Реализация школьной матрицы «Развитие устной и письменной речи обучающихся»

Велибекова Валентина Николаевна

Реализация школьной  матрицы «Развитие устной и письменной речи обучающихся»

(из опыта работы учителя МХК Анцыревой Е.М.)

 

Одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой, является развитие устной и письменной речи учащихся. В связи с этим на уроках и кружках стараюсь максимально использовать приемы, направленные на формирование навыков связной речи, на обучение правильного изложения своих мыслей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_shkolnoy_matritsy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация школьной  матрицы «Развитие устной и письменной речи обучающихся»

(из опыта работы учителя МХК Анцыревой Е.М.)

Одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой, является развитие устной и письменной речи учащихся. В связи с этим на уроках и кружках стараюсь максимально использовать приемы, направленные на формирование навыков связной речи, на обучение правильного изложения своих мыслей.

Развитие устной и письменной речи на уроках МХК и искусства.

 Одной из главных целей изучения предметов МХК и искусства является формирование коммуникативных и социокультурных навыков у учащихся. Поэтому на уроках необходимо привлекать школьников к участию в диалогах, дискуссиях и других формах активной деятельности. Использование подобных форм уроков способствует также развитию устной и письменной речи.

 Для того, чтобы побудить учеников к дискуссии, стараюсь каждый урок  начать по-новому, стараюсь задать вопросы, вызывающие эмоциональный отклик и переживания, заставляющие увлечься анализом художественного произведения.  Добиваюсь, чтобы тема коснулась  души и ума детей. Так при изучении творчества Пабло Пикассо в 11 классе, предложила им посмотреть отрывок фильма о его картине  «Герника», в котором рассказывалось о жестокой бомбардировке одноименного города, в результате которой почти весь город был разрушен.  Именно это событие подтолкнуло мастера к написанию картины, но он не смог нарисовать реальных людей, их лица и тела,  вместо этого он создал сложную куббистическую композицию. Вопрос: почему художник не смог нарисовать то, что увидел? почему реализму предпочел кубизм?  После этого вступления ученикам было предложено посовещаться, подумать,  поспорить и предложить свой лаконичный и продуманный вариант ответа. Задача состоит не просто в том, чтобы ответить «почему?», а обязательно доказать высказанное положение примерами. Нужно отметить, что устная и письменная речь находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому для того, чтобы дать  хороший устный ответ, учащиеся составляют  план, конспект или  запись отдельных положений будущего высказывания.

Для того,  чтобы ученики могли грамотно строить свои письменные и устные ответы,  они используют алгоритмы анализа художественных произведений: план анализа живописного произведения, план анализа скульптурного памятника, план анализа архитектурного сооружения. Для того, чтобы запомнить последовательность анализа, они пишут небольшие сочинения по картинам, а после устно их защищают. Также на уроках учащиеся много работают с текстом, учатся анализировать прочитанный материал, вычленять из текста главное и записывать в  таблицы. Учащиеся 10-го класса составляли  таблицы по искусству древних цивилизаций, художественной культуре Древнего и Средневекового Китая, традициях Японии. В 9-классе были составлены таблицы на тему «архитектура современного города», «архитектура старого города» и т.д.  Помимо этого на уроках отрабатывается навык делать письменный сравнительный анализ литературных произведений. Например  в 11-м классе учащиеся сравнивали стихотворения Г.Гейне и Вольтера, определяли, соответствуют ли они идеям романтизма.

Все принципиальные ошибки, допускаемые в письменных работах,  разбираются на уроке и обсуждаются. Для   того,  чтобы учащиеся правильно использовали многочисленные термины, на уроках постоянно проводятся   терминологические диктанты, включающие толкование терминов. Помогают запомнить написание и значение терминов решение  кроссвордов и головоломок.  Учащиеся  (8-9 класс) составляли и решали кроссворды с целью запоминания специфические слов по теме театр, храмовое зодчество, полиграфия  и пр.

 

Развитие устной и письменной во внеурочной деятельности.

В рамках реализации школьной программы « Картинная галерея»  учащиеся участвуют в искусствоведческих конференциях. Они готовят устные выступления и письменные творческие работы. За 2013-2014 учебный год учащиеся подготовили 5 конференций. Учащиеся 10-го класса подготовили конференции по теме «Картины Карла Брюллова в школьной картинной галерее» и «Море – моя жизнь. И.Айвазовский». К 250-летию Эрмитажа 11 класс выступал с докладами   о творчестве французского художника Клода Моне. Девятый класс провел театрализованную конференцию для 2-4 классов посвященную творчеству Виктора Васнецова.

  Подготовка к конференции предполагает поиск и обработку информации о художниках и их картинах  и является сложным и трудоемким процессом. Тем не менее, подобная работа самым плодотворным образом сказывается на  речевых и письменных навыках учащихся. В ходе подбора информации школьники не просто много читают, они учатся анализировать текст, вычленяя из него только необходимые для работы сведения. Они сталкиваются с множеством терминов и оборотов, которые  обогащают их речь и могут быть использованы ими при написании текстов. При создании творческих работ учащиеся, как и при написании сочинений на уроке литературы, придерживаются строгого плана, который помогает им последовательно и логично излагать свои мысли. Итогом  проделанной работы становится публичная презентация работ, где, опираясь на составленный текст, ученики рассказывают о выбранной ими картине.

Развитие устной и письменной речи на занятиях студии «Юный искусствовед» и «Картины рассказывают».

 Занятия студии «юный искусствовед» рассчитаны на детей младшего школьного возраста (1-4 класс). В ходе занятий учащиеся изучают произведения, размещенные в школьной экспозиции. Но изучение искусства, жизни и творчества великих мастеров является не единственной задачей курса. В центре внимания также оказываются изменения, происходящие с детьми в процессе общения с искусством. Произведения как известно, имеют множество интерпретаций, каждый понимает их по - своему. Дети, разглядывая картины, учатся высказывать свое мнение, пытаются словами выразить свои чувства, вступают в небольшие дискуссии. Анализируя с педагогом картину, они узнают новые слова. Анализируя картину В.Васнецова «Иван царевич и Серый волк» учащиеся узнали значения таких слов как пурпурный, сафьяновый, сизый. Разглядывая «Богатырей» узнали, что такое сбруя, колчан, подпруга. Обогащению словарного запаса способствует чтение отрывков из книг, посвященных искусству. К примеру, о витязях, защитниках земли русской, учащиеся узнали из книги «Сказка в русской живописи».  Все  эти  слова ребята смогут использовать на уроках литературного чтения, а также при написании сочинений. Помимо этого на занятиях ребята составляют краткие описания картин, запоминают последовательность написания текста.  Ученики 1-го класса рисуют свои копии увиденных произведений, подбирая героям эпитеты из  вновь услышанных слов — мужественный, дипломатичный и т. д. Ученики 4-го класса создают презентации и устные описания любимых произведений.

Таким образом, занятия по МХК, искусству помогают развить речь учащихся, сделать ее точной и  выразительной.