«Возрождение Христорождественского храма в с. Саблино, Сасовского муниципального округа». (Выездная экскурсия)
Учебно- воспитательный процесс в школе проходит через воспитание у школьников патриотического воспитания, любви к культурному наследию страны и малой родине. Неотъемлемой частью этого процесса являются мероприятия по краеведению, которые воспитывают патриотов, приобщают к культурному наследию страны. Человек не знающий свои корни, историю, культуру и традиции не может гордиться своим наследием. Изучая страницы истории Алешинского сельского поселения, Сасовского муниципального округа хотелось бы обратить внимание воспитанников на следующее:
- на территории района сохранены памятники православной культуры конца 18-19 веков, среди которых есть уникальные;
- привлечь внимание на возрождение духовного и культурного наследия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_meropriyatiya.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеурочного мероприятия
для учащихся 6-7 классов
«Возрождение Христорождественского храма в с. Саблино, Сасовского муниципального округа». (Выездная экскурсия)
Автор: Сергеева Марина Николаевна,
учитель истории и обществознания,
классный руководитель 7,8 классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Алешинская средняя школа»,
2024 г.
1. Пояснительная записка.
Учебно- воспитательный процесс в школе проходит через воспитание у школьников патриотического воспитания, любви к культурному наследию страны и малой родине. Неотъемлемой частью этого процесса являются мероприятия по краеведению, которые воспитывают патриотов, приобщают к культурному наследию страны. Человек не знающий свои корни, историю, культуру и традиции не может гордиться своим наследием. Изучая страницы истории Алешинского сельского поселения, Сасовского муниципального округа хотелось бы обратить внимание воспитанников на следующее:
- на территории района сохранены памятники православной культуры конца 18-19 веков, среди которых есть уникальные;
- привлечь внимание на возрождение духовного и культурного наследия.
1.1.Тематическое направление
Приобщение к культурному наследию родного края.
1.2. Тема воспитательного мероприятия
«Возрождение Христорождественского храма в с. Саблино». (выездная экскурсия)
1.3 Актуальность и обоснование выбора темы
Я считаю, что не только взрослые, но и дети должны знать о том месте, где они родились, живут, о культурном и природном наследии своей малой родины. В современное время все чаще возрождаются обычаи и традиции прошлого. Актуален вопрос о возрождении духовных памятников культуры малой родины. Поэтому эта тема актуальна, т.к. учащиеся должны знать о культуре народа, о религии, которая передавалась из поколения в поколение.
1.4. Цель
Сохранить в памяти учащихся культурное наследие малой родины через памятники духовных святынь родного края, познакомить с экскурсионно-туристическим маршрутом к святому месту Алешинского муниципального округа, с. Саблино.
1.5 Задачи
- повысить интерес к культурному наследию Алешинского муниципального округа.
- формировать нравственную и эстетическую культуру к духовному наследию;
- формировать коммуникативные компетенции;
- развивавать патриотические чувства и всестороннюю личность.
1.6 Планируемые результаты.
Предметные: углубить представление учащихся об элементах православной культуры; познакомить с устройством православного храма; уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
Личностные: формировать и развивать нравственные и эстетические качества личности, уважительное отношение к истории и культурным ценностям родного села;
Метапредметные: развивать речь учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; развивать познавательный интерес учащихся к истории родного края.
1.7. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Формой проведения мероприятия является выездная экскурсия в «Христорождественский храм» с. Саблино, Алешинского муниципального округа.
Такой вид деятельности воспитательного мероприятия привлекает внимание учащихся, вызывает интерес у ребят к культурному наследию. Некоторая часть экскурсии ведется в виде диалога, в результате которого дети втягиваются в обсуждение, могут высказать свои мысли, поделиться впечатлениями.
Раздел 2. Основная часть.
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Предварительная подготовка начинается с встречи и беседы с протоиреем «Христорождественского храма» Александром. Обсуждается главная цель классного часа для учащихся. Определение места и связи с другими воспитательными занятиями. Проведение предварительного вводного занятия на тему «Храм». Сообщение темы и места проведения экскурсии учащимся. Обсуждение вопросов, которые возможно будут обсуждаться во время экскурсии. Перед экскурсией проведение инструктажа по правилам поведения в храме и технике безопасности во время поездки на школьном автобусе.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.
