Активизация познавательно-творческой деятельности воспитанников на начальном этапе обучения на гитаре

Лазарев Виктор Анатольевич

В методической разработке автор делится своим опытом  30-летним работы с воспитанниками в подростково-молодежном центре.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР «МИР»

«Активизация познавательно-творческой деятельности                                               воспитанников на начальном этапе обучения на гитаре»

(методические рекомендации)

Автор:

Лазарев Виктор Анатольевич, руководитель клубного формирования,

СПб ГБУ ПМЦ «МИР» Выборгского района

Санкт-Петербург

2022

                                                               


 «В 21 веке приоритетом воспитания должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самореализацию личности» (из учебных материалов курсов повышения квалификации).

Предметом данного исследования является познавательно-творческая

деятельность воспитанника - гитариста на начальном этапе обучения.    

Целью являются методы активизации познавательно-творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения на гитаре.

Задачи для исследования и достижения цели:

1.Психофизиологической активизация

 познавательно-творческой деятельности   на начальном этапе обучения.    

2.Исследование  процесса активизации познавательно-творческой деятельности при помощи анкетирования - диагностики.

3. Структура медиа-пространства для активизации

 познавательно-творческой деятельности.

   Методологической основой исследования явились положения общей и музыкальной педагогики, психологии и музыкальной деятельности на тему активизации познавательно-творческой деятельности учащихся.

    Методы исследования:  

- теоретическое обоснование.

- анкетирование-диагностика активизации познавательно-творческой деятельности учащихся-гитаристов на начальном этапе обучения.                                                                                             - педагогический эксперимент.

Теоретическая часть:

    Познавательные способности - способность подростка расширить кругозор в разных областях знаний и видах деятельности. Рост познавательного интереса беспределен, он имеет огромное прогрессивное и перспективное значение в развитии личности. Творчество - это деятельность, предполагающая создание оригинального художественного продукта. Это значит, что творцом не может стать каждый. Нужны определенные способности и талант. Однако каждый, независимо от способностей, может творчески отнестись к возникающим задачам (например, в области музыки), попытаться по-новому взглянуть на себя в этих обстоятельствах. Иными словами, занять творческую позицию и понять творчество как способ свободного самовыражения личности, лучше в коллективной форме. Коллективное творчество является средством развития личности, т.е. педагогическим средством. Одной из форм воспитательной работы  является сотворчество - присоединение руководителя к творческим действиям своих подопечных. Поскольку ощущения общности не хватает сегодня как детям, так и взрослым, это ощущение общности очень важно. Поэтому руководителю надо знать структуру творчества как                                                          

процесса:

- наличие самой личности-творца, уникальной в сочетании способностей, особенностей характера.

- условия: как внешние (инструментальная оснащенность, оборудованное пространство), так и внутренние (психологический комфорт, вдохновение).

- творческий замысел и сама творческая деятельность, подбор возможных вариантов решения, воплощение замысла.

- получение продукта творчества, его критическая оценка и его социализация.

 Итак, активизация познавательно-творческой деятельности учащихся-гитаристов будет эффективна, если будут решены следующие задачи:                                    

1)учтены психолого-педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей учащихся-гитаристов.

2)применение инновационных методик диагностики.

3)метод «самореализация для всех».

      В связи с изучением структуры формирования познавательных и творческих способностей учеников   в дальнейших исследованиях считаю целесоообразным уделить больше внимания диагностике познавательно-творческих способностей и созданию научных основ активации познавательно-творческой деятельности учеников-гитаристов на начальном этапе обучения.

Структура педагогической деятельности для активации познавательно-творческой деятельности учеников гитары на начальном этапе обучения:

 а) методика преподавания, позволяющая раскрыть индивидуально-возрастные и психологические особенности воспитанников;

б) подбор адаптированного репертуара с учётом постепенного расширения и усложнения исполнительских приёмов.

в) организация систематической и последовательной работы над разными видами техники;

г) использование табулатурно-нотного способа с целью ускоренного разучивания мелодий;

д) применение экспресс-метода освоения аккордов на гитаре с использованием авторских гармоний;

е)  применение практический метода «самореализация для всех» - создание пространства современного творческого развития «Творческая лаборатория», направленного на самореализацию и самоопределение  молодежи в свободное от учебы и работы время ( инициирую сочинение  одаренными воспитанниками собственных композиций и аранжировок с использованием современных музыкальных компьютерных программ, использую электромузыкальные инструменты и аппаратуру, сцену актового зала и прямых трансляции в соц.сети «ВКонтакте» для  вовлечения в творчество остальных воспитанников ; взаимодействие  с звуковой студией-ОЗР,  ПМК Приморского района).                                      

   Значительную роль в проведении данного исследования сыграла многолетняя деятельность автора в качестве исполнителя пьес и песен   на мероприятиях разного уровня, а также личное участие в работе жюри открытого конкурса рок-групп и ВИА.                                  

