Скрипичное музицирование: развитие музыкальных и социальных компетенций у детей с ограниченными возможностями.

Вершинина Виктория Ивановна

Обобщение опыта работы с детьми с особенностями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klass_1_par.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В.И. Вершинина, М.В. Рубцова

Скрипичное музицирование: развитие музыкальных и социальных компетенций у детей с ограниченными возможностями.

В последние годы заниматься музыкой вообще и скрипкой в частности приходят дети с самыми разными способностями. В советской школе существовал строгий отбор, основанный на наличии музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Сейчас в школу берут практически всех желающих, что можно оценить как положительное явление, увеличивающее поток одаренных детей, проявляющих свои способности постепенно.

Вместе с тем, нередко приходят дети с самыми различными заболеваниями, о которых родители не сообщают. Педагог уже в процессе работы видит нарушения координации, мелкой моторики или замедленность реакции.

Иногда родители открыто говорят о своих проблемах и ждут от педагога помощи, справедливо надеясь, что музыкальное образование поможет ребенку преодолеть указанные проблемы. Однако профессиональные музыканты, как правило, не знакомы со специальными курсами по реабилитации таких детей, и все задачи приходится решать интуитивно. Это свидетельствует о необходимости создания специальных методик по обучению скрипке для некоторых групп детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести полноценную жизнь. Обычно выделяют следующие группы детей с ограниченными возможностями (особых детей): дети с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с задержкой психического развития, с интеллектуальным недоразвитием, с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи[1].

Из этих групп наиболее востребованы занятия  на скрипке для:

- детей с ранней стадией детского церебрального паралича (ДЦП) в зависимости от тяжести заболевания. Нельзя не отметить, что для детей ДЦП  также полезна музыкотерапия;

- детей с задержкой психического развития (ЗПР), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой речевого развития (ЗРР) для которых нужна мелкая моторика с серьезным содержательным наполнением, прежде всего индивидуальным  и коллективным музицированием и  музыкотерапией.

Музицирование -  единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор – основа художественного мышления. Действия рук должны подчиняться творческой воле исполнителя. Задача педагога добиться автоматизированности движений с минимальным напряжением. Хороший музыкант «думает» руками.

 В обычной жизни ребенок не сталкивается с такими движениями, которые от него требует педагог. Сначала проводятся предварительные упражнения без инструмента, часто имитирующие движения. Очень полезны на этом этапе развивающие музыкальные игры по методу  И.Э. Сафаровой[2].

При игре на музыкальных инструментах одновременно приходится выполнять много задач – зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. Неразвитость координации движений, плохая чувствительность кончиков пальцев, характерные для особых детей,  не позволяют услышать и найти нужный звук. Мозг человека устроен так, что внимание фокусируется на один объект. Для достижения исполнительской техники вначале обучения используется координация крупных мышц руки. Для этого существует ряд упражнений для доинструментального периода обучения. Именно в этот период детям полезно заниматься группой, так как игровой и соревновательный моменты помогают детям лучше освоить материал.

Фундаментом, на котором основываются все движения скрипача, является постановка корпуса. Цель правильной постановки – каждое малое действие должно быть взаимосвязано с действиями всего организма. Необходимо находить равновесие корпуса. Задача педагога – помочь ученику найти в каждом навыке определенные внутренние ощущения, осознать их, зафиксировать и уметь воспроизводить.

Для всех инструментов существуют общие правила постановки, которые основываются на объективных правилах физиологии, анатомии. Но далее начинаются некоторые различия, связанные со спецификой инструмента. Для общей постановки корпуса рекомендуются упражнения «Мишка», «Пароход», «Капуста», «Колечко».

Специфика работы музыканта состоит в том, что он работает с поднятыми руками, при этом руки должны быть максимально свободны и совершать сложные движения. Наиболее важно для этого понять ощущение «веса руки». Для этого полезны  упражнения-массажи типа «Мама била…».  Эти упражнения-массажи ученики делают друг другу по очереди. Полезна также опора на кончики пальцев на столе или на стене, когда вес тела переносится не на ладони, а на кончики пальцев.

Для детей характерен сильно развитый хватательный рефлекс. Для его преодоления очень полезны игры с пальчиками, такие  как «Братцы», «Одевание пальчиков»,  «Хозяюшка», «Гости».

Для развития координации движений, скорости реакции: «Сороконожки», «Краб», «На столбу ледяном», «Паучок», «Учитель».

Развитие специальных игровых движений нужно вводить постепенно, от простого к сложному. Используются приемы, расслабляющие мышцы и тонизирующие игровой аппарат, что необходимо для быстроты реакций, двигательной точности. Урок должен проходить в приятной атмосфере, психологически комфортной.

Несмотря на большую популярность фортепиано в реабилитации особых детей, следует отметить, что скрипка не уступает фортепиано. Занятия скрипкой помогают детям улучшить координацию, наладить речь, развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ребенка.

Особенно детям помогает занятие в классе ансамбля скрипачей.

На первом этапе, дозвуковом, выясняются возможности детей. В группах начинающих учащихся, не разделенных на профессиональное и любительское направления, решается ряд задач:

  • невербальный контакт;
  • движение в пространстве с преодолением препятствий через напряжение;
  • качественно разнообразные движения руками, потребность создать красоту;
  • игры со сверстниками, тренировка социальной способности договариваться;
  • тренировка механизмов снятия психо-физиологического стресса.

