Праздники как средство изучения культурно-исторического наследия в образовательном процессе

Семченко Кирилл Леонидович

Праздники как средство изучения культурно-исторического наследия в образовательном процессе

В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников.

Будничный – обычный день, наполненный повседневной работой. Эти дни часто похожи один на другой, и могут быть весёлыми или грустными, радостными или унылыми, удачливыми или тяжёлыми.

Будням всегда противопоставляется праздник – это день наполненный радостью и весельем. Слово «праздник» заимствовано из старославянского языка, и буквально означает « не занятый делами, свободный от работы».

Взрослые и дети в такой день чувствуют эмоциональный подъём, радость, хорошее настроение. Для ребёнка праздник имеет особое значение. Знаменитый русский педагог К.Д.Ушинский отмечал, что для детей праздник означает не то, что для взрослых, - ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем наши годы от одного важного события до другого.

Тусклым и серым было бы детство, если бы исчезли из него все праздники. И здесь нельзя не привести пример академика Ю.Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями, обрядами.

Но праздник – это вовсе не безделье, а деятельность, направленная на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных и культурно-исторических требований. Деятельность в праздничные дни и в момент празднования какого-либо события, сплачивает детей и взрослых, между ними возникает тесное сотрудничество. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках.

Программа праздников составляется таким образом, чтобы в неё можно было внести изменения, обсуждается и утверждается на родительском и педагогическом совете. При этом уточняется день и время проведения праздника, его ведущий, персонажи, расположение детей, сценарий, подразумевающий последовательность детских выступлений.

Важная роль на празднике принадлежит ведущему. Он как бы объединяет детей, создаёт хорошее настроение, быстро ориентируется в ходе праздника.

На первых порах в роли ведущих выступала я, как классный руководитель и 1-2 учащихся. Впоследствии учащиеся сами выбирали ведущего, зная способности своих сверстников, были также и самовыдвиженцы.

Важно, чтобы весь отобранный материал, используемый на празднике, был доступен детям; следует учитывать возможности и способности каждого ребёнка.

При составлении сценария на любую тему нужно обеспечить:

1) яркое торжественное начало каждого праздника;

2) развёртывание сюжета праздника, где отражается основная идея, предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок, игры, песни, пляски, чтение стихов, которые идут по линии увеличения эмоционального подъёма детей.

3) кульминацией является сюрпризный момент, когда вручаются подарки, которые всегда усиливают эмоциональное состояние школьников.

По своей классификации выделены следующие праздники:

а) народные и фольклорные: Встреча птиц (Сороки), Иван Купала, Осенние (русские) и Курбан - Байрам, Навруз, Сомбеля байраме (татарские)

б) государственно – гражданские: Новый год, День защитника Отечества,

День Победы, День знаний;

в) международные: День матери, 8 марта, День защиты детей;

г) православные: Рождество Христово, Пасха, Троица, Святки, Масленица;

д) семейные: День рождения, юбилеи, свадьбы и т.д.

Немаловажную роль в проведении утренников и праздников играют родители. Совместные праздники и связанные с этим переживания детей и взрослых сближают их. Родители узнают способности и возможности своего ребёнка, и в будущем смогут помочь ему стать интересным и активным школьником. В свою очередь дети чувствуют и то, что родители их любят, заботятся о них, интересуются их проблемами, стремятся помочь им.

Объединённое воздействие разных видов искусства усиливает художественное впечатление ребёнка, позволяет ему лучше ощутить атмосферу праздника, его основное направление.

А как же поступить, если в классе есть учащиеся русские и татары? Нельзя забывать и о том, что сейчас много смешанных браков. А тут мы должны соблюдать толерантность. Или отмечать по годам; вначале русские праздники, а потом татарские, но лучше всего отмечать и те и другие праздники вместе, что не только помогает сблизить одноклассников между собой, но и помогает родителям и детям рассказать свои собственные традиции празднования того или иного праздника в их семье. Но кроме национальных и народных праздников, мне не хотелось забывать и о семейных традициях.

