Организация и проведение урока
Организация и проведение урока в музыкальной школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация и проведение урока
Как учит педагогика, «урок представляет собой нечто целое и законченное, но каждый отдельный урок является лишь звеном в цепи уроков, объединенных общей целью, общими задачами и содержанием». Педагог должен хорошо осознать цель каждого урока, его связь с предыдущими и последующими, поскольку урок – основная форма учебной и воспитательной работы в специальном классе. На уроке рассматриваются и обсуждаются творческие вопросы исполнительства, музыкального содержания, стиля, жанра, формы и других особенностей произведения, определяется целесообразность применения приемов игры и штрихов, обращается внимание на качество звука, красочность и выразительность мелодии, динамику, аппликатуру, естественность и свободу исполнения.
Качество урока зависит от подготовки к нему педагога. Она состоит из четкого определения объема материала, который предстоит изучать, планирования самого урока и работы над материалом. Для этого в начале каждого полугодия педагог рассчитывает, какое количество часов следует отвести на каждую пьесу, этюды , гаммы и упражнения, так как они не одинаковы по трудностям. Такое планирование обеспечивает равномерную насыщенность уроков материалом в течении всего учебного года.
Для успешного проведения урока необходима тщательная подготовка: анализ, редактирование и проигрывание всего учебного материала. Под редактированием следует понимать подробное и внимательное обозначение в нотах динамических оттенков, штрихов, аппликатуры и т. д. Если произведение представляет собой переложение с фортепианных, скрипичных или других нот необходимо внимательно сверить его с оригиналом. В подготовку к уроку входит также исполнение педагогом учебного материала. Если он не сохранил своей исполнительской квалификации, не может сыграть произведение и ощутить его художественные и технические трудности, он рискует поставить перед учащимся неосуществимые задачи.
Четкое планирование урока делает его целеустремленным, освобождает преподавателя от разбросанности, а главное, дает возможность рационально использовать каждую минуту рабочего времени. В плане урока педагог предусматривает очередность заданий в работе над учебным материалом, а также приемы педагогического воздействия. Ему полезно вести методические записи, а ученику – дневник. Планирование очередного урока должно целиком основываться на подведении итогов предыдущего. Составляя план, необходимо предусматривать формы отношений с учениками, чтобы вызвать их заинтересованность к содержанию урока. Если педагог равнодушно относится к изучаемому материалу, то ученик это быстро почувствует и его интерес ослабеет или вовсе пропадет. Следовательно, занятие надо строить как можно более интересно и разнообразно, включая и такие виды работы, как игра по слуху, чтение с листа. Хороший преподаватель всегда сумеет сочетать творчество со строгим планированием.
Поскольку урок является основной формой организации учебного процесса, то педагог должен требовать от ученика добросовестного посещения занятий и быть требовательным в этом в отношении к себе. Для более успешной работы необходимо найти эффективные формы передачи знаний ученику. Эти методы преподавания на различных этапах могут быть разными. Например, при проверке домашнего задания рекомендуется:
- метод прослушивания материала (прием – прослушивание произведения в целом, либо его эпизодов);
- метод устного отчета учащегося (прием – рассказ о проделанной работе, ответы на вопросы).
При изложении нового материала и его закреплении рекомендуется:
- метод инструктажа (прием – устное разъяснение, разъяснение с показом на инструменте, либо только показ на инструменте);
- метод тренировки.
Но при этом очень важно, чтобы метод тренировки не подменялся «натаскиванием».
Начинается урок обычно проверкой домашнего задания и правильности приемов, применяемых учеником. При этом педагог отмечает недостатки его исполнения, восстанавливает в памяти свои указания и если какие – либо из них не выполнены, выясняет причину. В конце урока преподаватель подытоживает результаты занятия и дает конкретное задание на дом.
Обучение на уроке тесно связанно с домашним заданием, так как от навыков привитых ученику на уроке, зависит продуктивность его самостоятельной работы. Следовательно, домашнее задание должно быть продолжением классной работы.
Надо отметить, что взаимопонимание преподавателя и учащегося, их совместная творческая инициатива определяет основные направления работы в специальном классе, способствующие наиболее полному раскрытию дарования учащегося.