ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Беседы об искусстве»

Ковалев Александр Михайлович

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Беседы об искусстве» разработана на основе  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации.

Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Беседы об искусстве"67.34 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием

администрации муниципального образования Тбилисский район

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

центр эстетического воспитания детей «ТЮЗ»

Принята на заседании педагогического совета

от «___» ___________   2017 г.

Протокол № ___________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ ДО ЦЭВД «ТЮЗ»

________________ Т. И. Мигулева

«___» ___________ 2017 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

__________________«Беседы об искусстве»________________________ 

 

Уровень программы:       ознакомительный___________________________

Срок реализации программы:        2 года  (72 часа)____________________

Возрастная категория:    8 - 10 лет___________________________________

Вид программы: модифицированная_________________________________

Составитель:

Педагог дополнительного образования

Ковалев Александр Михайлович

ст. Тбилисская, 2017

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

1.1Пояснительная записка

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Беседы об искусстве» разработана на основе  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации.

Знание истории культуры и искусства дает ребенку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры. Культурно-воспитательная функция искусства расширяет духовное пространство ребенка, помогает познать культурный смысл творчества, способствуя выявлению творческого потенциала самого обучающегося.

Направленность данной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная.

Актуальность программы заключается в художественно-эстетическом развитии учащихся, приобщении их к мировой культуре и искусству.

Педагогическая целесообразность данной программы «Беседы об искусстве» заключается в том, что в процессе обучения учащиеся научатся правильно разбираться в различных видах искусства, различать их по жанрам и эпохам, изучат историю мировой художественной культуры.

Новизна данной общеобразовательной общеразвивающей программы «Беседы об искусстве» заключается в том, что занятия построены с применением игровых форм работы, использованием театральных технологий.

Отличительные особенности данной программы:

- возможность учитывать различную степень подготовки учащихся, их индивидуальные способности и направленность интересов;

- тематическое разнообразие, использование блочно-модульного подхода в изложении и систематизации учебного материала;

Адресат программы:

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Беседы об искусстве» рассчитана на детей в возрасте 8-10 лет. В студии могут заниматься как мальчики, так и девочки. Особой подготовки не требуется.

Уровень программы, объем и сроки.

Данная программа реализуется на ознакомительном уровне.

Программа «Беседы об искусстве» рассчитана на 2 года обучения:

1 год обучения - 36 часов в год;

2 год обучения - 36 часов в год.

Форма обучения – очная.

Режим занятий:

1 год обучения – 1 занятие в неделю 1 час;

2 год обучения – 1 занятие в неделю 1 час.

Особенности реализации образовательного процесса.

Занятия проводятся в группе количеством  7-11 человек.

             Программа включает: базовые знания в области изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусства. Но прежде всего – это развитие гармонически развитого человека, умеющего разбираться в жанрах искусства.

              Программа направлена на то, чтобы учащийся все время находился в поиске жанрового разнообразия, что значительно расширит его кругозор. Форма проведения аттестации разная: зачет, тест.

  1.  Цель и задачи программы

Цель данной программы: способствовать художественно-эстетическому развитию личности ребенка, сформировать багаж знаний, умений  и навыков в области мирового искусства.

Задачи данной программы:

образовательные:

  • обучить основным видам мирового искусства;
  • обучить ассоциативному и образному мышлению;
  • обучить ориентированию в культурном пространстве;
  • дать первоначальные знания об особенностях использования выразительных средств в искусстве;

личностные:

  • воспитание взаимного уважения, взаимопонимания;
  • сформировать эмоциональную сферу личности ребенка;
  • воспитать культурный вкус;
  • воспитать устойчивый интерес к культуре и искусству.
  • способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.
  • способствовать развитию партнерских отношений в группе, общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;
  • способствовать развитию самодисциплины, умению организовать себя и свое время;
  • сформировать чувство ответственности;
  • формирование организаторских способностей;

метапредметные:

  • развитие художественного вкуса; 
  • развить личностные и творческие способности детей;
  • развить продуктивную индивидуальную и коллективную деятельность;
  • развить умение всесторонне оценивать произведения искусства;
  • развить умение использовать ИКТ.

