О Родине.

Учитель: А что мы называем Родиной? (ответы детей)

Молодцы, спасибо!

Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.

Слайд:3 Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны».

Эпиграф сегодняшнего урока. (Звучат колокольные звоны)

Слайд:4

Колокола! Ваш звучный звон-

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Клич и стон,

Как отголосок

Жизни бывшей.

Колокола!

Руси венец,

Червонным золотом

Горящий,

Ваш звон-

Связующая нить

Меж будущим

И настоящим.  

Слайд:5 Что такое на Руси колокол?

Давайте рассмотрим: какое разнообразие колоколов.

И у каждого свой голос…

Можно ли назвать колокола на Руси вестниками? Дети: да

(Читают дети)

1.России звонкие колокола!
Воспели вы её красу и силу.
Вы о победах празднично звонили,
Смолкая в час, когда беда пришла.

2.Вы – голос Родины через года.
Вас брали на трофеи, разрушали.
А вы покой и счастье охраняли,
И преданно служили ей всегда.

3.На колокольнях, звонницах звучит
Набат больших и маленьких звоночков.
Они поют во славу днем и ночью –
Великие колокола Руси!

Учитель: А что для вас значат слова Русь, Россия, Родина?(Ответы детей)

Учитель: Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это  цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися домиками.

Слайд:6 Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся:

«Всю жизнь мою несу я Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько»

Русский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств России Василий Макарович Шукшин (1929 —1974) - воспринимал родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни.

Слайд:7 В рассказе Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: Родина...та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живет там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

Родина... Может, потому; что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.

Какие чувства возникают после прочитанного?

Дети: Всё творчество писателя пронизано любовью к своей Родине, своему родному краю, своей малой Родине и людям.

Слайд:8 Творчеством Василия Макаровича Шукшина увлекался его современник: композитор Валерий Александрович Гаврилин.

Валерий Александрович Гаврилин родился на Вологодчине. Отец его погиб на фронте (1942г.). Мать была арестована и выслана далеко за пределы города.

Мальчик воспитывался в детском доме и страшно скучал по матери, каждый день писал ей трогательные письма.

Практически был лишён детства. Спасением стала музыка, с которой познакомился в детском доме, где впервые сел за фортепиано в одиннадцать лет.

С первых же занятий музыкой Валерий поразил учительницу не детской пытливостью и заинтересованностью музыкой, особенно,

возможностями симфонического оркестра.

Учительница просит письменного разрешения у матери Валерия отдать мальчика в специализированную школу при Ленинградской консерватории.

Современники вспоминали: « самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора.

Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и с очень добрыми карими глазами, красивым голосом»

Учитель: Как вы думаете, чьё творчество, рассказы вдохновили В.А. Гаврилина на написание своего самого крупного произведения «Перезвоны».

Дети: Творчество В.М. Шукшина.

Учитель: Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо.

Таким образом, основой вокального произведения становится проза.

Слайд:9  Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:
 На свете нет печальней повести,
 Чем жить по совести...

«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»
В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. Хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей. Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны».

Почему Гаврилин дал название своему произведению «Перезвоны»?

Дети: Перезвон-вид церковного звона, поочерёдно перебираются все колокола друг за другом.

Учитель: Академик Д.С. Лихачев на склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «Вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память».

Учитель:

Слайд:10 Колокол – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и память о прошлом. Колокольный звон на Руси сопровождал человека всюду. Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

Существует несколько видов звона:
Благовест - одиночные удары в большой колокол.
Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.
Перезвон - поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым.
Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому.       Набат- сигнал тревоги в случае какого-либо  бедствия (пожара, наводнения, нападения врагов и т. п.), подаваемый ударами колокола. 

Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Учитель : Таким образом - герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ?... России, Родины…

Слайд:11

Учитель: Жанр своему произведению В.А.Гаврилин определил такое симфония-действо. Давайте разберёмся в понятиях симфония-действо.

Симфония-действо– это что-то среднее между оперой и кантатой. От оперы в нем – наличие сюжета, конкретная драматическая ситуация, от кантаты – отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма , скорее вид музыкально-поэтического театра. Роль симфонического оркестра выполняет хор.

Учитель: Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова.

Слайд:12 Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина.

Читают:

Хорошо сидеть на берегу реки и думать…

В душу вместе с тишиной вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок…

И какая-то огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа наших предков живет и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, врачуют душу…

Красота родины, ясность её поднебесная и земная – редкая на земле, ясность пашни и ясность людей. Главное, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу на целую жизнь, что она, Родина, живёт постоянно в сердце…

Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз , уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…

Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. (слушание, ответы детей)

Музыка неразрывно связана с литературой и с живописью. Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?

Слайд:13  (смотрим картины подбираем музыку)

  • П. Джогин «На Валааме»
  • Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»
  • А. Израйлян «Утро»
  •  И. Левитан «Над вечным покоем»

Слайд:14  В центре произведения – жизнь человека, дорога от начала до конца. Человечество вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти…

Давайте послушаем еще один фрагмент "Молитва".

Как звучала музыка? В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы? Почему в трудные минуты человек обращается к богу?

В православии существуют различные жанры молитв. Одна из разновидностей называется молитва-вопль. Перед нами разбойник, который почувствовал и осознал всю бессмысленность своего существования, поэтому его выкрики переходят в вопль.

Какие средства музыкальной выразительности (приёмы) подчёркивают характер этой части? (Приёмы: голос солиста, декламация, колокольный звон, чередование голоса солиста и хора)

Слайд;15  «Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.

Слайд:16 Музыка «Перезвонов» сложилась из народных (в частности — разбойничьих песен, частушек, плачей) и из церковной музыки, колокольного звона (в «Молитве» — кульминации «Перезвонов» — использован текст «Поучения Владимира Мономаха»).

«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.

Слайд:17  В 1999 году, немного не дожив до своего юбилея 60 лет, великий творец музыки и народный артист СРФСР умер. Его музыка несет доброту и свет и не удивительно ведь писал музыку на понятном для слушателя языке.

Учитель:  Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки, постарались определить созвучие музыкальных, литературных и живописных образов.

 А сейчас, и мы выразим свои чувства к Родине, исполним песню о

Музыка: Юрий Кудинов, слова: Елена Щепотьева "Россия и я".

Учитель: Домашнее задание:1. Рисунок" Моя малая родина"2. Составить кроссворд по этой теме.

Слайд:18