«Духовно-нравственное воспитание обучающихся через реализацию проекта «Русская изба»

Тресцова Ирина Николаевна

«Без памяти нет традиций,

без воспитания нет духовности,

 без духовности нет личности,

без личности нет народа…»

Г. Н. Волков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsii._trestsova_i.n.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Яранского района Кировской области

612260 Кировская область, город Яранск, улица Свободы, 27а,

Телефон (83367) 2-15-75 E-mail: svoboda27@bk.ru

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся через реализацию проекта «Русская изба»

Автор:

Тресцова Ирина Николаевна,

педагог дополнительного

образования

первой квалификационной категории

МБОУ ДОД ДДТ Яранского района


 «Без памяти нет традиций,

без воспитания нет духовности,

 без духовности нет личности,

без личности нет народа…»

Г. Н. Волков

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Деформация этнокультурного самосознания, переориентация россиян с национальных духовно-нравственных ценностей и норм на западные ценности материального благополучия усиливают конфликты  между поколениями, различными группами ведут к нарастанию напряженности в обществе. В целях решения данной проблемы была принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитании личности гражданина России, где перед образовательными учреждениями поставлена задача  воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Согласно  концепции, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности: «патриотизм», «социальная солидарность», «гражданственность», «семья», «труд», «искусство», «природа», «человечество». Поэтому педагогу необходимо организовать образовательное пространство с опорой на национальные традиции родного города и Вятского края в целом.

Не случайно на это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги: по мнению Яна Амоса Каменского  педагог должен быть патриотом родного языка, родной культуры; К.Д. Ушинский считал, что система воспитания складывается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой; В.А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в образовательный процесс.

Решение проблем воспитания становится возможным, на наш взгляд, через погружение подрастающего поколения в традиционную социо-культурную среду. Это может быть осуществлено через организацию образовательной деятельности на основе народных традиций. Именно поэтому возникла идея создания педагогического проекта «Русская изба» в Доме детского творчества для занятий в детских объединениях «Золотая береста» и фольклорного ансамбля «Журчалочка».

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что народная культура осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к животворящим национальным истокам. Актуальность и новизна связаны с тем, что в наше сложное время возникает необходимость обратиться к своим истокам, восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

В основе реализации проекта «Русская изба» лежит принцип осуществления преемственности народной культуры и природосообразности в воспитании и обучении детей, а так же краеведческий принцип.  Образовательная деятельность построена на определенной системе ценностей:

  • исконных духовно-нравственных ценностях русского народа: почитание старших, уважение традиций предков, ценности человеческой жизни, семье;
  • ценностях творчества-ручного труда и рукоделия, направленных на достижение общественно значимого и эстетичного результата.

Таким образом, проект предполагает построение воспитательной системы на народных традициях как важнейшем средстве передачи подрастающему поколению исторического опыта народа в виде нравственных норм и правил.

Целью данного проекта является:

  • Формирование социокультурной среды  через развитие творческой, исследовательской деятельности обучающихся средствами этнохудожественного образования.

Задачи:

  • формирование у обучающихся понимания духовных ценностей своего народа;
  • знакомство обучающихся с традиционной культурой и историей Вятского края;
  • развитие личностных качеств обучающихся средствами этнокультурного образования.

Воспитательные, учебные и развивающие задачи проекта решаются через интеграцию занятий по народному фольклору, художественному труда, с введением элементов таких наук как этнография, этнология, краеведение. Поэтому, в рамках данного проекта предусматривается непрерывная деятельность, в которой заняты и педагоги и обучающиеся Дома детского творчества проведение тематических выставок, конкурсов, организация практикумов, мастер-классов, накопление банка данных по традициям родного края, распространение интересных тематических наработок, организация экскурсий по экспозициям для обучающихся школ района, участие в этнографических экспедициях  и т.д.

В связи с этим в работе проекта «Русская изба» выделяется несколько направлений работы:

  1. Образовательное (работа детских объединений «Золотая береста», ансамбля «Журчалочка», проведение мастер-классов, проведение воспитательных мероприятий, игровых программ).
  2. Просветительское (организация экскурсий для обучающихся дома детского творчества и образовательных учреждений района.).
  3. Поисковое - сбор краеведческих материалов, экспонатов (предметов быта, орудий труда, украшений, одежды и т.д.)
  4. Исследовательское (изучение традиций, народных промыслов, обрядов, праздников, особенностей фольклора Вятского края, сбор документальных материалов об участниках исторических событий в Яранском районе).

Каждое из этих направлений работы несет свой воспитательный потенциал, но вся система воспитательной работы должна быть построена таким образом, чтобы овладение народными традициями могло осуществляться на трех уровнях: восприятия, воспроизведения и творчества. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность, приобщившись к народному творчеству в формах восприятия, перейти затем в коллективы, где систематически происходит овладение народным творчеством на уровне воспроизведения (детские объединения «Золотая береста», ансамбль «Журчалочка»), а затем - это особенно важно для творчески одаренных детей - к формам индивидуальной работы на уровне творчества в сфере народной культуры.