Я была немного растеряна, что делать и с чего начать? Совершенно неожиданно мне помог обычный вечер, посвященный Дню пожилого человека (см приложение фото №1). На празднике был музыкальный конкурс, где бабушки и дедушки пели песни молодости, люди русской национальности быстро подхватили песню, но нельзя было обидеть и татар. Тогда я сама пропела татарскую песню моих родителей и бабушки - татарочки меня поддержали. Тогда я поняла, что таланты есть не только среди ребят, но и среди их родителей. Таким образом, первыми помощниками в адаптации учащихся стали бабушки и дедушки. И я еще раз убедилась в правильности моего выбора работы посредством праздников. Чтобы правильно провести праздник, нужно знать и его историю, обычаи, традиции и способы гуляния. Я узнавала из книг, находила видеоматериалы, спрашивала у коллег, слушала ребят и всегда учитывала их мнение по поводу проведения любого мероприятия.

В течение 7 лет мы с классом устраивали семейные праздники, которые помогали нам сплотиться и лучше узнать друг друга. Многие семьи моих учеников и до сих пор дружат и проводят вместе много времени. Остановлюсь подробнее на некоторых праздниках, которые были проведены совместно с родителями. Эти праздники помогли нашему классу сплотиться, стать более дружным и уважительно относится к разным традициям и обычаям, узнать больше о тех праздниках, о которых, казалось бы, мы и так всё знали.

Народные и национальные праздники в школе

Русские праздновали Масленицу с исключительным размахом, всенародно. В это время исполнялись обряды, которые изгоняли зиму и встречали весну. Название праздника появилось позднее. Оно связано с обильным употреблением масляной пищи в праздничные дни. Обязательной едой на масленице были блины. Они являлись как бы основным ее знаком. О масленице пели: «На горах катаемся, блинами объедаемся». Масленичный восторг выражался в пении, плясках, игрищах, обильном угощении. На Масленицу обязательно пекутся блины круглый горячий блин - символ солнца и булочки в форме птиц чаще всего в форме жаворонков, т.к. именно прилет жаворонков свидетельствует о полном наступлении весны в природе. Этими блинами и жаворонками и украшали стол и угощали от души всех гостей.

Мы с учащимися и их родителями устраивали масленицу, где каждый год что - то нового узнавали про этот веселый праздник. Так одним из наиболее любимых ритуалов в масленичные дни был бой за снежный городок. Нашим классом выстраивалась огромная снежная крепость - целый городок, а после празднования Масленицы положено сжигать чучело. 

Науруз. Праздник весны, который проводится с 21 марта. Он празднуется 3 дня. В это день также принято накрывать стол, печь национальные блюда. Учащиеся приносили угощения, составляли сценарий праздника. Здесь они пели татарские песни, танцевали, проводили народные игры. Интересным моментом в празднике стало появление Деда Мороза, который никак не хотел уходить, но тут появляется девочка-весна Науруз-бика и побеждает старого дедушку, и к нам приходит весна. Новшеством для учащихся стало, что прежде у татар Новый год считался с 22 марта.

Еще одним примером общего празднования национальных праздников и русскими и татарами, был праздник Пасха, который называют "праздников праздник и торжество из торжеств". Этот праздник установлен в память воскресения распятого на кресте сына божьего Иисуса Христа. И, несмотря на то, что исторически это „истинно христианский праздник", но многие другие национальности также празднуют его, красят яйца, пекут куличи и угощают ими друг друга. Мы с учащимися не только накрывали свой маленький праздничный стол, но и делали поделки: пасхальные яйца, пекли куличи, писали поздравительные открытки и изучали колядки, пословицы, поговорки.

Кроме праздника весны мы праздновали и осенний праздник Сембеле, праздник урожая. Наши девочки плели венок из колосьев, пели весёлые песни и поздравляли друг друга с хорошим урожаем. Одним из обязательных элементов праздника были поделки из природных материалов, овощей и цветов.

Хорошей традицией татарского народа, а теперь и нашего класса стал праздник «Гусиное перо». …Устроили мастерские по изготовлению масленок, который стал прекрасным подарком для мам, бабушек.

Самым любимым праздником взрослых и детей является также Новый год. К нему мы начинаем готовиться задолго. Мастерим игрушки, гирлянды, готовим подарки, украшаем класс. Недели за две появляются признаки праздничного настроения, рисуют новые плакаты, готовят гирлянды из гофрированной бумаги, отбирают открытки для выставки. К новогодним открыткам большой интерес, их в нашей коллекции более трёхсот. Один раз это открытки со свечами, в другой раз это самые старинные, в следующий год выставляем открытки с русской тройкой. Эта выставка обязательно посещается родными в любой день. Размещение их можно разнообразить - в виде ёлки, снежинки, веером. Интересно составить коллаж из новогодних фотографий.