Цель первого года обучения - обучить основным видам и жанрам мирового искусства.

Задачи:                                                                                                         образовательные:

  • познакомить учащихся с видами искусства;
  • научить свободно мыслить;
  • научить взаимодействовать с партнером в группе;
  • дать знания об особенностях использования выразительных средств в искусстве.

личностные:

  • воспитать художественный вкус и зрительскую культуру;
  • способствовать формированию партнерских отношений в группе;
  • воспитание взаимного уважения, взаимопонимания;
  • воспитание способности к состраданию, сочувствию;

метапредметные:

  • развить личностные и творческие способности детей.
  • способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.

Цель второго года обучения -  научить разбираться в направлениях, видах и жанрах искусства.

Задачи:

образовательные:

  • обучить новым теоретическим знаниям в сфере искусства на основе восприятия произведений искусства;
  • обучить основным видам мирового искусства;
  • обучить ассоциативному и образному мышлению;
  • обучить ориентированию в культурном пространстве;

личностные:

  • способствовать формированию партнерских отношений в группе;
  • воспитание взаимного уважения, взаимопонимания;
  • воспитание способности к состраданию, сочувствию;

метапредметные:

  • развить воображение и творческую активность;
  • способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.
  • развить эмоциональную сферу личности ребенка.
  • сформировать устойчивый интерес  к культуре и искусству.

1.3 Содержание программы

                                         1.3.1 Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Первобытнообщинный период истории развития культуры

3

3

3

Искусство древних цивилизаций Востока

4

2

2

4

Искусство Древнего Египта

5

4

1

5

Искусство Древней Греции

9

8

1

Зачет

6

Культура и искусство Древнего Рима

8

7

1

7

Культура и искусство Византийской цивилизации

5

4

1

8

Феномен культуры Киевской Руси

1

1

Зачет

ИТОГО:

36

30

6

  1. год обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Культура и искусство Средневековой Европы

5

5

3

Культура и искусство эпохи Возрождения

6

5

1

4

Европейская культура и искусство Нового времени

4

3

1

5

Европейское искусство XIX – начало XX вв.

4

2

2

Зачет

6

Русская культура и искусство

10

8

2

7

Европейские школы живописи

1

1

8

Мировая культура и искусство Новейшего времени

5

3

2

Экзамен

ИТОГО:

36

28

8

                     

 1.3.2 Содержание учебного плана

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория

Техника безопасности на занятиях. Знакомство с программой на год.

Тема 2 . Первобытнообщинный период истории развития культуры

Теория

Характерные черты первобытной культуры. Духовная первобытная культура. Мифологическое мировоззрение. Наскальная живопись. Обработка глины и изделия из нее. Скифское искусство на территории России (Крым, Кубань, Алтай). Первобытный период культурной истории продолжался минимум 35 тысяч лет пока не возникли первые государства Древнего Востока – Двуречье, Вавилон, Ассирия, Древний Египет  и т.п.

Тема 3. Искусство Древних цивилизаций Востока

Теория

Культура и искусство шумеров. Искусство Вавилона. Искусство Ассирии. Искусство Месопотамии. Значение Древнего Востока в истории общечеловеческой культуры огромно.

Практика

         Просмотр фильмов по темам. Обсуждение и анализ.

Тема 4. Искусство Древнего Египта

Теория

Пантеон богов. Живое и мертвое царства. Архитектура (пирамиды, храмы, скальные храмы).Скульптура (сфинксы, статуи и т.д.).

Практика

Просмотр фильмов по теме. Обсуждение и анализ.

Тема 5. Искусство Древней Греции

Теория

Пантеон богов. Мифы и легенды Древней Греции (особенно важная тема, поскольку большинство сюжетов произведений искусства базируются на мифологии).Архитектура (ионический, дорический, коринфский ордера, храмы, полисы и т.п.). Скульптура. Вазопись (краснофигурная, чернофигурная). Керамика.

Практика

Просмотр фильмов по теме. Обсуждение и анализ.

