Игра "Музейная мозаика"

Ортаат Шинчи Орлановна

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА  «Музейная мозаика»,  посвящённая

Святыням Великой России государственным символам страны:

                                                гербу, флагу, гимну.

Цель игры:

1. Изучение истории возникновения и изменения государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна.

2. Объяснение значимости символов государственной символики в настоящее время.

3. Формирование гражданско-патриотических чувств, любви, уважительного  и бережного отношения к государственным символам России.

4. Развитие творческой активности учащихся и создание дружественной атмосферы в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_o_gosudarstvennykh_simvolakh_rossii.docx278.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА  «Музейная мозаика»,  посвящённая

Святыням Великой России – государственным символам страны:

        гербу, флагу, гимну.

Цель игры:

1. Изучение истории возникновения и изменения государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна.

2. Объяснение значимости символов государственной символики в настоящее время.

3. Формирование гражданско-патриотических чувств, любви, уважительного  и бережного отношения к государственным символам России.

4. Развитие творческой активности учащихся и создание дружественной атмосферы в классе.

Задачи игры:

1. Формирование познавательного интереса учащихся к изучению истории нашей страны, в том числе и к изучению истории государственной символике.

2. Расширение кругозора учащихся. Расширение словарного запаса – знакомство с новыми словами: «скипетр», «держава», «стяг», «хоругвь», «вексиллология», «геральдика», «сфрагистика».

3. Развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможности для самореализации учащихся, давая возможность им выступить в роли ораторов, экскурсоводов, ведущих. 

4. Организация игровой формы деятельности для облегчения и более интересного усвоения важного и серьёзного материала.

Оформление:

1. Название мероприятия;

2. Табло с названиями заданий;_____

3. Изображение флага из 3-х нераскрашенных полос;

4. НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ:

▪ презентацию или иллюстрации, фотографии с датами согласно тексту;

▪  мозаику 3-х цветов флага: 12 фрагментов каждого цвета,12х3=36;

▪ к конкурсу «Занимательные науки» карточки со словами: 12х3=36;

▪ 3 листа с 9-ю изображениями гербов

и 9х3=27 карточек с датами;

▪ 3 листа с описанием герба России,

в которых есть пропуски слов;

▪ карточки с цветами флагов и описанием цветов: 6 цветов, 6 объяснений: 12х3=36;

▪ тесты «История флага»: 3 – для каждого ряда, можно и больше;

Русский орёл –

      символ государственной независимости

Занимательные

         науки

Герб Российской Федерации

Звучи, торжественная песнь страны!

История Родины

и слава народа

в государственных символах

Гордо рей, российский флаг!

▪ карточки с содержанием куплетов и припева гимна России: 6х3=18;

▪ подготовить для каждого ряда: свидетельство о рождении, паспорт, аттестат или диплом об образовании, денежные знаки, конверты, грамота, иллюстрация – в годы войны под знаменем солдаты идут в бой.

Объяснение условий игры:

Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о символах Российской Федерации, познакомимся с историей их возникновения, узнаем –  какие изменения они претерпевали.

Но чтобы расширение нашего кругозора не было скучным, мы будем постигать историю нашей символики с помощью игры «Музейная мозаика».

В игре будут участвовать  и соревноваться 3 ряда (3 команды). Все ряды будут получать одинаковые задания для выполнения.  

Обратите, пожалуйста, внимание на доску, где висит изображение флага.

Как видите, флаг – бесцветный. Ваша задача – с помощью мозаики «закрасить» каждую полосу флага своим цветом.

1-ый ряд будет «закрашивать» верхнюю полосу – белую;

2-ой ряд будет «закрашивать» вторую полосу – синию;

3-ий ряд будет «закрашивать» нижнюю полосу – красную.

Ряд, первым выполнивший задание, поднимает свой флажок и соответственно, первым имеет право дать ответ.

Если ответ верный, команда получает 2 фрагмента мозаики и «закрашивает» свою полосу флага. «Фрагменты» мозаики магнитами крепятся на каждую полосу флага.

Если ответ верный, но не полный, команда получает 1 фрагмент мозаики.

Если ответ команды не верный, ответ переходит к команде, второй поднявшей свой флажок.

Команда, второй сделавшая верное дополнение, получает 1 фрагмент мозаики.

После того, как все задания игры закончатся – подведём итог, посмотрим – чья полоса флага будет наиболее полно «закрашенной». 

