«Духовно-нравственное воспитание детей»

Артёмова Ольга Юрьевна

«Духовно-нравственное воспитание  детей»

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной  в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется  в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.  Россия и весь мир в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня -  это   разрушение личности.   Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии  и справедливости, гражданственности и патриотизме.

Развитие духовно-нравственного воспитания в  России имеет долгую многовековую традицию.   Веками   христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. Духовное начало человека - суть русского православия. Благочестивый человек  тот, кто добродетелен в жизни. Смысл жизни христианина - спасение души. Это идеал. И Русь потому святая, что ее народ стремится к святости, чистоте, духовному совершенству.    Нужно творить добрые дела, на благо, ближним.        

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:  разрушены нравственные представления о браке и семье; повреждены устои семьи; утрачено традиционное восприятие родительства и детства; утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.  Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:   а)   велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;  б) нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными; в)  духовно-нравственная неразвитость и отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; г)   у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей и обществом, нацией и  государством;  д)   в силу своей  бездуховности  и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.    Система общественного воспитания и образования  пока не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей    семьи.     Тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных  программ, поскольку    массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений,   всевозможных извращений.     Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи и общества.

Самым эффективным методом  духовно-нравственного воспитания  я считаю развитие детей посредством  театрализованной  деятельности.    Приобщение к миру  театра  детей  дошкольного и школьного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок и драматизаций, работой над художественным словом, что позволяет расширить  и углубить  знания  об окружающем мире. Научить детей отличать хорошее,  от плохого, красивое, от не красивого.  В Детском эколого-биологическом центре  уже много лет  проводятся мероприятия, которые стали традиционными, такие как:  «Осенины», «Новогодний калейдоскоп», «Волшебство Рождества», «Масленица», «Праздник птиц», «День весенний, день мимозный», «Богатырский турнир»,   «Поклонимся великим тем годам» и другие. Многие мероприятий и праздников проходят совместно с родителями, которые выступают не только в роли зрителей, но и являются активными действующими лицами в досуговых программах.   Яркий калейдоскоп коллективно-творческих дел   служит примером для подражания детям и укрепляет устои семьи.

Одним из важнейших направлений в работе   экологического театра «Дебют» является приобщение  воспитанников к традициям русской народной культуры через знакомство  с русским бытом и особенностями труда людей, с их народным творчеством. Для того, чтобы дети  знали и уважали  свое прошлое, они должны  знать свои истоки, культуру своего народа.  Изучение  православных традиций  в условиях дополнительного образования позволяет    чувствовать связь поколений,  формирует  воспитание патриотических чувств и  развивает в детях духовно-нравственное начало.

Одним из самых ярких,   красочных, и долгожданных праздников  для детей и родителей был и остается праздник  наших предков – Масленица. Подготовка к этому праздника  отличается особым  эмоциональным подъемом, потому что многие считают  праздничные  дни  самыми   весёлыми и любимыми    в году.

Дети готовят театрализованное действие, основанное на  народных традициях праздника. В период подготовки ребята  исследуют  особенности  этого праздника,  изучают пословицы и поговорки, потешки и песни.           Масленица – это один из самых древних  праздников, возникший задолго до принятия на Руси христианства и встречали масленицу в дни весеннего равноденствия, т.е. когда день и ночь уравнивались по протяжённости. Ребята не только  устанавливают  взаимосвязь  с сезонными изменениями в природе,  но и знакомятся с историческими аспектами праздника.   

         Традиционные черты Масленицы сохранились   до наших дней, для многих детей и взрослых это самое весёлое и любимое время в году.

 Из  демонстраций иллюстративного материала  дети узнают о том, что к Масленице начинали готовиться еще с середины предшествующей недели.   Хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов и пирогов, потому что   блины – символ праздника.  С XV века блины были известны в русской традиционной культуре. Они присутствовали на столе во время наиболее важных ритуальных трапез: при родинах, крестинах, на свадьбах, праздниках и в дни поминовения усопших. Блины – символ Солнца, «блин, как солнце поднимаю», с целью растопить снежные сугробы и уступить дорогу всему новому и живому -  весне, разнотравью, птицам и зверям.

 Масленица издавна была общенародным праздником и не имела никаких возрастных, социальных, семейных или иных ограничений. Её радостно встречали  все жители России. Неучастие в празднике могло быть оправдано только немощью, увечьем или болезнью человека. До сих пор и стар и мал в масленичные дни катаются на санках и горках, берут штурмом зимнюю крепость, поют песни и угощаются блинами. В нашем Центре театрализованное  масленичное действие  с народными  играми и хороводами, заводной, веселой музыкой и сжиганием чучела масленицы привлекает внимание не только воспитанников творческих объединений Центра и их родителей, но и всех жителей микрорайона.  

И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без яркого примера взрослого, педагога или родителя.      Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети,   ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.  Путь к доброму и светлому или равнодушию и безразличию. Это зависит от нас,  взрослых. И от этого зависит наш завтрашний день.   Все мы  постепенно уходим из   страны детства   в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.  А вот способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovnost_statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования Павлово-Посадский

муниципальный район Московской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детский эколого-биологический центр

(«МОУ ДОД ДЭБЦ»)

Тема по самообразованию

«Духовно-нравственное воспитание  детей»

 

Выполнила Артемова О.Ю.