Тема 6. Культура и искусство Древнего Рима

Теория

Пантеон римских богов. Архитектура и градостроительство (храмы, виллы, термы, форумы и триумфальные арки, Колизей, Пантеон, Золотой дворец Нерона и т.д.). Скульптура (портреты императоров, фигуры воинов в доспехах на лошадях, большое количество бронзовой скульптуры). Мозаика («мерцающая живопись»). Декоративно-прикладное искусство (ювелирное искусство, терракота и т.п.).

Практика

Просмотр фильмов по теме. Обсуждение и анализ.

Тема 7. Культура и искусство Византийской цивилизации

Теория

Архитектура (культовость, Святая София, базилики). Скульптура (слоговая кость, портреты). Византийская миниатюра (золото, эмаль). Иконопись (каноны).

Практика

Просмотр фильмов по теме. Обсуждение и анализ.

Тема 8. Феномен культуры Киевской Руси

Теория

После падения Византии в 1453 году от натиска турок, многие византийские мастера разъехались по всему миру, благодаря чему культура Византии не погибла, а получила свое продолжение. Её влияние распространилось чрезвычайно широко – в Италии, Швеции, Польше, Македонии, Сербии, Болгарии, Румынии, Киевской Руси. В Киевской Руси византийское искусство стало очень плодотворным и мощным стимулятором развития национальной художественной культуры.

 2 год обучения

Тема 1.Вводное занятие

Теория

Техника безопасности на занятиях. Знакомство с программой на год.

Тема 2. Культура и искусство  Средневековой Европы

Теория

Архитектура (романский и готический стили). Монашеские ордена (тамплиеры, францисканцы, доминиканцы, кармелиты и др.). Городская и крестьянская культуры. Мозаика. Рыцарство (рыцарские романы, замки, трубадуры, труверы, миннезингеры, менестрели, скальды и т.д.).

Тема 3. Культура и искусство Эпохи Возрождения

Теория

Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Искусство Северного Возрождения (Ван Эйк, Босх, Брейгель и др.), Нидерланды, Германия. Теория живописи. Скульптура. Леонардо да Винчи, Микеланджело. Маньеризм.

Практика

Просмотр фильмов по теме. Обсуждение и анализ.

Тема 4. Европейская культура и искусство Нового времени

Теория

Европейское Просвещение (XVIII в.). Классицизм (Пуссен, Рембрант). Барокко (Л. Бернини, П. Рубенс, Рембрант, Эль Греко и др.). Рококо («рокайль» - «раковина») – декоративно-прикладное искусство. Сентиментализм.

Практика

Просмотр фильмов по теме. Обсуждение и анализ.

Тема 5. Европейское искусство XIX – нач. XX века

Теория

Романтизм (Шуман, Шуберт, Берлиоз, Вагнер, Стендаль, Шелли, Гейне, Байрон и др.). Реализм. Импрессионизм. Символизм. Декаданс.

Практика

Просмотр фильмов по теме. Обсуждение и анализ.

Тема 6. Русская культура и искусство

Теория

Искусство Киевской Руси (каменное зодчество, иконопись, фрески). Архитектурные школы Древней Руси (Новгородская, Владимирская, Псковская). Искусство Московской Руси (средневековье) – кремль, живопись (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).

Практика

Просмотр фильмов по теме. Обсуждение и анализ.

Тема 7. Европейские школы живописи

Теория

Византийская школа (иконопись, «мерцающая живопись» и т.д.). Нидерландская школа (доски, групповые портреты, жанровая живопись). Школа Фонтенбло (Франция, Италия, Испания – маньеризм. Эль Греко.). Голландская школа (Хальс, Ван Дейк, Хундехутер, Теннирс, и др.). Русская школа живописи (парсуны, портретная живопись, передвижники и др.).

Тема 8. Мировая культура и искусство Новейшего времени

Теория

Архитектура (строительство Петербурга, архитекторы Жан Батист Леблан, И. Коробов, П. Еропкин, М. Земцов, Д. Трезини). Живопись (И. Никитин, А. Матвеев). Барокко в России (архитектор Растрелли). Живопись (И. Вишняков, И. Аргунов, М. Иванов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский и др.). М. Ломоносов (мозаика «Полтавская битва и т.д.).

Скульптура (Ф. Фальконе, Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский и др.).

 «Золотой век» русской культуры и искусства. «Серебряный век» русской культуры и искусства.