Решение задачи 1: психолого-педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей учащихся-гитаристов.

   Сложность музыкально-исполнительской техники определяется разнообразием психофизиологических действий, выполняемых музыкантом в процессе игры: координацией зрения, слуха, памяти, моторики движений, музыкально-эстетических представлений. Решающая роль в этом процессе принадлежит разуму исполнителя, его сознательному отношению к исполнению и творчеству для достижения намеченной художественной цели. Согласно учению академика И.П. Павлова, для активизации нервных процессов в коре головного мозга нужен раздражитель, вызывающий реакцию организма на внешние или внутренние раздражители. Слово в педагогическом процессе является условным раздражителем, который вызывает реакцию в двигательной сфере при постановке рук гитариста на начальном этапе. Объясняя причины, от которых зависит навык игры (техника пальцев, чистота звука, глиссандо), педагогу следует стремиться к понятному и образному языку. В этом случае в коре головного мозга учащегося происходит  иррадация, (распространение нервных импульсов от очага возбуждения к коре головного мозга). Сосредотачивает возбуждение на определенном участке коры головного мозга  концентрация.  Этот процесс схематично выглядит так: установка педагога (слово)-исполнительское движение, идет атака на звук( иррадация) – реальное звучание (концентрация)-  далее слуховой контроль. Вывод: иррадация относится к области врожденных способностей, а концентрация – это деятельность разума, его умение развивать способности и навыки. Поэтому  педагогу нельзя ограничиваться наличием   врожденных способностей учеников,  а необходимо  обучать  разум  ученика  с целью развития и активации познавательных и творческих способностей.

На практике это применяется в виде освоения педагогом словесных команд с необходимой интонацией и громкостью, многократным повторением (индивидуально для каждого начинающего гитариста), также   проводится  регулярная диагностика  и педагогическое наблюдение в ходе обучения.    

                                 

Решение задачи 2: применение  инновационных методик диагностики.

      

Диагностика познавательно-творческой деятельности крайне необходима при решении задачи активации этой деятельности на начальном этапе обучения.  В процессе формирования познавательно-творческих способностей целесообразно учитывать практические результаты заполнения двух видов анкет: «Перспективы творческой деятельности»  и «Карта самооценки воспитанника и экспертной оценки руководителем
компетентности воспитанника».

    Исследование проводилось в  подростково-молодежном клубе  и состояло из трёх этапов:

1.изучение литературы по проблеме, наблюдение за музыкально-педагогическим процессом, в ходе которого разрабатывались критерии оценки  познавательно-творческой деятельности учеников, анкеты адаптировались для моего коллектива.

2. экспериментально-диагностическое исследование механизма активизации                                           познавательно-творческой активности подростков на начальном этапе обучения.                                                                                  

3.Аналитические выводы и оформление материалов.

   Первый   этап исследования  обозначил теоретические аспекты проблемы  активизации познавательно-творческих способностей. Были определены цель и задачи исследования, разрабатывались анкеты.

    Второй этап  включал анкетирование и диагностику,  констатирующий эксперимент, охватывающий наблюдения за процессом и результатами технического воспитания. Была уточнена методика проведения диагностики,  проведено анкетирование учащихся-гитаристов.

Экспериментальная база исследования: подростковый клуб «Ритм» ПМЦ «Мир».

 Мною разработана анкета «Перспективы творческой деятельности»  с целью выявить особенности развития творческих способностей с перспективой построить дальнейшую работу с этим воспитанником в соответствии с сильными и слабыми сторонами его личности, создания для него его индивидуального репертуара и творческого плана уже на начальном этапе обучения. Анкетирование рекомендую проводить после трех месяцев обучения начинающих гитаристов, далее в конце каждого полугодия, делать аналитический вывод с целью повышения активизации познавательно-творческого процесса.

Анкета: «Перспективы творческой деятельности».

Направленность творческого поиска

Спектр творческих интересов

Совсем не желаю

Можно попробовать

Да, хотелось бы

 Горю желанием

Мой выбор своей игры в коллективе

Просто играть на гитаре

Играть  на электрогитаре

Играть в рок-группе или ВИА.