Кл. рук.: Когда вы идёте по улице, то обычно не обращаете внимания на то, какие стоят дома. Порой мы их не замечаем. Но церкви нельзя не заметить – они привлекают взор своей красотой, великолепием, пышностью! Эти здания всегда были для русского народа спутником.
- Сегодня мы посетим «Христорождественский храм» с.Саблино.
- Давайте вспомним правила поведения в Храме? (Ответы уч-ся)
- Существует много разных правил поведения в общественных местах, но в храме люди должны вести себя особенно. Почему? (Храм – это святое место, в котором нужно вести себя спокойно, благоразумно. Есть также требования и к внешнему виду. Одежда не должна быть вызывающей. Мальчики при входе должны снять головные уборы, а девочки, наоборот, должны иметь головной убор. К священнослужителю обращаться «батюшка»).
У входа в храм беседа учащихся с классным руководителем:
- Скажите, а когда человек обращается к Богу? (Ответы уч-ся).
- Что подталкивает человека идти в Храм? (Ответы уч-ся)
- Какие заповеди вы знаете? («Почитай отца твоего и мать». «Не кради». «Не произноси ложного свидетельства». «Будьте милосердны». «Мир имейте между собою». «Не завидуй». «Не сотвори себе кумира». «Не осуждай другого». «Всякому, просящему у тебя, давай». «Береги честь смолоду»).
- Заповеди – это основные законы нравственности, по которым мы должны с вами жить и их надо помнить. Люди ходят в храм. И там находят утешение.
- А какие храмы есть в нашем районе? (Ответы уч-ся).
(Встреча и знакомство учащихся с протоиереем Александром Косовым и экскурсия по храму и прилегающей территории.)
У входа в храм вступительная лекция протоиерея Александра Косова:
Слово о храме «Рождества Христова»
- В конце XIX века в селе Саблино существовала деревянная церковь. Но в 1896 году начинается строительство нового каменного храма во имя Рождества Богородицы. Построен он была на средства пожертвований и благодаря стараниям священника Никиты Смирнова (Его захоронение находится на территории храма). При храме существовала местная церковно-приходская школа и библиотека. Но когда к власти пришли большевики, то церковь была разорена. Все церковное имущество было разграблено и уничтожено. Постепенно и разрушился храм. И только в начале 21 века начинается постепенное восстановление храма. 2009 году был изготовлен и доставлен в храм основной купол. В настоящее время церковь Рождества Христова - это светлый, пятиглавый храм, состоящий из двух престолов. Главный престол оформлен в часть Рождества Христова, придельный - в честь Покрова Божией Матери. В Храме присутствует русско-византийский стиль.
(Далее дети входят в храм).
Протоиерей: А кто знает, что такое паперть? (Ответы уч-ся). (Паперть – это крыльцо, площадка перед входом в церковь).
Открываем дверь и входим в храм.
- Сейчас мы находимся в притворе. Здесь раньше могли стоять те, кто готовился к крещению и кающиеся. После притвора мы заходим в Храм.
В основной части Храма прихожане собираются на церковное богослужение. Здесь много икон, свечи. Слева у входа вы видите канунник. Здесь прихожане ставят свечи, служатся панихиды за упокой. В центре находится столик с иконой праздника.
Далее рассказ протоиерея Александра Косова рассказывает о некоторых иконах, которые находятся в храме например «Икона Василия Рязанского», «Икона Св. Троицы» и др.
- Далее перед вами стена из икон. Это иконостас. Мы видим здесь три ряда икон. (Каждый ряд имеет свое название).
В центре иконостаса – двери – Царские врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.). За иконостасом находится алтарь.
-Что такое алтарь? (Ответы уч-ся: алтарь – это священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре - Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви-Евхаристия).
Кл. рук.: Храм наполняет жизнь людей высшим смыслом. Благодаря храму человеческий путь не заканчивается. Сверкающий на солнце позолотой крест на храме напоминает нам о вечности…
(Благодарственные слова учащихся за экскурсию по храму протоиерею Александру)
Кл. рук: - Наша экскурсия по Храму подошла к концу и завершить её хотелось бы такими словами
Ученик:
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.
По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага,
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо