Выступление на педагогическом совете «Формирование культуры семейных отношений в учреждении дополнительного образования»

Ленькина Юлия Васильевна

Выступление на педагогическом совете

«Формирование культуры семейных отношений в учреждении дополнительного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_0303.17.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Формирование культуры семейных отношений в учреждении дополнительного образования»

           На сегодняшний день совместная досуговая деятельность детей и их родителей, как правило, происходит стихийно, не охвачена имеющимися социальными институтами. Вместе с тем в современном обществе запрос на досуг для всей семьи велик и неудовлетворен.
К сожалению, в настоящее время организацией семейного досуга занимаются, в основном, коммерческие структуры в развлекательных центрах. Такая форма времяпровождения лишена воспитательной, нравственной и просветительской функций. 
              Одним из важнейших социальных институтов обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, было, есть и остается образовательное учреждение.
Стратегия сотрудничества учреждений дополнительного образования и семьи не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно.

     Среди таких проблем можно выделить совместную заботу о здоровье детей; формирование и развитие интересов, ценностных ориентации в сфере культуры, досуга, самообразовательной деятельности; выявление одаренности и развитие способностей ребенка; содействие в достижении ребенком благоприятного статуса в группе ровесников или разновозрастном творческом коллективе; развитие культуры полоролевого поведения юношей и девушек; установление взаимопонимания между разновозрастными  поколениями семьи.

        Таким образом, одним из важных направлений в деятельности педагога дополнительного образования является работа с семьёй, вовлечение ее в досуговую деятельность учреждения дополнительного образования. 
       Семья и учреждения дополнительного образования представляют собой важные институты социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Социальное партнёрство учреждения дополнительного образования и семьи включает, как правило, следующие направления:

• педагогическое просвещение;

• совместная деятельность семьи, учреждения дополнительного образования и общественности;

• коррекция семейного воспитания с использованием массовых, групповых и индивидуальных форм работы, которая включает в себя формирование здорового образа жизни в семье и создание системы профилактической работы.

Для того, чтобы правильно спланировать работу, необходимо знать особенности семей.  Ежегодно в ЦРТДЮ проводится диагностика семей. В начале 2016-2017 учебного года  был составлен социальный паспорт семей по 12 объединениям Центра творчества.

 В мониторинге приняло участие 781 семья, что составило 1537 родителей.   По составу семьи распределяются следующим образом:

- полных – 670;

- неполных – 197;

- воспитывает одна мама – 194, один папа- 3;

- опемаемые семьи- 4;

  Анализ уровня образования  родителей показал, что 612 чел. – имеют высшее образование, 714 – среднее специальное, 208 – среднее, 3- неполное среднее. Анализ социального статуса родителей показывает, что среди них преобладают рабочие и служащие; а также есть индивидуальные предприниматели, работники коммерческих структур, безработные.

Взаимодействие с семьёй реализуется с помощью следующих моделей:

• коммуникационная;

• образовательная;

• консультационная.

При этом используются следующие формы работы:

1.Встреча родителей с администрацией и руководителями кружковДни открытых дверей. Как правило, встречи проводятся ежегодно в начале учебного года. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы кружков и студий, выслушивают их пожелания.

Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы учреждения дополнительного образования играют дни открытых дверей. Для многих родителей такие посещения учреждения являются не только знакомством с возможностями учреждений дополнительного образования, но и своеобразным открытием в плане повышения педагогических и психологических знаний, необходимых в общении и развитии ребенка в семье. Для родителей организуются встречи с руководителями кружков и студий, а также администрацией учреждения. В этом учебном году в мероприятии  «День открытых дверей» приняло участие более 200 родителей

