Методическая служба в системе дополнительного образования
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности(9).
Что же представляет собой методическая служба образовательного учреждения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sluzhba_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.А.Лебедева
ГБУ ДО ДДТ
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Методист
Методическая служба в системе дополнительного образования
Высокие требования предъявляемые системой дополнительного образования к педагогу и его деятельности требуют постоянного его постоянного развития и самообразования. Важную роль в этом может и обязана играть методическая служба образовательного учреждения, которая является одним из главных элементов деятельности дополнительного образования.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности(9).
Что же представляет собой методическая служба образовательного учреждения?
Черты методической службы:
- максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований;
- ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;
- обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
- организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.
Модели методических служб(территориальное значения)
- районный (окружной, городской) методический кабинет;
- методический отдел в структуре органов управления образованием;
- информационно-методический городской, районный центр (кабинет);
- научно-методический городской (районный) методический центр(кабинет);
- учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д.
Районный (окружной, городской) методический кабинет представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь, своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования, инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т.п.
Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций.
Информационно-методический центр. Появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе.
Задача - аттестация учащихся, педагогических работников и образовательных учреждений.
Научно-методический центр (кабинет). Создается на базе нескольких районных методических кабинетов и принимает их функции. Эта модель распространена в крупных городах. Его особенность в том, что приоритет отдан опытно-экспериментальной деятельности, разработке вариантов учебных планов, программ и их экспертизе. Повышение квалификации кадров в них ведется не только в методическом, но и в теоретическом аспекте.
Учебно-методический отдел (кабинет). Создается в структуре институтов повышения квалификации. Его основная функция – дополнительное профессиональное образование и методическая помощь педагогическим работникам.
Многоуровневая система методических служб
- Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ
- Областные центры развития системы дополнительного образования детей
- Городские, районные, окружные методические службы
- Методические службы учреждений дополнительного образования детей.
Актуальность организации деятельности методической службы:
- обеспечить развитие учреждений дополнительного образования детей;
- развить творческий потенциал педагогов, выявить и обобщить опыт лучших, выделить в нем главное и довести до сотрудников;
- решить задачи по разработке и внедрению новых технологий образования;
- добиться высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях;
- разработать образовательные программы нового поколения (интегрированные, комплексные, модульные и т.д.) для системы дополнительного образования детей;
- организовать проведение опытно-экспериментальной работы.
Задачи методической службы:
- Исследование образовательных потребностей социума.
- Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении (структурном подразделении).
- Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.
- Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.
- Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации.
- Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации.
- Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.
- Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.
Направления и содержание деятельности методической службы
- Совершенствование педагогической деятельности(оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей).
- Обновление программного обеспечения образовательного процесса (изменение содержания дополнительного образования).
- Внедрение в практику учреждения дополнительного образования научных исследований и достижений передового педагогического опыта, пристальное внимание к научной и теоретической компетентности педагога.
- Организация работы по повышению квалификации педагогических работников учреждения дополнительного образования.
- Руководство работой методических объединений, кафедр, лабораторий и творческих групп педагогов.
- Ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики.
- Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.
- Участие в аттестационных, экспертных комиссиях.
- Оказание помощи образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам по месту жительства и др.) в организации дополнительного образования.
- Проведение различных семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, диспутов и т.п.
Деятельность методической службы может включать в себя:
- развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами;
- программно-методическое обеспечение стратегических направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей;
- разработку и создание учебно-методических материалов: программ, пособий, положений, тезисов, текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.;
- создание проектов совместной деятельности учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ (воспитательная и образовательная деятельность);
- представление методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса, по планированию деятельности, отчетности, созданию образовательных программ учебных групп и детских коллективов;
- осмысление форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
- создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию;
- разработка рекомендаций для педагогов, детей и родителей;
- составление сценариев конкурсов и критериев их оценки.
Деятельность методической службы ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса(16).
Методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.
Основные функции методической службы
(Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева):
- Информационная
- Аналитическая
- Планово-прогностическая
- Проектировочная
- Организационно-координационная
- Обучающая
- Контрольно-диагностическая.
Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности.
Требования к отбору информации:
- Актуальность
- насыщенность
- предельная конкретность
- объективность
Внешняя информация:
- директивные и нормативные документы;
- общественно-политическая информация(пресса) и т.п.;
- научно-педагогическая информация и т.п.
Внутренняя информация:
- о работе с педагогическими кадрами
- о качестве преподавания
- о внешних связях учреждения
- о качестве обучения по программам
- о состоянии программно-методического обеспечения
- о материально-технической базе
Информация может быть:
оперативная (включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок(день, месяц) и оперативно решить наметившиеся проблемы);
стратегическая (включает в себя данные об итогах учебного года, о реализации программы развития и перспективах развития учреждения).
Уровни потребления информации:
административно-управленческий - директор, заместители директора, руководители структурных подразделений;
педагогический — методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.
Важно определить, в какой форме и где эта информация будет доводиться до сведения педагогов, храниться и использоваться(информационный банк и т.д.).
