Методическая служба в системе дополнительного образования

Лебедева Лариса Антоновна

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности(9).

Что же представляет собой методическая служба образовательного учреждения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.А.Лебедева

ГБУ ДО ДДТ

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методист

Методическая служба в системе дополнительного образования

Высокие требования предъявляемые системой дополнительного образования к педагогу и его деятельности требуют постоянного его постоянного развития и самообразования. Важную роль в этом может и обязана играть методическая служба образовательного учреждения, которая является одним из главных элементов деятельности дополнительного образования.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности(9).

Что же представляет собой методическая служба образовательного учреждения?

Черты методической службы:

  • максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований;
  • ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;
  • обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
  • организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.

Модели методических служб(территориальное значения)

  • районный (окружной, городской) методический кабинет;
  • методический отдел в структуре органов управления образованием;
  • информационно-методический городской, районный центр (кабинет);
  • научно-методический городской (районный) методический центр(кабинет);
  • учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д.

Районный (окружной, городской) методический кабинет представляет возможности повышения квалификации кадров, ведет их переподготовку и оказывает методическую помощь, своевременно обеспечивает работников необходимой информацией о содержании образования, инновационных технологиях обучения, о новых учебных пособиях и т.п.

Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций.

Информационно-методический центр. Появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе.

Задача - аттестация учащихся, педагогических работников и образовательных учреждений.

Научно-методический центр (кабинет). Создается на базе нескольких районных методических кабинетов и принимает их функции. Эта модель распространена в крупных городах. Его особенность в том, что приоритет отдан опытно-экспериментальной деятельности, разработке вариантов учебных планов, программ и их экспертизе. Повышение квалификации кадров в них ведется не только в методическом, но и в теоретическом аспекте.

Учебно-методический отдел (кабинет). Создается в структуре институтов повышения квалификации. Его основная функция – дополнительное профессиональное образование и методическая помощь педагогическим работникам.

Многоуровневая система методических служб

  • Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ
  • Областные центры развития системы дополнительного образования детей
  • Городские, районные, окружные методические службы
  • Методические службы учреждений дополнительного образования детей.

Актуальность организации деятельности методической службы:

  • обеспечить развитие учреждений дополнительного образования детей;
  • развить творческий потенциал педагогов, выявить и обобщить опыт лучших, выделить в нем главное и довести до сотрудников;
  • решить задачи по разработке и внедрению новых технологий образования;
  • добиться высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях;
  • разработать образовательные программы нового поколения (интегрированные, комплексные, модульные и т.д.) для системы дополнительного образования детей;
  • организовать проведение опытно-экспериментальной работы.

Задачи методической службы:

  • Исследование образовательных потребностей социума.
  • Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении (структурном подразделении).
  • Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.
  • Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.
  • Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  • Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации.
  • Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации.
  • Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.
  • Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.

Направления и содержание деятельности методической службы

  • Совершенствование педагогической деятельности(оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей).
  • Обновление программного обеспечения образовательного процесса (изменение содержания дополнительного образования).
  • Внедрение в практику учреждения дополнительного образования научных исследований и достижений передового педагогического опыта, пристальное внимание к научной и теоретической компетентности педагога.
  • Организация работы по повышению квалификации педагогических работников учреждения дополнительного образования.
  • Руководство работой методических объединений, кафедр, лабораторий и творческих групп педагогов.
  • Ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики.
  • Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.
  • Участие в аттестационных, экспертных комиссиях.
  • Оказание помощи образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам по месту жительства и др.) в организации дополнительного образования.
  • Проведение различных семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, диспутов и т.п.

Деятельность методической службы может включать в себя:

  • развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами;
  • программно-методическое обеспечение стратегических направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей;
  • разработку и создание учебно-методических материалов: программ, пособий, положений, тезисов, текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.;
  • создание проектов совместной деятельности учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ (воспитательная и образовательная деятельность);
  • представление методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса, по планированию деятельности, отчетности, созданию образовательных программ учебных групп и детских коллективов;
  • осмысление форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
  • создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию;
  • разработка рекомендаций для педагогов, детей и родителей;
  • составление сценариев конкурсов и критериев их оценки.

Деятельность методической службы ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса(16).

Методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.


Основные функции методической службы

(Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева):

  • Информационная
  • Аналитическая
  • Планово-прогностическая
  • Проектировочная
  • Организационно-координационная
  • Обучающая
  • Контрольно-диагностическая.

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности.

Требования к отбору информации:

  • Актуальность
  • насыщенность
  • предельная конкретность
  • объективность

Внешняя информация:

  • директивные и нормативные документы;
  • общественно-политическая информация(пресса) и т.п.;
  • научно-педагогическая информация и т.п.

Внутренняя информация:

  • о работе с педагогическими кадрами
  • о качестве преподавания
  • о внешних связях учреждения
  • о качестве обучения по программам
  • о состоянии программно-методического обеспечения
  • о материально-технической базе

Информация может быть:

оперативная (включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок(день, месяц) и оперативно решить наметившиеся проблемы);

стратегическая (включает в себя данные об итогах учебного года, о реализации программы развития и перспективах развития учреждения).

Уровни потребления информации:

административно-управленческий - директор, заместители директора, руководители структурных подразделений;

педагогический — методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

Важно определить, в какой форме и где эта информация будет доводиться до сведения педагогов, храниться и использоваться(информационный банк и т.д.).

Аналитическая функция направлена на:

  • изучение фактического состояния методической деятельности;
  • анализ обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей;
  • объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

Принципы организации информационно-аналитической деятельности

  • индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • полноты и интегрального анализа информации;
  • открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;
  • непрерывности и динамичности получения анализа информации и действенности его использования;
  • экономичности используемой информации.

