Презентация своего педагогического опыта работы

Лебедева Лариса Антоновна

Педагогическая профессия – это публичная профессия и в этом смысле она сродни актерской. Облик педагога, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания окружающих. Важно помнить, что эффект первого впечатления фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений. Поэтому педагогу крайне важно умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, т.е. подать себя в выгодном свете.

Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города.

С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных мероприятиях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем тот проект в жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_svoego_pedagogicheskogo_opyta_raboty.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация своего педагогического опыта работы

Педагогическая профессия – это публичная профессия и в этом смысле она сродни актерской. Облик педагога, его движения и поведение всегда являются объектом пристального внимания окружающих. Важно помнить, что эффект первого впечатления фиксируется в сознании окружающих и надолго определяет характер отношений. Поэтому педагогу крайне важно умение формировать у других благоприятное впечатление о себе, т.е. подать себя в выгодном свете.

Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города.

С феноменом самопрезентации мы сталкиваемся каждый день. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных мероприятиях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем тот проект в жизнь.

Виды самопрезентации:

  • Природная самопрезентациясвойственна всем людям без исключения, причем она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет определенную, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребенок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша, видно, семь пядей во лбу». Еще не подозревая того, человек с ранних лет начинает собирать «головоломку» своего образа. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований, как говориться, «без масок и увертюр». Здесь не стоит говорить о наследственности и генах, это, скорее, природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания. Главное «анти достоинство» природной самопрезентации – это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум не выбирает, положительной ли будет его природная самопрезентация, или же она будет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего не поделать, правда до тех пор, пока человек не стане способен на реализацию искусственной самопрезентации.

       Для того, чтобы добиться успеха, необходимы навыки наработанной или искусственной презентации.

Искусственная презентация – это умение целенаправленно притягивать и удерживать внимание аудитории. Главная цель «искусственной самопрезентации» - завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. По-другому – для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса, так сказать «потенциальной аудиторией».

Современные методы самопрезентации педагога:

  • открытое занятие, мероприятие;
  • защита проекта;
  • составление резюме;
  • представление портфолио;
  • мастер-класс;
  • публичная презентация опыта;
  • аналитический отчет и т.д.

       В умении правильно себя презентовать традиционно выделяют несколько компонентов:

Внешность

  • Одежда – своеобразная визитная карточка оратора.
  • Психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеваться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.
  • Одежда при общении с людьми выполняет три функции: презентационную, регуляторную, информационную.
  • В одежде наиболее информативно: цена (восприятие цены складывается из трех факторов – качество одежды, дефицитность, модность, силуэт (чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих, таковому силуэту соответствует одежда делового стиля); цвет (в российской традиции ахроматические цвета -  черный, белый, серый - поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» - цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков и растений).

Специфика речи:

  • Готовясь к выступлению, продумывайте свою речь, избавьтесь от жаргонизмов, слов-паразитов и сленга, от профессиональных терминов.
  • Важен интонационный настрой речи. Он должен быть живым, бодрым, настойчивым.
  • Постарайтесь убрать из своей речи отрицательные слова и высказывания. Ваш образ должен содержать только позитив.
  • Но иногда без НЕ все же не обойтись. Положительный образ создается тогда, когда людям комфортно с вами общаться. Постарайтесь ввести в свою речь «Я-высказывания». Вместо: «Вы меня неправильно поняли» лучше сказать «Я, наверное, не совсем точно объяснила вам суть дела». Первое высказывание может восприниматься собеседником как выпад в его сторону, в ответ на который вы увидите отрицательную реакцию. В результате можно потерять возможность разъяснить нужный аспект дела, ведь никто не любит признавать свои ошибки. Употребив «Я-высказывание», вы получите внимательного и расположенного к вам слушателя.