Второй этап – работа с инструментом. Здесь необходимо отметить, что занятия с инструментом в ансамбле не возможны без занятий индивидуальных, так как для усвоения элементарных навыков необходим личный контакт учителя и ученика вне коллектива. Когда усвоены простейшие правила постановки корпуса и инструмента, освоены простейшие способы звукоизвлечения, такие как пиццикато, можно приступать к работе в ансамбле с инструментом. На этом этапе стоят следующие задачи:

  • Ощущение себя с инструментом как единого организма, как хорошо дифференцированное целое.
  • Ощущение жизненного тонуса через контраст ощущений напряжения и расслабления.
  • Ощущение себя в звуке, соотношение звука и дыхания.
  • Способность выразить в звуке эмоции.

На втором этапе очень помогут педагогу сборники с произведениями для начинающих скрипачей с песенками на открытых струнах. Ребенок, который еще только знакомится с инструментом, может уже музицировать с другими учениками, педагогом и концертмейстером, создавая художественные образы. Очень полезно пытаться изображать при помощи звуков скрипки разные эмоции, например, радость или печаль, можно изображать звуками голоса природы, пение птиц, шум дождя, «завывание» ветра. Когда ребята осваивают уже легкие песенки на нескольких нотах, можно дать задание изобразить какой-то песенкой характер друга, или мамы, или учителя. Дети обычно с удовольствием участвуют в этих играх.  

Большую роль играет обучение в ансамбле на основе музыкального движения,  музыкальной ритмики. Известна система швейцарского композитора и пианиста Э. Жак-Далькроза, предлагающая понимать и переживать музыку не при помощи слова, а на основе телодвижения. Дети на его занятиях танцевали и пели по нотам. Жак-Далькроз утверждал, что музыку можно не только слышать, но и видеть в звуках, передавать в пластических движениях. На музыку реагирует каждая клеточка организма человека, и каждый мускул человеческого тела способен отвечать на звуки, динамические оттенки (силу звучания), темп, ритм, агогику, музыкальную интонацию. Происходит «слияние» человека с музыкой. Конечно, для того, чтобы развить в себе такое умение чувствовать и передавать музыку в движениях, следует развивать концентрацию внимания, внутреннего слуха, памяти, координации движений[3]. Таким образом, музыкальная ритмика необходима для создания слаженного действия в ансамбле.

Следует отметить, что коллективное музицирование имеет большое значение для развития не только музыкальных, но и социальных компетенций  особых детей.  У таких детей, как правило, недостаточно сформированы умения и навыки. Им трудно без специальной помощи овладеть нотной грамотой.  Могут возникать сложности с соблюдением принятых норм поведения и произвольной организацией деятельности. Возможно нарушение восприятия временной и пространственной протяженности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Особые дети часто наивны, несамостоятельны, непосредственны. Из-за непонимания и несоблюдения групповых требований они могут находиться в конфликте со сверстниками. В то же время особые дети способны прекрасно чувствовать себя в игровой деятельности.  Коллективная игра в ансамбле убеждает их в полезности и значимости своего дела. В процессе совместных выступлений формируется восприятие целостности совместного музыкального действия, развивается воображение и взаимообмен приемами игры на музыкальном инструменте. Участие в ансамбле скрипачей требует от каждого постоянного контроля над собственными действиями и действиями остальных участников ансамбля. Коллективное музицирование заставляет быть сосредоточенным,  «включенным» в процесс. Качественный результат коллективного музицирования вызывает горячий эмоциональный отклик и изменяет отношения в коллективе. Именно благодаря этим коллективным действиям,  особый ребенок учится достигать целей, настраивается на успешное решение задач, начинает верить в собственные силы.

В качестве примера успешности предлагаемой методики можно привести пример ученицы NN, обучающейся по классу скрипки второй год. Девочка пришла в первый класс с «букетом» диагнозов: ДЦП (ранняя стадия), ЗПР с органическим поражением ЦНС, СДВГ, ОНР II уровня.  Официально ее нельзя было принимать в музыкальную школу. Врачи  дали справку по причине собственных убеждений в необходимости ее музыкального развития. И развитие этого ребенка подтверждает необходимость разработки таких методик. Сейчас она практически похожа на обычного ребенка, и заслуга скрипки в этом грандиозна!

Детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, ЗПР, любыми проблемами в области моторики не хотят принимать в музыкальную школу. Специальных программ для их обучения не разработано, тогда как им не удастся справиться с обычными требованиями. Важно отметить, что профессионально такую программу может разработать только команда педагогов разных специальностей (музыкант, психолог, социолог/социальный педагог/социальный работник, специалист по коррекционной педагогике и т.д.).

Учить особого ребенка, конечно, должен музыкант, который сам получил специальное образование и навыки оказания профессиональной реабилитационной помощи детям с различными отклонениями в развитии. Вместе с тем, практика показывает, что даже неспециалист может помочь в значительном количеств случаев. Поэтому необходима разработка программы повышения квалификации, позволяющая обычному преподавателю скрипки познакомиться с основами музыкальной реабилитации в сжатые сроки.

Помимо индивидуального необходимо развивать и коллективное музицирование. Опыт показывает, что ансамбль интересен особым детям, и они активнее включаются в процесс освоения скрипки и на индивидуальных уроках с преподавателем. Многие особые дети замкнуты и глубоко погружены в свой внутренний мир. Поэтому развитие методик коллективного музицирования приоритетно для развития их музыкальных и социальных компетенций.


[1] Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: опыт России: Аналитический обзор / Под ред. акад. Г. А. Бордовского.  СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

[2] Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений (доин- струментальный период). Екатеринбург, 1994

[3] Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика XXI, 2001.