История куклы. Изготовление куклы Кувадки.

Новикова Ольга Владимировна
Кукла – это игрушка в виде фигурки человека, которая может быть изготовлена из ткани, бумаги, дерева или других материалов. Для нас кукла – обычная игрушка. Древние славяне придавали им совсем иное значение, и относились с большим уважением и почитанием. Каждая куколка делалась с определённой целью, имела своё название, свою историю и обряд приготовления. Славянские куклы-обереги дошли до нас из глубокой древности. Кувадка – это кукла – оберег, является символом женской мудрости и материнства, она должна была встретить новорожденного, появившегося на свет и защитить от злых духов. Методика и правила изготовления куклы Кувадки. Мы русские люди и должны знать традиции своих предков. Куклу Кувадку можно подарить в качестве сувенира, сделать выставку народных кукол, можно использовать в игре.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка на тему: «Путешествие в город мастеров» ГБОУ СОШ № 213 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга Конспект внеурочного занятия Тема: «История куклы. Изготовление куклы Кувадки» Выполнила: воспитатель ГПД Новикова О.В. г. Санкт-Петербург 2022 г.

Слайд 2

ЗАГАДКА: Я своей подружке Кате, Одеваю утром платье. Одеваю ей сапожки. На резиновые ножки. И веду по переулку, Утром Катю на прогулку . (КУКЛА)

Слайд 3

Кукла – это игрушка в виде фигурки человека, которая может быть изготовлена из различных материалов. В настоящее время очень большое разнообразие кукол. ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА ДЕЛАЮТ КУКОЛ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ? Из пластика, ткани, фарфора, дерева, бумаги и др.

Слайд 4

ИЗ КАКИХ МАТЕРИАЛОВ ИЗГОТАВЛИВАЛИ КУКОЛ НА РУСИ НАШИ ПРЕДКИ? Из соломы, ниток, кости, бересты, крапивы, цветочков, палочек и др. В качестве наполнителя использовали различные травы, наделяя их особенной чудодейственной силой, зерна или крупы, или золу. Причем каждый наполнитель имел свой смысл: зола должны была отвратить от нечистой силы; зерна – привлечь достаток; травы – уберечь от болезней.

Слайд 5

ОБЕРЕГ – ЭТО ПРЕДМЕТ, СПОСОБНЫЙ, ПО СУЕВЕРНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ, ОХРАНЯТЬ ОТ РАЗНЫХ БЕДСТВИЙ. БЕРЕГИНЯ ДОМА ШЕСТИРУЧКА НЕРАЗЛУЧНИКИ МАМУШКА

Слайд 6

КУВАДКА – ЭТО КУКЛА-ОБЕРЕГ. КУВАДКА ЯВЛЯЕТСЯ СИМВОЛОМ ЖЕНСКОЙ МУДРОСТИ И МАТЕРИНСТВА, ОНА ДОЛЖНА БЫЛА ВСТРЕТИТЬ НОВОРОЖДЁННОГО, ПОЯВИВШЕГОСЯ НА СВЕТ И ЗАЩИТИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДУХОВ.

Слайд 7

ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ КУВАДКИ Прямоугольный кусок ткани скручиваем к середине. Скрутку складываем пополам. Перевязываем ниткой голову. Длинные концы нитки оставляем. Таким же образом скручиваем маленький кусочек ткани, перевязываем с краёв. Это ручки. Ручки вкладываем в туловище, перевязываем концами ниток крест-накрест на груди и спине и поясе куклы. Изготовленную Кувадку можно украсить.

Слайд 8

При изготовлении кукол-оберегов соблюдались определенные правила: Нельзя браться за такое дело при плохом самочувствии или настроении. Обязательны положительные эмоции и мысли. Это придаст оберегу положительной энергии; талисманы изготавливались в определенное время: на растущую луну – для привлечения удачи, любви, благополучия, на убывающую – для избавления от злых чар; такую работу никогда не делали в праздничные дни; узелков, которые завязывали, обязательно было нечетное количество, и при их завязывании произносился заговор, или читалась молитва; процесс сопровождался чтением молитв, заговоров и песнопений; изготовление куклы – это таинство, которое не терпит присутствия посторонних; производством амулетов занимались исключительно женщины – матери, свекрови, бабушки. Они вкладывали в дело добрые пожелания и частичку своей души; фигурку нужно было сделать за один день. На потом работу оставлять нельзя.