Невербальная коммуникация:

  • Важнейшим аспектом самопрезентации является неречевая коммуникация, то есть то, что мы говорим без слов, используя мимику, жесты, позы.
  • Самым главным здесь является избегание закрытых поз, то есть скрещенных рук и ног. Сложность состоит в том, что контролировать надо не только себя, но и собеседника, поскольку поза не только говорит о том, как человек воспринимает ваши слова, но и влияет на его восприятие.
  • Если вы видите, что ваш собеседник закрылся, к примеру, скрестил руки на груди, необходимо незаметно помочь ему сменить позу: вручить ему что-то, пожать ему руку или применить метод, известный как «ведение» собеседника. Метод ведения заключается в том, что сначала вы «отзеркаливаете» позу оппонента, подстраиваетесь под его дыхание и манеру речи. Затем медленно меняете позу на открытую, собеседник должен неосознанно повторить ваши действия, если этого не произошло, повторите эти действия еще раз.
  • Избавьтесь от ненужных и раздражающих жестов, которые могут только усилиться при публичном выступлении: не сидите, откинувшись назад и скрестив ноги; не теребите беспрерывно ручку, платок, очки; не постукивайте ритмически ногами, не качайте ногой; не ерзайте на стуле; не чешитесь во время выступления; не теребите волосы, не трите лоб; не зевайте, особенно во весь рот; не щелкайте ногтями и костяшками пальцев, не барабаньте пальцами по столу.

Деловой этикет:

  • Деловой этикет – инструмент самопрезентации, построения отношений с аудиторией. Хорошие деловые манеры оратора проявятся в следующем:
  • обращение со временем: начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя;
  • четкое определение темы, плана и регламента выступления в начале, а также его четкое соблюдение;
  • специально отведенное время для ответов на вопросы;
  • умение отвечать на вопросы, реагировать на замечания, несогласия слушателей – показатель мастерства и общей культуры оратора;
  • комплименты аудитории – часть этикетной культуры, например, в начале выступления можно сказать: «Я рада, что мне представилась возможность выступить перед такими специалистами, как вы», или «Выступать перед вами – большая честь для меня».
  • Речь оратора: стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и прочего зависят от особенностей аудитории. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора и буквально выдает происхождение оратора и историю его жизни.

Условия хорошейсамопрезентации:

       Одно из основных современных профессиональных требований к педагогу является умение проводить открытые занятия, мастер-классы; публично выступать на конференциях, заседаниях, деловых встречах, педагогических советах, и т.д., поэтому очень важно уметь правильно себя презентовать. Как показывает статистика, аудитория на 60% воспринимает то, как мы выглядим, на 30% то, как мы говорим, и лишь на 10% то – что мы говорим.

  • Провал в подготовке – подготовка к провалу. Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание форме вашего выступления – деловым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.
  • Ошибок нет – есть практика. Только регулярная практика, радость своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам найти свой, уникальный стиль публичного выступления.

Методические советы по подготовке текста самопрезентации:

       1. Найдите тему, интересную не только вам, но и коллегам. Подготовьте текст самопрезентации. Если из сценического выступления убрать все театральные эффекты, а содержание речи записать на бумаге, то получится эссе-рассуждение, в ходе которого автор выражает личную позицию по какой-либо проблеме, теме. Самопрезентация – это история вашего педагогического успеха.

       2.    В зависимости от цели самопрезентации, например можно, отразить:

  • позитивную динамику уровня учебных достижений учащихся;
  • позитивные результаты конкурсной деятельности учащихся;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей организацией образовательного процесса в объединении;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях (учреждение, район, город);
  • участие в профессиональных конкурсах.

       3.  Перед тем, как написать текст выступления, попробуйте представить своего потенциального зрителя, слушателя. Если через ваш рассказ зритель увидит себя, он станет больше вам симпатизировать и сопереживать.

       4.   Выступление – это общение! Вы зрителям о чем-либо говорите, а взамен можете видеть то, как они вас слушают, их мимику, взгляды. Старайтесь наладить психологический контакт с каждым зрителем. Педагог и на сцене остается педагогом.

