Статья ""Литературная гостиная как инструмент, направленный на активизацию творческой деятельности учащихся»"

Пастущина Галина Ивановна

Художественное слово играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном её развитии. Литературные гостиные, сочетающие эстетическую, информативную и воспитательную функцию литературы, отличаются от уроков. Применение такой нетрадиционной формы обучения позволяет значительно расширить поле деятельности педагога. Для участников и гостей такие встречи с литературой становятся трудом и творчеством, приобщением к культурно-нравственным ценностям, идеалам добра и красоты. В таких мероприятиях участвуют все обучающиеся группы, каждый может найти себе роль, возможность для творческого самовыражения. Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_kak_instrument.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

"Литературная гостиная как инструмент, направленный на активизацию творческой деятельности учащихся»

В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка, повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию, происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни.

Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать себя как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета.

«Чтение – вот лучшее учение». Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, потребность в чтении, в книге.

С педагогической точки зрения, такое творческое объединение необходимо школе, так как оно способствует, во-первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит ребят чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.  Проблема чтения находится в зоне особо пристального внимания.

По исследованиям работников библиотек – 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности.

Литературные гостиные – культурный феномен, зародившийся в дворянских салонах XVIII века. С ними связаны история формирования литературного языка, воспитания эстетического вкуса, знакомства с лучшими достижениями литературы и культуры.

Литературная гостиная предполагает живой диалог между гостями и «хозяевами» – ведущими вечера. Ведущие – это яркие ораторы и признанные специалисты – раскрывают, казалось бы, давно знакомый художественный текст с неожиданной стороны. Встречи проходят в исторических интерьерах, которые способствуют созданию особой эмоциональной атмосферы сопричастности эпохе, описываемой в произведении.

Гибкая форма проведения позволяет сделать Литературную гостиную интересной для самой различной аудитории. В XXI веке возрожденные гостиные могут стать центром притяжения для всех, кто стремится взглянуть на шедевры русской литературы с точки зрения современного человека – независимо от возраста, национальности и гражданства.

Художественное слово играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном её развитии. Литературные гостиные, сочетающие эстетическую, информативную и воспитательную функцию литературы, отличаются от уроков. Применение такой нетрадиционной формы обучения позволяет значительно расширить поле деятельности педагога. Для участников и гостей такие встречи с литературой становятся трудом и творчеством, приобщением к культурно-нравственным ценностям, идеалам добра и красоты. В таких мероприятиях участвуют все обучающиеся группы, каждый может найти себе роль, возможность для творческого самовыражения. Где, как не в школе, может человек получить начало эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству. И мы, педагоги дополнительного образования, можем дать достойный, практический ответ на этот вопрос, сделав доброй традицией проведение в школе литературных гостиных.

Литературная гостиная есть специфическая форма досуговой и познавательной деятельности. Основной принцип – осуществление деятельностного подхода к осмыслению литературы, реализация творческих устремлений учащихся, их гуманитарного потенциала.

Привлекательность подобной формы организованного общения  состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя различные формы и атрибуты. Она может быть тематической, мемориальной или жанровой.

Проведение такого рода мероприятий предусматривает большую подготовительную работу. Каждая литературная гостиная сопровождается яркой, красочной презентацией, включающей сразу в содержание и видеоклипы, и фрагменты из фильмов, и музыку, и исполнение мастеров слова.
          Сценическая реализация замысла зависит от типа встречи в «Литературной гостиной». 
          Занятия проходят в библиотеке, оформленном в стиле «гостиной». 
Руководствуемся принципом психологической комфортности для всех присутствующих в гостиной, что создается с помощью атрибутов: свечи, фотографии писателей, музыка, фортепиано, создающие особый душевный комфорт и романтический настрой. 

          Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру: 

  • Сбор гостей в зале (10 минут). 
  • Зажжение свечей.
  • Поэтическое вступление в тему. 
  • Сценическая реализация. 
             

Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися. 
          Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений — художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст — комментарий ведущего) является одной из форм встречи в Литературной гостиной.

Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления. 
          Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Подобная форма дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью. 
          Поэтому основная форма работы по реализации проекта Литературной гостиной — это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка является основой литературной композиции (ее содержание продолжает общую тему).  Работа над ролью требует внимательного чтения, необходимости жить атмосферой этого произведения, что создает возможность личностного восприятия художественного произведения.