Доклад по теме: Формы и методы работы по определению усвоения рабочих программ дополнительного образования.

Горбачева Юлия Анатольевна

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Формы и методы работы по определению усвоения рабочих программ дополнительного образования.

Юлия  Горбачева (Педагог доп. образования МОАУ ДО «ДДЮ»

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

2. Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

3  Педагогическая диагностика - система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования

4. Диагностика результативности образовательного процесса –

выявление и фиксирование полученных в ходе образовательного процесса результатов с целью установления их соответствия ожидаемым результатам

5. Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля знаний, умений и навыков обучающихся

Формы и методы контроля должны быть направлены на проверку освоения программы. Процесс контроля реализуется только через определённые организационные формы.

6.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста: Беседа. Викторина. Игра. Интеллектуальная игра. Конкурс. Концерт. Кроссворд. Олимпиада. Путешествие. Сдача спортивных и туристских нормативов. Соревнование. Тестирование

7. Для обучающихся старшего и среднего школьного возраста «Мозговой штурм». Олимпиада. Собеседование. Соревнование. Сдача спортивных и туристских нормативов. Тематический альбом. Тестирование (тест различения, тест опознания, тест на завершение, тест-задача с выбором ответа) Экзамен Итоговое занятие Наблюдение Полевая практика Зачетный поход. Аукцион знаний. Выставочный просмотр. Выпускной ринг. Доклад. Диспут. Интеллектуальная игра. Зачет. Создание и защита проектов. Написание и защита реферата. Конкурс творческих работ.. Концерт. Конференция.

         8.Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагога.

Наиболее доступный метод контроля – систематическое наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе занятий.

9. Методы диагностики:

Эмпирические методы:  наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение письменных  и творческих работ учащихся,  изучение педагогической документации

Методы теоретического исследования: анализ,  синтез(метод исследования состоящий в соединении воспроизведении связей проанализированных частей элементов сторон компонентов)

Математические и статистические методы:  ранжирование (упорядочить,выстроить по ранжиру, по порядку).,шкалирование(процедура объединения ряда относительно узких показателей (в нашем примере это пункты опроса),  определение средних величин полученных показателей, и др.

10. Для отслеживания результативности можно использовать:

 Педагогический мониторинг

-контрольные задания и тесты

-диагностика личностного роста и продвижения

-анкетирование

- педагогические отзывы

- ведение журнала учета или педагогического дневника

- введение оценочной системы

Мониторинг образовательной деятельности детей

самооценка воспитанника

ведение зачетных книжек

ведение творческого дневника обучающегося

оформление листов индивидуального образовательного маршрута

ведение летописи

оформление фотоотчётов

11. Документальные формы подведения итогов реализации образовательной программы необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и могут быть использованы для проведения педагогом, родителями своевременного анализа результатов.

- Дневники достижений воспитанников,

- карты оценки результатов освоения программы,

- дневники педагогических наблюдений,

- портфолио учащихся и т.д.

- документальные формы, в которых могут быть отражены достижения каждого обучающегося.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки

программы и поощрения учащихся.

1. Программа дополнительного образования детей —основной документ педагога: информационно-методический сборник/ сост. Леоненко Н.А., Завьялова Т.В., методисты РЦ ШДО, Кузнецов А.В., руководитель РЦ ШДО. -Вып. 5,- С-П.: 2010

2.  http://www.nsportal.ru

3. http://www.obrazovanie09.ru

4. http://www. fs1.ppt4web.ru