Сценарий фольклорного праздника "День Вороны" 2016 год

Изюмова Анна Леонидовна

Мероприятие проводилось на базе Этноцентра Силава. Сценарий включает обрядовую часть, творческие выступления и игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздничной программы «День Вороны»

Дата:05/04/2016 время:14.00

Силава (Урай)

Перед началом звучат хантыйские и мансийские мелодии. Участники и гости собираются в большой круг.

  1. Обряд гостеприимства

Приветствие.

Анна:         Паща олэн, сорни махум,

                Паща олэн, сорни хотал!

                Здравствуйте, уважаемые гости,

                Здравствуй, золотое солнышко!

                Здравствуй, одухотворенное небо,

                Здравствуй боговдохновенная Земля!

Традиции гостеприимства коренных народов Севера уходят корнями в глубокую древность. Они передаются из поколения в поколение…

Окуривание чагой.

Ольга: есть у народа манси мудрый обычай – окуривать пространство дымокуром чаги. Чага – застывшие слёзы берёзы. Они очищают тело и душу, освобождают от тяжких раздумий, дарят здоровье, бодрость и счастье на долгие годы, на долгие лета!

Колокольный звон.

Анна: наши предки верили в то, что звон бубенцов и колокольчиков разгоняют злых духов и привлекают духов-покровителей. В этом есть крупица истины: наукой доказано, что звуковые вибрации колокола укрепляют структуру тела. Поэтому  стены церкви нерушимы во время колокольного звона.

Дары Земли. 

Анна: Коренные народы Севера - это дети Природы. Мать-Земля взрастила и вскормила, Лес- обеспечил кровом, стал источником пищи. Солнце - обогрело и подарило жизнь всему живому.

  1. Приветствие Солнцу

Ольга: «Сэрипос»

Анна: Божественное Солнце свои теплые руки

К нам протяни

Божественное Солнце свои светлые глаза

К нам обрати  

Наян, хатал,е ями ёшиел,

Нан,ена щи эслийэиниялтал,

Вэртан, хатал, ям семиел,

Нан,ена щи эслийэиниялтал,

С этими словами хантыйская мать передает своего ребенка под защиту небесного светила.

  1. Кормление Огня

А в жилище ребенка, да и всех его обитателей охраняет семейный очаг. Женский фольклор донес до нас колыбельные, в которых мать просит защиты и покровительства у Богини Огня.

Славная женщина- Огонь,

Огонь-Женщина-Мать!

По ночам ты – сторож

Днями ты -пастух.

Нет царей главней тебя.

Нет князей главней тебя

Укачивай сон моих детей

Их блаженство укачивай.

Ешан тут имие

Тут имие ан,ки!

Атлан нан хот лаваллан

Хатлан нан тащ лаваллан

Ольга: Славные Духи-покровители этой священной мансийской земли, мы приветствуем вас. Разрешите нам начать праздник, посвященный приходу весны, сегодня мы встречаем нашу дорогую гостью – Урин-экву, порадуйтесь вместе с нами!!!

Стих «День вороны» читает Галина Кадулина

Вот капели зазвенели,

К нам вороны прилетели.

Каждый год весну встречаем,

День Вороны отмечаем.

Крик вороний означает,

Что природа оживает.

Пробуждается весной

Наш таежный край родной.

По сибирскому закону

Почитаем мы Ворону.

Эта птица, по поверью,

Символ жизни. И я верю

В этом символе сначала

Ценят женское начало.

Птица дарит малышей

Всем, кто ждет в семье детей.

В День Вороны северяни

Веселятся на гулянье.

В танцах птиц изображают

И Ворону угощают.

Вкусной кашей за прилет,

Сладкий чай Ворона пьет.

Ритуалы соблюдают

И деревья наряжают.

Лоскутками ткани разной

По традиции обрядной.

Много дарят ей монет,

Защитить прося от бед.

Дух Вороны целый год

Край таежный бережет.

Под Вороньим мы крылом

Хорошо в тайге живем.

И когда опять в апреле

Зазвенят у нас капели

Будем вновь ворон встречать,

День Вороны отмечать!

С приветственным словом выступают официальные лица

  • Светлана Вячеславовна Круглова, заместитель главы города Урай
  • Галина Петровна Александрова, председатель Думы города Урай
  • Ульяна Викторовна Кащеева, начальник Управления по культуре и молодежной политике города Урай
  • Изюмова Анна Леонидовна, председатель городского отделения общественной организации «Спасение Югры»
  • Ольга Александровна Фомичева, председатель Совета Общины КМНС «Элы Хотал»

Аня и Снежана:         Север – лесные болота

В непроходимых урманах.