Уровни анализа(по признаку «субъект анализа»):

  • I уровень. Анализ своей методической деятельности ведет сам педагог(управленец, методист). Этот анализ лежит в основе самообразования.
  • II уровень. Анализ методической деятельности педагога ведет специалист — более опытный коллега, наставник, руководитель методического объединения, завуч, методист и т.п. Основанием для привлечения специалиста может быть как личная просьба педагога, так и низкие результаты его работы или работы управленца, методиста, выявленные в ходе контроля.
  • III уровень. Анализ методической деятельности группы педагогов (управленцев, методистов и т.д.) с целью выявления общих затруднений и их причин осуществляется посредством работы в творческих группах, методических объединениях, проблемных семинарах и т.п.
  • IV уровень. Анализ методической деятельности педагогических коллективов с целью выявления общих преобладающих проблем и их причин ведется с помощью аналитических групп учреждения дополнительного образования детей, окружных методических центров, институтов повышения квалификации.

Планово-прогностическая функция - основа деятельности методической службы. Направлена на выбор как идеальных и реальных целей, разработку программ их достижение.

Объекты прогнозирования:

  • социально-экономические условия внешней среды и ее будущего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
  • будущие возможности учреждения дополнительного образования детей, как то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.;
  • ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений, иначе говоря, последствия инновационных процессов;
  • последствия конкретных управленческих решений;
  • результативность опытно-экспериментальной работы.

Планирование — это предвидение и проектирование конечного результата вместе с выбором средств его достижения(И.И. Буева).

Целью планирования является модель деятельности на заданный срок (год, месяц, неделя, день).

План состоит из трех частей:

  • анализа итогов работы;
  • целей и задач на новый период;
  • системы мероприятий по достижению намеченных целей.

Условия эффективного планирования:

  • четкое определение целей и задач, которые предстоит решить за конкретный период;
  • учет уровня и состояния методической службы учреждения;
  • выбор путей и средств деятельности.

Принципы планирования:

  • принцип научности (определение конкретности, реальности плана; учет социально-экономических законов общества и уровня развития науки);
  • принцип оптимальности (учет реальных возможностей);
  • принцип целенаправленности (ориентация плана на претворение целей и задач в жизнь);
  • принцип перспективности (постановка целей и задач на несколько лет вперед);
  • принцип учета специфики учреждения и педагогического коллектива.

Процесс планирования состоит из следующих этапов:

  • I этап - анализ методической деятельности за прошедший период, включая выявление проблем(неудовлетворительные результаты деятельности), поиск причин возникновения проблем, определение направлений преобразований.
  • II этап — постановка целей и задач.

Цель — образ желаемого результата, который можно достичь за определенный срок.

Цель раскладывается на конкретные задачи - конкретные результаты, которые предполагается получить при реализации того или иного направления деятельности.

  • III этап — определение разделов плана по направлениям деятельности и их коллективное обсуждение.
  • IV этап — рассмотрение проекта плана и определение сроков исполнения и ответственных.
  • V этап — утверждение плана на педагогическом совете.

Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательного учреждения, программы развития учреждения дополнительного образования детей и других стратегических документов.

Компоненты концептуального проекта:

  • структура учреждения дополнительного образования детей;
  • новый учебный план;
  • образовательные программы (авторские, модифицированные, модульные);
  • организация учебно-воспитательного процесса (новые подходы, идеи, структуры, способы);
  • характеристики (описания) новых технологий, методик, механизмов обучения, воспитания и развития обучающихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования;
  • характеристики нового содержания, структуры, организации, образовательной, досуговой, методической т.д. работы.

Организационно-координационная функция направлена на создание и организацию

деятельности структур, обеспечивающих деятельность методической службы, координацию совместной деятельности участников опытно-экспериментального и инновационного процесса, др.

Основные направления организационно-координационной функции:

  • создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы (кафедр, временных творческих и исследовательских групп, экспертных советов и т.д.);
  • рациональное распределение функционала между организаторами методической работы;
  • научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
  • организация системы повышения квалификации педагогических работников;
  • организация конференций, семинаров и т.п.;
  • организация системы внешних связей учреждения дополнительного образования детей, необходимых для успешного осуществления нововведений;
  • координация совместной деятельности участников инновационного процесса;
  • координация деятельности учреждения дополнительного образования детей в общеобразовательных школах;
  • организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, учебных и методических пособий, результатов опытно-экспериментальной работы.

Обучающая функция направлена на повышение профессионального уровня конкретного

педагога в осуществлении образовательного процесса.

Организационные формы повышения квалификации педагогов:

  • Самообразование - самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов).
  • Консультации (индивидуальные или групповые). Проводятся методистами учреждений дополнительного образования детей.
  • Консультации и наставничество наиболее часто используются в работе с молодыми специалистами или при освоении передового педагогического опыта, авторских программ, практико-ориентированных научных разработок.
  • Ролевые игры и мозговые атаки проводятся с целью стимуляции аналитической и прогностической деятельности педагогов.
  • Курсы, организованные на разных уровнях, подразделяются на следующие формы : курсового обучения:
  • системные курсы по общим вопросам дополнительного образования;
  • проблемные курсы, обеспечивающие профессиональную подготовку по всем направлениям деятельности УДО;
  • методические объединения по профилям;
  • практическая стажировка по профилям и профессиям.

Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам.

Содержание педагогической диагностики включает:

  • оперативное изучение и оценку педагогических явлений и процессов;
  • регулирование и коррекцию процесса или явления.

Диагностика профессиональной подготовленности включает в себя изучение:

  • научно-теоретической подготовки(знание основ своего предмета и т.п.);
  • методической подготовки (владение методами и приемами обучения и т.п.);
  • психолого-педагогической подготовки(знание возрастных особенностей детей и

т.п.)(19).