Аналитическая функция направлена на:
- изучение фактического состояния методической деятельности;
- анализ обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей;
- объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
Принципы организации информационно-аналитической деятельности
- индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями;
- полноты и интегрального анализа информации;
- открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;
- непрерывности и динамичности получения анализа информации и действенности его использования;
- экономичности используемой информации.
Уровни анализа(по признаку «субъект анализа»):
- I уровень. Анализ своей методической деятельности ведет сам педагог(управленец, методист). Этот анализ лежит в основе самообразования.
- II уровень. Анализ методической деятельности педагога ведет специалист — более опытный коллега, наставник, руководитель методического объединения, завуч, методист и т.п. Основанием для привлечения специалиста может быть как личная просьба педагога, так и низкие результаты его работы или работы управленца, методиста, выявленные в ходе контроля.
- III уровень. Анализ методической деятельности группы педагогов (управленцев, методистов и т.д.) с целью выявления общих затруднений и их причин осуществляется посредством работы в творческих группах, методических объединениях, проблемных семинарах и т.п.
- IV уровень. Анализ методической деятельности педагогических коллективов с целью выявления общих преобладающих проблем и их причин ведется с помощью аналитических групп учреждения дополнительного образования детей, окружных методических центров, институтов повышения квалификации.
Планово-прогностическая функция - основа деятельности методической службы. Направлена на выбор как идеальных и реальных целей, разработку программ их достижение.
Объекты прогнозирования:
- социально-экономические условия внешней среды и ее будущего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
- будущие возможности учреждения дополнительного образования детей, как то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.;
- ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений, иначе говоря, последствия инновационных процессов;
- последствия конкретных управленческих решений;
- результативность опытно-экспериментальной работы.
Планирование — это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения(И.И. Буева).
Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).
План состоит из трех частей:
- анализа итогов работы;
- целей и задач на новый период;
- системы мероприятий по достижению намеченных целей.
Условия эффективного планирования:
- четкое определение целей и задач, которые предстоит решить за конкретный период;
- учет уровня и состояния методической службы учреждения;
- выбор путей и средств деятельности.
Принципы планирования:
- принцип научности (определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки);
- принцип оптимальности (учет реальных возможностей);
- принцип целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);
- принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед);
- принцип учета специфики учреждения и педагогического коллектива.
Процесс планирования состоит из следующих этапов:
- I этап - анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем(неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.
- II этап — постановка целей и задач.
Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок.
Цель раскладывается на конкретные задачи - конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.
- III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
- IV этап — рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.
- V этап — утверждение плана на педагогическом совете.
Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательного учреждения, программы развития учреждения дополнительного образования детей и других стратегических документов.
Компоненты концептуального проекта:
- структура учреждения дополнительного образования детей;
- новый учебный план;
- образовательные программы (авторские, модифицированные, модульные);
- организация учебно-воспитательного процесса (новые подходы, идеи, структуры, способы);
- характеристики (описания) новых технологий, методик, механизмов обучения, воспитания и развития обучающихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования;
- характеристики нового содержания, структуры, организации, образовательной, досуговой, методической т.д. работы.
Организационно-координационная функция направлена на создание и организацию
деятельности структур, обеспечивающих деятельность методической службы, координацию совместной деятельности участников опытно-экспериментального и инновационного процесса, др.
Основные направления организационно-координационной функции:
- создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы (кафедр, временных творческих и исследовательских групп, экспертных советов и т.д.);
- рациональное распределение функционала между организаторами методической работы;
- научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
- организация системы повышения квалификации педагогических работников;
- организация конференций, семинаров и т.п.;
- организация системы внешних связей учреждения дополнительного образования детей, необходимых для успешного осуществления нововведений;
- координация совместной деятельности участников инновационного процесса;
- координация деятельности учреждения дополнительного образования детей в общеобразовательных школах;
- организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, учебных и методических пособий, результатов опытно-экспериментальной работы.
Обучающая функция направлена на повышение профессионального уровня конкретного
педагога в осуществлении образовательного процесса.
Организационные формы повышения квалификации педагогов:
- Самообразование - самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов).
- Консультации (индивидуальные или групповые). Проводятся методистами учреждений дополнительного образования детей.
- Консультации и наставничество наиболее часто используются в работе с молодыми специалистами или при освоении передового педагогического опыта, авторских программ, практико-ориентированных научных разработок.
- Ролевые игры и мозговые атаки проводятся с целью стимуляции аналитической и прогностической деятельности педагогов.
- Курсы, организованные на разных уровнях, подразделяются на следующие формы : курсового обучения:
- системные курсы по общим вопросам дополнительного образования;
- проблемные курсы, обеспечивающие профессиональную подготовку по всем направлениям деятельности УДО;
- методические объединения по профилям;
- практическая стажировка по профилям и профессиям.
Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам.
Содержание педагогической диагностики включает:
- оперативное изучение и оценку педагогических явлений и процессов;
- регулирование и коррекцию процесса или явления.
Диагностика профессиональной подготовленности включает в себя изучение:
- научно-теоретической подготовки(знание основ своего предмета и т.п.);
- методической подготовки (владение методами и приемами обучения и т.п.);
- психолого-педагогической подготовки(знание возрастных особенностей детей и
т.п.)(19).