Слайд 9

ЗАГАДКА: Белый день сменяет ночка Народится сын иль дочка И в кроватку для порядку Малышу кладут … Кувадку.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Конспект

внеклассного/внеурочного занятия

на тему: «Путешествие в город мастеров»

Дата: 9 марта 2022г.

СЛАЙД 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема занятия

История куклы. Изготовление куклы Кувадки.

Класс

1 А

Цель занятия

Приобщить учащихся к народной культуре, познакомить с историей русской народной игрушки – лоскутной куклой и изготовить куклу «Кувадку»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные умения

Метапредметные умения

-Развивать интерес к изучению культуры русского народа

-Совершенствовать технологические навыки: цветовосприятие, глазомер, моторику рук

- Воспитывать аккуратность и точность в работе

Познавательные

-Ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания (незнания)

- Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- Уметь определять усвоение материала

Регулятивные

- Определять и формировать цель деятельности на занятии

- Осуществлять самоконтроль

- Совместно с одноклассниками давать оценку своей деятельности на занятии

- Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Коммуникативные

- Слушать и понимать речь других

- Определять общие для всех правила поведения

- Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Форма проведения занятия

Мастер-класс

Вид используемых на занятии средств ИКТ

-Компьютер

-Мультимедийный проектор

Используемое оборудование

- Ткань

- Нитки

- Ножницы

- Народные куклы- обереги

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ВРЕМЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель предлагает сесть, проверить осанку, готовность рабочего места к занятию.

Приветствуют воспитателя,

Проверяют готовность рабочего места к мастер-классу.

 3мин

- Самоконтроль

- Определять общие для всех правила поведения

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (активное целеполагание, мотивация)

1.Загадка: (СЛАЙД 2)

Я своей подружке Кате,

Одеваю утром платье.

Одеваю ей сапожки.

На резиновые ножки.

И веду по переулку,

Утром Катю на прогулку.

2. Из какого материала могут быть сделаны современные куклы? (СЛАЙД 3)

- Кукла

- Из пластика, ткани, фарфора, дерева, бумаги и др.

7мин

-Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

-Ориентировать-ся в своей системе знаний, определять границы знания (незнания)

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Кукла – это игрушка в виде фигурки человека, которая может быть изготовлена из ткани, бумаги, дерева или других материалов.

В настоящее время очень большое разнообразие кукол.

(СЛАЙД 4)

2.Как вы думаете, какими куклами играли ваши прапрабабушки? Из какого материала они были сделаны? Ведь раньше не было таких кукол, как сейчас и таких современных материалов.

3. Для нас кукла – обычная игрушка. Древние славяне придавали им совсем иное значение, и относились с большим уважением и почитанием. У славян Древней Руси  кукла присутствовала в каждом доме и сопровождала человека всю жизнь, без куклы не обходилось ни одно событие.

 В некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Считалось, что таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечётным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.

Каждая куколка делалась с определённой целью, имела своё название, свою историю и обряд приготовления. Их брали в дорогу, чтобы она защищала путника от бед, девушки привлекали с их помощью женихов, они сопровождали работников во время полевых работ, дабы погода благоприятствовала, и урожай был хорошим.

 

4. Славянские куклы-обереги дошли до нас из глубокой древности.

- Кто знает, что такое «оберег»?

(СЛАЙД 5)

 

Сегодня на нашем занятии нам предстоит познакомиться с одной из самых старинных кукол – лоскутной куклой – оберегом, которая называется «Кувадка». (СЛАЙД 6)

Кувадка – это кукла – оберег, является символом женской мудрости и материнства, она должна была встретить новорожденного, появившегося на свет и защитить от злых духов.

5. Сегодня вы научитесь сами изготавливать эту чудесную куклу, которая является прародительницей современной куклы. (СЛАЙД 7)

1)Для изготовления куколки нужны разноцветные кусочки ткани и нитки

2)Прямоугольный кусок ткани скручиваем к середине, скрутку складываем пополам

3) Перевязываем ниткой голову, длинные концы оставляем

4)Таким же образом скручиваем маленький кусочек, перевязыва-ем с краёв. Это ручки.

5)Ручки вкладываем в тулови-ще, перевязываем концами ниток крест-накрест на груди и спине куклы, а так же на поясе.

6.При изготовлении кукол-оберегов соблюдались определённые правила:  (СЛАЙД 8)

  - Славянских кукол изготавливали из природных материалов, ведь синтетики тогда не было. Люди с большим почтением относились к природе-матушке, считая, что природный материал передает силу и защиту изделию.

