Активизация познавательно-творческой деятельности воспитанников на начальном этапе обучения на гитаре
В методической разработке автор делится своим опытом 30-летним работы с воспитанниками в подростково-молодежном центре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР «МИР»
«Активизация познавательно-творческой деятельности воспитанников на начальном этапе обучения на гитаре»
(методические рекомендации)
Автор:
Лазарев Виктор Анатольевич, руководитель клубного формирования,
СПб ГБУ ПМЦ «МИР» Выборгского района
Санкт-Петербург
2022
«В 21 веке приоритетом воспитания должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности» (из учебных материалов курсов повышения квалификации).
Предметом данного исследования является познавательно-творческая
деятельность воспитанника - гитариста на начальном этапе обучения.
Целью являются методы активизации познавательно-творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения на гитаре.
Задачи для исследования и достижения цели:
1.Психофизиологической активизация
познавательно-творческой деятельности на начальном этапе обучения.
2.Исследование процесса активизации познавательно-творческой деятельности при помощи анкетирования - диагностики.
3. Структура медиа-пространства для активизации
познавательно-творческой деятельности.
Методологической основой исследования явились положения общей и музыкальной педагогики, психологии и музыкальной деятельности на тему активизации познавательно-творческой деятельности учащихся.
Методы исследования:
- теоретическое обоснование.
- анкетирование-диагностика активизации познавательно-творческой деятельности учащихся-гитаристов на начальном этапе обучения. - педагогический эксперимент.
Теоретическая часть:
Познавательные способности - способность подростка расширить кругозор в разных областях знаний и видах деятельности. Рост познавательного интереса беспределен, он имеет огромное прогрессивное и перспективное значение в развитии личности. Творчество - это деятельность, предполагающая создание оригинального художественного продукта. Это значит, что творцом не может стать каждый. Нужны определенные способности и талант. Однако каждый, независимо от способностей, может творчески отнестись к возникающим задачам (например, в области музыки), попытаться по-новому взглянуть на себя в этих обстоятельствах. Иными словами, занять творческую позицию и понять творчество как способ свободного самовыражения личности, лучше в коллективной форме. Коллективное творчество является средством развития личности, т.е. педагогическим средством. Одной из форм воспитательной работы является сотворчество - присоединение руководителя к творческим действиям своих подопечных. Поскольку ощущения общности не хватает сегодня как детям, так и взрослым, это ощущение общности очень важно. Поэтому руководителю надо знать структуру творчества как
процесса:
- наличие самой личности-творца, уникальной в сочетании способностей, особенностей характера.
- условия: как внешние (инструментальная оснащенность, оборудованное пространство), так и внутренние (психологический комфорт, вдохновение).
- творческий замысел и сама творческая деятельность, подбор возможных вариантов решения, воплощение замысла.
- получение продукта творчества, его критическая оценка и его социализация.
Итак, активизация познавательно-творческой деятельности учащихся-гитаристов будет эффективна, если будут решены следующие задачи:
1)учтены психолого-педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей учащихся-гитаристов.
2)применение инновационных методик диагностики.
3)метод «самореализация для всех».
В связи с изучением структуры формирования познавательных и творческих способностей учеников в дальнейших исследованиях считаю целесоообразным уделить больше внимания диагностике познавательно-творческих способностей и созданию научных основ активации познавательно-творческой деятельности учеников-гитаристов на начальном этапе обучения.
Структура педагогической деятельности для активации познавательно-творческой деятельности учеников гитары на начальном этапе обучения:
а) методика преподавания, позволяющая раскрыть индивидуально-возрастные и психологические особенности воспитанников;
б) подбор адаптированного репертуара с учётом постепенного расширения и усложнения исполнительских приёмов.
в) организация систематической и последовательной работы над разными видами техники;
г) использование табулатурно-нотного способа с целью ускоренного разучивания мелодий;
д) применение экспресс-метода освоения аккордов на гитаре с использованием авторских гармоний;
е) применение практический метода «самореализация для всех» - создание пространства современного творческого развития «Творческая лаборатория», направленного на самореализацию и самоопределение молодежи в свободное от учебы и работы время ( инициирую сочинение одаренными воспитанниками собственных композиций и аранжировок с использованием современных музыкальных компьютерных программ, использую электромузыкальные инструменты и аппаратуру, сцену актового зала и прямых трансляции в соц.сети «ВКонтакте» для вовлечения в творчество остальных воспитанников ; взаимодействие с звуковой студией-ОЗР, ПМК Приморского района).