       5. Видеоряд – это сочетание фотографий и видеофрагментов, которые «проиллюстрируют» ваш рассказ. Видеоряд обязательно должен соответствовать тексту. Если увиденное не гармонирует с услышанным, то у зрителя может возникнуть неприятие выступления!

       6.   Не нужно загружать текстом слайды вашего выступления. В этом случае нагрузка на зрителя будет двойной – ему и вас надо слушать и читать тексты на экране.

       7. Особое внимание следует обратить на использование вами современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе, их влияние на результат деятельности.

       8.  Выступая, вы можете использовать музыкальное сопровождение. Музыкальный фон целесообразнее подбирать после того, как составлен текст и  подготовлен видеоряд. Музыка должна соответствовать не только тому, что вы скажете, но и  тому, что зрители увидят.

        9.   Распространенное явление – боязнь сцены. Для ее преодоления заранее узнайте, где будет проходить выступление; если будет возможность, то походите по ней, попрыгайте, поделайте какие-либо нелепые движения.

       10.  Пауза нужна как зрителям – для переключения внимания, так и вам, чтобы настроиться на выступление. Не показывайте своего волнения! Обычно волнение уходит в тот момент, когда вы начинаете говорить.

Методические советы при подготовке и проведению выступления:

При подготовке необходимо:

  • «пропустить» материал через себя;
  • не превращать речь в сухое изложение фактов, приводить конкретные примеры;
  • собирать больше информации, чем вы сможете использовать (резервные знания);
  • необходимо придумать план речи и основные тезисы особенно выстроить ее начало и конец;
  • записать свое выступление (при выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимений, а не третье). Большинство ваших заявлений должны начинаться с:  «Я», «Вы», «Мы», «Нам», «Он», «Она», «Они», и «Их». Безличные местоимения могут придать вашей речи тон лекции. Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились;
  • использовать ассоциации, не читать по бумажке;
  • отрепетировать готовую речь;
  • попытаться запомнить вашу речь не в один присест, а в течение некоторого времени.

       Во время выступления:

  • настройтесь на аудиторию, выясните, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. Если нет, то на ходу приведите ваши интересы и интересы аудитории к общему знаменателю;
  • прежде чем начать выступление, привлеките к себе внимание;
  • начинайте говорить только тогда, когда установиться тишина;
  • кратко и четко обратитесь ко всех аудитории, а потом сделайте паузу;
  • наблюдайте за реакцией аудитории и старайтесь добиться ее расположения;
  • следите за тем, когда ваши слова найдут у аудитории поддержку и сразу же развивайте тему и старайтесь шире ее раскрыть. Только когда вы полностью добились расположения слушателей переходите, на главную тему выступления;
  • не теряйте самообладания от провокационных реплик;
  • не вступайте в дискуссию во время выступления, иначе вас «уведут в сторону», и выступление будет «провалено». Скажите, что на все вопросы вы ответите после выступления;
  • если в выступлении есть места неприятные аудитории, обязательно подкрепите их очевидными примерами и фактами, подчеркните, что только необходимость заставляет вас говорить о них. И, обязательно, нужно снизить остроту несколькими комплиментами;
  • не делайте неоправданных выводов и обобщений;
  • не показывайте виду, что вы устали или в чем-то сомневаетесь;
  • закончив выступление сделайте комплимент аудитории и поблагодарите за внимание.

Начало выступления – наиболее важная часть всего выступления. Цель начала выступления состоит в привлечении внимания и разжигании интереса аудитории. Лучше всего начинать выступление:

  • с истории потрясающего факта;
  • с вопроса слушателям «Знаете ли вы, что?»;
  • с замечания касающегося непосредственно аудитории;
  • с цитаты известного человека;
  • с показа какого-либо предмета.

Заканчивать выступление следует, придерживаясь следующих правил:

  • резюмировать основные положения выступления;
  • призвать к действию, если это уместно;
  • сделать подходящий комплимент, вызвать смех;
  • использовать подходящую цитату;
  • постараться закончить выступление, прежде чем этого захочет аудитория.