ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лебедева Лариса Антоновна

Методическая работа в учреждении дополнительного образования является составной частью единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации, развитие способностей.

Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

-  отсутствие жесткой регламентации в работе;

-  значительное расширение возможностей получения информации;

-   модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого педагога - это благо, а для большинства - это проблема, которая решается при условии, если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedeval.a_metod_sluzhba.docx103.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга)

«ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

                                                                Автор:

                                                                Лебедева Лариса Антоновна,

                                                                методист ГБУ ДО ДДТ

                                                                Красносельского района

                                                                Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019 год


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………..…3

Теоретическая часть

  • Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации…………………………………………………………………………………...4
  • Педагог дополнительного образования………………………………………………..….6
  • Методическая служба образовательного учреждения…………………………………..7

Основное содержание

  • Требования к педагогу дополнительного образования детей…………………………..15
  • Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования……………………………………………………………………………...…20
  • Средства методической помощи(консультирование, методическое руководство, методическое обеспечение).
  • Формы методической работы.
  • Принципы методической поддержки.

Заключение ………………………………………………………………………………………...23

Библиография………………………………………………………………………………………24


Введение

Методическая работа в учреждении дополнительного образования является составной частью единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации, развитие способностей.

Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

  • отсутствие жесткой регламентации в работе;
  • значительное расширение возможностей получения информации;
  • модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого педагога - это благо, а для большинства - это проблема, которая решается при условии, если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.

Актуальность данного исследования состоит в необходимости изучения и обобщения имеющегося опыта деятельности методических служб учреждений дополнительного образования.

Предмет изучения – методическая компетентность педагога дополнительного образования детей и готовность методической службы к интенсивному развития граней профессионального опыта педагогов, привитие вкуса и интереса к методическому творчеству.

Изучив особенности организации методической работы в учреждениях дополнительного образования, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая служба(23).

Целью данной работы является более глубокое изучение теории и практики взаимодействия педагога дополнительного образования и методической службы учреждения.

Задачи:

получить дополнительные знания о:

  • дополнительном образовании детей в современной системе образования Российской Федерации;
  • методической деятельности и её специфике в системе дополнительного образования детей;
  • современных требованиях к педагогу дополнительного образования детей;
  • основных средствах и формах методической помощи педагогу дополнительного образования.

Цели, миссия учреждений дополнительного образования требуют от педагога специальных знаний, связанных с саморазвитием, самоопределением, самореализацией личности. Следовательно, в учреждении дополнительного образования существует объективная потребность в оказании постоянной методической помощи педагогам.


Теоретическая часть

Дополнительное образование детей

в современной системе образования Российской Федерации

        Обычно термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, цель дополнительного образования детей - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства(10) .Это - вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.

Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок(7, с.31-35), создает «мостики» для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествовать стандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними.

Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы: предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой. Эта область пересечения и представляет собой область дополнительного образования.

Дополнительное образование может дополнять три обозначенные сферы по-разному: оно может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может увеличивать «вооруженность» личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя(14 ).

По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.

По своему «местоположению» в системе образования это - вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах(2, с.7-9).

Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова и Н. Н. Михайлова считают, что дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях(5).

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Причем здесь речь идет не только о возможности выбора направлений деятельности, темпов освоения программы и видов представления ребенком своего труда, но и о выборе мотивации участия детей в жизнедеятельности учреждения дополнительного образования. Эта мотивация может быть связана как с познавательными и образовательными целями, так и с личностными отношениями и коммуникационными потребностями детей.
  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании. Этот подход дает возможность ребенку определить свой собственный образовательный путь в реализации познавательных интересов, а также обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Основное образование не может обеспечить такое отношение к каждому ребенку, т. к. оно является предметно-ориентированным и должно обеспечить последовательность и системность в усвоении знаний школьников, в усвоении предметов, включенных в обязательную программу обучения.
  • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, пристрастия, увлечения. Ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает ребенку чувство свободы, которое впоследствии начинает осознаваться как возможность творческого самовоплощения человека в деятельности, в проявлении своей индивидуальности. Однако важно иметь в виду, что свобода самоопределения и самореализации обязательно связана с воспитанием ответственности и умением соотносить свою свободу со свободой других людей.
  • Единство обучения, воспитания, развития. В практике основного образования чаще всего эти процессы происходят параллельно, причем при доминирующей роли образования. В дополнительном образовании исторически сохраняется и поддерживается его целостность в целевом воздействии на личностное развитие. В этой системе образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности.
  • Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Оно дает возможность ребенку ознакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определенных объектов в жизни. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но и пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.

В. П. Голованов считает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это - личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала(3). К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а также осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.


Педагог дополнительного образования детей

Особое место в системе дополнительного образования детей по праву отводится педагогу к которому предъявляется ряд требований, делающих эту систему уникальной по своему значению в дальнейшем развитии и реализации личности учащихся.

Педагог дополнительного образования - это специалист, организующий педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, педагогической поддержки их самореализации и саморазвития через передачу освоенных им знаний, умений, жизненного опыта и ценностных ориентиров(4)

Профессионально-педагогическое мастерство педагога дополнительного образования детей зависит от целого ряда компонентов. Профессиональное мастерство - это не только знание предмета, но, в большей степени, уровень развития педагогической рефлексии, которая понимается как процесс самопознания, своих возможностей и собственного педагогического опыта, тех требований, которые предъявляет выбранная профессия. Высшего уровня мастерства достигают только те педагоги, которые способны грамотно анализировать и организовывать собственную деятельность, свое взаимодействие с коллегами и с детьми(5).

В Государственных требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» определено, что педагогическое мастерство включает в себя профессиональные знания, умения, навыки; педагогическую технику; мастерство педагога в управлении собой; технику использования необходимого оборудования в педагогической деятельности; культуру речи педагога; организацию педагогического взаимодействия; мастерство педагогического общения; педагогический такт, педагогическое разрешение конфликтов; мастерство педагога в управлении образовательным процессом; психолого-педагогический анализ и оценку эффективности учебного занятия и воспитательного мероприятия(11).

Анализ особенностей педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования показывает, что они способствуют росту воспитательно-образовательного потенциала таких учреждений. Новые подходы к системе дополнительного образования, заключающиеся в изменении отношения к ребенку, его воспитанию и образованию, способствуют качественному изменению структуры и содержания деятельности. Особенности педагогического взаимодействия позволяют более эффективно развивать и реализовывать способности детей, их потребности в творческой деятельности и разнообразии сфер общения.

Учреждения дополнительного образования, важной предпосылкой деятельности которых является наличие социального заказа общества на воспитание личности, гармонично развитой, обладающей социальной и профессиональной культурой, потребностью в творческом груде, образовании и культурном досуге, способствуют углублению и расширению знаний детей, их кругозора, обучению конкретному делу, что в конечном итоге приводит к развитию индивидуальных качеств, самоопределению личности, ее саморазвитию и самоактуализации(13)


Методическая служба образовательного учреждения

Высокие требования предъявляемые системой дополнительного образования к педагогу и его деятельности требуют постоянного его постоянного развития и самообразования. Важную роль в этом может и обязана играть методическая служба образовательного учреждения, которая является одним из главных элементов деятельности дополнительного образования.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности(9).

Что же представляет собой методическая служба образовательного учреждения?

Черты методической службы:

  • максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований;
  • ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;
  • обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
  • организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.

Модели методических служб(территориальное значения)

  • районный (окружной, городской) методический кабинет;
  • методический отдел в структуре органов управления образованием;
  • информационно-методический городской, районный центр (кабинет);
  • научно-методический городской (районный) методический центр(кабинет);
  • учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д.

Районный (окружной, городской) методический кабинет представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь, своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования, инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т.п.

Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций.

Информационно-методический центр. Появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе.

Задача - аттестация учащихся, педагогических работников и образовательных учреждений.

Научно-методический центр (кабинет). Создается на базе нескольких районных методических кабинетов и принимает их функции. Эта модель распространена в крупных городах. Его особенность в том, что приоритет отдан опытно-экспериментальной деятельности, разработке вариантов учебных планов, программ и их экспертизе. Повышение квалификации кадров в них ведется не только в методическом, но и в теоретическом аспекте.

Учебно-методический отдел (кабинет). Создается в структуре институтов повышения квалификации. Его основная функция – дополнительное профессиональное образование и методическая помощь педагогическим работникам.

Многоуровневая система методических служб

  • Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ
  • Областные центры развития системы дополнительного образования детей
  • Городские, районные, окружные методические службы
  • Методические службы учреждений дополнительного образования детей.

Актуальность организации деятельности методической службы:

  • обеспечить развитие учреждений дополнительного образования детей;
  • развить творческий потенциал педагогов, выявить и обобщить опыт лучших, выделить в нем главное и довести до сотрудников;
  • решить задачи по разработке и внедрению новых технологий образования;
  • добиться высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях;
  • разработать образовательные программы нового поколения (интегрированные, комплексные, модульные и т.д.) для системы дополнительного образования детей;
  • организовать проведение опытно-экспериментальной работы.

Задачи методической службы:

  • Исследование образовательных потребностей социума.
  • Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении (структурном подразделении).
  • Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.
  • Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.
  • Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  • Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации.
  • Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации.
  • Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.
  • Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.