Значительную роль в проведении данного исследования сыграла многолетняя деятельность автора в качестве исполнителя пьес и песен на мероприятиях разного уровня, а также личное участие в работе жюри открытого конкурса рок-групп и ВИА.
Решение задачи 1: психолого-педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей учащихся-гитаристов.
Сложность музыкально-исполнительской техники определяется разнообразием психофизиологических действий, выполняемых музыкантом в процессе игры: координацией зрения, слуха, памяти, моторики движений, музыкально-эстетических представлений. Решающая роль в этом процессе принадлежит разуму исполнителя, его сознательному отношению к исполнению и творчеству для достижения намеченной художественной цели. Согласно учению академика И.П. Павлова, для активизации нервных процессов в коре головного мозга нужен раздражитель, вызывающий реакцию организма на внешние или внутренние раздражители. Слово в педагогическом процессе является условным раздражителем, который вызывает реакцию в двигательной сфере при постановке рук гитариста на начальном этапе. Объясняя причины, от которых зависит навык игры (техника пальцев, чистота звука, глиссандо), педагогу следует стремиться к понятному и образному языку. В этом случае в коре головного мозга учащегося происходит иррадация, (распространение нервных импульсов от очага возбуждения к коре головного мозга). Сосредотачивает возбуждение на определенном участке коры головного мозга концентрация. Этот процесс схематично выглядит так: установка педагога (слово)-исполнительское движение, идет атака на звук( иррадация) – реальное звучание (концентрация)- далее слуховой контроль. Вывод: иррадация относится к области врожденных способностей, а концентрация – это деятельность разума, его умение развивать способности и навыки. Поэтому педагогу нельзя ограничиваться наличием врожденных способностей учеников, а необходимо обучать разум ученика с целью развития и активации познавательных и творческих способностей.
На практике это применяется в виде освоения педагогом словесных команд с необходимой интонацией и громкостью, многократным повторением (индивидуально для каждого начинающего гитариста), также проводится регулярная диагностика и педагогическое наблюдение в ходе обучения.
Решение задачи 2: применение инновационных методик диагностики.
Диагностика познавательно-творческой деятельности крайне необходима при решении задачи активации этой деятельности на начальном этапе обучения. В процессе формирования познавательно-творческих способностей целесообразно учитывать практические результаты заполнения двух видов анкет: «Перспективы творческой деятельности» и «Карта самооценки воспитанника и экспертной оценки руководителем
компетентности воспитанника».
Исследование проводилось в подростково-молодежном клубе и состояло из трёх этапов:
1.изучение литературы по проблеме, наблюдение за музыкально-педагогическим процессом, в ходе которого разрабатывались критерии оценки познавательно-творческой деятельности учеников, анкеты адаптировались для моего коллектива.
2. экспериментально-диагностическое исследование механизма активизации познавательно-творческой активности подростков на начальном этапе обучения.
3.Аналитические выводы и оформление материалов.
Первый этап исследования обозначил теоретические аспекты проблемы активизации познавательно-творческих способностей. Были определены цель и задачи исследования, разрабатывались анкеты.
Второй этап включал анкетирование и диагностику, констатирующий эксперимент, охватывающий наблюдения за процессом и результатами технического воспитания. Была уточнена методика проведения диагностики, проведено анкетирование учащихся-гитаристов.
Экспериментальная база исследования: подростковый клуб «Ритм» ПМЦ «Мир».
Мною разработана анкета «Перспективы творческой деятельности» с целью выявить особенности развития творческих способностей с перспективой построить дальнейшую работу с этим воспитанником в соответствии с сильными и слабыми сторонами его личности, создания для него его индивидуального репертуара и творческого плана уже на начальном этапе обучения. Анкетирование рекомендую проводить после трех месяцев обучения начинающих гитаристов, далее в конце каждого полугодия, делать аналитический вывод с целью повышения активизации познавательно-творческого процесса.
Анкета: «Перспективы творческой деятельности».