Моторика пальцев

Делать разминку пальцев

Играть упражнения

Играть блюзовые гаммы

Сочинить свои упражнения

Стили игры правой рукой

Молодежный стиль «бой».

Играть перебором струн

Стиль «Фламенко»

Стиль «Фингерстайл»

Играть медиатором

Я начинаю свое творчество

Равняюсь на лучших гитаристов

Начинаю импровизировать

Пробую сочинять свою песню

Знать немного теории музыки

Создать свою группу.

Выступления в составе группы

Играть на учебных концертах

Играть на праздничных концертах.

Играть на благотворительных концертах.

Получать дипломы с  конкурсов

Мои творческие поиски

Обучение в  интернете.

Общение в « Контакте»

Поиграть на ударных и бас-гитаре, синтезаторе и флейте.

Попытаться освоить  программу звукозаписи

Мое сотворчество для всех

Играть на гитаре родителям

Выступать в школе

Обучить друзей трем аккордам

Помогать отстающим гитаристам.

 выступить на сцене с песней самостоятельно.

Карта самооценки воспитанника и экспертной оценки руководителем
компетентности воспитанника.

1

Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога)

1

2

3

4

5

4

   

2

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

1

2

3

4

5

5

3

Научился использовать полученные на занятиях знания при исполнении песен и пьес

1

2

3

4

5

5

4

Мне помогает в творчестве и развитии личных качеств медиа-пространство.

1

2

3

4

5

4

5

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

1

2

3

4

5

3

6

Умею воплощать свои творческие замыслы

1

2

3

4

5

4

7

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

1

2

3

4

5

4

8

Научился сотрудничать с ребятами в музыкальном творчестве

1

2

3

4

5

5

9

Научился получать информацию из интернета

1

2

3

4

5

5

10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

На примере одного ученика показано заполнение анкеты, после суммирования самооценки воспитанника и экспертной оценки руководителя  выставляется средне-арифметическое значение по каждой компетентности.  В течении года формулировки компетентностей могут мною изменяться с целью повышения результативности. Данная методика позволяет ясно представить уровень компетентности каждого воспитанника, итоги анкетирования учитываются в воспитательной работе, при необходимости  это предмет для разговора с родителями.

Обработка анкет и интерпретация результатов.

   При обработке анкеты ответы группируются по следующим категориям:

  • освоение теоретической информации - пункты 1, 2, 9; (общая оценка 4.5)
  • опыт практической деятельности - пункты 3, 4; (4.5)
  • опыт творчества - пункты 5, 6; (3)
  • опыт сотрудничества - пункты 7, 8. (4.5)

   Вывод: Компетентность «опыт творчества»  имеет низкую оценку вследствии малого опыта деятельности  в творчестве, что для ученика 1-го года обучения вполне обоснованно.

       На заключительном этапе исследования (решение задачи №2) проводились                                                                                                                        - сравнение и анализ данных, полученных в ходе изучения  активизации состояния музыкально-творческих способностей воспитанников, осуществлялось обобщение и оформление результатов.

- Заключительный этап исследования включал проверку и обработку  исследования, позволившей выявить позитивную динамику активизации познавательно-творческой деятельности учащихся на начальном этапе обучения на гитаре.

-выявление программирующих свойств учащихся уже на начальном этапе обучения: характера, самооценки, волевых качеств, направленности личности и мотивации.

Решение задачи №3 - метод «самореализация для всех».

   «Самореализация для всех» -  это создание пространства современного творческого развития «Творческая лаборатория», направленного на самореализацию и самоопределение  молодежи в свободное от учебы и работы время. С группой творчески одаренных воспитанников  инициирую сочинение  ими  собственных композиций и аранжировок с использованием современных музыкальных компьютерных программ; использую электромузыкальные инструменты и аппаратуру для озвучивания  воспитанниками своих музыкальных работ; на итоговых занятиях делаю прямые трансляции в социальной сети «ВКонтакте» для  вовлечения в сотворчество остальных воспитанников, их друзей; обязательно по согласованию с администрацией планирую отчетные концерты и конкурсы, на которых перед зрителями и жюри воспитанники показывают свои творческие достижения. Во время этого творческого процесса  воплощается принцип коллективного сотворчества, являющийся одним из принципов активизации познавательно-творческой деятельности. Также  успешно идут процессы взаимообучения, исследования изучаемых проблем , самообучения и мотивации. При этом закрепляются когнитивные навыки: обучаемость, любознательность, инициативность, настойчивость в достижении цели, восприятие критики и обратная связь.