Направления и содержание деятельности методической службы

  • Совершенствование педагогической деятельности(оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей).
  • Обновление программного обеспечения образовательного процесса (изменение содержания дополнительного образования).
  • Внедрение в практику учреждения дополнительного образования научных исследований и достижений передового педагогического опыта, пристальное внимание к научной и теоретической компетентности педагога.
  • Организация работы по повышению квалификации педагогических работников учреждения дополнительного образования.
  • Руководство работой методических объединений, кафедр, лабораторий и творческих групп педагогов.
  • Ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики.
  • Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.
  • Участие в аттестационных, экспертных комиссиях.
  • Оказание помощи образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам по месту жительства и др.) в организации дополнительного образования.
  • Проведение различных семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, диспутов и т.п.

Деятельность методической службы может включать в себя:

  • развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами;
  • программно-методическое обеспечение стратегических направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей;
  • разработку и создание учебно-методических материалов: программ, пособий, положений, тезисов, текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.;
  • создание проектов совместной деятельности учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ (воспитательная и образовательная деятельность);
  • представление методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса, по планированию деятельности, отчетности, созданию образовательных программ учебных групп и детских коллективов;
  • осмысление форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
  • создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию;
  • разработка рекомендаций для педагогов, детей и родителей;
  • составление сценариев конкурсов и критериев их оценки.

Деятельность методической службы ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса(16).

Методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.


Основные функции методической службы

(Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева):

  • Информационная
  • Аналитическая
  • Планово-прогностическая
  • Проектировочная
  • Организационно-координационная
  • Обучающая
  • Контрольно-диагностическая.

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности.

Требования к отбору информации:

  • Актуальность
  • насыщенность
  • предельная конкретность
  • объективность

Внешняя информация:

  • директивные и нормативные документы;
  • общественно-политическая информация(пресса) и т.п.;
  • научно-педагогическая информация и т.п.

Внутренняя информация:

  • о работе с педагогическими кадрами
  • о качестве преподавания
  • о внешних связях учреждения
  • о качестве обучения по программам
  • о состоянии программно-методического обеспечения
  • о материально-технической базе

Информация может быть:

оперативная (включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок(день, месяц) и оперативно решить наметившиеся проблемы);

стратегическая (включает в себя данные об итогах учебного года, о реализации программы развития и перспективах развития учреждения).

Уровни потребления информации:

административно-управленческий - директор, заместители директора, руководители структурных подразделений;

педагогический — методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

Важно определить, в какой форме и где эта информация будет доводиться до сведения педагогов, храниться и использоваться(информационный банк и т.д.).

Аналитическая функция направлена на:

  • изучение фактического состояния методической деятельности;
  • анализ обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей;
  • объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

Принципы организации информационно-аналитической деятельности

  • индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • полноты и интегрального анализа информации;
  • открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;
  • непрерывности и динамичности получения анализа информации и действенности его использования;
  • экономичности используемой информации.

Уровни анализа(по признаку «субъект анализа»):

  • I уровень. Анализ своей методической деятельности ведет сам педагог(управленец, методист). Этот анализ лежит в основе самообразования.
  • II уровень. Анализ методической деятельности педагога ведет специалист — более опытный коллега, наставник, руководитель методического объединения, завуч, методист и т.п. Основанием для привлечения специалиста может быть как личная просьба педагога, так и низкие результаты его работы или работы управленца, методиста, выявленные в ходе контроля.
  • III уровень. Анализ методической деятельности группы педагогов (управленцев, методистов и т.д.) с целью выявления общих затруднений и их причин осуществляется посредством работы в творческих группах, методических объединениях, проблемных семинарах и т.п.
  • IV уровень. Анализ методической деятельности педагогических коллективов с целью выявления общих преобладающих проблем и их причин ведется с помощью аналитических групп учреждения дополнительного образования детей, окружных методических центров, институтов повышения квалификации.

Планово-прогностическая функция - основа деятельности методической службы. Направлена на выбор как идеальных и реальных целей, разработку программ их достижение.

Объекты прогнозирования:

  • социально-экономические условия внешней среды и ее будущего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
  • будущие возможности учреждения дополнительного образования детей, как то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.;
  • ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений, иначе говоря, последствия инновационных процессов;
  • последствия конкретных управленческих решений;
  • результативность опытно-экспериментальной работы.

Планирование — это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения(И.И. Буева).

Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).

План состоит из трех частей:

  • анализа итогов работы;
  • целей и задач на новый период;
  • системы мероприятий по достижению намеченных целей.

Условия эффективного планирования:

  • четкое определение целей и задач, которые предстоит решить за конкретный период;
  • учет уровня и состояния методической службы учреждения;
  • выбор путей и средств деятельности.

Принципы планирования:

  • принцип научности (определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки);
  • принцип оптимальности (учет реальных возможностей);
  • принцип целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);
  • принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед);
  • принцип учета специфики учреждения и педагогического коллектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

  • I этап - анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем(неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.
  • II этап — постановка целей и задач.

Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок.

Цель раскладывается на конкретные задачи - конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

  • III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
  • IV этап — рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.
  • V этап — утверждение плана на педагогическом совете.

Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательного учреждения, программы развития учреждения дополнительного образования детей и других стратегических документов.

Компоненты концептуального проекта:

  • структура учреждения дополнительного образования детей;
  • новый учебный план;
  • образовательные программы (авторские, модифицированные, модульные);
  • организация учебно-воспитательного процесса (новые подходы, идеи, структуры, способы);
  • характеристики (описания) новых технологий, методик, механизмов обучения, воспитания и развития обучающихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования;
  • характеристики нового содержания, структуры, организации, образовательной, досуговой, методической т.д. работы.

Организационно-координационная функция направлена на создание и организацию

деятельности структур, обеспечивающих деятельность методической службы, координацию совместной деятельности участников опытно-экспериментального и инновационного процесса, др.

Основные направления организационно-координационной функции:

  • создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы (кафедр, временных творческих и исследовательских групп, экспертных советов и т.д.);
  • рациональное распределение функционала между организаторами методической работы;
  • научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
  • организация системы повышения квалификации педагогических работников;
  • организация конференций, семинаров и т.п.;
  • организация системы внешних связей учреждения дополнительного образования детей, необходимых для успешного осуществления нововведений;
  • координация совместной деятельности участников инновационного процесса;
  • координация деятельности учреждения дополнительного образования детей в общеобразовательных школах;
  • организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, учебных и методических пособий, результатов опытно-экспериментальной работы.

Обучающая функция направлена на повышение профессионального уровня конкретного

педагога в осуществлении образовательного процесса.

Организационные формы повышения квалификации педагогов:

  • Самообразование - самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов).
  • Консультации (индивидуальные или групповые). Проводятся методистами учреждений дополнительного образования детей.
  • Консультации и наставничество наиболее часто используются в работе с молодыми специалистами или при освоении передового педагогического опыта, авторских программ, практико-ориентированных научных разработок.
  • Ролевые игры и мозговые атаки проводятся с целью стимуляции аналитической и прогностической деятельности педагогов.
  • Курсы, организованные на разных уровнях, подразделяются на следующие формы : курсового обучения:
  • системные курсы по общим вопросам дополнительного образования;
  • проблемные курсы, обеспечивающие профессиональную подготовку по всем направлениям деятельности УДО;
  • методические объединения по профилям;
  • практическая стажировка по профилям и профессиям.

Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам.

Содержание педагогической диагностики включает:

  • оперативное изучение и оценку педагогических явлений и процессов;
  • регулирование и коррекцию процесса или явления.

Диагностика профессиональной подготовленности включает в себя изучение:

  • научно-теоретической подготовки(знание основ своего предмета и т.п.);
  • методической подготовки (владение методами и приемами обучения и т.п.);
  • психолого-педагогической подготовки(знание возрастных особенностей детей и

т.п.)(19).


Основное содержание

Требования к педагогу дополнительного образования детей

        В. П. Голованов считает, что педагог дополнительного образования - это специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени, и выделяет следующие задачи его деятельности:

  • осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;
  • комплектация состава воспитанников учебной группы, секции, студии, клубного и другого детского объединения и применение мер по сохранению контингента в течение срока обучения;
  • обеспечение педагогически обоснованных форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;
  • обеспечение соблюдения прав и свобод детей; участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;
  • составление плана и программы занятий. Обеспечение их выполнения;
  • выявление творческих способностей детей, способствование их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
  • поддержка одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;
  • организация участия воспитанников в массовых мероприятиях;
  • оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
  • при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
  • участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации(3).

Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности. При этом, используя материалы вышеназванного автора, саму профессиональную деятельность педагога дополнительного образования можно представить в виде следующей структуры.

Диагностическая деятельность которая необходима для изучения детей, их способностей, уровня развития, интересов и потребностей, а также взаимоотношений в детском сообществе. Но, кроме того, диагностическая деятельность нужна и для того, чтобы педагог дополнительного образования на основе объективных данных мог впоследствии оценить результативность своей работы. Здесь необходимо отметить, что систематическую диагностическую деятельность с фиксированием и анализом ее результатов у педагогов-практиков можно встретить достаточно редко. Причинами этого является отсутствие необходимых знаний и мотивации к такому виду деятельности.