Чтобы данная система воспитательной работы была эффективной, необходимо правильно подобрать формы работы с обучающимися в рамках проекта «Русская изба». Анализируя результаты реализации данного проекта, и опыт работы детских объединений «Журчалочка» и «Золотая береста» были выявлены наиболее эффективные формы деятельности на каждом из этих уровней.

Мною была построена система воспитания, которая представлена в таблице:

Уровень овладения

народными традициями

Формы деятельности в рамках проекта

«Русская изба»

Участники

Результаты воспитательной работы

Уровень восприятия

Массовые формы деятельности:

  • Экскурсии:

«Мир русской культуры»

«Убранство русской избы»

«Вятские промыслы»

«Народные музыкальные инструменты»

  • Мастер-классы:

«Кукла-берестюшка»

«Народная плясовая песня»

«Любимые народные песни нашего города»

«Игрушка-свистулька»

«Русский народный костюм»

«Народные игры и игрища»

  • Фольклорные праздники (Прил.3):

«Кузьминки»

«Рождественские колядки»

«Масленица»

«Починки»

«Красная горка»

  • Клубы интересных встреч

«Нина Михайловна Колчина-керамист в пятом поколении»

«Творческая встреча с вокальным коллективом «Жар-птица»

«Старинные женские украшения-встреча с историческими реконструкторами – семьей Мертвищевых»

«Юные исследователи родного края»

Обучающиеся детских объединений  «Золотая береста», «Журчалочка»1 года обучения и др. детских объединений ДДТ.

Обучающиеся ОУ района по заявкам в рамках внеурочной деятельности

Приобретение обучающимися первоначальных знаний и получение опыта переживания и позитивного отношения к таким ценностям как: семья, Отечество, природа, труд, культура.

Уровень восприятия и воспроизведения

Коллективные формы  работы

  • Работа детских объединений «Золотая береста», «Журчалочка» в кабинете «Русская изба»
  • Организация выставок:

«Золотая береста»

«Русский рушник»

«Гончарный промысел»

«Волшебница лоза»

  • Творческие выступления на конкурсах и концертная деятельность

КТД «Радуга самоцветов», «Подарок любимому городу»

Обучающиеся детских объединений  «Золотая береста», «Журчалочка» 2 года обучения

Приобретение обучающимися потребности познания и изучения традиций народной культуры.

Уровень воспроизведения и творчества

Групповые и индивидуальные формы работы:

  • Исследовательская деятельность (Прил.2)

«Свадебный обряд в Яранском районе»

«Берестяной промысел»

«Вятские ложки»

  • Сольное пение
  • Персональные выставки (Прил.2)

«Чудеса из бересты»

«Береста в современном интерьере»

  • Проектные работы

«Сумочка из бересты»

«Эко-аксессуар»

«Подарок ветерану»

Обучающиеся детских объединений  «Золотая береста», «Журчалочка»2-3 года обучения.

Развитие самосознания обучающихся и сформированность у них системы нравственно-этических ценностей, а также получение личного опыта самостоятельного действия в открытой общественной среде.

Достижение результатов воспитательной работы, организованной через проект «Русская изба» увеличивает вероятность появления позитивных эффектов социализации детей: у них формируется гражданская, коммуникативная, этическая, социальная компетентность и социокультурная идентичность в ее этническом аспекте.

В целях оценки результативности проекта и его влияния на развитие личности была разработана система мониторинга, которая представлена ниже:

Уровень овладения

Народными традициями

Параметры

мониторинга

Критерии мониторинга

Методы мониторинга

Уровень восприятия

  • Интерес к виду деятельности

  • Активность обучающихся в работе детских объединений,

в мероприятиях проекта «Русская изба»

  • Кол-во участников, проявившие интерес к данному виду деятельности

  • Посещаемость детских объединений, мероприятий проекта «Русская изба»

Рефлексия участников массовых мероприятий

Анализ журнала учета работы  детского объединения, журнала посещаемости массовых мероприятий

  • Социальная адаптированность
  • Активность
  • Автономность
  • Нравственная воспитанность
  • Степень социализированности ребенка

Методика изучения социализированности

личности учащихся (М.И.Рожков).

  • Эмоционально-чувственное отношение обучающихся к образовательному процессу
  • Качественные изменения  отношения обучающихся к образовательному процессу

Педагогическое наблюдение

Уровень восприятия и воспроизведения

  • Социальная адаптированность
  • Активность
  • Автономность
  • Нравственная воспитанность
  • Степень социализированности ребенка

Методика изучения социализированности

личности учащихся (М.И.Рожков).

  • Результаты и достижения детских объединений
  • Результаты участия в мероприятиях ДДТ, района, области и т.д.

Портфолио детского объединения

  • Эмоционально-чувственное отношение к образовательному процессу обучающихся
  • Качественные изменения  отношения обучающихся к образовательному процессу

Педагогическое наблюдение

Уровень воспроизведения и творчества

  • Социальная адаптированность
  • Активность
  • Автономность
  • Нравственная воспитанность
  • Степень социализированности ребенка

Методика изучения социализированности личности учащихся (М.И.Рожков).