ХОД ИГРЫ:

«Занимательные науки».

В современном мире существует большое количество разнообразных наук, кроме известной всем вам математики, физики, химии и т. д. Есть науки, которые изучают деньги, гербы, печати и т. д.

Задание «Расширь свой словарный запас!»

Учащиеся каждого ряда получают 12 одинаковых карточек.

Задача учащихся – из данных 12 карточек (слов) ВЕРНО составить три предложения. Каждое предложение состоит из 4-х карточек.        

1.        Сфрагистика

занимается

изучением

печатей.

2.       Наука

об изучении

гербов –

геральдика.

3.    Изучением

стягов, флагов, знамён и штандартов

занимается

вексиллология.

Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право хором прочитать составленные предложения. Если все предложения составлены верно, команда получает 2 фрагмента мозаики.

Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.

        

«Русский орёл – символ государственной независимости».

Двуглавый орёл – древнейший символ, возникший на древнем Востоке.

        Официальным символом на Руси двуглавый орёл стал в XV веке при Иване III.

В 1918 году орёл перестал быть гербом России. Двуглавый орёл был заменён красным щитом и солнцем – знаком перемен.

30 ноября 1993 года двуглавый орёл вновь стал гербом РФ, и как прежде охраняет западные и восточные рубежи России.

У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый!
Он – России дух свободный!

Задание «История российского герба».

Каждый ряд получает по одной таблице, в 9 клеточках которой изображены девять гербов нашей страны разных столетий и 9 карточек с датами.

Задача учащихся – в каждую клеточку с изображением герба правильно поместить карточку с датой.

Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант.

Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики.

Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.

XV век

Конец XVI –

начало XVII века

30 – 60-е годы

XVIII века

Рубеж

          XVIII – XIX веков

Середина XIX века

Большой Государственный герб,

1882 г.

Герб России

1978 – 1991

Государственный герб СССР

1924 – 1992

Государственный герб Российской Федерации, 2000 г.

Герб России в XV веке

Герб России в конце XVI - начале XVII века

Герб России в 30-60-е годы XVIII века

     3. 

Герб России на рубеже XVIII-XIX веков с мальтийским крестом

     4.

Герб России в середине XIX века

     5.

Большой Государственный герб России, 1882 г.

    6. 

Герб РСФСР

    7. 

Государственный герб СССР

    8. 

Государственный герб Российской Федерации 1993 года

    9.

 Задание «Опиши  герб Российской Федерации».

         Каждый ряд или команда получает карточку с описанием современного герба, но в ней пропущены некоторые слова.

 Задача учащихся – очень быстро и верно вписать недостающие слова в описание флага.

Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант. Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики. Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.

Описание герба Российской Федерации.

Вставьте пропущенные слова, их – 15.

         Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с __________________________ нижними углами, ____________________ в оконечности красный геральдический ________

с  золотым____________________ орлом, поднявшим вверх ___________________  крылья.

Орёл __________  двумя малыми  ______________ и над ними  одной большой короной, соединёнными ________________.

          В правой лапе орла –   ________________, в левой лапе ________________.

          На груди орла, в красном щите, – серебряный _________________ в синем ___________ на серебряном ___________, поражающий серебряным ___________

чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём ____________.

– Как вы думаете, ребята, что означает главный элемент герба – орёл?

       Главный элемент герба – орёл – означает власть, господство, верховенство и государственную прозорливость.

– Как вы думаете, ребята, что означают  две головы орла?

Две головы орла свидетельствуют о единении народов, живущих в европейской и азиатской частях России.

– Как вы думаете, ребята, что обозначают три короны?

Три короны (две малые и одна большая) – можно трактовать, как символ трёх ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. Они также символизируют суверенитет  союза республик, краёв и областей, из которых состоит Российская Федерация, они символизируют братство восточнославянских народов.

– И о чём свидетельствуют скипетр и держава в лапах орла? 

Скипетр и держава – свидетельство незыблемости  государства, олицетворяют государственную власть и единое государство.

– А как вы думаете, ребята, о чём свидетельствует всадник, поражающий копьём дракона?

        Всадник, поражающий копьём дракона – один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, подтверждает готовность народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.

– Кому из вас, ребята, известно имя всадника? Его имя Георгий Победоносец.

– Какой герб украшает государственный герб России? В центре государственного герба России располагается герб столицы нашего государства.