Семейные праздники - это еще одна прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, развивать и беречь, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Школа даёт знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить ребёнка тем принципам и той морали, которая живет в семье. От воспитания в семье зависит, каким будет ребёнок, став взрослым, какая будет его семья. Не надо жалеть на воспитание ребёнка сил, времени, денег. Это всё только для блага ребёнка, а в этом состоит счастье родителей.

Через праздники и традиции можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя за столом. Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх, пользоваться приборами. Этому я и учила родителей моих учащихся, проводя с ними семейные праздники, на которых собиралась иногда вся семья, устраивалось чаепитие с песнями, задушевными разговорами и поучениями. Бабушки рассказывали о том, как воспитывали их, в какие игры они играли, какие песни пели и как танцевали. Наши девочки с удовольствием перепевали песни своих бабушек, учились у них народным танцевальным движениям, уважительно слушали их наставления.

Еще не так давно при изучении детско-родительских отношений исследовались в основном материнско-детские отношения. В настоящее время роль отца в со­циализации ребенка стала находить все большее признание в мире. Поэтому в своей практике я большое внимание уделяла таким праздникам, как «Праздник отцов» ( «День отца и сына», на которых отцы наравне с учащимися участвовали в конкурсах, мастерили и показывали свое мастерство другим. Так, в 5 классе папы приносили сооруженные ими скворечники, рассказывали о том, как их сделать, а потом вместе со своими детьми отправлялись в лес, чтобы их повесить. В 7 классе папы приходили на классные часы. Они проводили совместные спортивные игры. А в 8-9 классах они рассказывали о своих профессиях, показывали свои рабочие места и помогали организовать экскурсии.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий.

Кроме того, праздники помогают учащимся изучить традиции своего народа, сохранять их особенности. 

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Сейчас, когда девочки и мальчики моего класса уже заканчили школу, их коллектив остается одним из самых дружных, весёлых, без которых не обходится ни одно школьное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_kak_sredstvo_izucheniya_kulturno.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Праздники как средство изучения культурно-исторического наследия в образовательном процессе

В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников.

Будничный – обычный день, наполненный повседневной работой. Эти дни часто похожи один на другой, и могут быть весёлыми или грустными, радостными или унылыми, удачливыми или тяжёлыми.

Будням всегда противопоставляется праздник – это день наполненный радостью и весельем. Слово «праздник» заимствовано из старославянского языка, и буквально означает « не занятый делами, свободный от работы».

Взрослые и дети в такой день чувствуют эмоциональный подъём, радость, хорошее настроение. Для ребёнка праздник имеет особое значение. Знаменитый русский педагог К.Д.Ушинский отмечал, что для детей праздник означает не то, что для взрослых, - ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем наши годы от одного важного события до другого.

Тусклым и серым было бы детство, если бы исчезли из него все праздники. И здесь нельзя не привести пример академика Ю.Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями, обрядами.

Но праздник – это вовсе не безделье, а деятельность, направленная на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных и культурно-исторических требований. Деятельность в праздничные дни и в момент празднования какого-либо события, сплачивает детей и взрослых, между ними возникает тесное сотрудничество. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках.

Программа праздников составляется таким образом, чтобы в неё можно было внести изменения, обсуждается и утверждается на родительском и педагогическом совете. При этом уточняется день и время проведения праздника, его ведущий, персонажи, расположение детей, сценарий, подразумевающий последовательность детских выступлений.

Важная роль на празднике принадлежит ведущему. Он как бы объединяет детей, создаёт хорошее настроение, быстро ориентируется в ходе праздника.

На первых порах в роли ведущих выступала я, как классный руководитель и 1-2 учащихся. Впоследствии учащиеся сами выбирали ведущего, зная способности своих сверстников, были также и самовыдвиженцы.

Важно, чтобы весь отобранный материал, используемый на празднике, был доступен детям; следует учитывать возможности и способности каждого ребёнка.