Практика

Просмотр фильмов по теме. Обсуждение и анализ.

                         1.4 Планируемые результаты

1 год обучения

Учащийся должен:

образовательный результат:

  • знать исторические предпосылки развития культуры и искусства;
  • знать эволюцию художественных стилей в связи с культурно-историческим процессом;
  • разбираться в основных выразительных средствах произведений искусства и их разновидности;
  • ориентироваться в видах искусств.

личностный результат:

  • уметь работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам по группе;
  • уметь анализировать и исправлять допущенные ошибки;

метапредметный результат:

  • уметь пользоваться навыками по применению полученных знаний и умений;
  • уметь использовать выразительные средства.

2 год обучения

Учащийся должен:

образовательный результат:

  • различать религиозное и светское искусство;
  • различать культуру Запада и Востока;
  • различать жанры и стили в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном творчестве;
  • знать особенности различных школ живописи;
  • Знать характерные особенности развития культуры и искусства в разные эпохи (Древняя Греция, Древний Рим, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Новое время и т.д.).
  • уметь свободно владеть культурологической терминологией.

личностный результат:

  • уметь корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров;
  • участвовать в учебном процессе.

метапредметный результат:

  • иметь навыки публичных выступлений;
  • уметь анализировать и смело высказывать свою мысль.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1 Календарный учебный график

2.2 Условия реализации программы

Для достижения поставленной цели и реализации задач общеобразовательной общеразвивающей программы используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Обучение по программе «Беседы об искусстве» предполагает аудиторные и самостоятельные занятия.

Аудиторные занятия должны проводиться в виде лекций, семинаров и практических занятий. На практических занятиях учащиеся приобретают навыки анализа  предметов  искусства, умения ориентироваться в стилях и видах искусства.

Рекомендуется проводить семинары в конце изучения каждой большой темы («Древняя Греция», «Древний Рим» и т.д.) с активным участием всей группы учащихся.

Знание истории культуры и искусства дает человеку возможность приобщиться к духовному опыту прошлых поколений, это словно послание из прошлого  будущему, дающее возможность усвоить и понять общечеловеческие идеалы, выработать навыки самостоятельного постижения ценностей культуры и научиться использовать полученные знания для совершенствования интеллекта и профессионального мастерства.

Понимание произведений культуры и искусства – сложный интеллектуальный процесс. Для этого необходимо иметь представление о специфических средствах художественной выразительности, о языках различных видов искусства; научиться общаться с героями художественных произведений, воспринимать адекватно то или иное произведение искусства.

При организации учебного процесса педагогу дополнительного образования необходимо соблюдать требования и нормы СанПиНа, а также, учитывать индивидуальные возрастные особенности учащихся.

Материально-техническая база учреждения, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом и программой.

Для успешной реализации программы необходимы:

  • наглядные и учебно-методические пособия;
  • методические рекомендации;
  • наличие литературы для детей и педагога.

материально-техническое обеспечение:

  •  хорошо освещённый кабинет;
  • столы, стулья;
  • учебная мебель;
  • проектор и киноэкран;
  • ноутбук или компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  • видеотека;
  • материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов.

информационное обеспечение:

  • методическая литература;
  • аудио;
  • видеоматериалы;
  • фотоматериалы;
  • интернет ресурсы;
  • слайды, диски.

2.3 Формы аттестации

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Беседы об искусстве» носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в дополнительном образовании.

Итоговая аттестации проводится с целью установления соответствия результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.

Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию выдаются свидетельства о прохождении обучения, почетные грамоты.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов являются: готовая работа, диплом, грамота, журнал посещаемости, портфолио, отзыв детей и родителей.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выступление на мероприятиях, выезды на конкурсы, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю.  

Сроки

Тематика

Формы и виды контроля

1 год обучения

1 полугодие:

Первобытнообщинный период истории развития культуры.

Искусство древних цивилизаций Востока.

Искусство Древнего Египта.

Искусство Древней Греции.

Зачет

2 полугодие:

Культура и искусство Древнего Рима.

Культура и искусство византийской цивилизации.

Зачет

2 год обучения

1 полугодие:

Культура и искусство Средневековой Европы.