«Гордо рей, российский флаг!»        

История современного российского флага ведёт летоисчисление из далёких времён царя Алексея Михайловича, отца Петра I, прозванного Тишайшим.  

В эпоху разных царей использовались флаги разных цветов. Причём, военные суда ходили под флагом одного цвета, а торговые суда под флагами другого цвета.

       Во все времена цвету придавали особое значение.

Задание «Значение цветов флага».        

Каждый ряд  получает 7 цветных карточек (жёлтую, зелёную, белую, синюю, красную и чёрную) и 7 карточек с расшифровкой цветов флага.

Задача учащихся – соединить цвет карточки с расшифровкой обозначения цвета.

Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант. Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики. Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.

Жёлтый

 (золотой)

Зелёный

Белый

Синий

Красный

Чёрный

Богатство страны,

могущество

и знатность рода

Плодородие полей,

уравновешенность и миролюбивость,

надежда, обновление, молодость.

Мир, чистота,

правда,

 благородство,

невинность,

откровенность,

свобода, воинская честь, вечность.

Небо,

верность долгу,

духовность,

 честность,

вера,

безупречность.

Отвага,

героизм,

мужество, смелость,

огонь, кровь,

великодушие,

 любовь.

Мудрость, осторож-ность

Задание «История флага».

Каждый ряд получает тест с вариантами ответов.

Задача учащихся – очень быстро и выбрать и выделить верный ответ.

Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант. Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики.

Тест «История флага».

1. Укажите слова синонимы, утверждавшиеся в отечественной истории в хронологической последовательности:

а). Флаг, стяг, знамя;                            б). Стяг, флаг, знамя;                            в). Стяг, знамя, флаг.

2. Когда появился первый государственный флаг России?

а). В 1472 г. при Иване  III золотое полотнище с чёрным орлом, венчанным двумя коронами;

б). В 1668 г. первым флагом России стало Гербовое знамя царя Алексея Михайловича;

в). В 1896 г. накануне коронации Николая II.

3. Какой царь изменил статус флага, собственноручно нарисовав его образец, определив порядок горизонтальных полос на флаге?

а). Михаил Фёдорович Романов (1613 – 1645);

б). Фёдор Алексеевич Романов (1676 – 1682);

в). Пётр  I – 20 января 1705 г.

4. Кто в качестве государственного флага официально утвердил бело-сине-красный флаг?

а). Александр II;        

б). Пётр I;

в). Николай II – 29 апреля 1896 г.

5. В апреле 1918 г. по предложению Якова Свердлова был утверждён флаг. Как он выглядел и до какого времени просуществовал?

а). Красный флаг с жёлтой каймой;

б). Красный флаг, в левом верхнем углу – золотая звезда, серп и молот. Этот флаг существовал до 1991 г.;

в). Красный флаг, в правом верхнем углу – золотая звезда.

«Они создавали главную песнь страны».        

Несмотря на то, что гимны в России появились гораздо позднее, чем гербы и флаги, тем не менее, их насчитывается 12 .

Первый официальный гимн России появился в связи с победой русских над французами в Отечественной войне 1812 года.

Первый Государственный гимн Российской империи  «Молитва русских» исполнялся в течение 17 лет. (1816 – 1833)

Государственный гимн Российской империи «Боже, Царя храни!» исполнялся в течение 84-х лет. (1833 – 1917)

После 1917 года государственные гимны менялись ещё несколько раз.

Гимн России, как её герб и флаг, утверждён Федеральным Конституционным законом от 8.12.2000 г.

 – А сейчас, ребята, послушайте, пожалуйста, меня внимательно и попробуйте узнать авторов слов и музыки гимна.

► Автор слов гимна Российской Федерации – знаменитый писатель и драматург, годы его жизни (1913 – 2009).  Он – автор весёлых песен. Его перу принадлежит «Песенка друзей», «Весёлый туман», «Овощи». Его стихи: «Дядя Стёпа», «Про мимозу», «На прививку». Пьесы этого автора шли во взрослых и детских театрах нашей страны: «Сомбреро», «Коньки», «Первая тройка», «Дорогой мальчик». Во время Великой Отечественной войны он был военным корреспондентом. Возле Московского Кремля есть Могила Неизвестного солдата, на которой выбиты слова, сочинённые этим автором: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен!»

                                                                                     Сергей Владимирович Михалков.