При составлении сценария на любую тему нужно обеспечить:

1) яркое торжественное начало каждого праздника;

2) развёртывание сюжета праздника, где отражается основная идея, предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок, игры, песни, пляски, чтение стихов, которые идут по линии увеличения эмоционального подъёма детей.

3) кульминацией является сюрпризный момент, когда вручаются подарки, которые всегда усиливают эмоциональное состояние школьников.

По своей классификации выделены следующие праздники:

а) народные и фольклорные: Встреча птиц (Сороки), Иван Купала, Осенние (русские) и Курбан - Байрам, Навруз, Сомбеля байраме (татарские)

б) государственно – гражданские: Новый год, День защитника Отечества,

День Победы, День знаний;

в) международные: День матери, 8 марта, День защиты детей;

г) православные: Рождество Христово, Пасха, Троица, Святки, Масленица;

д) семейные: День рождения, юбилеи, свадьбы и т.д.

Немаловажную роль в проведении утренников и праздников играют родители. Совместные праздники и связанные с этим переживания детей и взрослых сближают их. Родители узнают способности и возможности своего ребёнка, и в будущем смогут помочь ему стать интересным и активным школьником. В свою очередь дети чувствуют и то, что родители их любят, заботятся о них, интересуются их проблемами, стремятся помочь им.

Объединённое воздействие разных видов искусства усиливает художественное впечатление ребёнка, позволяет ему лучше ощутить атмосферу праздника, его основное направление.

А как же поступить, если в классе есть учащиеся русские и татары? Нельзя забывать и о том, что сейчас много смешанных браков. А тут мы должны соблюдать толерантность. Или отмечать по годам; вначале русские праздники, а потом татарские, но лучше всего отмечать и те и другие праздники вместе, что не только помогает сблизить одноклассников между собой, но и помогает родителям и детям рассказать свои собственные традиции празднования того или иного праздника в их семье. Но кроме национальных и народных праздников, мне не хотелось забывать и о семейных традициях.

Я была немного растеряна, что делать и с чего начать? Совершенно неожиданно мне помог обычный вечер, посвященный Дню пожилого человека (см приложение фото №1). На празднике был музыкальный конкурс, где бабушки и дедушки пели песни молодости, люди русской национальности быстро подхватили песню, но нельзя было обидеть и татар. Тогда я сама пропела татарскую песню моих родителей и бабушки - татарочки меня поддержали. Тогда я поняла, что таланты есть не только среди ребят, но и среди их родителей. Таким образом, первыми помощниками в адаптации учащихся стали бабушки и дедушки. И я еще раз убедилась в правильности моего выбора работы посредством праздников. Чтобы правильно провести праздник, нужно знать и его историю, обычаи, традиции и способы гуляния. Я узнавала из книг, находила видеоматериалы, спрашивала у коллег, слушала ребят и всегда учитывала их мнение по поводу проведения любого мероприятия.

В течение 7 лет мы с классом устраивали семейные праздники, которые помогали нам сплотиться и лучше узнать друг друга. Многие семьи моих учеников и до сих пор дружат и проводят вместе много времени. Остановлюсь подробнее на некоторых праздниках, которые были проведены совместно с родителями. Эти праздники помогли нашему классу сплотиться, стать более дружным и уважительно относится к разным традициям и обычаям, узнать больше о тех праздниках, о которых, казалось бы, мы и так всё знали.

Народные и национальные праздники в школе

Русские праздновали Масленицу с исключительным размахом, всенародно. В это время исполнялись обряды, которые изгоняли зиму и встречали весну. Название праздника появилось позднее. Оно связано с обильным употреблением масляной пищи в праздничные дни. Обязательной едой на масленице были блины. Они являлись как бы основным ее знаком. О масленице пели: «На горах катаемся, блинами объедаемся». Масленичный восторг выражался в пении, плясках, игрищах, обильном угощении. На Масленицу обязательно пекутся блины круглый горячий блин - символ солнца и булочки в форме птиц чаще всего в форме жаворонков, т.к. именно прилет жаворонков свидетельствует о полном наступлении весны в природе. Этими блинами и жаворонками и украшали стол и угощали от души всех гостей.

Мы с учащимися и их родителями устраивали масленицу, где каждый год что - то нового узнавали про этот веселый праздник. Так одним из наиболее любимых ритуалов в масленичные дни был бой за снежный городок. Нашим классом выстраивалась огромная снежная крепость - целый городок, а после празднования Масленицы положено сжигать чучело. 