Направленность творческого поиска | Спектр творческих интересов | Совсем не желаю | Можно попробовать | Да, хотелось бы | Горю желанием |
Мой выбор своей игры в коллективе | Просто играть на гитаре | ||||
Играть на электрогитаре | |||||
Играть в рок-группе или ВИА. | |||||
Моторика пальцев | Делать разминку пальцев | ||||
Играть упражнения | |||||
Играть блюзовые гаммы | |||||
Сочинить свои упражнения | |||||
Стили игры правой рукой | Молодежный стиль «бой». | ||||
Играть перебором струн | |||||
Стиль «Фламенко» | |||||
Стиль «Фингерстайл» | |||||
Играть медиатором | |||||
Я начинаю свое творчество | Равняюсь на лучших гитаристов | ||||
Начинаю импровизировать | |||||
Пробую сочинять свою песню | |||||
Знать немного теории музыки | |||||
Создать свою группу. | |||||
Выступления в составе группы | Играть на учебных концертах | ||||
Играть на праздничных концертах. | |||||
Играть на благотворительных концертах. | |||||
Получать дипломы с конкурсов | |||||
Мои творческие поиски | Обучение в интернете. | ||||
Общение в « Контакте» | |||||
Поиграть на ударных и бас-гитаре, синтезаторе и флейте. | |||||
Попытаться освоить программу звукозаписи | |||||
Мое сотворчество для всех | Играть на гитаре родителям | ||||
Выступать в школе | |||||
Обучить друзей трем аккордам | |||||
Помогать отстающим гитаристам. | |||||
выступить на сцене с песней самостоятельно. |
Карта самооценки воспитанника и экспертной оценки руководителем
компетентности воспитанника.
1 | Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 |
|
2 | Знаю специальные термины, используемые на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 |
3 | Научился использовать полученные на занятиях знания при исполнении песен и пьес | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 |
4 | Мне помогает в творчестве и развитии личных качеств медиа-пространство. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 |
5 | Научился самостоятельно выполнять творческие задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 |
6 | Умею воплощать свои творческие замыслы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 |
7 | Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 |
8 | Научился сотрудничать с ребятами в музыкальном творчестве | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 |
9 | Научился получать информацию из интернета | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 |
10 | Мои достижения в результате занятий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
На примере одного ученика показано заполнение анкеты, после суммирования самооценки воспитанника и экспертной оценки руководителя выставляется средне-арифметическое значение по каждой компетентности. В течении года формулировки компетентностей могут мною изменяться с целью повышения результативности. Данная методика позволяет ясно представить уровень компетентности каждого воспитанника, итоги анкетирования учитываются в воспитательной работе, при необходимости это предмет для разговора с родителями.
Обработка анкет и интерпретация результатов.
При обработке анкеты ответы группируются по следующим категориям:
- освоение теоретической информации - пункты 1, 2, 9; (общая оценка 4.5)
- опыт практической деятельности - пункты 3, 4; (4.5)
- опыт творчества - пункты 5, 6; (3)
- опыт сотрудничества - пункты 7, 8. (4.5)
Вывод: Компетентность «опыт творчества» имеет низкую оценку вследствии малого опыта деятельности в творчестве, что для ученика 1-го года обучения вполне обоснованно.
На заключительном этапе исследования (решение задачи №2) проводились - сравнение и анализ данных, полученных в ходе изучения активизации состояния музыкально-творческих способностей воспитанников, осуществлялось обобщение и оформление результатов.
- Заключительный этап исследования включал проверку и обработку исследования, позволившей выявить позитивную динамику активизации познавательно-творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения на гитаре.
-выявление программирующих свойств учащихся уже на начальном этапе обучения: характера, самооценки, волевых качеств, направленности личности и мотивации.
Решение задачи №3 - метод «самореализация для всех».
«Самореализация для всех» - это создание пространства современного творческого развития «Творческая лаборатория», направленного на самореализацию и самоопределение молодежи в свободное от учебы и работы время. С группой творчески одаренных воспитанников инициирую сочинение ими собственных композиций и аранжировок с использованием современных музыкальных компьютерных программ; использую электромузыкальные инструменты и аппаратуру для озвучивания воспитанниками своих музыкальных работ; на итоговых занятиях делаю прямые трансляции в социальной сети «ВКонтакте» для вовлечения в сотворчество остальных воспитанников, их друзей; обязательно по согласованию с администрацией планирую отчетные концерты и конкурсы, на которых перед зрителями и жюри воспитанники показывают свои творческие достижения. Во время этого творческого процесса воплощается принцип коллективного сотворчества, являющийся одним из принципов активизации познавательно-творческой деятельности. Также успешно идут процессы взаимообучения, исследования изучаемых проблем , самообучения и мотивации. При этом закрепляются когнитивные навыки: обучаемость, любознательность, инициативность, настойчивость в достижении цели, восприятие критики и обратная связь.
