Родительское собрание "Воспитание трудолюбия в семье"
Основная задача семьи в трудовом воспитании ребенка - так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_vospitanie_trudolyubiya_v_seme.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Воспитание трудолюбия в семье.
Как воспитать себе помощника»
План:
Подготовительный этап:
1. Приглашение родителей.
2. Выставка работ учащихся, сделанных на кружках в клубе.
3. Анкетирование родителей.
4. Подготовка плаката:
«Само воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.»
Д. Ушинский.
Ход собрания:
I. Вступительное слово.
Очень важно уже в младшем школьном возрасте воспитывать трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень.
Все это — залог психологической готовности ребенка к обучению в школе, где с первых шагов ему предстоит не только познавать новое и интересное, но и выполнять массу многократно повторяющихся упражнений для закрепления навыков чтения, счета, письма.
Ребенок, не подготовленный к труду, неизбежно встретится с трудностями в школе не по причине слабых умственных способностей, а из-за недостатка волевых качеств.
Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.
Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые мальчики начинают лениться.
Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей.
В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень.
Основная задача семьи в трудовом воспитании малыша - так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?
Вопросы для диспута:
1. Как в вашей семье ребенок соприкасается с трудом?
2. Значение родительского примера в трудовом воспитании.
3. Труд - необходимость или обязанность?
4. Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье.
II. Анализ анкетирования.
III. Разбор ситуаций.
* Вы поручили своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружили, что ваши зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, а то и шлепнув его, вы решаете уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами.
Результат не замедлит сказаться, ибо одним этим своим действием вы разом нарушили целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.
Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде.
И еще одно -постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.
* В обед вы, опаздывая на работу, попросили вашу дочь вымыть посуду. А вернувшись домой, обнаружили, что хотя посуда и вымыта, но, к сожалению, так, что «перемыв» ее неизбежен. И в сердцах бросили: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!»
Помилуйте, за что же вы ее так? Ведь дети младшего школьного возраста ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Мало того, они гордятся своим трудом и, выполняя его, крайне нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. А тут такой ушат холодной воды на голову! И забвенье еще двух основополагающих принципов -постоянной подкрепляющей оценки и подчеркивания полезности выполняемых детьми домашних дел.
* В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении « не прикладая рук».
Вы опять сделали что-то не так? Конечно, ибо вы нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами.
* Во время подготовки к приему гостей вы поручили своему сыну начистить картошку для салата. Все остальные компоненты уже готовы, и вы с нарастающим нетерпением начинаете посматривать на пыхтящего с ножом в руках ребенка, а в конце концов, не выдержав, отбираете у него «инструмент и материал».
Действуете вы из самых лучших убеждений, чтобы успеть до прихода гостей.
Но совершаете, серьезную педагогическую ошибку, ибо не проявляете терпения. Медлительность детей или их неумение правильно что-то сделать ни в коей мере не должны явиться причиной вашего поспешного вмешательства и уже упоминавшегося зажима самостоятельности детей.
Распределяя на семейном совете обязанности между членами вашей семьи, вы из самых лучших побуждений (не справится, рано еще и т.п.) поручаете вашему сыну не то, что он просил, а то, что кажется разумным.
Результат будет в лучшем случае нулевой, поскольку вы нарушили еще один важный принцип- обязательного учета склонностей и интересов ребенка
Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.
Помните простые правила семейной педагогики:
• Никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.
• Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда.
• Подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, их успехи, активнее поддерживать желание стать лучше.
• Хорошо воспитывать на положительном, вовлекать детей в полезную деятельность.
• Не давать возможности ребенку проявлять плохое, почаще говорить:
«Так взрослые люди себя не ведут!», «Вот этого я никак от тебя не мог ожидать!»
• Показывать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками.
• Разговаривать с ним целесообразно как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко мотивированно.
Часто ответ на вопрос «Кем работают твои родители?» вызывает у ребят затруднения. Не все дети знают, чем заняты их родители на работе и кем они работают. Поэтому на родительском собрании мы договорились с родителями, чтобы каждый из них рассказал о своей профессии, показал часть своего труда и объяснил детям пользу его для людей.
Всем классом мы были в парикмахерской, ходили на почту, пробовали булочки, испеченные мамой-поваром, и т.д. После каждого такого знакомства, мы с ребятами оформляли странички альбома: «Наши родители» или «Кем быть?» и т.п. В конце учебного года провели праздник «Все работы хороши - выбирай на вкус». И написали сочинения «Кем я буду, когда вырасту». Эти сочинения необходимо сохранить до выпускного вечера.
Вся эта проделанная в течение всего учебного года работа помогла повысить авторитет мам и пап в семье, воспитать уважительное отношение к людям труда.
Решение собрания:
1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.
2.Неприбегать к наказанию трудом.
3.Приучать детей к бережливости, учить оценивать и свой, и чужой труд.
4.Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
Н.А. Гобунова.
Анкета
«Трудовая деятельность ребенка»
(Нужное подчеркнуть)
1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
(Да, нет.)
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
(Да, нет, постоянные, эпизодические, не имеет)
3. Как относится к их выполнению ребенок?
(Выполняет охотно, пассивен, уклоняется).
4. Поощряете ли ребенка за выполнение трудовых поручений.
(Да, нет, иногда)
5. Наказываете ли за невыполнение?
(Да, нет, иногда)
6. Привлекаете ли ребенка к совместной работе?
(Да, нет, иногда)
7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?
(Да, нет, иногда)
8. Знает ли ребенок об этих разногласиях?
(Да, нет, иногда)
9. Какой труд предпочитаете для ребенка в будущем?
(Физический, интеллектуальный)