Родительское собрание "Воспитание трудолюбия в семье"

Ленькина Юлия Васильевна

Основная задача семьи в трудовом воспитании ребенка - так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_vospitanie_trudolyubiya_v_seme.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Воспитание трудолюбия в семье.
Как воспитать себе помощника»

План:

Подготовительный этап:

1. Приглашение родителей.

2. Выставка работ учащихся, сделанных на кружках в клубе.

3.  Анкетирование родителей.

4. Подготовка плаката:

«Само воспитание, если оно желает счастья человеку,

должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к  труду жизни.»

                                                Д. Ушинский.

Ход собрания:

 I. Вступительное слово.

Очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень.

Все это — залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма.

Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.

Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.

Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые мальчики начинают лениться.

Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей.

В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень.

Основная задача семьи в трудовом воспитании малыша - так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?

Вопросы для диспута:

1.       Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?

2.       Значение родительского примера в трудовом воспитании.

3.      Труд - необходимость или обязанность?  

4.       Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье.

II. Анализ анкетирования.

III. Разбор ситуаций.

* Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружили, что ваши зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете уже самостоятельно следить  за столь милыми  вашему сердцу геранью  и фикусами.

Результат не замедлит сказаться, ибо одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.

Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде.

И еще одно -постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.

* В обед вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вернувшись домой, обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, к сожалению, так, что «перемыв» ее неизбежен. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!»

Помилуйте, за что же вы ее так? Ведь дети младшего школьного возраста ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Мало того, они гордятся своим трудом и, выполняя его, крайне нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И забвенье еще двух основополагающих принципов -постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел.

* В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении « не прикладая рук».

Вы опять сделали что-то не так? Конечно, ибо вы нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.

* Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, а в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал».

Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей.

Но совершаете, серьезную педагогическую ошибку, ибо не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и уже упоминавшегося зажима самостоятельности детей.

Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще и т.п.) поручаете  вашему  сыну  не  то, что  он  просил, а то,  что  кажется  разумным.

   Результат  будет  в  лучшем  случае  нулевой, поскольку  вы  нарушили  еще  один  важный  принцип- обязательного  учета  склонностей  и  интересов  ребенка

Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.

Помните простые правила семейной педагогики:

•   Никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.

•   Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.

•   Подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, их успехи, активнее поддерживать желание стать лучше.

•   Хорошо воспитывать на положительном, вовлекать детей в полезную деятельность.

•   Не давать возможности ребенку проявлять плохое, почаще говорить:

«Так взрослые люди себя не ведут!», «Вот этого я никак от тебя не мог ожидать!»

•   Показывать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.

•   Разговаривать с ним целесообразно как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко мотивированно.

Часто ответ на вопрос «Кем работают твои родители?» вызывает у ребят затруднения. Не все дети знают, чем заняты их родители на работе и кем они работают. Поэтому на родительском собрании мы договорились с родителями, чтобы каждый из них рассказал о своей профессии, показал часть своего труда и объяснил детям пользу его для людей.

Всем классом мы были в парикмахерской, ходили на почту, пробовали булочки, испеченные мамой-поваром, и т.д. После каждого такого знакомства, мы с ребятами оформляли странички альбома: «Наши родители» или «Кем быть?» и т.п. В конце учебного года провели праздник «Все работы хороши - выбирай на вкус». И написали сочинения «Кем я буду, когда вырасту». Эти сочинения необходимо сохранить до выпускного вечера.

Вся эта проделанная в течение всего учебного года работа помогла повысить авторитет мам и пап в семье, воспитать уважительное отношение к людям труда.

Решение  собрания:

 1. Определить  детям  постоянные  трудовые  обязанности, которые  будут  им  по  силам.

2.Неприбегать  к  наказанию  трудом.

3.Приучать  детей к  бережливости, учить  оценивать и  свой, и  чужой  труд.

4.Воспитывать  у  детей  уважение  к любому  труду,  необходимому  людям.

                                                                                                     Н.А. Гобунова.

Анкета

 «Трудовая деятельность ребенка»

(Нужное подчеркнуть)

1.  Распределены ли трудовые обязанности по  обслуживанию семьи?

 (Да, нет.)

2.  Имеет ли ребенок трудовые обязанности в  семье?

(Да, нет, постоянные, эпизодические, не имеет)

3. Как относится к их выполнению ребенок?

(Выполняет охотно, пассивен, уклоняется).

4.  Поощряете ли ребенка за выполнение трудовых поручений.

(Да, нет, иногда)

5. Наказываете ли за невыполнение?

(Да, нет, иногда)

6. Привлекаете ли ребенка к совместной работе?

(Да, нет, иногда)

7.   Есть ли в семье разногласия  во  взглядах на трудовое воспитание ребенка?

(Да, нет, иногда)

8. Знает ли ребенок об этих разногласиях?

(Да, нет, иногда)

9.  Какой труд предпочитаете для ребенка в будущем?

(Физический, интеллектуальный)