Также можно создать и  медиапростра́нство это электронное окружение, в котором отдельные люди или их группы могут действовать вместе в одно и то же время. В этом пространстве они могут создавать визуальную и звуковую среду, воздействующую на реальное пространство. 

Работая в двух соседних классах одновременно (по субботам), я понял, что при соответствующем отношении к учебному процессу и оборудовании помещений у меня будет свое двухмерное медиа-пространство!

Планировка пространства состоит из учебного класса и сцены актового зала; каждый из них - это элемент виртуальной реальности, в котором воплощается принцип самообучения, являющийся одним из принципов активизации познавательно-творческой деятельности. В классе занимаются два ученика, имея один ноутбук, три комбоусилителя и музыкальный центр. Это любители сочинять свои композиции при помощи программы FL-Studio.Они с успехом  могут делать кавер-версии композиций современных рок-групп. В ходе творческого процесса другие ученики могут в любое время зайти к ним в класс и понаблюдать за ходом творческого процесса. При этом можно общаться, задавать вопросы и подключить ему  электрогитару. Можно также принести свой ноутбук и скачать  себе программу, получить консультацию у этих же гитаристов. При этом  воплощаются в реальность принципы активизации познавательно-творческой деятельности: взаимообучения и мотивации. 

   Следующее пространство также для коллективного творчества – это сцена актового зала. Здесь по расписанию репетируют дуэты и рок-группы, время регламентировано. Можно подключить три электрогитары, синтезатор, ноутбук к усилителям; поставить ударную установку. Я периодически контролирую музыкантов, даю творческие советы, требую соблюдения дисциплины и техники безопасности. Начинающие гитаристы также могут наблюдать за репетицией, послушать композиции, попробовать себя на сцене с электрогитарой или за ударной установкой. Как правило, эти ребята остаются довольны; происходит процесс активизации познавательно-творческой деятельности на начальном этапе обучения.  

     Практическая значимость исследования:

- результаты исследования внедрены в учебный процесс этих учреждений;

-полученные в ходе исследования результаты использовались в учебных занятиях в классе гитары и на учебных концертах;

- сделано заключение о составлении индивидуального компетентного репертуара для гитаристов на начальном этапе обучения;

- отрабатываются и закрепляются когнитивные навыки учащихся гитаристов уже на начальном этапе обучения.

   

Заключение:

    Проведённое исследование позволяет сделать ряд общих выводов и методических рекомендаций.

   1. Исследование показало, что в настоящее время большее внимание должно уделяться психофизическому подходу к постижению игровых движений подготовки учащихся-гитаристов. Особенно актуален данный подход для начинающих гитаристов-подростков. Он позволяет за более краткий период освоить технические приемы игры на гитаре, что, в свою очередь, способствует сохранению и активизации интереса к процессу обучения и игре на гитаре.

   2. В ходе исследования применялись:

педагогическое наблюдение, опросно-диагностический метод, анкетирование, анализ результатов и было установлено, что одним из решающих условий активизации познавательно-творческой деятельности начинающих гитаристов является использование  комплекса компонентов:

- регулярного учета динамики изменения индивидуальных творческих и познавательных способностей учеников;

-выбора адаптированного репертуара, способствующего активизации творческой деятельности.

-выявление программирующих свойств: характера, самооценки, волевых качеств, направленности личности и мотивации.

-создания ситуации успеха в результате последовательного привлечения доступного адаптированного репертуара;

-органичного сочетания сольного и группового музицирования.

   3. Определяющее значение для активизации познавательно-творческой деятельности заключается в создании условий, т.е. медиа-пространства, которое способствует развитию творческой инициативы и технической оснащённости обучающихся, базируется на интернет-поддержке в сотрудничестве: возникает необходимость в руководителе, готовом к интерактивному взаимодействию с воспитанником как в реальном, так и в виртуальном пространстве.


Библиография:

1. Агеев Д. Основы игры на гитаре. Издательство «Питер», 2015

2. Грауман Л. Скрипка и ее скрипач. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2016.

3. Донская Ю. 100 советов, как написать песню. Учебное пособие для любителей. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2014.

4. Колесникова И.А. Сотворчество детей и взрослых в клубном пространстве. Статья в сборнике статей «Традиционные формы работы в подростково-молодежных клубах Санкт-Петербурга», городской центр «Контакт», Санкт-Петербург, 2012.

5. Лихачев Ю. Программа по гитаре. Современная развивающая методика обучения. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2013.

6. Люблянская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических университетов. Издательство «Просвещение», Москва, 1971.