► Автор музыки гимна России – композитор, его годы жизни (1883 – 1946).   Музыка его широко известна, её знает весь мир. Он написал музыку к песням: «Священная война», «Несокрушимая и легендарная». Он – организатор знаменитого во всём мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который теперь носит его имя.

                                                                                 Александр Васильевич Александров.

10 марта 1999 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект закона

«О государственном гимне Российской Федерации».

        8 декабря 2000 г. Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении проект конституционного закона «О государственном гимне Российской Федерации».

20 декабря 2000 г. Совет Федерации подавляющим большинством голосов одобрил закон о государственном гимне России на музыку А. В. Александрова.

В декабре 2000 – феврале 2001 г. в Думу были внесены 5 законопроектов о тексте гимна. Президент В. В. Путин внёс текст С. В. Михалкова. Законопроект был рассмотрен Государственной Думой 7 марта 2001 года. И в качестве официального гимна РФ был принят текст С. В. Михалкова.

 Задание  «Звучи, торжественная песнь страны!»

Каждый ряд  получает по 6 карточек, на которых – содержание куплетов (3) и припева (3) государственного гимна России.

Задача учащихся – последовательно сложить главную песню страны и под подготовленную фонограмму пропеть его. (Петь гимн команда должна стоя, и остальные участники должны встать).

Команда, первой выполнившая задание, поднимает свой флажок и первой имеет право прочитать свой вариант. Если задание выполнено без ошибок, то команда получает 2 фрагмента мозаики. Если команда допустила ошибку, есть шанс у команды, второй поднявшей флажок, предложить свою версию.

Россия – священная наша

                                       держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

От южных морей

                      до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете!

                          Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты

                                 и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность

                                        Отчизне

Так было, так есть

                     и так будет всегда!

Славься, Отечество наше

                                   свободное,

Братских народов союз

                                       вековой,

Предками  данная мудрость

                                     народная!

Славься, страна!

                  Мы гордимся тобой!

Славься, Отечество наше

                                   свободное,

Братских народов союз

                                       вековой,

Предками  данная мудрость

                                     народная!

Славься, страна!

                  Мы гордимся тобой!

Славься, Отечество наше

                                   свободное,

Братских народов союз

                                       вековой,

Предками  данная мудрость

                                     народная!

Славься, страна!

                  Мы гордимся тобой!

«История Родины и слава народа в государственных символах» (2 задания)

1. Задание «О чём идёт речь?»

Каждому  ряду очень быстро задаётся по 7 вопросов.  Отвечать может любой участник команды, но на каждый вопрос отвечает только один человек. Принимаются только первые варианты ответов.  

Задача учащихся – отвечать очень быстро.

Итог задания будет подведён только тогда, когда ответят все команды.

Команда, давшая большее количество правильных ответов, получает 1 фрагмент мозаики. Если команды дали одинаковое количество ответов, то ещё задаётся несколько вопросов. Если остаётся всё по-прежнему, то каждая команда получает 1 фрагмент мозаики.

Вопросы для 1-ой команды:

1. Условные, отличительные  знаки (Символы)

2. Эта наука изучает историю возникновения, развития и использования гербов, их символику и правила составления (Геральдика)

3. Эта птица – одна из древнейших эмблем власти, символ могущества, мудрости.  (Двуглавый орёл)

4. Старинное русское название флага (Стяг)

5. Кто ввёл бело-сине-красный флаг? (Пётр I)

6. Когда мы отмечаем День Государственного флага? (22 августа)

7. Автор слов гимна СССР и гимна России (Сергей Владимирович Михалков)

Вопросы для 2-ой команды:

1. 12 июня 1992 г. наша страна получила своё настоящее официальное наименование. Какое? (Российская Федерация)

2. Эмблема любого государства (Герб) 

3. Какой Великий Московский князь в качестве символа своего государства избрал двуглавого орла? (Великий Московский князь Иван III)

4. Название трехцветного полотнища флага (Триколор) 

5. В правление этого царя трёхцветный флаг стал указывать на государственную принадлежность? (Пётр I)

6. Когда можно на улицах увидеть флаги? (В праздничные дни)

7. Автор музыки гимна России (Александр Васильевич Александров)

Вопросы для 3-ей команды:

1. Что означает слово «федерация»? (Союз, объединение)

2. Геральдическая основа герба (Щит)

3.  Что обозначает слово «герб»? (Наследство или наследие)

4. Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета (Флаг)

5. Стяг с лазурным крестом на белом фоне при Петре I являлся государственным флагом на морских просторах и назывался (Андреевский)

6. Когда Россия приобрела свой исторический флаг? (В 1991 г.)