2. Совместные праздники и игры. Центр творчества выступает координатором и организатором городских и массовых мероприятий. Праздники года проводятся по выбранным направлениям: выставки рисунков (н-р, выставка рисунков арт-студии «Дизайн» «Милой мамочке в подарок», посетило более 50 родителей), поделок, плакатов (н-р, «Новогодье - 2017», где приняло участие 17 семей из объединений ЦРТДЮ, студии «Подрастайка» и детских клубов по месту жительства), газет, фотографий, конкурсно – игровые и творческие программы (например, в ноябре 2016г. в ЦРТДЮ прошло ток-шоу «Семья – это важно. Семья-это нужно» с привлечением специалистов отдела ЗАГС г.Новотроицка и юбиляров совместной жизни. В нем приняло участие около 10 родителей). Ток-шоу достаточно новая форма работы в ЦРТДЮ как с родителями, так и обучающимися.

Праздничные концерты, посвященные Дню матери, стали также традиционными. К ним обучающиеся ЦРТДЮ готовятся основательно: ребята заранее готовят номера художественной самодеятельности. В этом году в концерте, посвященном Дню матери приняло участие около 70 родителей. Важно привлечение родителей к подобным формам работы. Популярны также и массовые мероприятия: спортивные соревнования и турниры; игры («Мама, папа, я – спортивная семья»), творческие мастер-классы (н-р, в январе 2017г. Чинчаладзе И.В. провела творческую мастерскую «Рождественские посиделки», приняло участие 8 родителей); литературно-музыкальные композиции (н-р, «С любовью к маме», посетило более 50 родителей), праздник «Посвящение в кружковцы», отчетный концерт коллективов и объединений ЦРТДЮ и др.., где родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника. Участие в подготовке и проведении концертных, игровых программ позволяет родителям открыть в себе не только скрытые таланты, но и дает возможность наибольшего эмоционального сопереживания со своими детьми, оказания необходимой им психологической поддержки.

Популярными являются семейные встречи на базе клубов по месту жительства: Семейный клубный день «Осенины», Встречи ко Дню пожилого человека, «Крещенский вечерок», конкурсные программы к 8 Марта и др. Хочется отметить, что в этом учебном году активность родителей воспитанников детских клубов возросла на 50%,  т.е. родители понимают важность полезного времяпровождения своих детей и интересуются деятельностью детских клубов. И основной целью такой клубной работы всё-таки является установление более доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединяет их в одну команду, воспитывает потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

4. Родительские собрания – основная форма заботы руководителя кружка и родителей. Данные мероприятия не сводятся к монологу руководителя объединения, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Об эффективности такой формы работы в нашем учреждении можно будет сказать в конце учебного года.

    Сотрудничество семьи и учреждения дополнительного образования должно обеспечиваться через активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, творческую и досуговую деятельность. Следует создавать такую атмосферу сотрудничества, которая будет поддерживать, формировать и развивать позитивную заинтересованность родителей в получении их детьми достойного образования во внешкольном учреждении.

  Таким образом, для успешного взаимодействия педагогов ЦРТДЮ и семей обучающихся необходимо: постоянное обновление содержания, форм, методов работы с родителями; пробуждение у родителей интереса к процессу самообразования в области психолого-педагогических знаний; расширение сферы совместной деятельности, общения педагогов и родителей с детьми.

Как показывает практика,  в работе с родителями  ЦРТДЮ на сегодняшний день характерна такая проблема, как пассивное отношение родителей к делам и интересам своих детей, нерегулярное участие родителей в мероприятиях, отсутствие системы выявления, рекламы и внедрения позитивного опыта семейного воспитания.

Для решения этой проблемы можно в ЦРТДЮ на информационных стендах создать рубрику «Для Вас, родители» актуальными будут постоянно обновляемые памятки по различным проблемам семейного воспитания: «Как предупредить конфликт в семье», «Стили родительских отношений» и т. д. Увеличить количество мониторинговых исследований  с целью определения запросов родителей. Изучить и внедрить опыт  лучшего опыта семейного воспитания, а также продолжать привлекать родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, активной созидательной воспитательной практике.