Культура и искусство эпохи Возрождения.

Европейская культура и искусство Нового Времени.

Европейское искусство XIX – XX вв.

Русская культура и искусство.

Европейские школы живописи.

Мировая культура и искусство Новейшего времени.

Зачет

2 полугодие:

Русская культура и искусство.

Европейские школы живописи.

Мировая культура и искусство Новейшего времени

Экзамен

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядный (наблюдение, демонстрация);

В программе используются следующие методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический анализ.

Для подведения итогов работы по программе используются документальные формы работы (протокол зачёта, экзамена).

4. Оценочные материалы

1 год обучения

Зачет 1 полугодие

  1. Назовите имя самого известного Римского императора
  2. Римский форум – это
  3. В каком российском городе находится «Зал римского портрета»?
  4. Как по другому называется «Гардский мост»?
  5. Из каких компонентов состоял первый римский бетон?
  6. Пантеон – это
  7. Где в Древнем Риме проходили бои гладиаторов?
  8. Кто из зрителей находился на верхнем ярусе Колизея?
  9. Как назывались город и вулкан которые совершили в Риме катастрофу в 79 г.Н.Э.?

Зачет I1 полугодие

1. К первобытному искусству относятся:

- дольмен;

- пещерная роспись;

- пирамида;

- базилика.

2. К памятникам первобытного искусства относятся:

- менгир;

- мастаба;

- петроглиф;

- амфитеатр.

3. Памятники первобытной наскальной живописи:

- пещера Альтамира;

- пещера Ласко;

- пещера Фрасасси.

4. Памятники древнеегипетского искусства:

- храм Амона-Ра в Карнаке;

- пирамиды в Гизе;

- Парфенон;

- Колизей.

5. Архитектурные формы Древнего Египта:

- мастаба;

- триумфальная арка;

- пирамида;

- акрополь.

6.  Хронологическая последовательность появления архитектурных памятников Древнего Египта:

-  ступенчатая пирамида Джосера в Саккара;

- пирамида Хеопса в Гизе;

- храм в Луксоре.

7. Надгробное сооружение, название которого произошло от гробницы царя Мавсола, сооруженной в Малой Азии

8.Тутмес является создателем

- портрета Нефертити;

- пирамиды Хефрена;

- гробницы Тутанхамона.

9. Ведущий вид искусства Древнего Востока:

- архитектура;

- скульптура;

- живопись.

10. Статуя фантастического существа с телом льва и головой человека.

11.  Изображение безжизненных предметов:

- натюрморт;

- комикс;

- коллаж.

12. Из каких компонентов состоял первый Римский бетон:

13. Самый известный архитектурный памятник Рима:

                   14. Имя Бога громовержца.

15. Назовите известных вам мифологических героев Древнего Египта.

2 год обучения

Зачет 1 полугодие

Дать анализ произведений изобразительного искусства России и стран Европы.

Зачет I1 полугодие

В конце курса «Беседы об искусстве» учащиеся сдают рефераты на темы:

  1. Искусство Древней Греции;
  2. Искусство Рима;
  3. Рыцарское искусство;
  4. Искусство первобытного человека;
  5. Искусство Англии XII-XV в.в.;
  6. Искусство Средневековой Европы;
  7. Искусство царской России;
  8. Известные музеи мира;
  9. Искусство в годы второй мировой:
  10.  Искусство XIX-XX в.в.
  1.  Методические материалы

  Система занятий по общеобразовательной общеразвивающей программе «Беседы об искусстве» построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах искусства.

Аудиторные занятия должны проводиться в виде лекций, семинаров и практических занятий. На практических занятиях учащиеся приобретают навыки анализа  предметов  искусства, умения ориентироваться в стилях и видах искусства.

Рекомендуется проводить семинары в конце изучения каждой большой темы («Древняя Греция», «Древний Рим» и т.д.) с активным участием всей группы учащихся.

        

В программе используются следующие методы и формы:

1. По источнику передачи и восприятию информации:

  • словесный (беседа, рассказ, диалог);
  • наглядный (репродукции, фильмы, эскизы, фотоматериалы,   показ   педагога,   индивидуальные    занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

2. По дидактическим задачам:

  • приобретение знаний через знакомство с литературой и терминологией;
  • закрепление проведение зачетов;
  • проверка результатов обучения через экзамен.