7. Как автор слов гимна называет Россию? (Священная держава, любимая страна; могучая, великая; Отечество, Отчизна)

Дополнительные вопросы:

◘ Когда президент В. В. Путин подписал три закона о государственных символах государства и как они назывались? (25 декабря 2000 г. – «О государственном гербе РФ», «О государственном флаге РФ», «О государственном гимне РФ»)

◘ Назовите цвета  первого официально установленного флага Российской империи. (Первый государственный флаг Российской империи имел три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов. Александр II 11 июня 1858 г. утвердил чёрно-жёлто-белый флаг, который называли «Гербовым народным флагом»)

◘ Назовите девиз герба РСФСР, который располагался на ленте, покрывавшей колосья внизу. (На ленте было написано «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»)

◘ Особый вид флага. Так раньше назывались знамёна в кавалерии и флаг императора или главы государства. Этот особый вид флага есть и у президента и у крупных военачальников. Как он называется? (Штандарт)

2. Задание «О чём свидетельствуют  предметы?»                
          Каждой    команде    для   просмотра   выдаётся:    ▪ свидетельство о рождении,

▪ паспорт,   ▪ аттестат   или   ▪ диплом  об  образовании,    ▪ денежные знаки, можно

▪ конверты, ▪ грамота, ▪ иллюстрация – в годы войны под знаменем солдаты идут в бой.

   Задача команды – рассмотреть все лежащие перед ними предметы  и сделать вывод – о чём они свидетельствуют?

Команда, которая первой поднимет свой флажок, имеет возможность первой дать ответ.

Если ответ команды удовлетворительный, то команда получает 1 фрагмент мозаики, а другие команды не отвечают.

Но если ответ команды не совсем полный или верный, то ответ имеет право дать команда, второй поднявшая свой флажок.

Примерный ответ ребят: Государственные символы России постоянно окружают нас в нашей повседневной жизни, хотя порой мы этого не замечаем.   Символы шагают вместе с людьми от рождения до тризны. Государственные символы сопровождают человека от рождения и до конца его жизни. В них воплощена героическая и трагическая история страны, великие победы народа за независимость России, трудовые свершения, превратившие страну в могучую мировую державу.

А теперь, ребята, давайте подведём итог нашей игры.

Посмотрите, пожалуйста, на флаг, который мы закрашивали фрагментами мозаики. Какая полоса флага оказалась полностью закрашенной?

Объявляется команда – победительница игры «Святыни Российской державы» .

 Подводится итог всей игры.

 Государственные символы Российской Федерации – очень важные элементы жизни нашего народа.

Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны. Каждый из нас должен знать символы страны и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас с вами одно – любимая Россия!

Почтительное отношение к символам означает нашу любовь  к Отчизне и нашим предкам.

                    
                                                  

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

1. Антошин М. К. Герб, флаг и гимн России: изучение государственных символов РФ в школе: методические рекомендации. М., Айрис-пресс, 2006 г.

Государственная символика РФ: Федеральные конституционные законы. Официальный текст. М., 2005.

2. Великородная В. А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию:

  1. – 11 классы. М., ВАКО, 2006.

3. Кеверик Е. Государственные символы России. «Воспитание школьников», 2003 г., № 9, с. 27 – 31.

4.  Гражданско-патриотическое воспитание в 6 – 7-х классах. Российская государственность. Беседы, классные вечера, праздники, игры. Волгоград: Учитель, 2007.

5. Плюснина С. Государственная символика России. «Школьная библиотека», 2003 г., № 3, с. 44 – 46

6. Рекомендации об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ.

«Вестник образования», 2002 г., № 11, с. 67 – 71;

«Народное образование», 2002 г., № 7, с. 255 – 257;

«Российское образование», 2002 г., № 4, с. 18 – 20.

Школьнику о символах Отечества. Москва «Просвещение», 2005 г.

3. Пчелов  Е. В. Государственные символы России:  флаг, герб, гимн: Учебное пособие. М.: «ТИД «Русское  слово», 2002 г.

 Для учащихся:

1. Голованова М. П. Герб, Флаг, гимн России. Москва, «РОСМЭН» 2003 г.

2. Кузнецов А. П.