  • Личные результаты и достижения воспитанников детских объединений
  • Результаты участия в мероприятиях ДДТ, района, области и т.д.

Портфолио воспитанников детских объединений «Золотая береста»

«Журчалочка»

  • Эмоционально-чувственное отношение обучающихся к образовательному процессу
  • Качественные изменения  отношения обучающихся к образовательному процессу

Педагогическое наблюдение

        Опыт работы показал, что такое включение детей в проект обогащает их жизнь, вводит в мир народной культуры, знакомит их с обычаями и традициями народа, создает положительную эмоциональную обстановку в коллективе.

        Результаты мониторинга показывают эффективное воздействие образовательного проекта «Русская изба» на развитие личности обучающихся. По наблюдениям, в процессе совместной деятельности в коллективе сложились дружеские взаимоотношения, дети с пониманием относятся друг к другу; активно участвуют в мероприятиях проекта «Русская изба» (в проведении народных праздников, концертов, ярмарок и т.д.), с интересом и желанием изучают традиции народной культуры, о чем свидетельствуют количественные показатели. Доказательством эффективности выстроенной системы так же являются:

  • 100% сохранность контингента (прил.1), которая говорит об устойчивой мотивации обучающихся к выбранному профилю деятельности;
  • повышение качества образования от 62% (2011-2012 уч.г.) до 85 % (2013-2014 уч.г.);
  • воспитанники являются победителями и призерами районных, областных, Российских, международных фестивалей, смотров за последние три года (Прил.2).

Анализ проведенных психологом исследований в январе 2015г. нравственной воспитанности обучающихся показал, что подавляющее большинство (87,3%) подростков отмечает устойчивые желательные ценностные отношения к жизни: духовность, счастливую хорошую жизнь особо не претендуя на материальное благополучие. На жизнь смотрят оптимистично. Отмечают хорошее, коллективистическое, альтруистическое  отношение к людям. Придают значимость дружбе между людьми, учению, трудовой деятельности. Отмечают законопослушность. 100% обучающихся имеют высокий и средний уровень нравственной воспитанности, с низким уровнем - нет (Прил.2).

Таким образом, воспитательная работа, построенная с учетом уровней овладения народными традициями, центром которой становится этнографический проект «Русская изба» позволяет эффективно решать  проблему связи традиций народной культуры с нравственным воспитанием подрастающего поколения.

Приложение 1

Результаты обучения:

Параметры

2011-2012

учебный год

2012-2013

учебный год

2013-2014

учебный год

Сохранность контингента

100%

100%

100%

Качество обученности воспитанников

62%

74%

85%

Удовлетворенность образовательным процессом

93%

97,8%

100%


Приложение 2

Протокол

исследования нравственной воспитанности учащихся

Дата. Январь 2015 г.

Объект исследования: дети 10-12 лет д/о «Журчалочка»

Количество респондентов: 12 чел.

Предмет исследования: нравственная воспитанность учащихся

Цель исследования: определить направленность личности; уровень развития нравственной  воспитанности

Методы исследования: тест «Размышляем о жизненном опыте (И.Е.Щуркова)

Исследуемая выборка

Сформированность нравственного потенциала

Направленность личности

Уровень развития нравственных качеств

нравственная

ситуативная

безнравственная

высокий

средний

низкий

12 чел.

100%

нет

нет

58,4%

41,6%

нет

 

Вывод. Показатель нравственной воспитанности детей свидетельствует о сформированности ориентации на «другого» человека. Из них: подавляющее большинство (58,4%) детей имеют высокий нравственный потенциал.

Протокол

исследования нравственной воспитанности учащихся

Дата. Январь-2015 г.

Объект исследования: дети 13-15 лет д/о «Золотая береста»

Количество респондентов: 12 чел.

Предмет исследования: нравственная воспитанность учащихся

Цель исследования: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе

Методы исследования: методика «Пословицы» (С.М.Петрова)

Исследуемая выборка

Сформированность нравственного потенциала

Показатель устойчивости желательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самому себе

Показатель устойчивости нежелательных ценностных отношений

Высокий средний уровень нравственной воспитанности

Низкий уровень нравственной воспитанности

12чел.

68,3%

31,7%

100 %

нет

Вывод. Подавляющее большинство (87,3%) подростков отмечает устойчивые желательные ценностные отношения к жизни:  духовность, счастливую хорошую жизнь особо не претендуя на материальное благополучие. На жизнь смотрят оптимистично. Отмечают хорошее, коллективистическое, альтруистическое  отношение к людям. Придают значимость дружбе между людьми, учению, трудовой деятельности. Отмечают законопослушность. Вместе с тем  (31,7%) обеспокоены своим самоопределением в жизни, не имеют ясных для себя жизненных целей, перспектив, отсюда проявление нерешительности, неуверенность в себе, осторожное отношение вообще к окружающей действительности, людям.

Педагог-психолог: Швецова Н.А.