Где длиннорукие кедры

Землю от солнца закрыли.

Где медноострая хвоя –

Как вековая подушка,

Где на березе береста

Белого цвета белее.

Реки текут, не мелея,

Сосны стоят не желтея,

Вечно прозрачны озера –

В крае, пойдут о котором,

Наши рассказы…

Север – святая округа,

Речками вся перевита,

Нитками тропок прошита,

В песнях народных воспета,

В сказки, в легенды одета.

Легенда о Вороне (детская инсценировка)

Оля и Сима «Кто как вещает?»

Чев-чев-чев-чев

Мата воен увал,?

Чев-чев-чев-чев

Мата воен л,эял,?

Чев-чев-чев-чев

Какая птица так кричит?

Чев-чев-чев-чев

Какая птица так вещает?

Каткучевнэ, каткучевнэ

Тамащ туран увал,

Каткучевнэ, каткучевнэ

Тамащ туран л,эял,

Синичка-сестричка

Таким голосом кричит

Синичка-сестричка

Таким голосом вещает

Варх, варх, варх, варх,

Мата воен увал,?

Варх, варх, варх, варх,

Мата воен л,эял,?

Варх, варх, варх, варх,

Какая птица так кричит?

Варх, варх, варх, варх,

Какая птица так вещает?

Вурна имен, вурна имен

Тамащ туран увал,

Вурна имен, вурна имен

Тамащ туран л,эял,

Ворона-матушка

Таким голосом кричит

Ворона-матушка

Таким голосом вещает!

Аня и Снежана:

Празднование «Урин-Эква Хотал» по народному календарю совпадает с христианским праздником, который называется Благовещенье, истории которого такова: когда Пресвятой Марии приснился сон, о том, что она станет матерью Спасителя, с неба спустились три ангела в образе человеческом и пришли в дом, где она жила с мужем Иоакимом они принесли благую весть, поэтому и праздник называется Благовещенье. Христианство пришло на Север только в 1930 году, коренные народы Севера, конечно, не знали об этом празднике раньше, но почему-то каждую весну они зазывали крылатую гостью Ворону, которую считали покровительницей маленьких детишек.

Закличка Вороны (Илья, Арсений, Семен)

Бегут по кругу с черным платком, свернутым «на угол», будто ворона машет крыльями

К нам Тётушка-Воронушка С весною прилетает

Как облако бегущее По небу шагает

И все, кто видит в небе Её издалека

Поют: у нашей тётушки Дорога нелегка!

Тётушка, тётушка, Тётушка Воронушка

Залетай к нам Тётушка Покачай ребеночка.

Мамочки счастливые Мальчиков и девочек

Насыпают кучи ей Тепленьких опилочек.

Тётушка-Воронушка Идёт издалека

Отогреет ноженьки Уставшие слегка.        

Тётушка-Воронушка С юга к нам летит

Мальчиков и девочек Счастливыми растит

Насыпаем опилки для вороны

Аня и Снежана: Поможем нашей Тётушке-Воронушке найти к нам дорогу, пригласим ее дружно! Урин-эква!!! Урин-эква!!! Вурна-имэн!!! Вурна-имэн!!!

Танец Вороны

Аня и Снежана:  Пася олэн, Урин-эква! Мы ждали тебя! Приземляйся на опилочки. Грей свои усталые ноженьки!

Игра со зрителями  «Как у Урин-эквы»

Хороводная игра «Гнездо»

Ворона приветствует гостей  и вещает добро, её одаривают платком.

Аня и Снежана: Вороний день празднуется весной, когда прилетают первые перелетные птицы - вороны. Этот праздник посвящен встрече вешнего Солнышка, которое во все времена у всех народов является символом плодородия. Следует заметить, что Солнце, равно как Огонь и Земля у народов Севера олицетворяют собой женское начало, поэтому праздник «Урин Эква хотал» - Вороний День также называется «Сянь хотал» - День Матери или «пойксян ялпынг Сянь хотал» - священных просьб Матери день.

Калтащ-эква, покровительница женщин и детей, живущая в священной березовой роще верхнего мира видит нас и слышит наши просьбы.

Проходим к березовой роще, где ждет нас Мать матерей.


В Верхнем Мире, Где  боги, богини живут

Лес и реки, снега и цветы,

Как и в Среднем Нашем мире людском.

На земле и на небе

Жизнь похожа,

И так

Понимают от века

Друг друга: боги и люди,

Боги нас опекают

Богини как матери нам,

Ну а житель Срединного мира –

Человек – Поклоняется им

И верховному Торуму богу

 

Ибо нам все приходит с небес…

И дитя Посылается небом.

В Верхнем мире

У чума Хатл- ими,

Есть заветный Лесной уголок –

Остров белых,

Белейших берез.

Самострелы его охраняют!

В окруженье белейших берез

Что стоят ствол к стволу хороводом

Дом рождения кукол-детей,

Дом Богини – Святой мастерицы,

Сотворяющей деток земных

Из летучих даров, что приносятся ветром:

Пушинок цветочных, шерстинок и нитей,

Перышек птиц, лоскуточков цветных,

Прилетевших сюда со святых, почитаемых нами деревьев.

Гостям вручаются цветные ленты. Обряд у священных берез

В первую очередь мы приглашаем к нашим березам матерей, у которых есть дети, внуки и правнуки.

Бесценная березонька моя,

Дарующая жизнь сестра живая.

Ты светишься белее января,

Мне сердце для надежды открывая,

Ты говоришь мне:

-Женщина, живи!

Пусть будет жизнь ветвистой,

Словно крона…

Ты миру душу светлую яви

И доброту считай всегда законом.

Пусть будет для людей

Накрыт твой стол,

А дом тепло подарит им в морозы…

Стою и глажу твой шершавый ствол, Моя береза…

А теперь мы приглашаем девушек и девочек завязать свои ленточки и загадать желания.

У весны тепло большое –

Даже камень зацветает.

И на ветке сухостоя

Лист зеленый прорастает.

Словно женщина рукою

Солнце приласкает лес…

У весны тепло большое –

От земли и до небес.

Мать возьмет тепла у солнца,

Дочке косы заплетет.

Дочка встретит незнакомца

И свое гнездо совьет.

И красивая душою,

Станет матерью сама…

У весны тепло большое –

Много сердца и ума.

Пусть все женщины на свете

Наполняются теплом,

Словно солнце, неизменно,

Освещают каждый дом.

А теперь к березам могут обратиться все желающие!

Ворона раздает детям угощение. Я прилетела с юга на Север и принесла с собой тепло и солнце. Это значит, что будет богатый урожай, и люди в этом году не будут голодать! У каждого на столе будет хлеба в достатке!

 Дети приглашают Ворону и гостей на концертную программу. 

  1. Танец «День Вороны». Горизонты Югры.
  2. Сказка «Ланрели». Горизонты Югры.
  3. Танец охотников. Горизонты Югры.
  4. Песня «Три охотницы». Возрождение+ инсценировка детей.
  5. Танец «Халь». Возрождение.
  6. Песня «Вечерняя волна». Вокальная группа “Самарьяне”.
  7. Песня «Над таежной Кондой». Вокальная группа “Самарьяне”.
  8. Танец «Куренька». Приглашаем всех.

Сценарий разработан А.Л.Изюмовой


Литература:

  1. Вагатова М.К., Кердан А.Б. Материнское сердце = Ан,ки сам: Стихи. – Екатеринбург: Сред.Урал. кн. Изд-во, 2007.
  2. Детский фольклор обских угров: материалы научно-практической конференции// сборник научных статей/ сост.С.Д. Дяфон; под ред. А.Д.Каксина, И.Д.Чертыковой. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008, с.46.
  3. Личная песня – песня судьбы: материалы окружного семинара-практикума по песням обско-угорских народов. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005г., с.41.
  4. Попова С.А. обряды перехода в традиционной культуре манси. – Томск: изд-во Том. Ун-та, 2003 г.
  5. Ромбандеева  Е.И. История  народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» Северо-Сибирское регион.кн. изд-во, 1993.
  6. Слинкина Г.И.Сказки земли Югорской. – Екатеринбург: Пакрус, 2002, с.206-208.
  7. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России/ сост. Е.Р.Акбальян. – М.: Северные просторы, 2002 г., с. 63.

* в сценарии праздника также использованы фольклорные материалы из методической подборки Н.Д.Тихоновой – педагога, Отличник народного образования, носителя мансийской культуры и языка.