Ориентационно-прогностическая деятельность. Суть этого вида деятельности заключается в прогнозировании конечного результата. Однако, как известно, именно цель является ориентиром на конечный результат. Поэтому данный вид деятельности, прежде всего, выражается в постановке цели и задач педагогической деятельности. Реальность и грамотность постановки цели зависит не только от жизненного и педагогического опыта, не только от профессиональных педагогических знаний и умений, но и от того, насколько грамотно была проведена диагностическая деятельность. Для педагога дополнительного образования, имеющего достаточный опыт, основой для прогностической деятельности должен стать анализ предыдущего опыта, основанный, опять же, на данных, полученных в ходе диагностической деятельности.

Конструктивно-проектировочная деятельность. Оформлением результатов этого вида деятельности должна стать программа дополнительного образования детей, создаваемая педагогом. Эта деятельность предполагает продумывание и конструирование предстоящего педагогического процесса, его концептуальных основ, форм, методов, технологий и содержания деятельности. Основой данного вида деятельности становятся результаты двух предыдущих, т. к., проектируя будущую деятельность, педагог дополнительного образования должен четко представлять стоящие перед ним цель и задачи, учитывать интересы, потребности и способности воспитанников.

Информационно-объяснительная деятельность. Этот вид деятельности связан с передачей конкретных знаний и умений воспитанникам, формированием на их основе определенных личностных качеств и ценностных ориентиров. Это прямое предназначение педагога. Безусловно, что содержание, технологии и способы информационно-объяснительной деятельности находятся во взаимосвязи с предыдущими компонентами профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Организаторская деятельность. Этот вид деятельности позволяет организовать педагогический процесс, направить его на решение актуальных задач и достижение поставленной цели. Он связан с умением взаимодействовать с воспитанниками, мобилизовать их на тот или иной вид деятельности. Компонентами этого вида деятельности являются педагогическое управление и педагогическое руководство. Первое состоит в постановке задач, организации их решения, в контроле над процессом и оценке результатов каждым участником группы. Педагогическое руководство - это еще и обеспечение, поддержка желания решать задачу, участвовать в сс решении, добиваться и отвечать за результат.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность. В основе деятельности педагога дополнительного образования лежит, как уже говорилось выше, общение. Профессиональное педагогическое общение - это система органического социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, воспитательное взаимодействие, организация взаимоотношений при помощи коммуникативных средств. Оно включает в себя умение создавать необходимую атмосферу для взаимодействия с детьми, поддерживать с ними контакт на уровне сотрудничества и сотворчества, а также решать педагогические задачи коммуникативными средствами. Правильно организованная коммуникативно-стимулирующая деятельность может выступать как средство решения образовательных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, гарантирующий успешность обучения и воспитания.

Аналитико-оценочная деятельность. Этот вид деятельности связан с необходимостью регулярной коррекции педагогического процесса. Основой его являются анализ результатов диагностической деятельности, педагогическая рефлексия и основанная на них реальная самооценка достижений педагога дополнительного образования, проблемных мест, удачных и неудачных приемов. В анализе и оценке нуждаются используемые технологии, формы и методы взаимодействия с детьми, их эффективность, а также степень решения поставленных задач и цели. Результатом аналитико-оценочной деятельности могут стать частичные или даже полные изменения на всех вышеперечисленных этапах деятельности.

Исследовательско - творческая деятельность. Творческая деятельность педагога дополнительного образования является необходимым компонентом для получения новых, более высоких результатов педагогического труда. Творчество определяется как деятельность, порождающая качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Есть ли место творчеству в педагогическом труде? Существует мнение, что педагогическая деятельность есть один из видов искусства, то есть творчества. И сегодня эти два понятия используют, характеризуя педагогический процесс. Педагогическое искусство - это совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией. Существенной стороной педагогического искусства, как считает В. П. Голованов, является творчество педагога, которое представляется как высшая форма активной деятельности педагога по преобразованию «педагогической» действительности, в центре которой стоит ребенок.

Вычленение и осознание особенностей педагогического взаимодействия при организации воспитательной и образовательной работы с детьми в учреждениях дополнительного образования позволяет более эффективно осуществлять педагогическую деятельность. К таким особенностям относится следующее(6.1):

Добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе. В учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно. Добровольность в учреждениях дополнительного образования проявляется и в том, что ребенок в любое время может поменять кружок или покинуть учреждение вообще. Для его удержания педагоги дополнительного образования не могут использовать тот арсенал дисциплинарных приемов, который есть у школьного учителя. Только привлекательность самой деятельности, форм и методов ее организации, комфортная атмосфера в разновозрастном детском сообществе и, наконец, яркая индивидуальность, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг в учреждении дополнительного образования. Поэтому изучение интересов и запросов детей, их динамики в условиях изменяющейся социокультурной ситуации - одна из важнейших задач учреждений дополнительного образования. Именно ее решение может способствовать преодолению основного объективного противоречия в деятельности учреждений дополнительного образования - между пониманием детьми своего свободного времени как отдыха и деятельностью внешкольного учреждения как института социального воспитания, решающего соответствующие педагогические задачи.

Дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности. На удовлетворении интереса (на разных стадиях его формирования - от любопытства до теоретического интереса) базируется мотивация того, что ребенок в течение длительного периода посещает занятия в учреждении дополнительного образования. Педагог дополнительного образования в отличие от школьного учителя находится в более выигрышной позиции. Это связано с тем, что во внешкольных учреждениях происходит дифференциация детей по интересам, что, как уже говорилось выше, становится мотивацией не только для выбора направления деятельности, но и способствует заинтересованности ребенка в получении тех знаний, умений и навыков, которые передает ему педагог. А приближенность результатов деятельности к исходной цели становится еще одним стимулом к такой деятельности. Положительным моментом дифференциации является и то, что ребенок удовлетворяет свои познавательные и коммуникативные потребности в сообществе единомышленников, т. е. людей (как детей, так и педагогов), для которых значимы те же интересы, цели, а во многом и ценности. Это способствует созданию доброжелательной дружеской атмосферы, повышению творческой активности детей, развитию их инициативности и самостоятельности.

Возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка. Повышение статуса учреждений дополнительного образования привело и к росту качества образовательных услуг, предлагаемых этими учреждениями. Дополнительные образовательные программы, авторами и разработчиками которых являются сами педагоги дополнительного образования, становятся результатом творческой интеграции осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и других психофизических особенностей возраста.

Особенностью дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и осуществляется в результате свободного выбора, добровольного участия, избирательности обучающимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика выражается в необходимости конструирования в программе дополнительного образования особой методики творческого сотрудничества, деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, методики активного и интенсивного обучения. Специфика педагогического взаимодействия в учреждении дополнительного образования позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, т. к. в сфере дополнительного образования нет столь жесткой, как в школе, привязанности к федеральным государственным образовательным стандартам, и количество детей, с которыми одновременно занимается педагог, изначально меньше, чем в школьном классе. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации и самоопределению в новых условиях сферы свободного времени.

Общедоступный и общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи. М. Б. Коваль выделяет различные виды такой деятельности. Это, во-первых, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение, требуют от него проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу. К ним относятся выставки, соревнования, праздники, конкурсы, фестивали.

Ко второй категории относятся кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, желающих заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами и возможностями. Эти организационные формы обеспечивают равенство возможностей участия всех желающих школьников, независимо от их способностей и подготовленности. Можно также отметить, деятельность детей в таких сообществах носит регулярный и долговременный характер, а формы, описанные выше, используются периодически и выступают в качестве своеобразного творческого итогового отчета о деятельности какого- либо кружка, клуба или студии в определенный период времени.

Кроме того, выделяют формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков. К ним относятся научные общества учащихся, детские научные конференции, летние выездные лагеря и экспедиции. Участие в них позволяет детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности.

Важным фактором мотивации детей к занятиям в учреждении дополнительного образования является практико-ориентированный характер предлагаемой деятельности и возможность увидеть результаты этой деятельности в динамике. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

Разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми. Общение - одно из важнейших средств педагогического взаимодействия. Совместная творческая увлеченность педагога и детей приводит к неформальности общения, что имеет высокую привлекательность в глазах детей, т. к. способствует не только установлению доброжелательной атмосферы, но и росту самоуважения детей, чувства социальной значимости и взрослости. Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника (субъекта) взаимодействия, усиливает возможности учреждения дополнительного образования в организации познавательного досуга детей, в расширении и углублении их знаний, обучении их конкретному делу, в развитии индивидуальных наклонностей и самоопределения личности.

Творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменить свой статус в коллективе сверстников. Атмосфера, возникающая в различных детских сообществах учреждений дополнительного образования благодаря перечисленным выше особенностям, дает реальный шанс для ребенка изменить (повысить) свой социальный статус среди сверстников. Кроме того, во внешкольных учреждениях детские сообщества достаточно часто носят разновозрастной характер. Это способствует тому, что старший ребенок, даже занимающий в одновозрастном школьном коллективе невысокий социальный статус, может реализовать свои лидерские амбиции, пользуясь более высоким интеллектуальным и физическим развитием, чем младшие воспитанники. Специфика педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования способствует компенсации недостатка внимания и участия, который испытывает определенная часть детей в школе и семье, она во многом направлена на помощь в решении проблем педагогически запущенных и даже девиантных детей через создание им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.

Таким образом, можно отметить, что особенности педагогической деятельности педагога дополнительного образования касаются его задач, характера, средств, соотношения педагогического руководства и самостоятельности детей, позиции педагога во взаимоотношениях с подростками. Данные особенности в единстве с общепедагогическими закономерностями представляют собой специфические возможности педагогики дополнительного образования. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, т. к. создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.). Система внутренних мотивов, возникающая при вышеозначенном взаимодействии, переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения педагогических задач за счет создания целостного смыслового поля в пространстве творческих взаимодействий(13)


Основные средства и формы методической помощи

педагогу дополнительного образования

Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педмастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.

Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно- ориентированный характер, а также строиться на диагностико-аналитической основе с учетом особенностей развития Центра, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных  в процессе осуществления методического мониторинга.

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД.

Методическая помощь осуществляется различными средствами:

  • консультированием,
  • методическим руководством,
  • методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУ ДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

В практике ОУ ДОД сложились следующие традиции по ведению методической документации по консультативным вопросам: в методическом кабинете, отделе методисты ведут записи в «Журнале консультативной помощи педагогическим работникам» по форме: виды оказываемой консультативной помощи;

  • Ф. И. О. методического работника, проводящего консультацию;
  • Число, месяц, год проведения консультации;
  • Ф. И. О. педагогического работника, принимающего консультацию;
  • отзыв педагогического работника о полученной консультации, заявка на следующую тематическую консультацию;
  • роспись педагогического работника (консультируемого) в журнале; роспись методиста (консультанта) в журнале.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУ ДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУ ДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУ ДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Логика определения методической поддержки кадров следующая:

  • диагностика потребностей и затруднений педагогов, профессионально-значимых их личностных качеств (опросы, анкетирование, тестирование, анализ педагогической практики, самоанализ педагогов), анализ эффективности методической работы в УДОД и изучение спроса на методические услуги педагогов и управленцев;
  • фиксация выявленных профессиональных потребностей, затруднений, личностных особенностей педагогов, востребованных видов методических услуг на разном уровне;
  • анализ выявленных проблем и формулировка заказа на методические услуги со стороны педагогов, управленцев;
  • постановка целей, задач, направлений работы методической службы с учетом анализа перечисленных выше факторов, тенденций развития и интеграции общего и дополнительного образования детей в современных условиях;
  • выделение основных направлений и разработка содержания деятельности методической службы, адекватного поставленным целям.

Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает следующие направления деятельности:

  • Совершенствование образовательного процесса.
  • Повышение педагогического мастерства.
  • Создание условий для раскрытия и повышения творческого потенциала педагогов.
  • Привлечение к работе в условиях УДОД специалистов в различных областях творческой деятельности и педагогов из других образовательных учреждений.
  • Развитие собственной системы подготовки кадров, в том числе из учащихся УДОД.
  • Организация и координация работы методических объединений.
  • Анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  • Методическое руководство, аттестация педагогических кадров.
  • Методическая работа по программно-аналитическому обеспечению и методическая помощь в организации и совершенствовании дополнительного образования в образовательных учреждениях.

Реализуются следующие индивидуальные формы методической работы: самообразование, стажировка, разработка проблем (творческих тем), взаимопосещение занятий, самоанализ, наставничество, собеседование, консультации.

Важными организационными формами методической работы являются:

  • Информационные обзоры научной, методической, педагогической литературы.
  • Выставки творческих работ педагогов и детей, методических разработок, пособий и дидактических материалов.
  • Творческие отчеты педагогов.
  • «Школа педагогического мастерства».
  • Шефство опытных педагогов над молодыми.
  • Открытые занятия, мастер-классы.
  • Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений.
  • Анализ педагогических ситуаций (решение педагогических задач).
  • Проблемные семинары. Проведение деловых и ролевых игр.
  • Диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.)
  • Проведение конкурса педагогического мастерства

Методическая поддержка педагогических кадров базируется на следующих принципах:

  • Максимальное использование опыта педагогов с целью повышения результативности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
  • Принцип деятельности обучения через опыт. Ориентация на активизацию творческого потенциала педагогов через организацию деятельности, практико-ориентированных форм и методов методической поддержки кадров. Погружение в определенные ситуации.
  • Психолого-педагогическая поддержка кадров.
  • Принцип свободы выбора методической деятельности ориентирован на профессиональные потребности и затруднения педагогов.
  • Принцип семинарской работы – сотрудничество, совместный поиск, совместное творчество (сотворчество)(18).

Заключение

Методическая компетентность педагога дополнительного образования - одно из необходимых условий его профессиональной эффективности. Методико-технологическая оснащенность педагога позволяет ему оперативно и качественно решать массу возникающих проблем, выбирая оптимальные способы их решения, проявляя изобретательность и творчество.

Систематическая работа над методической стороной профессионального опыта педагога дополнительного образования возлагается на методическую службу учреждения дополнительного образования.

Перед методической службой стоит задача интенсивного развития методических граней профессионального опыта педагогов, привитие вкуса и интереса к методическому творчеству.