Науруз. Праздник весны, который проводится с 21 марта. Он празднуется 3 дня. В это день также принято накрывать стол, печь национальные блюда. Учащиеся приносили угощения, составляли сценарий праздника. Здесь они пели татарские песни, танцевали, проводили народные игры. Интересным моментом в празднике стало появление Деда Мороза, который никак не хотел уходить, но тут появляется девочка-весна Науруз-бика и побеждает старого дедушку, и к нам приходит весна. Новшеством для учащихся стало, что прежде у татар Новый год считался с 22 марта.

Еще одним примером общего празднования национальных праздников и русскими и татарами, был праздник Пасха, который называют "праздников праздник и торжество из торжеств". Этот праздник установлен в память воскресения распятого на кресте сына божьего Иисуса Христа. И, несмотря на то, что исторически это „истинно христианский праздник", но многие другие национальности также празднуют его, красят яйца, пекут куличи и угощают ими друг друга. Мы с учащимися не только накрывали свой маленький праздничный стол, но и делали поделки: пасхальные яйца, пекли куличи, писали поздравительные открытки и изучали колядки, пословицы, поговорки.

Кроме праздника весны мы праздновали и осенний праздник Сембеле, праздник урожая. Наши девочки плели венок из колосьев, пели весёлые песни и поздравляли друг друга с хорошим урожаем. Одним из обязательных элементов праздника были поделки из природных материалов, овощей и цветов.

Хорошей традицией татарского народа, а теперь и нашего класса стал праздник «Гусиное перо». …Устроили мастерские по изготовлению масленок, который стал прекрасным подарком для мам, бабушек.

Самым любимым праздником взрослых и детей является также Новый год. К нему мы начинаем готовиться задолго. Мастерим игрушки, гирлянды, готовим подарки, украшаем класс. Недели за две появляются признаки праздничного настроения, рисуют новые плакаты, готовят гирлянды из гофрированной бумаги, отбирают открытки для выставки. К новогодним открыткам большой интерес, их в нашей коллекции более трёхсот. Один раз это открытки со свечами, в другой раз это самые старинные, в следующий год выставляем открытки с русской тройкой. Эта выставка обязательно посещается родными в любой день. Размещение их можно разнообразить - в виде ёлки, снежинки, веером. Интересно составить коллаж из новогодних фотографий.

Семейные праздники - это еще одна прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, развивать и беречь, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Школа даёт знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить ребёнка тем принципам и той морали, которая живет в семье. От воспитания в семье зависит, каким будет ребёнок, став взрослым, какая будет его семья. Не надо жалеть на воспитание ребёнка сил, времени, денег. Это всё только для блага ребёнка, а в этом состоит счастье родителей.

Через праздники и традиции можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя за столом. Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх, пользоваться приборами. Этому я и учила родителей моих учащихся, проводя с ними семейные праздники, на которых собиралась иногда вся семья, устраивалось чаепитие с песнями, задушевными разговорами и поучениями. Бабушки рассказывали о том, как воспитывали их, в какие игры они играли, какие песни пели и как танцевали. Наши девочки с удовольствием перепевали песни своих бабушек, учились у них народным танцевальным движениям, уважительно слушали их наставления.

Еще не так давно при изучении детско-родительских отношений исследовались в основном материнско-детские отношения. В настоящее время роль отца в социализации ребенка стала находить все большее признание в мире. Поэтому в своей практике я большое внимание уделяла таким праздникам, как «Праздник отцов» ( «День отца и сына», на которых отцы наравне с учащимися участвовали в конкурсах, мастерили и показывали свое мастерство другим. Так, в 5 классе папы приносили сооруженные ими скворечники, рассказывали о том, как их сделать, а потом вместе со своими детьми отправлялись в лес, чтобы их повесить. В 7 классе папы приходили на классные часы. Они проводили совместные спортивные игры. А в 8-9 классах они рассказывали о своих профессиях, показывали свои рабочие места и помогали организовать экскурсии.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий.

Кроме того, праздники помогают учащимся изучить традиции своего народа, сохранять их особенности. 

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Сейчас, когда девочки и мальчики моего класса уже заканчили школу, их коллектив остается одним из самых дружных, весёлых, без которых не обходится ни одно школьное мероприятие.