Организация и проведение урока

Организация и проведение урока в музыкальной школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uroka.docx14.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация и проведение урока

Как учит педагогика, «урок представляет собой нечто целое и законченное, но каждый отдельный урок является лишь звеном в цепи уроков, объединенных общей целью, общими задачами и содержанием». Педагог должен хорошо осознать цель каждого урока, его связь с предыдущими и последующими, поскольку урок – основная форма учебной и воспитательной работы в специальном классе. На уроке рассматриваются и  обсуждаются творческие вопросы исполнительства, музыкального содержания, стиля, жанра, формы и других особенностей произведения, определяется целесообразность применения приемов игры и штрихов, обращается внимание на качество звука, красочность и выразительность мелодии, динамику, аппликатуру, естественность и свободу исполнения.  

Качество урока зависит от подготовки к нему педагога. Она состоит из четкого определения объема материала, который предстоит изучать, планирования самого урока и работы над материалом. Для этого в начале каждого полугодия педагог рассчитывает, какое количество часов следует отвести на каждую пьесу, этюды , гаммы и упражнения, так как они не одинаковы по трудностям. Такое планирование обеспечивает равномерную насыщенность уроков материалом в течении всего учебного года.

Для успешного проведения урока необходима тщательная подготовка: анализ, редактирование и проигрывание всего учебного материала. Под редактированием следует понимать подробное и внимательное обозначение в нотах динамических оттенков, штрихов, аппликатуры и т. д. Если произведение представляет собой переложение с фортепианных, скрипичных или других нот необходимо внимательно сверить его с оригиналом. В подготовку к уроку входит также исполнение педагогом учебного материала. Если он не сохранил  своей исполнительской квалификации, не может сыграть произведение и ощутить его художественные и технические трудности, он рискует поставить перед учащимся неосуществимые задачи.

Четкое планирование урока делает его целеустремленным, освобождает преподавателя от разбросанности, а главное, дает возможность рационально использовать каждую минуту рабочего времени. В плане урока педагог предусматривает очередность заданий в работе над учебным материалом, а также приемы педагогического воздействия. Ему полезно вести методические записи, а ученику – дневник. Планирование очередного урока должно целиком основываться на подведении итогов предыдущего. Составляя план, необходимо предусматривать формы отношений с учениками, чтобы вызвать их заинтересованность к содержанию урока. Если педагог равнодушно относится к изучаемому материалу, то ученик это быстро почувствует и его интерес ослабеет или вовсе пропадет. Следовательно, занятие надо строить как можно более интересно и разнообразно, включая и такие виды работы, как игра по слуху, чтение с листа. Хороший преподаватель всегда сумеет сочетать творчество со строгим планированием.

Поскольку урок является основной формой организации учебного процесса, то педагог должен требовать от ученика добросовестного посещения занятий и быть требовательным в этом в отношении к себе. Для более успешной работы необходимо найти эффективные формы передачи знаний ученику. Эти методы преподавания на различных этапах могут быть разными. Например, при проверке домашнего задания рекомендуется:

  1. метод прослушивания материала (прием – прослушивание произведения в целом, либо его эпизодов);
  2. метод устного отчета учащегося (прием – рассказ о проделанной работе, ответы на вопросы).

При изложении нового материала и его закреплении рекомендуется:

  1. метод инструктажа (прием – устное разъяснение, разъяснение с показом на инструменте, либо только показ на инструменте);
  2. метод тренировки.

Но при этом очень важно, чтобы метод тренировки не подменялся «натаскиванием».

Начинается урок обычно  проверкой домашнего задания и правильности приемов, применяемых учеником. При этом педагог отмечает недостатки его исполнения, восстанавливает в памяти свои указания и если какие – либо из них не выполнены, выясняет причину. В конце  урока преподаватель подытоживает результаты занятия и дает конкретное задание на дом.

Обучение на уроке тесно связанно с домашним заданием, так как от навыков привитых ученику на уроке, зависит продуктивность его самостоятельной работы. Следовательно,  домашнее задание должно быть продолжением классной работы.

Надо отметить, что взаимопонимание преподавателя и учащегося, их совместная творческая инициатива определяет основные направления работы в специальном классе, способствующие наиболее полному раскрытию дарования учащегося.