Методическое мастерство педагога дополнительного образования нужно рассматривать как искусство вариативного, творческого решения нестандартных образовательно-воспитательных проблем. Конечно, овладеть этим искусством педагогу весьма непросто. Длинный путь восхождения к высотам методического творчества требует участия и психологической службы, и наличие развернутой стратегии развития образовательного учреждения, и разработки механизма принятия управленческих решений.

Методическое творчество не возникает на пустом месте. Прежде всего, педагогу необходим информационно-методический «багаж» (сбор информации, изучение передового опыта, творческие командировки).

Другим ракурсом деятельности методической службы является всемерная поддержка творческих методических инициатив педагогов. Любая инициатива педагога (участие в городских педагогических чтениях, в научно-практических конференциях, в конкурсах педагогов дополнительного образования, проведение мастер-класса, создание методического пособия и т.д.) методической службой должно приниматься и всемерно поощряться.

Третьим моментом в развитии методического творчества педагога является своевременное осмысление проделанного на методико-тактическом и стратегическом уровнях, определение на основе этого реальных перспектив профессионального развития педагога.

Учет всех этих необходимых условий позволит методической службе повысить методико-педагогическую компетентность педагогического коллектива.

Чем выше методическая культура педагога дополнительного образования, чем интенсивнее его профессиональный рост, тем более сложными и качественно иными становятся функции методической службы, они переходят на уровень креативных способов и технологий работы. Прослеживается определенная логика развития в деятельности методической службы: начиная с интенсивного использования иллюстративного способа поддержки педагогов, шаг за шагом переходим к частично-поисковым методам, затем проблемным, и, наконец, к эвристическим. По мере такого восхождения все более часто используется опыт педагогов - мастеров. Именно их образцы, их модели профессиональной деятельности становятся ничем незаменимым инструментом привития любви к творческому решению возникающих проблем.

Каким же должен быть современный методист, чтобы учреждение дополнительного образования постоянно находилось в режиме развития? Несомненно, методист должен быть компетентен в вопросах психологии педагогического творчества, осведомлен о современном состоянии проблем, должен уметь видеть деятельность педагога в контексте задач всего педагогического коллектива. Но, прежде всего, современный методист должен уметь помочь педагогу найти индивидуальный стиль его профессиональной деятельности, его почерк, раскрыть его уникальность, самобытность, направить его инициативу в наиболее целесообразное русло. Этот ключевой тезис предопределяет своеобразный стандарт профессионализма методиста в системе дополнительного образования.


Библиография

  1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие.- М.: гуманитарно-методический центр ВЛАДОС, 2001.-160с.
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.–М.: АРКТИ, 2005.–с. 7-9.
  3. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. -М.: ВЛАДОС. 2004.
  4. Дейч Б. А., Кучеревская М. О. Дополнительное образование детей как профессиональнаяпедагогическая деятельность. - Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2014.
  5. Евладова Е. Б.. Логинова Л. Г.. Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. - М:ВЛАДОС, 2002.
  6. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждений дополнительного образования: пособие для руководителей и педагогов/ под общей редакцией Н.К.Беспаловой.- М.: Айрис-пресс, 2003.-96с.

6.1.    Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - Оренбург, 1993.

  1. Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования.–М.: МИРОС, 1997.–с. 31-35.
  2. Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации/сост. А.М.Тарасова, М.М.Лобода; под общ. ред. Н.Н.Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009.
  3. Савченко А.В. Организация методической деятельности учреждения дополнительного образования детей: методические рекомендации.- Оренбург.: ЦДТ Промышленного района, 2017, 75 с.  
  4. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (7.03.1995 г. № 233)
  5. Требованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников но специальности 0317 «Педагогика дополнительного образования» // Внешкольник. - 1999. - № 3. - С. 5.
  6. Фомина А.Б., Кочнева С.В. Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей. Рекомендации. - М.: ЦРСДОД Минобразования России, 1999. - 24 с.
  7. https://studme.org/125775/pedagogika/pedagog_dopolnitelnogo_obrazovaniya_osobennosti_organizatsii_pedagogicheskoy_deyatelnosti Педагог дополнительного образования: особенности организации педагогической деятельности
  8. http://dopedu.ru/articles/151-2012-05-23-19-02-32.html Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации
  9. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/diagnostika_v_dopolnitelnom_obrazovaniya_154802.html Дико А.М. Диагностика в дополнительном образования
  10. http://ddt.bip31.ru/dokumenti/metod_kopilka/metod_kopilka/7.pdf Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей.
  11. http://www.eduinfluence.ru/inehs-169-2.html Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей.

18. https://studopedia.su/20_88775_osnovnie-sredstva-i-formi-metodicheskoy-pomoshchi... Основные средства и формы методической помощи педагогу дополнительного образования.

19. ddt.bip31.ru/dokumenti/metod_kopilka/metod_kopilka/9.pdf Методическая служба образовательного учреждения.