3. По характеру деятельности:

  • частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа должна быть направлена на:

- выполнение домашнего задания;

- просмотры художественных альбомов, изучение кратких энциклопедий об искусстве и т.д.;

- просмотр документальных фильмов по искусству, художественных фильмов, фильмов о жизни и творчестве отдельных художников, скульпторов, музыкантов и т.п.

- прослушивание музыкальных произведений;

- посещение музеев, выставочных залов, галерей, театров и т.п.;

- экскурсии  с целью изучения архитектурных стилей;

- написание докладов, рефератов, кратких сообщений по истории искусств (творчество  отдельных художников, особенности стилевых направлений в искусстве и т.п.);

- подготовку презентаций по отдельным художникам, музыкантам, стилям, произведениям (самостоятельный отбор материала, подборка видео и аудио ряда, обобщение всего выбранного материала, представления готового материала);

- составления краткой характеристики произведений искусств на основании его характерных особенностей (стилевых, жанровых и т.д.);

- умение и формирование навыков составления целевых списков литературы;

- формирование умения работать в группе, паре и т.д.;

-организацию круглых столов, проведения викторин, интервью по изучаемому предмету.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Беседы об искусстве» тесно связана с другими программами :«Художественное слово», «Основы актерского мастерства», «Слушание музыки и музыкальная грамота», «История театрального искусства» и т.д..

Важной задачей совокупности всех программ является принципиальная нацеленность занятий на рост теоретических знаний исполнителей, в основе которых лежит умение соотносить различные жанры, направления и виды искусств в их взаимопроникновении.

Навыки, полученные в процессе обучения другим предметам театрального направления, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде анализа произведений искусства, умению опознавать различные направления и жанры искусств.

Требования к написанию реферата

Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:

  • первичные знания основных эстетических и стилевых направлений изобразительных искусств;
  • знание основных средств выразительности изобразительных искусств;
  • знание основных этапов развития видов искусств;
  • знание истории возникновения жанров искусств;
  • знание отечественных и зарубежных произведений искусства;
  • умение анализировать произведения искусства;
  • знание профессиональной терминологии;
  • знание основных периодов развития изобразительных искусств во взаимодействии с другими видами искусств;
  • знание основных тенденций в современном изобразительном искусстве.

Форма педагогической деятельности — учебное занятие.

Форма групповой работы — групповой опрос.

2.6 Список литературы

  1. Список литературы, рекомендуемый для педагогов

Обязательная:

  1. Белецкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980
  2. Боннар Б.Р. Греческая цивилизация. М., 1992
  3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972
  4. Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. СПб., 1996
  5. Гуковский М. А. Итальянское возрождение. Л., 1986
  6. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1990
  7. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980
  8. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995
  9. Искусство каменного века. М., 1992
  10. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992
  11. Керма К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994
  12. Культура народов Востока. Старовавилонская культура. М.,1988
  13. Культура эпохи Просвещения. М., 1993
  14. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990
  15. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992
  16. Левек П. Эллинистический мир М., 1989
  17. Лихачева В. Д. Искусство Византии IV – XV вв. Л., 1986
  18. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996
  19. Мировая художественная культура. Тематический словарь. Древние цивилизации. М., 2004
  20. Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989
  21. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х томах. М., 1975
  22. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974
  23. Рутенбург. Титаны Возрождения. СПб., 1991
  24. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2003
  25. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971
  26. Соколов М. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрождения. М., 1999
  27. Тяжелов В. И. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981
  28. Удальцова З. В. Византийская культура. М., 1988

Дополнительная:

  1. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993
  2. Александров В. Н. История русского искусства. Минск, 2004
  3. Барская Н. А. Сюжет и образы древнерусской живописи. М., 1993
  4. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994
  5. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993
  6. Западное искусство XX века: классическое наследие и современность. М., 1992
  7. Западноевропейское искусство второй половины XIX в. М., 1975
  8. Искусство стран Востока. М., 1986
  9. Калитина Н. Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII – начала XIX веков. Л., 1990
  10. Лапшина Н. П. Мир искусства. М., 1977
  11. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992
  12. Мир русской культуры. М., 2004
  13. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987        
  14. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996
  15. Поляков В. В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX века. М., 1993
  16. Серебряный век. Л., 1991
  17. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. М., 1982
  18. Ценностный мир русской культуры. СПб, 1995
  19. Шульгин В. С., Кошман Л. В., Зезина М. Р. Культура России IX – XX вв. М., 2004

2.6.2        Список литературы, рекомендуемый для детей

  1. Мировая художественная культура. Тематический словарь. Древние цивилизации. М., 2004
  2. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996
  3. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972
  4. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995
  5. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971
  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990
  7. Культура эпохи Просвещения. М., 1993
  8. Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974
  9. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х томах. М., 1975

2.6.3        Список литературы, рекомендуемый для родителей

  1. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993
  2. Западное искусство XX века: классическое наследие и современность. М., 1992
  3. Лапшина Н. П. Мир искусства. М., 1977
  4. Мир русской культуры. М., 2004
  5. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987        
  6. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996
  7. Поляков В. В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX века. М., 1993
  8. Серебряный век. Л., 1991
  9. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. М., 1982
  10. Ценностный мир русской культуры. СПб, 1995

Программа на лето

1.Пояснительная записка

Вряд ли кто станет спорить с тем, что летом должно быть весело. Бодрый, положительный эмоциональный настрой – одно из непременных условий работы с детьми в летнее время. Летом ребенок не должен быть обременен такими же требованиями, нормами, заданиями, запретами, как в учебном году. 

Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от социально – экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка, в том числе и выявление талантов в области звучащего слова. Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей освоения ими различных социальных ролей и функций.

На летней  площадке дети могут свободно общаться удовлетворять свои интересы, развивать способности, поправлять свое здоровье, отбросить усталость, накопленную за учебный год.

 Основная цель:

-раскрытие духовных творческих  потенциалов личности ребенка путем создания условий для его самореализации в период летних каникул.

Основные задачи:

-организация содержания досуга детей;

-организация воспитательных и развлекательных мероприятий направленных на развитие речевого контакта  детей и подростков;

-приобщение детей к культурным ценностям, вовлечение их  в досуговые занятия. 

2 Содержание программы

2.1 Учебный  план

1-й  год  обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Просмотр фильма «Искусство и мы»

2

-

2

3

Викторина «Смелые воина Рима»

3

1

2

4

Просмотр фильм «Ломоносов»

1

-

1

Всего:

7

2

5

2-й  год  обучения

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Просмотр фильма «Государственная Третьяковская галерея»

2

-

2

3

Просмотр первых художественных фильмов

2

-

2

4

Просмотр фильма «Лувр: история и современность»

2

-

2

Всего:

7

1

6

2.2. Содержание учебного плана

1 год обучения

Тема 1.Вводное занятие

Теория

Техника безопасности на занятиях. Знакомство с программой  на лето.

Тема 2. Просмотр фильма «Искусство и мы»

Практика

Просмотр 2 частей документального фильма «Искусство и мы».

Тема3. Викторина «Смелые воина Рима»

Практика

Проведение викторины. Анализ.

Тема 4. Просмотр фильм «Ломоносов»

Практика

Просмотр фильма канала Россия-К о знаменитом ученом, искусствоведе М.В. Ломоносове. Анализ.

  1. год обучения

Тема 1. Вводное занятие

Теория

Техника безопасности на занятиях сценической речью в летний период. Знакомство с программой на лето.

Тема 2. Просмотр фильма «Государственная Третьяковская галерея» Практика

Написание кратких сообщений по истории искусств (творчество  отдельных художников, особенности стилевых направлений в искусстве и т.п.);

Тема 3. Просмотр первых художественных фильмов 

Практика

Просмотр фильмов. Организация круглых столов, проведение викторин, мини интервью по изучаемой теме.

Тема 4. Просмотр фильма «Лувр: история и современность»

Практика

Просмотр документальных фильмов по искусству, художественных фильмов, фильмов о жизни и творчестве отдельных художников, скульпторов, музыкантов и т.п.