Разработка открытого урока по "Картинкам с выставки" Мусоргского
Конспект урока по произведению Мусоргского "Картинки с выставки" представляет урок-исследование, в котором преобладает эвристический метод объяснения учебного материала и учащиеся делают выводы самостоятельно. В презентации к уроку представлены картины Гартмана и видеофрагменты с музыкой и иллюстрациями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского.
Тип урока: комбинированный, урок – исследование.
Цели урока:
- создание условий для определения творческих и личностных качеств композитора – драматурга Мусоргского;
-знакомство с особенностями его фортепианного стиля на примере цикла «Картинки с выставки»,
- воплощение театральных образов средствами музыки.
Задачи урока:
Методическая:
- привлечение активных методов обучения для повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
Образовательная:
- обогащать музыкальные впечатления детей и формировать музыкальный вкус;
- учить анализировать музыкальные произведения, подчеркнув глубину психологических образов, передающихся в звуках;
- обобщать и закреплять знания о жизни и творчестве композитора.
Воспитательная:
- воспитание любви к классической музыке;
- воспитание эстетического вкуса;
- воспитание средствами музыки любви и уважения к Родине, интереса к истории своей страны;
- развитие интереса к изучению музыкальной литературы.
Развивающая:
- развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки через привлечение методов работы, направленных на активное, прочувствованное и осознанное восприятие;
- развивать умение анализа музыкального произведения на слух.
Материалы и пособия:
- тетрадь по музыкальной литературе,
- дневник школьный,
- инструмент фортепиано,
- мультимедийный экран и компьютер.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово о теме урока.
3. Фронтальный и индивидуальный опрос по творчеству композитора.
4. История создания «Картинок с выставки».
5. Анализ музыкальных произведений и прослушивание музыки.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок. Домашнее задание.
Ход урока:
Слайд 1.
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые преподаватели! Сегодня мы проводим открытый урок, на котором продолжаем знакомиться с творчеством великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Его огромное дарование настолько опережало его время, что композитора до конца не понимали даже его друзья –музыканты. Он оказался художником другого, будущего времени, он словно залетел из 20 века. Ведь именно в 20 веке его музыка была услышана и стала любимой. И сегодня звучит, прославляя русское искусство. Тема нашего урока «Фортепианный цикл «Картинки с выставки». Еще одно уникальное произведение композитора.
Но сначала давайте вспомним некоторые факты жизни и творчества Мусоргского.
Вопросы для повторения ранее изученного. Слайд 2.
- Назовите годы жизни Мусоргского.
- К какому содружеству он принадлежал?
- Кто входил в этот кружок?
- Где родился композитор и какими были его первые музыкальные впечатления?
- Где композитор получил образование и его профессия?
- Кого можно назвать главным учителем и наставником?
- Основной жанр его творчества?
- Назовите оперы.
- В каком году была написана опера «Борис Годунов»? И поставлена?
- Главная идея оперы?
- Какое произведение лежит в основе либретто?
- Назовите выдающегося исполнителя партии Юродивого.
- Жанр произведения «Песни и пляски смерти»
- Автор текстов песен «Семинарист», «Сиротка», «Раек».
Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?
Звучит фрагмент из «Прогулка» М. П. Мусоргского.
Ответы: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается. Музыка задумчивая, спокойная.
Слайд 3.
Учитель: Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка». Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана, безвременно скончавшегося в 40 лет. Мусоргский говорил Стасову, что он здесь изобразил себя, прохаживающимся по выставке и рассматривающим произведения покойного друга. Однако это не автопортрет. Музыка «Прогулки» может служить примером влияния вокального начала на фортепианный стиль Мусоргского. Представьте, что её исполняет хор народа. Какими выразительными средствами пользуется композитор для создания образа «Прогулки»?
(Видео. Прогулка)
Ответы: Как в народных песнях, тема сначала излагается одноголосно и лишь затем как бы подхватывается хором – идет в аккордовом изложении.
Учитель: Это так же подчеркнуто переменным размером 5/4, потом 6/4. (играю)
Слайд 4.