педагог доп. образования.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной  в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется  в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.  Россия и весь мир в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня -  это   разрушение личности.   Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии  и справедливости, гражданственности и патриотизме.

Развитие духовно-нравственного воспитания в  России имеет долгую многовековую традицию.   Веками   христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. Духовное начало человека - суть русского православия. Благочестивый человек  тот, кто добродетелен в жизни. Смысл жизни христианина - спасение души. Это идеал. И Русь потому святая, что ее народ стремится к святости, чистоте, духовному совершенству.    Нужно творить добрые дела, на благо, ближним.        

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:  разрушены нравственные представления о браке и семье; повреждены устои семьи; утрачено традиционное восприятие родительства и детства; утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.  Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:   а)   велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;  б) нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными; в)  духовно-нравственная неразвитость и отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; г)   у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей и обществом, нацией и  государством;  д)   в силу своей  бездуховности  и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.    Система общественного воспитания и образования  пока не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей    семьи.     Тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных  программ, поскольку    массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений,   всевозможных извращений.     Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи и общества.

Самым эффективным методом  духовно-нравственного воспитания  я считаю развитие детей посредством  театрализованной  деятельности.    Приобщение к миру  театра  детей  дошкольного и школьного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок и драматизаций, работой над художественным словом, что позволяет расширить  и углубить  знания  об окружающем мире. Научить детей отличать хорошее,  от плохого, красивое, от не красивого.  В Детском эколого-биологическом центре  уже много лет  проводятся мероприятия, которые стали традиционными, такие как:  «Осенины», «Новогодний калейдоскоп», «Волшебство Рождества», «Масленица», «Праздник птиц», «День весенний, день мимозный», «Богатырский турнир»,   «Поклонимся великим тем годам» и другие. Многие мероприятий и праздников проходят совместно с родителями, которые выступают не только в роли зрителей, но и являются активными действующими лицами в досуговых программах.   Яркий калейдоскоп коллективно-творческих дел   служит примером для подражания детям и укрепляет устои семьи.

Одним из важнейших направлений в работе   экологического театра «Дебют» является приобщение  воспитанников к традициям русской народной культуры через знакомство  с русским бытом и особенностями труда людей, с их народным творчеством. Для того, чтобы дети  знали и уважали  свое прошлое, они должны  знать свои истоки, культуру своего народа.  Изучение  православных традиций  в условиях дополнительного образования позволяет    чувствовать связь поколений,  формирует  воспитание патриотических чувств и  развивает в детях духовно-нравственное начало.

Одним из самых ярких,   красочных, и долгожданных праздников  для детей и родителей был и остается праздник  наших предков – Масленица. Подготовка к этому праздника  отличается особым  эмоциональным подъемом, потому что многие считают  праздничные  дни  самыми   весёлыми и любимыми    в году.

Дети готовят театрализованное действие, основанное на  народных традициях праздника. В период подготовки ребята  исследуют  особенности  этого праздника,  изучают пословицы и поговорки, потешки и песни.               Масленица – это один из самых древних  праздников, возникший задолго до принятия на Руси христианства и встречали масленицу в дни весеннего равноденствия, т.е. когда день и ночь уравнивались по протяжённости. Ребята не только  устанавливают  взаимосвязь  с сезонными изменениями в природе,  но и знакомятся с историческими аспектами праздника.   

         Традиционные черты Масленицы сохранились   до наших дней, для многих детей и взрослых это самое весёлое и любимое время в году.

 Из  демонстраций иллюстративного материала  дети узнают о том, что к Масленице начинали готовиться еще с середины предшествующей недели.   Хозяйки наводили чистоту во всех уголках дома. Закупали для праздника большое количество продуктов: муку разных сортов для блинов и пирогов, потому что   блины – символ праздника.  С XV века блины были известны в русской традиционной культуре. Они присутствовали на столе во время наиболее важных ритуальных трапез: при родинах, крестинах, на свадьбах, праздниках и в дни поминовения усопших. Блины – символ Солнца, «блин, как солнце поднимаю», с целью растопить снежные сугробы и уступить дорогу всему новому и живому -  весне, разнотравью, птицам и зверям.

 Масленица издавна была общенародным праздником и не имела никаких возрастных, социальных, семейных или иных ограничений. Её радостно встречали  все жители России. Неучастие в празднике могло быть оправдано только немощью, увечьем или болезнью человека. До сих пор и стар и мал в масленичные дни катаются на санках и горках, берут штурмом зимнюю крепость, поют песни и угощаются блинами. В нашем Центре театрализованное  масленичное действие  с народными  играми и хороводами, заводной, веселой музыкой и сжиганием чучела масленицы привлекает внимание не только воспитанников творческих объединений Центра и их родителей, но и всех жителей микрорайона.  

И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без яркого примера взрослого, педагога или родителя.      Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети,   ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.  Путь к доброму и светлому или равнодушию и безразличию. Это зависит от нас,  взрослых. И от этого зависит наш завтрашний день.   Все мы  постепенно уходим из   страны детства   в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя.  А вот способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.