- Обычно кукол делали женщины, и использовали привычные для себя материалы: нитки, ленты, бусины, пуговицы. Тряпичные куклы были самыми распространенными на Руси.

- В качестве наполнителя использовали различные травы, наделяя их особенной чудодейственной силой, зерна или крупы, или золу. Причем каждый наполнитель имел свой смысл: зола должны была отвратить от нечистой силы; зерна – привлечь достаток; травы – уберечь от болезней.

-  В процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья.

-Обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

-Ткань для куклы Кувадки (равно как и для всех кукол-оберегов) измеряли руками– по длине пальца, ладони, руки.

-Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. Делали это неспешно и обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью. В старину говорили: крутить куклу, а не шить.

- В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повтор-ных витков. Узелков, которые завязывали,  обязательно было нечётное количество, и при их завязывании произносился заговор  или читалась молитва.

- Особенностью кукол было то, что на них не изображали лицо. Это означало, что безликая кукла не имеет связи с конкрет-ным человеком, является неодушевленной, т.о. исключалось негативное воздействие на человека. Славяне искренне верили, что изображение лица на амулете привлечет внимание злых духов, или заберет у человека его энергию. Кроме того, считалось, что глаза отражают душу, и через них в оберег мог проникнуть злой дух.

- Талисманы изготавливались в определённое время суток: на растущую луну – для привлечения удачи, любви, благополучия. На убывающую луну – для избавления от злых чар.

- Такую работу никогда  не делали в праздничные дни. Фигурку нужно было сделать за один день, на потом работу оставлять нельзя.

- Очень часто при изготовлении куклы использовали красный цвет. Это символ энергии, силы и защиты.

- Процесс сопровождался чтением молитв, заговоров и песнопений (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие). Отсюда и положительная энергетика, ощущение уюта, спокойствия и тепла. Специалисты называют этот эффект симпатической магией (возникновение сверхъестественной связи), т. е. способностью вещей воздействовать друг на друга на расстоянии.

- Куклу Кувадку младенцу делала только его мама и клала её ребёнку в колыбель. Только в этом условии получится самый действенный оберег.

- Сделанные своими руками магические талисманы, обереги и амулеты, очень почитались нашими предками. Кукол не только с любовью изготавливали, бережно сохраняли, но и передавали в качестве семейных амулетов из поколения в поколение.

- Из соломы, ниток, кости, бересты, лозы,  крапивы, цветочков, палочек и др.

Оберег (талисман, амулет)–это пред-мет, способный, по суеверным представлениям, охранять от раз-ных бедствий.

Динамическая пауза.

Слушают повествование в ходе изготовления кукол.

20 мин

-Определять и формировать цель деятельности на занятии

- Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- Ориентировать-ся в своей системе знаний, определять границы знания (незнания)

- Осуществлять самоконтроль

- Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксичес-кими нормами родного языка

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (подведение итогов; рефлексия)

- Для чего вам нужно уметь изготавливать куклу? Где вам может это пригодится?

Загадка: (СЛАЙД 9)

Белый день сменяет ночка

Народится сын иль дочка

И в кроватку для порядку

Малышу кладут … Кувадку.

- Что самым интересным было на занятии?

-Какое было задание?

- Удалось выполнить самостоятельно или потребовалась помощь?

Вывод: Старые русские традиции достойны не только памяти, но и продолжения. Кто знает, а может, действительно, такая кукла способна принести удачу, охранить от дурного глаза, сохранить крепкую семью. Ведь наши предки в это свято верили, и, изготавливая куклы-обереги, вкладывали в них не только веру, но и частицу души. И сегодня можно найти отзвуки этих традиций, особенно в деревнях. Их тщательно сохраняют, изучают и поддерживают. В наши дни можно найти дом, в котором на почётном месте красуется кукла-оберег.

- Мы русские люди и должны знать традиции своих предков. Куклу Кувадку можно подарить в качестве сувени-ра, сделать выста-вку народных кукол, можно использовать в игре.

Дети поочерёдно показывают свои куклы, и расска-зывают, всё ли у них получилось.

15 мин

- Устанавливать связь между це-лью деятельнос-ти и её результа-том

- Совместно с одноклассниками давать оценку своей деятель-ности на занятии

- Уметь опреде-лять усвоение материала

Используемые материалы:

www.toysew.ru

www.kopilkaurokov.ru

www.karakyli.ru

www. infourok.ru

www. ppt4web.ru

Воспитатель ГПД ГБОУ СОЩ № 213

                                                                                                      О.Новикова