Учитель: Материал, представленный на посмертной выставке работ Гартмана, был разнообразен. Здесь можно было увидеть зарисовки во время путешествий по странам Европы, бытовые эпизоды, эскизы театральных костюмов, елочных украшений и даже архитектурный проект – выдержанные в русском стиле городские ворота для Киева. Из представленных на выставке 400 рисунков Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:
- «Гном»;
- «Старый замок»;
- «Тюильрийский сад»;
- «Быдло»;
- «Балет невылупившихся птенцов»;
- «Два еврея – богатый и бедный»;
- «Лиможский рынок»;
- «Катакомбы»;
- «Избушка на курьих ножках»;
- «Богатырские ворота».
Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Цикл был создан в трудный для композитора 1874 год. (Почему? Ответы детей) Нарисованные Гартманом картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Получилось даже яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках и насыщенное особым подтекстом. Сегодня нам с вами надо постараться и почувствовать глубину этих образов. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.
Объединить пеструю вереницу разнохарактерных эпизодов и создать на её основе музыкальное целое Мусоргскому удалось своеобразным путем. Он открыл «Картинки с выставки» музыкальной темой «Прогулка», за которой и в дальнейшем сохраняется ведущее значение. Неоднократно возвращаясь, она отражает отношение автора к увиденному. Так из разрозненных пьесок родилось произведение циклической формы со сквозным развитием – фортепианная сюита. Что это за жанр?
Дети: Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.
Учитель: Сегодня мы остановимся на некоторых пьесах, какие-то вспомним ещё раз. Пьесы в цикле контрастны, но объединены единым развитием, есть и элементы симфонизма.
Слайд 5.
Сначала звучит «Гном». На выставке это была фигурка деревянного игрушечного щелкунчика для раскалывания орехов. Мусоргский возвышает этот образ до трагического, наделяет его человеческими чувствами. Какими же и как он это делает? Вам надо услышать это и обосновать. Думаю, что с этим заданием справится каждый.
Видео. Гном
Ответы: это неуклюжее, страшное, грозное существо, оно пугает, строит гримасы. Потому что в музыке скачки, прихрамывания, но есть чувства боли и страдания, в мелодии много вздохов, всхлипываний.
Учитель: правильно.
Слайд 6.
Следующее произведение называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание, дал слушателям программу: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
В этой музыке кроется какая-то тайна. Даю вам творческое задание. Постарайтесь её разгадать.
Видео .Старый замок
Ответы: одиночество, это песня грусти и однообразия. (Беседуем о выразительных средствах – выдержанный бас, покачивающийся ритм.)
Слайд 7.
Учитель: следующая картинка «Тюильрийский сад» контрастна. Она имеет второе название: «Спор детей после игры». Это легкое скерцо. Музыка просто дышит прозрачным воздухом парижского сада. Но мы с вами остановимся на знакомой уже картинке «Быдло».
Слайд 8.
У Гартмана изображена тяжелая крестьянская телега, запряженная волами. Это очень близкий Мусоргскому образ. Мы знаем, что он очень любил свой народ, тянулся к простым людям всем сердцем, всей своей одинокой душой. Тяжелый труд крестьянина подчеркнут в музыке. Как показана эта тяжесть? Какие ещё чувства вызывает эта пьеса?
Видео. Быдло.
(Творческие ответы - медленное покачивание аккордов в нижнем регистре, скрип старой телеги, уныние, усталость.)
Слайд 9.
Учитель: и вновь, как контраст, образ детский. «Балет невылупившихся птенцов». Еще один пример воплощения рисунка в музыке: у художника только схематичные эскизы балетных костюмов «деток-канареек», у композитора — танец-шутка: слушая эту пьесу, мы невольно улыбаемся: сколько тут непосредственной детской шаловливости, легкости, грациозности! Это действительно птенчики выбираются из скорлупок и, впервые пробуя свои слабенькие ножки, радуются жизни. Вы, конечно же, услышите в музыке эту легкость и найдете главные выразительные средства, которыми создан этот образ.
Видео. Балет невылупившихся птенцов.
Ответы: высокий регистр, парящая мелодия, украшения, трели, смешные скачки – подскоки. Это целый театральный номер – пантомима.
Слайд 10.
Учитель: словно зарисовка с натуры следующая пьеса «Два еврея - богатый и бедный», надменный и униженный. А за ними опять скерцо – «Лиможский рынок» с его суетой и весельем.
Слайд 11.
Но вот неожиданно снова трагические чувства захлестнули композитора. «Катакомбы» и «С мертвыми на мертвом языке».Картина, изображающая человека, который при свете фонаря рассматривает древнюю гробницу, заставила Мусоргского размышлять о бренности жизни, о тайнах смерти. Здесь особо воплотилась боль по ушедшему другу. Жизнь как будто останавливается, когда звучат эти аккорды, отдаваясь эхом лабиринта. Можем только догадываться, какая боль жила в сердце композитора, так глубоко скорбящего.
Видео. Катакомбы.
Расскажите мне о ваших чувствах. (Ответы)
Слайд 12.
Учитель: на выставке Гартмана внимание композитора привлекли эти часы виде избушки на курьих ножках. Мусоргский вновь переосмыслил образ, заглянув намного глубже. В результате получилось необычное скерцо, рисующее хозяйку этого дома и её противоречивый характер. Музыка перекликается с картинами русской удали из оперы «Борис Годунов». Послушайте музыку и вспомните хор из оперы. Какие черты роднят эти произведения?
Видео. Избушка на курьих ножках.
Ответы: размах, удаль, неуправляемая сила роднит пьесу с хором «Расходилась, разгулялась». (Делятся впечатлениями, рассказывают о музыкальном образе)
Слайд 13.
Учитель: еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в финальной пьесе «Богатырские ворота». Это настоящий русский финал, это гимн Руси. Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Это шедевр эпической музыки. Докажите это, назовите эпические черты в пьесе.
Видео. Богатырские ворота.
Ответы: возвышенный, торжественный характер, величавые аккорды, словно перезвон колоколов.
Учитель: какой номер из этой сюиты напоминает вам музыка? (Ответ: Прогулку.) Какое произведение другого русского композитора оно вам напоминает? Подсказка: это номер из оперы.
Слайд 14.
Ответы: хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» Глинки.
Слайд 15.
Учитель: «Картинки с выставки» стали одним из самых исполняемых произведений Мусоргского, но много времени спустя. При жизни они не были изданы и увидели свет лишь через 5 лет после смерти создателя.
Слайд 16.
ВЫВОД:
«Картинки с выставки» - сочинение уникальное.
- В фортепианном стиле отчетливо выявляется оркестровое звучание, недаром французский композитор Равель сделал аранжировку их для оркестра. Сегодня мы частично слышали «Картинки» в этом звучании. Звучание какого величественного инструмента, не входящего в оркестр изобразил композитор в последнем номере сюиты?
- По своей драматургии и единству мысли это произведение приближается к симфонии. Какая тема объединяет весь цикл? По какому принципу построена сюита?
- Ценность его в глубине, правдивости, человечности образов, в подлинно народном складе музыки. В этом мы с вами сегодня убедились. Какие номера сюиты выдержаны в народном стиле?
Слайд 17.
«Картинки с выставки» стали одним из самых исполняемых произведений Мусоргского, но много времени спустя. При жизни они не были изданы и увидели свет лишь через 5 лет после смерти создателя. Одним из лучших исполнителей «Картинок» был пианист Святослав Рихтер. Сегодня их замечательно исполняет Денис Мацуев.
Музыкальный материал:
Видео: Мусоргский «картинки с выставки».
Список использованной литературы:
- М.Шорникова. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Р-на- Д., «Феникс»,2014.
- Э.Смирнова. Русская музыкальная литература. М., «Музыка»,2005
- Г.Калинина. Тесты по русской музыке.В.3.М.,2008.
- Л.Никитина. История русской музыки. М.,»Академия», 1999
- http://svlkmuusika.blogspot.ru/
- http://music-fantasy.ru/content/musorgskiy-kartinki-s-vystavki-staryy-zamok
- http://festival.1september.ru/articles/530337/