Также можно создать и медиапростра́нство - это электронное окружение, в котором отдельные люди или их группы могут действовать вместе в одно и то же время. В этом пространстве они могут создавать визуальную и звуковую среду, воздействующую на реальное пространство.
Работая в двух соседних классах одновременно (по субботам), я понял, что при соответствующем отношении к учебному процессу и оборудовании помещений у меня будет свое двухмерное медиа-пространство!
Планировка пространства состоит из учебного класса и сцены актового зала; каждый из них - это элемент виртуальной реальности, в котором воплощается принцип самообучения, являющийся одним из принципов активизации познавательно-творческой деятельности. В классе занимаются два ученика, имея один ноутбук, три комбоусилителя и музыкальный центр. Это любители сочинять свои композиции при помощи программы FL-Studio.Они с успехом могут делать кавер-версии композиций современных рок-групп. В ходе творческого процесса другие ученики могут в любое время зайти к ним в класс и понаблюдать за ходом творческого процесса. При этом можно общаться, задавать вопросы и подключить ему электрогитару. Можно также принести свой ноутбук и скачать себе программу, получить консультацию у этих же гитаристов. При этом воплощаются в реальность принципы активизации познавательно-творческой деятельности: взаимообучения и мотивации.
Следующее пространство также для коллективного творчества – это сцена актового зала. Здесь по расписанию репетируют дуэты и рок-группы, время регламентировано. Можно подключить три электрогитары, синтезатор, ноутбук к усилителям; поставить ударную установку. Я периодически контролирую музыкантов, даю творческие советы, требую соблюдения дисциплины и техники безопасности. Начинающие гитаристы также могут наблюдать за репетицией, послушать композиции, попробовать себя на сцене с электрогитарой или за ударной установкой. Как правило, эти ребята остаются довольны; происходит процесс активизации познавательно-творческой деятельности на начальном этапе обучения.
Практическая значимость исследования:
- результаты исследования внедрены в учебный процесс этих учреждений;
-полученные в ходе исследования результаты использовались в учебных занятиях в классе гитары и на учебных концертах;
- сделано заключение о составлении индивидуального компетентного репертуара для гитаристов на начальном этапе обучения;
- отрабатываются и закрепляются когнитивные навыки учащихся гитаристов уже на начальном этапе обучения.
Заключение:
Проведённое исследование позволяет сделать ряд общих выводов и методических рекомендаций.
1. Исследование показало, что в настоящее время большее внимание должно уделяться психофизическому подходу к постижению игровых движений подготовки учащихся-гитаристов. Особенно актуален данный подход для начинающих гитаристов-подростков. Он позволяет за более краткий период освоить технические приемы игры на гитаре, что, в свою очередь, способствует сохранению и активизации интереса к процессу обучения и игре на гитаре.
2. В ходе исследования применялись:
педагогическое наблюдение, опросно-диагностический метод, анкетирование, анализ результатов и было установлено, что одним из решающих условий активизации познавательно-творческой деятельности начинающих гитаристов является использование комплекса компонентов:
- регулярного учета динамики изменения индивидуальных творческих и познавательных способностей учеников;
-выбора адаптированного репертуара, способствующего активизации творческой деятельности.
-выявление программирующих свойств: характера, самооценки, волевых качеств, направленности личности и мотивации.
-создания ситуации успеха в результате последовательного привлечения доступного адаптированного репертуара;
-органичного сочетания сольного и группового музицирования.
3. Определяющее значение для активизации познавательно-творческой деятельности заключается в создании условий, т.е. медиа-пространства, которое способствует развитию творческой инициативы и технической оснащённости обучающихся, базируется на интернет-поддержке в сотрудничестве: возникает необходимость в руководителе, готовом к интерактивному взаимодействию с воспитанником как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
Библиография:
1. Агеев Д. Основы игры на гитаре. Издательство «Питер», 2015
2. Грауман Л. Скрипка и ее скрипач. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2016.
3. Донская Ю. 100 советов, как написать песню. Учебное пособие для любителей. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014.
4. Колесникова И.А. Сотворчество детей и взрослых в клубном пространстве. Статья в сборнике статей «Традиционные формы работы в подростково-молодежных клубах Санкт-Петербурга», городской центр «Контакт», Санкт-Петербург, 2012.
5. Лихачев Ю. Программа по гитаре. Современная развивающая методика обучения. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2013.
6. Люблянская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических университетов. Издательство «Просвещение», Москва, 1971.
